РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 февраля 2013 г. Павлово-Посадский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Рякина С.Е., при секретаре судебного заседания Щепелевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-210/2013
по иску Фроловой Т.А., Молочникова Ю.К., Масловой Л.И., Угольниковой Л.С., Мошковой О.В., Сазиковой Е.А., Колесовой Л.Е., Шарауховой Е.Е., Серавниной М.А., Градобоевой О.К., Боброва И.Н., Кувшинникова С.В., Евсеевой Ф.В., Джавад-Заде Т.В., Климова О.А., Чигишевой И.В., Варшавского Н.В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2402, 59 копеек за 1 кв.м. и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства,-
установил:
Истцы обратились в суд с иском ( с учетом уточненных исковых требований) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, о признании незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2402, 59 копеек за 1 кв.м. и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства.
В обоснование своих требований истцы ссылаются на то, что они являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами: № на основании определения Павлово-Посадского городского суда Московской области от 27.08.2008 года, земельного участка с кадастровым номером № на основании определения Павлово-Посадского городского суда от 16.08.2008 года и определения Павлово-Посадского городского суда от 11.01.2009 года, земельного участка с кадастровым номером № на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 30.07.2012года, земельного участка с кадастровым номером № на основании справки об открытии наследственного дела №130/2012 от 07.11.2012 регистрационный номер 974, выданной нотариусом Кузнецовой Т.А., земельного участка с кадастровым номером № на основании справки об открытии наследственного дела №238/2012 от 01.11.2012 года с регистрационным номером <данные изъяты> выданной нотариусом Кузенецовой Т.А. Все земельные участки площадью по <данные изъяты> кв.м. каждый, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Все земельные участки расположены в районе д. Грибаново Павлово-Посадского района Московской области, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. В 2010 году по заявлениям истцов по результатам общественных слушаний от 30.11.2010 и 28.12.2010 г. на основании Постановлений Главы Рахмановского сельского поселения от 07.12.2010 г. № и от 29.12.2010 г. № 134-139 участкам был изменен вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». При обращении истцов в Павлово-Посадский отдел ФГУ «Кадастровая палата» с целью внесения изменений в сведения, содержащиеся в ГЗК, в полученных кадастровых паспортах на земельные участки был неверно указан удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 2402 рубля 59 коп. за 1 кв.м., в результате чего, по мнению истцов, непомерно возросла кадастровая стоимость земельного участка. Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе каждого земельного участка были внесены в государственный кадастр объектов недвижимости Управлением Росреестра по Московской области на основании утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №121 от 23.12.2009 года среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации.
По вопросу определения кадастровой стоимости истцы неоднократно обращались в Министерство экологии и природопользования по Московской области, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в Министерство экономического развития Российской Федерации ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области. В своих ответах на обращения вышеуказанные организации ссылаются на то, что все расчеты выполнены правильно и им рекомендуют обращаться в суд в случае несогласия с результатами кадастровой оценки. Эта стоимость одновременно является налогооблагаемой базой для исчисления земельного налога с налогоплательщиков.
По данным автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости сведения о спорны земельных участках были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2009-2010г.г., в связи, с чем сведения о них не вошли в указанный перечень.
Истцы указывают, что поскольку земельные участки не были включены в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке (выдел земельных участков произведен в 2009 году, а вид разрешенного использования был изменен в 2011 году, учитывая еще тот факт, что земельные участки свободны от застройки, на них нет никаких коммуникаций, они не входят в состав каких либо объединений, то их кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п.2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006г. №222.
В данном случае истцы считают, что в качестве удельного показателя кадастровой стоимости для их земельных участков был необоснованно применен средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков для дачных объединений, определенный как средний по Московской области, так как средний удельный показатель для дачных объединений по Павлово-Посадскому району Распоряжением №121-РМ от 23.12.2009г. определен не был. Кроме того, истцами была определена рыночная стоимость земельных участков, которая на порядок ниже ошибочно установленной кадастровой стоимости.
Согласно п.3.ст.66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной рыночной стоимости.
Истцы указывают, что, из–за ошибочных действий Управления Росреестра по Московской области при внесении сведений об удельном показателе кадастровой стоимости спорных земельных участков, как среднего удельного показателя кадастровой стоимости по субъекту Федерации для данного вида разрешенного использования, существенно нарушены их права и законные интересы, как налогоплательщиков: установленная в завышенном размере кадастровая стоимость земельных участков лишает истцов права фактической способности к уплате земельного налога и препятствует реализации их конституционных прав указанных в ст. 31.3.3 НК РФ. Кроме того, в результате ошибочного расчета кадастровой стоимости наследники умершей Кошиной И. Н. (Варшавский Н.В. и Чигишева И.В.) и умершей Климовой В.А. (Климов О.А.) не могут получить свидетельства о праве на наследство, т.к. государственная пошлина за выдачу свидетельства составила сумму, превышающую <данные изъяты> рублей.
Ответчик – представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, однако представил письменный отзыв на иск в котором просил в удовлетворении иска отказать
Третье лицо- представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области Старчак А.А. исковые требования признала частично, пояснив, что каких-либо нарушений со стороны регистрирующих органов допущено не было, государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости. С учетом представленных истцами отчетов об оценке рыночной стоимости земельных участков при условиях рынка в 2012-2013 г.г. не возражала против удовлетворения исковых требований в части включения в государственный кадастр недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 71 рубль 74 копейки за 1кв.м. и рассчитанную по этому показателю общую кадастровую стоимость земельных участков с даты внесения сведений в государственный кадастр недвижимости.
Третье лицо-представитель Администрации сельского поселения Рахмановское Павлово-Посадского муниципального района Московской области Рыжухин Б.Л. против удовлетворения исковых требований не возражал, пояснил, что в 2010 году на по заявлениям истцов по результатам публичных слушаний на основании Постановления главы Рахмановского сельского поселения земельным участкам был изменен вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство».
Проверив материалы дела, выслушав истцов, их представителей, представителей третьих лиц суд приходит к следующему:
Согласно ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса.
Согласно п.3.ст.66 ЗК РФ в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной рыночной стоимости.
Из материалов дела установлено, что истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами: № на основании определения Павлово-Посадского городского суда Московской области от 27.08.2008 года, земельного участка с кадастровым номером № на основании определения Павлово-Посадского городского суда от 16.08.2008 года и определения Павлово-Посадского городского суда от 11.01.2009 года, земельного участка с кадастровым номером № на основании свидетельства о праве на наследство по закону от 30.07.2012года, земельного участка с кадастровым номером № на основании справки об открытии наследственного дела №130/2012 от 07.11.2012 регистрационный номер 974, выданной нотариусом Кузнецовой Т.А., земельного участка с кадастровым номером № на основании справки об открытии наследственного дела №238/2012 от 01.11.2012 года с регистрационным номером <данные изъяты> выданной нотариусом Кузенецовой Т.А. Все земельные участки площадью по <данные изъяты> кв.м. каждый, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства. Все земельные участки расположены в районе <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права. В 2010 году по заявлениям истцов по результатам общественных слушаний от 30.11.2010 и 28.12.2010 г. на основании Постановлений Главы Рахмановского сельского поселения от 07.12.2010 г. № 109-118 и от 29.12.2010 г. № 134-139 участкам был изменен вид разрешенного использования с «для сельскохозяйственного производства» на «дачное строительство». При обращении истцов в Павлово-Посадский отдел ФГУ «Кадастровая палата» с целью внесения изменений в сведения, содержащиеся в ГЗК, в полученных кадастровых паспортах на земельные участки был неверно указан удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка в размере 2402 рубля 59 коп. за 1 кв.м., в результате чего, по мнению истцов, непомерно возросла кадастровая стоимость земельного участка. Сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе каждого земельного участка были внесены в государственный кадастр объектов недвижимости Управлением Росреестра по Московской области на основании утвержденного Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области №121 от 23.12.2009 года среднего уровня кадастровой оценки земель дачных объединений по субъекту Российской Федерации.
По вопросу определения кадастровой стоимости истцы неоднократно обращались в Министерство экологии и природопользования по Московской области, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, в Министерство экономического развития Российской Федерации ФБУ «Кадастровая палата» по Московской области. Согласно ответам на обращения истцов, все расчеты выполнены ими правильно и рекомендуют обращаться в суд в случае несогласия с результатами кадастровой оценки. Эта стоимость одновременно является налогооблагаемой базой для исчисления земельного налога с налогоплательщиков.
По данным автоматизированной информационной системы государственного кадастра недвижимости сведения о спорны земельных участках были внесены в государственный кадастр недвижимости в 2009-2010г.г., в связи, с чем сведения о них не вошли в указанный перечень.
Поскольку земельные участки не были включены в инвентаризационную опись земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, выдел земельных участков произведен в 2009 году, а вид разрешенного использования был изменен в 2011 году, учитывая еще тот факт, что земельные участки свободны от застройки, на них нет никаких коммуникаций, они не входят в состав каких либо объединений, то их кадастровая стоимость должна была определяться в соответствии с п.2.3.1 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случае изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 12.08.2006г. №222.
Согласно материалам дела в качестве удельного показателя кадастровой стоимости для земельных участков был применен средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков для дачных объединений, определенный как средний по Московской области, так как средний удельный показатель для дачных объединений по Павлово-Посадскому району Распоряжением №121-РМ от 23.12.2009г. определен не был.
Истцами была определена рыночная стоимость земельных участков, которая на порядок ниже ошибочно установленной кадастровой стоимости.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району. Постановлением Правительства Российской Федерации №316 от 08.04.2000 г утверждены Правила проведения государственной оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории всей Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом.
В соответствии с п.п.5,9 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В 2008 году на территории Московской области, в том числе в Павлово-Посадском районе проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в соответствии с методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002г. № П/307. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений МО (далее перечень) формировался по состоянию на 01.01.2008г. Результаты кадастровой оценки были утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования МО от 23.12.2009г. №121-РМ «об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений МО».
Согласно ч.2 ст.66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В 2008 году на территории Московской области, в том числе в Павлово-Посадском районе проводились мероприятия по актуализации результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в соответствии с методикой государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденной приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 26.08.2002г. № П/307. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель садоводческих, огороднических и дачных объединений МО (далее перечень) формировался по состоянию на 01.01.2008г. Результаты кадастровой оценки были утверждены Распоряжением Министерства экологии и природопользования МО от 23.12.2009г. №121-РМ «об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений МО»
В соответствии с п.2.3.1 Методических указаний в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельных участков, расположенных в границах садоводческих, огороднических и дачных объединений, его кадастровая стоимость определяется путем умножения среднего для муниципального района (городского округа) значения удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения группы или вида объединений, соответствующих измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка. Таким образом, указанным нормативным актом установлена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, вид разрешенного использования которого был изменен, путем умножения среднего только для муниципального района (но не субъекта в целом) удельного показателя кадастровой стоимости земель вида объединения, соответствующего измененному виду разрешенного использования, на площадь земельного участка.
Видом объединения, соответствующим измененному виду разрешенного использования земельных участков заявителей (дачное строительство), является дачное объединение.
Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.112005 г №166-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области» были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области, согласно которым среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель по Павлово-Посадскому району составляет 71 рубль 74 копейки за 1 кв.м. В соответствии с п.2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 23.12.2009 г. №121-РМ «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических дачных объединений Московской области» установлено, что Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005г №166-РМ применяется в части не противоречащей настоящему распоряжению.
В связи с тем, что средний удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков дачных объединений для Павлово-Посадского муниципального района Распоряжением №121-РМ установлен не был, а вид разрешенного использования наших земельных участков был изменен в 2010 году, мысчитаем, что можно было применить для наших земельных участков средний удельный показатель кадастровой стоимости для дачных объединений по Павлово-Посадскому муниципальному району, установленный Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005г. №166-РМ, а именно 71 рубль 74 копейки за 1 кв.м.
Учитывая то обстоятельство, что государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, истцами, в декабре 2012 года и январе 2013 года силами Восточной межрайонной торгово-промышленной палаты Московской области была проведена рыночная оценка земель земельных участков и был произведен перерасчет рыночной стоимости земельных участков истцов на дату, по состоянию на которую была ошибочно установлена кадастровая стоимость каждого земельного участка.
В соответствии со ст. 24.19 Федерального закона №135-ФЗ от 29.07.1998г. «об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрена возможность оспариванияправообладателем или заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость.
Результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте РФ, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта РФ, является кадастровая стоимость каждого земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровыми номерами № распоряжением не утверждались.
Согласно пункту 9 Правил, кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного и других кадастров. Государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценке недвижимости.
Таким образом, кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами № устанавливается равной рыночной стоимости.
Согласно отчетам № установлена в размере 7326000 руб.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и представитель филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области не представили суду расчет кадастровой стоимости (удельного показателя) земельных участков с кадастровыми номерами №
При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Фроловой Т.а., Молочникова Ю.К., Масловой Л.И., Угольниковой Л.С., Мошковой О.В., Сазиковой Е.А., Колесовой Л.Е., Шарауховой Елены Евгеньевны, Серавниной М.А., Градобоевой О.К., Боброва И.К., Кувшинникова С.В., Евсеевой Ф.В., Джавад-Заде Т.В., Климова О.А., Чигишевой И.В., Варшавского Н.В. удовлетворить частично
В части признания незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области по формированию в государственном кадастре недостоверных сведений об удельном показателе кадастровой стоимости в размере 2402 рублей 59 копеек за 1 кв.м. и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости земельных участков категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для дачного строительства с кадастровыми номерами: № отказать.
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 рублей 59 копеек за 1 кв. м и рассчитанной по этому показателю общей кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: №, заменив их на рыночную стоимость земельных участков, на дату по состоянию на которую была установлена кадастровая стоимость этих участков:
№;рыночная стоимость при условии рынка на 24.03.11г составляет <данные изъяты>.
№;рыночная стоимость при условии рынка на 24.03.11г составляет <данные изъяты>.
№;рыночная стоимость при условии рынка на 24.03.11г составляет <данные изъяты>.
№;рыночная стоимость при условии рынка на 24.03.11г составляет <данные изъяты>
№;рыночная стоимость при условии рынка на 24.03.11г составляет <данные изъяты>
№;рыночная стоимость при условии рынка на 22.03.11г составляет <данные изъяты>
№;рыночная стоимость при условии рынка на 11.04.11г составляет <данные изъяты>
№;рыночная стоимость при условии рынка на 11.04.11г составляет <данные изъяты>
№;рыночная стоимость при условии рынка на 24.03.11г составляет <данные изъяты>
№;рыночная стоимость при условии рынка на 22.03.11г составляет <данные изъяты>.
№;рыночная стоимость при условии рынка на 01.04.11г составляет <данные изъяты>.
№;рыночная стоимость при условии рынка на 22.03.11г составляет <данные изъяты>
№;рыночная стоимость при условии рынка на 01.04.11г составляет <данные изъяты>.
№;рыночная стоимость при условии рынка на 25.04.11г составляет <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий: С.Е. Рякин