Судья Крысина З.В. № 2-3304/2019
Докладчик Адушкина И.В. Дело № 33-417/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:
председательствующего Старинновой Л.Д.,
судей Адушкиной И.В., Смелковой Г.Ф.,
при секретаре Лебедевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 марта 2020 г. в г. Саранске Республики Мордовия гражданское дело по иску Семушева Е.Я. к Министерству внутренних дел по Республики Мордовия о признании решения об отказе в назначении и выплате единовременного пособия незаконным, возложении обязанности назначить и выплатить единовременное пособие в связи с увечьем и иным повреждением здоровья, связанным с выполнением служебных обязанностей, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, по апелляционной жалобе Семушева Е.Я. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2019 г.
Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
установила:
Семушев Е.Я. обратился в суд с вышеназванным иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия (далее – МВД по Республике Мордовия).
В обоснование требований указал, что в период с 1998 года по 2019 год он проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, приказом УМВД России по городскому округу Саранск от 2 июля 2019 г. <№> уволен с должности помощника оперативного дежурного дежурной части отделения полиции № 4 (по обслуживанию Пролетарского района) УВМД России по городскому округу Саранск, с 5 июля 2019 г. Основанием к увольнению явилось свидетельство о болезни <№>, выданное ВВК ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Республике Мордовия» от 24 мая 2019 г. (по пункту 8 части 2 статьи 82 (по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе). Заключением от 24 мая 2018г. ему установлена группа предназначения «В-ограниченно годен к службе в органах внутренних дел по 4-й группе предназначения». По данной группе предназначения ему какие-либо должности к замещению не предлагались. На дату увольнения ему присвоено специальное звание прапорщик полиции. <дата> во время теракта в <адрес> он получил минно-взрывную травму: <данные изъяты> - «военную травму». В удовлетворении его заявления по рассмотрению документов на выплату единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм в возмещение вреда комиссией МВД по Республике Мордовия было отказано на основании решения от 17 июля 2019 г.
С учетом уточнения исковых требований Семушев Е.Я. просил суд признать незаконным решение комиссии МВД по Республике Мордовия по рассмотрению документов на выплату единовременных пособий, ежемесячной денежной компенсации и сумм в возмещение вреда от 17 июля 2019 г. в части отказа ему в назначении и выплате единовременно пособия, обязать МВД по Республике Мордовия назначить и выплатить ему в связи с увечьем и иным повреждением здоровья, связанным с выполнением служебных обязанностей, исключающим возможность дальнейшего прохождения службы в полиции единовременное пособие в размере 2 000 000 рублей.
Определением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 21 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городскому округу Саранск.
Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2019 г. исковые требования Семушева Е.Я. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец Семушев Е.Я. просил решение суда отменить ввиду нарушения норм материального и процессуального права, не применения закона, подлежащего применению, неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела; просил принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. Указал, что судом не применены нормативные правовые акты, регламентирующие документы, подлежащие применению; не принято во внимание, что комиссия при рассмотрении его заявления, не учла его заболевания, приобретенные в период прохождения службы в органах внутренних дел и военную травму, полученную при исполнении служебных обязанностей; не учтено, что ввиду отсутствия должностей по 4-й группе предназначения и с учетом его образования, квалификации, ему не предлагались какие-либо должности к замещению, в связи с чем были подготовлены документы для процедуры его увольнения из органов внутренних дел по состоянию здоровья. Однако невозможность его дальнейшего прохождения службы связана не только с заболеванием, но и с военной травмой, в связи с последствиями которой он признан ограниченно годным к службе. По этим основаниям он имеет право на получение единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью.
Старший помощник прокурора прокуратуры Ленинского района г. Саранска Мещерякова И.М. представила возражения на апелляционную жалобу истца, указав, что она не подлежит удовлетворению; считала решение суда законным и обоснованным, соответствующим фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
В судебное заседание представитель ответчика МВД по Республике Мордовия не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представил и отложить разбирательство дела суд не просил.
На основании части третьей статьи 167 и части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанного лица.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения истца Семушева Е.Я., его представителя Елисеевой Т.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя третьего лица Управления МВД РФ по городскому округу Саранск Иваницкой А.Б. об оставлении решения суда без изменения, заключение прокурора Умновой Е.В., просившей об оставлении решения суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено и это следует из материалов дела, что Семушев Е.Я. с 1998 года по 2019 год проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, последняя замещаемая должность - помощник оперативного дежурного дежурной части Отдела полиции №4 УМВД России по городскому округу Саранск.
Согласно заключению от 18 мая 2016 г., утвержденному начальником УМВД России по городскому округу Саранск, 15 февраля 2016 г. прапорщиком полиции Семушевым Е.Я. - помощником оперативного дежурного дежурной части отдела полиции №4 (по обслуживанию Пролетарского района) УМВД России по городскому округу Саранск получена травма «<данные изъяты>», что положено считать полученной в период прохождения службы в органах внутренних дел, при выполнении служебных обязанностей.
24 мая 2019 г. Семушев Е.Я. был освидетельствован Военно-врачебной комиссией ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия», по результатам которого принято следующее заключение: диагноз и причинная связь увечий/ранений, травм, контузий/заболеваний: <данные изъяты>. Заболевание получено в период военной службы, В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел. Степень ограничения - 4. Последствия <данные изъяты>. Военная травма, В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел. Степень ограничения - 3.
Согласно итоговой справке ФКУЗ «МСЧ МВД по Республике Мордовия» <№> от 24 мая 2019 г. Семушеву Е.Я. установлена категория годности к службе В - ограниченно годен к службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Степень ограничения - 4. Годен к службе в должности 4 группы предназначения.
24 июня 2019 г. Семушев Е.Я. обратился к начальнику УМВД России по городскому округу Саранск с рапортом об увольнении со службы в органах внутренних дел по пункту 8 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе), с 5 июля 2019 г.
Письмом <№> от 28 июня 2019 г. за подписью начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Мордовия в адрес начальника УМВД России по городскому округу Саранск был направлен список вакантных должностей в МВД по Республике Мордовия, федеральных казенных учреждениях, подчиненных МВД, и его территориальных органах МВД России на районном уровне по состоянию на 27 июня 2019 г.
Согласно списку вакантных должностей по состоянию на 27 июня 2019 г. имелись вакансии с предельным званием «прапорщик» - в отделе «автохозяйство» младший специалист (по обеспечению), водитель-сотрудник.
Из письма начальника ФКУЗ «МСЧ МВД по РМ» от 14 июня 2019 г. <№> адресованного начальнику УМВД России по городскому округу Саранск, следует, что в соответствии с п. 3.3 дополнительных требований к состоянию здоровья (приложение №1 к приказу МВД России от 2 апреля 2018 г. <№>), прапорщик полиции Семушев Е.Я. не может быть признан годным к службе в должности водителя сотрудника группы тылового обеспечения (4 группа предназначения).
В соответствии с перечнем должностей младшего начальствующего состава и соответствующих им предельных званий в территориальных органах МВД Российской Федерации, являющемся Приложением №23 к приказу №333 от 30 апреля 2011г. «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России», должности помощник оперативного дежурного, младший специалист по обеспечению относятся к одной группе должностей со специальным званием «старшина полиции».
2 июля 2019 г. Семушев Е.Я. ознакомился со списком вакантных должностей по состоянию на 27 июня 2019 г., о чем собственноручно расписался, от указанных в списке должностей отказался.
Согласно заключению от 2 июля 2019 г. о невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел, в период с 1 июня по 2 июля 2019 г. в УМВД России по городскому округу Саранск равнозначные и нижестоящие вакантные должности замещаемой прапорщиком полиции Семушевым Е.Я. по 4 группе предназначения отсутствуют.
Приказом УМВД России по городскому округу Саранск <№> от 2 июля 2019 г. с истцом расторгнут контракт и он уволен со службы в органах внутренних дел (по состоянию здоровья – на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах внутренних дел и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе). Основание: рапорт Семушева Е.Я. от 24 июня 2019 г., представление к увольнению, свидетельство о болезни <№>, выданное ВВК ФКУЗ «Медико-санитарная часть МВД Российской Федерации по Республике Мордовия» 24 мая 2019 г. (л.д.74).
8 июля 2019 г. Семушев Е.Я. обратился в комиссию МВД по Республике Мордовия по выплате единовременного пособия, ежемесячной денежной компенсации и сумм возмещения вреда с заявлением о выплате единовременно пособия, предусмотренного Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и Приказом МВД Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 590 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам».
Рассмотрев вопрос о выплате Семушеву Е.Я. единовременного пособия в связи с заболеванием, полученным в период военной службы, комиссия МВД по Республике Мордовия приняло решение об отказе в назначении и выплате единовременного пособия на основании части 5 статьи 43 Федерального закона «О полиции».
В качестве основания отказа указано, что полученные истцом повреждения в формулировке «военная травма» не исключали возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что у истца отсутствует право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 5 статьи 43 Федерального закона «О полиции».
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные отношения.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (по тексту - Федеральный закон «О полиции») полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений названного федерального закона (часть 1 статьи 34 Федерального закона «О полиции»).
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», Федеральным законом от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ).
Пунктом 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. №342-ФЗ предусмотрено, что контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел.
В статье 43 Федерального закона «О полиции» предусмотрены страховые гарантии сотруднику полиции и выплаты в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей.
В соответствии с частью 5 статьи 43 Федерального закона «О полиции» при получении сотрудником полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему выплачивается единовременное пособие в размере двух миллионов рублей.
В силу части 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции» при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер ежемесячной денежной компенсации исчисляется исходя из размера оклада месячного денежного содержания и размера ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), принимаемых для исчисления пенсий, с применением следующих коэффициентов: в отношении инвалида I группы - 1; в отношении инвалида II группы - 0,5; в отношении инвалида III группы - 0,3.
Таким образом, действующим законодательством выплата единовременного пособия при увольнении предусмотрена для сотрудников органов внутренних дел только в случае получения сотрудником в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы.
Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, определен Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. № 590 (далее - Инструкция).
Пунктом 22 Инструкции предусмотрено, что для решения вопроса о выплате единовременного пособия в случае повреждения здоровья сотрудника в постоянно действующую комиссию по вопросам выплат представляются соответствующие документы, в том числе копия заключения Центральной военно-врачебной комиссии (военно-врачебной комиссии) о категории годности к службе в органах внутренних дел Российской Федерации сотрудника, получившего увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, приведшее к расторжению контракта и увольнению сотрудника, с указанием причинной связи увечья или иного повреждения здоровья в формулировке «военная травма».
Из содержания приведенных правовых норм в их системной взаимосвязи следует, что в случае увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел по пункту 1 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ (в связи с болезнью - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел) право такого сотрудника на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 5 статьи 43 Федерального закона «О полиции», и ежемесячной денежной компенсации в счет возмещения вреда здоровью, предусмотренной частью 6 статьи 43 Федерального закона «О полиции», возникает при наличии определенных законом обязательных условий, к которым относятся получение сотрудником органов внутренних дел увечья или иного повреждения здоровья в связи с выполнением своих служебных обязанностей в формулировке «военная травма» и невозможность продолжения сотрудником службы в органах внутренних дел по указанной причине.
Между тем, в свидетельстве о болезни <№> от 24 мая 2019 г., составленном военно-врачебной комиссией ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Мордовия» по результатам обследования Семушева Е.Я., сделан вывод о том, что «заболевание получено в период военной службы» (л.д. 7).
При этом на момент увольнения Семушева Е.Я. из органов внутренних дел причинная связь телесного повреждения в формулировке «военная травма» как обязательное условие в силу приведенного выше правового регулирования для назначения и выплаты единовременного пособия и ежемесячной денежной компенсации военно-врачебной комиссией не была установлена, тогда как право устанавливать причинную связь полученного сотрудником органов внутренних дел увечья с формулировкой «военная травма» принадлежит исключительно военно-врачебной комиссии.
Заключение, вынесенное военно-врачебной комиссией в отношении гражданина, может быть обжаловано им согласно пункту 8 Положения о военно-врачебной экспертизе в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
Однако свидетельство военно-врачебной комиссии <№> от 24 мая 2019 г. не было оспорено и отменено в установленном законом порядке.
Кроме того, следует иметь в виду, что полученная Семушевым Е.Я. в 2016г. при исполнении служебных обязанностей травма на протяжении трех лет не препятствовала прохождению им службы в органах внутренних дел.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения иска не имелось.
Ссылка истца в жалобе на то, что судом не учтено, что ввиду отсутствия должностей по 4-й группе предназначения и с учетом его образования, квалификации, ему не предлагались какие-либо должности к замещению, в связи с чем были подготовлены документы для процедуры его увольнения из органов внутренних дел по состоянию здоровья, не являются имеющими значение для правильного разрешения данного спора.
Рапорт истца об отказе от предложенных должностей не влияет на его право на получение единовременного пособия.
Таким образом, судебной коллегией нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения. Доводы жалобы направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием к отмене решения.
С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 17 декабря 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Семушева Е.Я. без удовлетворения.
Председательствующий Л.Д. Стариннова
Судьи И.В. Адушкина
Г.Ф. Смелкова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 марта 2020 г.
Судья Верховного Суда
Республики Мордовия И.В. Адушкина