Мотивированное решение составлено 30 июля 2019 года ___________________
Дело № 2- 797/2019
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
25 июля 2019 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,
при секретаре Шаганц А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тутаевского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Чебаковского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области о возложении обязанности привести состояние дороги в соответствии с нормативными требованиями,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» :
Тутаевский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковыми требованиями и просил возложить обязанность на Администрацию Чебаковского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области:
- привести дороги по ул. Центральной и ул. Зеленой д. Кирилловское Тутаевского муниципального района в соответствие с нормативными требованиями, а именно: устранить колейности и неровности, а также обеспечить поверхностный водоотвод, организовав водоотводные канавы (кювета) на всем протяжении дорог;
- привести дорогу по ул. Зеленой д. Кирилловское Тутаевского муниципального района в соответствии с нормативными требованиями, а именно ликвидировать древесно-кустарниковую растительность, ограничивающую боковую и встречную видимость.
Требования мотивированы тем, что по результатам проверки содержания данных автомобильных дорог в населенном пункте сельского поселения выявлено несоответствие нормативным требованиям, предъявляемым к дорогам общего пользования.
Доводы требований прокурора связаны с обязанностью органов местного самоуправления муниципального поселения осуществления дорожной деятельности в области использования автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта, осуществлению муниципального контроля за сохранностью указанных автодорог, обеспечению безопасности дорожного движения.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор Серенко Е.А. исковые требования и доводы, изложенные в иске, поддержала в полном объеме, пояснила, что недостатки дорог устраняются, проводится процедура заключения муниципального контракта, просила установить срок для исполнения обязанности до 01.09.2019 года.
Ответчик, Администрация Чебаковского сельского поселения ТМР, просил рассмотреть дело в отсутствии представителей. В отзыве на иск сообщил, что проводится процедура заключения муниципального контракта.
Представитель третьего лица, РћР“РБДД Тутаевского РњРћ РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё, РІ судебное заседание РЅРµ явился, извещен.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что требования прокурора подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу ст.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» его задачами являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
На основании ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно положениям данного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, при этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ч. 4 ст. 6).
Согласно п.5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно актам Р“РБДД РѕС‚ 09.04.2019 РіРѕРґР° СЃ фотоматериалами РїСЂРё обследовании автодорог улиц Центральной Рё Зеленой Рґ. Кирилловское обнаружены недостатки РІ РІРёРґРµ колейности Рё неровности, отсутствия водоотвода Рё водоотводных канав (кюветов) РЅР° всем протяжении РґРѕСЂРѕРі; Р° также РЅР° СѓР». Зеленой имеется древесно-кустарниковая растительность, ограничивающая Р±РѕРєРѕРІСѓСЋ Рё встречную видимость.
В соответствии с п. 6 ст. 3 и ст. 17 данного Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
РР· положений СЃС‚. 12 Федерального закона «О безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения» следует, что ремонт Рё содержание РґРѕСЂРѕРі РЅР° территории Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации должно обеспечивать безопасность РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения. Состояние РґРѕСЂРѕРі должно соответствовать техническим регламентам Рё РґСЂСѓРіРёРј нормативным документам, относящимся Рє обеспечению безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, Рё удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований РґРѕСЂРѕРі, проводимых СЃ участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность РїРѕ обеспечению соответствия состояния РґРѕСЂРѕРі РїСЂРё РёС… содержании установленным техническим регламентам Рё РґСЂСѓРіРёРј нормативным документам возлагается РЅР° лица, осуществляющие содержание автомобильных РґРѕСЂРѕРі.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является именно Администрация Чебаковского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области.
В соответствии с пп. "з" п. 2 ч. 6 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 года №402, работы по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части автомобильных дорог со щебеночным, гравийным или грунтовым покрытием без добавления новых материалов входят в состав работ по содержанию автомобильных дорог.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, установлены государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 N 221), в соответствии с п. 3 которого проезжая часть дорог и улиц, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Пунктом 3.1.1 ГОСТ Р50597-93 предусмотрено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В силу ст.21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
Суд считает, что ненадлежащее содержание спорной автомобильной дороги создает помехи дорожному движению, существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении обязанности по устранению недостатков дороги подлежат удовлетворению.
При вынесении решения суд также учитывает, что Администрацией Чебаковского сельского поселения ТМРЯО до настоящего времени недостатки дорожного покрытия не устранены, имеются основания для возложения данной обязанности на ответчика судом в установленный срок с учетом принятых мер по заключению муниципального контракта.
Суд, с учетом ст. 204 ГПК РФ, определяет порядок исполнения судебного решения путем приведения дороги в определенный срок. Суд возлагает обязанность устранить указанные недостатки в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу с учетом разумности и сезонности выполнения данных работ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196-198, 233-235 ГПК РФ, суд
СЂ Рµ С€ Рё Р» :
Рсковые требования Тутаевского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию Чебаковского сельского поселения Тутаевского муниципального района Ярославской области в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:
- привести дороги по ул. Центральной и ул. Зеленой д. Кирилловское Тутаевского муниципального района в соответствие с нормативными требованиями, а именно: устранить колейности и неровности, а также обеспечить поверхностный водоотвод, организовав водоотводные канавы (кювета) на всем протяжении дорог;
- привести дорогу по ул. Зеленой д. Кирилловское Тутаевского муниципального района в соответствии с нормативными требованиями, а именно ликвидировать древесно-кустарниковую растительность, ограничивающую боковую и встречную видимость.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Тутаевский городской суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Ларионова Т.Ю.