Дело № 2-777/2023
УИД: 91RS0007-01-2023-000789-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июля 2023 года | г. Белогорск |
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - Лобунской Т.А.,
при секретаре - Зинединовой Г.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г. Белогорске гражданское дело по исковому заявлению заместителя Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО2, третье лицо: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, об устранении нарушений природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к Индивидуальному предпринимателю ФИО2, третье лицо: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, об устранении нарушений природоохранного законодательства, в котором просит суд обязать ИП ФИО2 (ИНН №) в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить надлежащее хранение отходов (побочных продуктов животноводства) общей площадью 686,4 кв.м., размещенных на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый №) в специально оборудованных сооружениях, местах, предназначенных для хранения, либо путем очистки и их вывоза.
Исковые требования мотивируют тем, что Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой по заданию прокуратуры Республики Крым проведена проверка деятельности индивидуального предпринимателя ФИО2, в ходе которой установлены нарушения федерального законодательства при обращении с побочными продуктами животноводства. ИП ФИО2 осуществлено несанкционированное складирование отходов- навоз свиней свежий и навоз свиней перепревший не в специального оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на рельефе местности (почве) общей площадью 686,4 кв.м. на территории земельного участка, кадастровый №. Указанные нарушения создают условия для беспрепятственного и неконтролируемого доступа к размещению побочных продуктов животноводства (отходов), взаимодействие с которыми может привести к возникновению и распространению инфекций, опасных для человека и животных, а также чрезвычайных ситуаций, то есть нарушают права неопределенного круга лиц. Также, в связи с выявленными нарушениями природоохранной прокуратурой в адрес ИП ФИО2 ранее вносились представление, которое рассмотрено и удовлетворено. При этом, меры, направленные на полное устранение нарушений не приняты. Постановлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о назначении административного наказания ИП ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде предупреждения.
В судебном заседании помощник Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора Республики Крым Тютюнник Д.С. исковое заявление поддержал в полном объеме, настаивал на его удовлетворении.
Иные участники судебного разбирательства в судебное заседание не явились, судебная корреспонденция направлялась в установленном законом порядке, причины неявки суду неизвестны.
Информация о рассмотрении искового заявления в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Белогорского районного суда Республики Крым в сети «Интернет» (http//belogorskiy.krm.sudrf.ru).
В соответствии со статьей 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле извещаются заказным письмом с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
Органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела.
Учитывая надлежащее извещение сторон, отсутствие ходатайства об отложении рассмотрения дела, а также учитывая необязательность явки сторон, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданского дела, в соответствии ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения сторон, исследовав и оценив письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно Выписке из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является индивидуальным предпринимателем ОГРНИП №, в сведениях об основных видах деятельности указан ОКВЭД 46.32.1 Торговля оптовая мясом и мясом птицы, включая субпродукты. Сведения о дополнительных видах деятельности: 39.11 – Сбор неопасных отходов; 38.12- Сбор опасных отходов; 38.21 – Обработка и утилизация неопасных отходов; 38.22 – Обработка и утилизация опасных отходов; 38.32- Утилизация отсортированных материалов и иные.
В соответствии с письмом Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ принято участие в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой, по вопросам соблюдения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, требований земельного законодательства в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2
В результате проверки выявлены нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, требований земельного законодательства, а именно: нарушения норм статей 51, 69.2, 73 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 13.4, пунктов 1, 2 статьи 14, пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 19, статей 22, 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28 ноября 2019 года №811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий».
Ответственность за совершение указанных нарушений предусмотрена частями 9, 10 статьи 8.2., частями 1, 3 статьи 8.2.3, частью 2 статьи 8.6., статьями 8.1., 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 8-9).
Согласно Справке об участии в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой, по вопросам соблюдения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, требований земельного законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО2, составленной заведующим сектором государственного контроля (надзора) г. Белогорска и Белогорского района управления государственного контроля (надзора) Центрально- Крымского региона- страшим государственным инспектором Республики Крым ФИО7, в ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ИП ФИО2 осуществляет деятельность на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном на территории Зуйского сельского поселения Белогорского района Республики Крым.
Согласно данным публичной кадастровой карты Российской Федерации категория земель земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – сельскохозяйственное использование, форма собственности – частная собственность, площадь земельного участка составляет 20 342 кв.м.
При проведении обследования земельного участка, а также прилегающей к нему территории установлено, что на огороженном по периметру капитальным бетонным забором земельном участке находится комплекс капитальных строений, используемых для убоя крупного рогатого скота.
В результате обследования земельного участка в его северо-восточной части (географические координаты №?) установлен факт нарушения требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, выполнения требований земельного законодательства в части несанкционированного складирования отходов животноводства (навоза крупного рогатого скота свежего, навоза крупного рогатого скота перепревшего) не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на рельефе местности почве, на площади 686,4 кв.м.
Вышеуказанный факт несанкционированного складирования отходов животноводства не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения на земельном участке, подтверждается материалами фотофиксации.
В ходе проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ специалистом Государственного автономного учреждения Республики Крым «Центр лабораторного анализа и технических измерений» был произведен отбор почв на земельном участке с целью определения его плодородия (наличия гумуса), содержания в нем предельно допустимых концентраций химических веществ, а также проб отходов животноводства, размещенных на земельном участке, с целью определения их класса опасности по степени воздействия на окружающую среду.
Документально подтвердить класс опасности отходов производства и потребления по степени воздействия на окружающую среду, размещенных не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, на земельном участке, а также факты порчи земель земельного участка ввиду несанкционированного складирования отходов производства и потребления будет возможным после получения от ГАУ РК «ЦЛАТИ» результатов лабораторных исследований проб отходов производства и потребления, проб почв, отобранных ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке (результаты лабораторных исследований будут направлены в адрес Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры по мере их поступления в Министерство из ГАУ РК «ЦЛАТИ»).
Несанкционированное складирование отходов животноводства не в специально оборудованных сооружениях, предназначенных для их размещения, является грубым нарушением требований статьи 51 Закона №7-ФЗ, статьи 13.4 Закона №89-ФЗ, статей 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
Ответственность за совершение вышеуказанных правонарушений предусмотрена ч. 1, 3 ст. 8.2.3, ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также в ходе проверки установлено, что у ИП ФИО2 отсутствуют паспорта отходов I-ШМ классов опасности, а также материалы, подтверждающие отнесение отходов I-М классов опасности к конкретному классу опасности, факт образования которых в процессе осуществления хозяйственной деятельности ИП ФИО2 установлен в ходе проведения проверки – навоза крупного рогатого скота перепревшего (код ФККО 1 12 110 02 29 5, V класс опасности), навоза крупного рогатого скота свежего (код ФККО 1 12 110 01 33 4, IV класс опасности).
Указанное деяние (бездействие) является нарушением норм пунктов 1,2 ст. 14 Закона №89-ФЗ.
Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена ч. 9 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что ИП ФИО2 не ведется и не обобщается учет образовавшихся, утилизированных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Данный факт является нарушением требований п. 1 ст. 19 Закона №89-ФЗ.
Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена ч. 10 ст. 8.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе обследования земельного участка, проведенного ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в северной части земельного участка расположен крематор дизельной марки КД-300, предназначенный для сжигания биологических отходов, оборудованной дымоотводной трубой диаметром 160 мм, высотой 5 м.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что ИП ФИО2 проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не разрабатывался, инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не проводилась.
Не проведение ИП ФИО2 инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, не разработка проекта предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является нарушением требований статей 20, 30 Закона №96-ФЗ.
Также в ходе проведения проверки установлено, что в нарушение норм статьи 73 Закона №7-ФЗ у ИП ФИО2 отсутствует свидетельство о прохождении профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности лицами, ответственными за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может отказать негативное воздействие на окружающую среду.
Ответственность за вышеуказанное правонарушение предусмотрена ст. 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе проверки также установлено, что в нарушение п. 3 ст. 19 Закона №96-ФЗ, Приказа №811у ИП ФИО2 не разработаны, не утверждены и не согласованы с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора (с Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым), мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период НМУ на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Ответственность за вышеуказанные правонарушения предусмотрена ст. 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО2 заявка о постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду Источника выбросов, расположенного на земельном участке, в соответствии с данными реестра программно- технического обеспечения учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, не подавалась.
Данный факт является нарушением требований ст. 69.2 Закона №7-ФЗ.
Ответственность за вышеуказанное правонарушение предусмотрена ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Других нарушений требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, выполнения требований земельного законодательства, охраны атмосферного воздуха в результате участия в проверке, проводимой Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой в отношении ИП ФИО2 не установлено (л.д. 10-23).
ДД.ММ.ГГГГ Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес ИП ФИО2 направлено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства исх. №Прдр№ согласно которого заместитель Симферопольского межрайонного природоохранного прокуратура ФИО8 требует принять в течение месяца со дня внесения представления конкретные меры по устранению допущенных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих (л.д. 24-28).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры поступило письмо ИП ФИО2, от ДД.ММ.ГГГГ №б/н, согласно которому в целях устранения нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации, указанных в представлении Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры №Прдр№ от ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО2 проведена организационная работа по заключению Договоров на оказание услуг, направленная на соблюдение природоохранного законодательства, в именно:
- заключен Договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «АТОН- ЭКОНБЕЗОПАСНОСТЬ и ОХРАНА ТРУДА» на оказание платных образовательных услуг по прохождению профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности по программам;
- заключен Договор № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «АТОН- ЭКОНБЕЗОПАСНОСТЬ и ОХРАНА ТРУДА» на оказание услуг по разработке «Паспортов безопасности отходов), который включает в себя следующие услуги: определение компостного состава отходов в аккредитованной испытательной лаборатории; подготовка материалов обоснования отнесения отходов к классу опасности для окружающей природной среды; оформление «Паспортов опасности отходов» (1-4 класс);
- обеспечено место сбора, хранения и биотермического обезвреживания навоза, в том силе закуплены емкости, используемые для перемещения биологических отходов.
Кроме того ИП ФИО2 готовится проект документов для предоставления в компетентные органы с целью постановки на государственный учет крематора, как объект оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
Относительно вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, сообщает, что у ИП ФИО2 отсутствуют наемные работники в должностные обязанности которых входит соблюдение требований в области охраны окружающей среды, ввиду чего не предоставляется возможным привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности (л.д. 29-45).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением И.о. Симферопольского межрайонного природоохранного прокуратура ФИО8 возбуждено в отношении ИП ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – неисполнение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов жизнедеятельности (л.д. 46-49).
Копия указанного постановления получена представителем по доверенности ФИО9, действующим в интересах ИП ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. В графе «Объяснения представителя ИП ФИО2» указано «Согласны. Нарушение устранено», что подтверждается личной подписью представителя (л.д. 50).
ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым о назначении административного наказания № индивидуальный предприниматель ФИО2 признана виновной в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования в области охраны собственности, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившееся в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов жизнедеятельности и назначено наказание в виде предупреждения.
С постановлением ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ представитель по доверенности ФИО9, действующий в интересах ИП ФИО2, о чем свидетельствует личная подпись (л.д. 51-55).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
В силу ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Согласно ч. 1 ст. 2.1. Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» ветеринарные правила (правила в области ветеринарии) являются нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные для исполнения физическими лицами и юридическими лицами требования при осуществлении профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий, в том числе при оформлении ветеринарных сопроводительных документов, назначении и проведении ветеринарно-санитарной экспертизы, осуществлении мероприятий по обеспечению ветеринарной безопасности в отношении уловов водных биологических ресурсов и произведенной из них продукции, обороте и убое животных, производстве, перемещении, хранении, переработке, утилизации биологических отходов (трупов животных и птиц, абортированных и мертворожденных плодов, ветеринарных конфискатов, других отходов, непригодных в пищу людям и на корм животным), к характеру, форме, содержанию и предоставлению информации по этим видам деятельности, а также определяют права и обязанности органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, подведомственных им организаций в указанной в настоящей статье сфере деятельности.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, сооружений и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, необходимо предусматривать места (площадки) накопления таких отходов в соответствии с установленными федеральными нормами и правилами и иными требованиями в области обращения с отходами (ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
В силу пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
При накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка) (п. 220 СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 2.1. Временных правил охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации, утвержденных Минприроды Российской Федерации 15 июля 1994 года Природопользователь обязан обеспечивать условия, при которых отходы не оказывают вредного воздействия на состояние окружающей среды и здоровье людей при необходимости временного накопления произведенных отходов на промышленной площадке (до момента использования отходов в последующем технологическом цикле или направления на объект для размещения).
Побочными продуктами животноводства являются вещества, образуемые при содержании сельскохозяйственных животных, включая навоз, помет, подстилку, стоки, и используемые в сельскохозяйственном производстве (ст. 2 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В силу ч. 1 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Судом установлено, что ИП ФИО2 допущены нарушения требований федерального законодательства при обращении с отходами в результате хранения необработанных, непереработанных побочных продуктов животноводства вне специально оборудованных сооружений и (или) мест, предназначенных для хранения и (или) обработки, переработки побочных продуктов животноводства, в том числе навозохранилищ, пометохранилищ.
В силу положений частей 1 - 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
С учетом того, что в силу статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации одним из основных принципов судебного разбирательства является его непосредственность, решение может быть основано только на тех доказательствах, которые были исследованы судом первой инстанции в судебном заседании.
В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает лицам, участвующим в деле, содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел
Из части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации следует, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в соответствии с требованиями, определенными ст. 56, 59, 60, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу, что изложенные доводы истца обоснованы, основаны на представленных в материалах дела доказательствах, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из вышеприведенных положений закона в их системном толковании применительно к данному правоотношению, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными и обоснованными, в связи, с чем подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,-
РЕШИЛ:
исковое заявление заместителя Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц к Индивидуальному предпринимателю ФИО2, третье лицо: Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, об устранении нарушений природоохранного законодательства – удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН №) в течение двух месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить надлежащее хранение отходов (побочных продуктов животноводства) общей площадью 686,4 кв.м., размещенных на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый №) в специально оборудованных сооружениях, местах, предназначенных для хранения, либо путем очистки и их вывоза.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 21 июля 2023 года.