Решение по делу № 33а-311/2018 от 25.01.2018

Судья Иоффе Н.С. Дело №33а-311/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«07» февраля 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Кулаковой И.А.,

судей Зиновьевой О.Н. и Пелевиной Н.В.,

при секретаре Ивановой Т.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» Александрова А.А. на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 08 декабря 2017 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Смирнова Артема Андреевича к призывной комиссии города Костромы, ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии города Костромы от 16 октября 2017 года о призыве Смирнова Артема Андреевича на военную службу.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Смирнов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии города Костромы от 16 октября 2017 года о призыве Смирнова А.А. на военную службу.

Требования мотивировал тем, что он состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата Костромской области по г. Костроме с 08 февраля 2011 года. В 2013 году он окончил МБОУ «<данные изъяты>». В период обучения в средней школе ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось 18 лет. После окончания школы на военную службу он не был призван, сведения о предоставлении ему отсрочки от призыва не поступали. В 2013 году он поступил в ФГБОУ ВО «<данные изъяты>» на обучение по программе бакалавриат, который окончил 30 июня 2017 года. В этом же году поступил на обучение в ФГБОУ ВО «<данные изъяты>» по программе магистратура, продолжительность обучения 2 года. 16 октября 2017 года призывная комиссия города Костромы в отношении него вынесла решение о годности к военной службе и призыве на военную службу, в предоставлении отсрочки для прохождения дальнейшего обучения в ВУЗе отказала. С указанным решением он не согласен, так как нарушается его право на получение образования.

Судом к участию в деле качестве административного соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Костромской области».

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представителя ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» Александров А.А., выражая несогласие с принятым решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что Смирнов А.А. воспользовался двумя отсрочками, предоставленными ему в соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при учебе в школе и в «<данные изъяты>» по форме бакалавриат. Закон не предусматривает предоставление еще одной отсрочки призывникам, которые хотят продолжить обучение в магистратуре. Призывная комиссия города Костромы при осуществлении мероприятий по призыву Смирнова А.А. на военную службу действовала в соответствии с законодательством. Выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права.

В возражениях относительно апелляционной жалобы Смирнов А.А. считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Смирнов А.А., представители призывной комиссии города Костромы, ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пп. «а» п. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Федеральный закон №53-ФЗ) призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона №53-ФЗ право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане:

а) обучающиеся по очной форме обучения в:

организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;

образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:

программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;

программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Судом при рассмотрении дела установлено, что Смирнов Артем Андреевич, <данные изъяты>, в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 08 февраля 2011 года поставлен на воинский учет.

Согласно имеющимся в материалах дела записям в личном деле призывника решениями призывной комиссии от 18 декабря 2012 года, 08 июля 2013 года, 04 октября 2013 года Смирнову А.А. предоставлялись отсрочки от призыва на военную службу по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 г. №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» на время получения полного среднего образования (окончания школы), по пп. «г» п. 2 ст. 24 названного Федерального закона как успешно прошедшему государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования, - на период до 1 октября 2013 года, по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона №53-ФЗ на время обучения в ФГБОУ ВО «<данные изъяты>» по программам бакалавриата до 30 июня 2017 года.

Решением Государственной экзаменационной комиссии от 23 июня 2017 года Смирнову А.А. присвоена квалификация «бакалавр», 30 июня 2017 года ему выдан диплом бакалавра.

С 01 сентября 2017 года Смирнов А.А. является студентом 1 курса очной формы обучения по программам магистратуры ФГБОУ ВО «<данные изъяты>», срок обучения – 2 года, что подтверждается договором об оказании платных образовательных услуг №01617-2017 РФ-МАГ-О от 23 августа 2017 года, заключенным между ФГБОУ ВО «<данные изъяты>» и Смирновым А.А., а также справкой ФГБОУ ВО «<данные изъяты>» от 22 сентября 2017 года №1493 о том, что в 2017 году Смирнов А.А. поступил в магистратуру данного образовательного учреждения, обучается на 1 курсе, окончание обучения 31.08.2019 г.

Решением призывной комиссии города Костромы от 16 октября 2017 года (протокол №11) Смирнов А.А. призван на военную службу, категория годности по состоянию здоровья «А-1».

Разрешая административный спор и удовлетворяя требования Смирнова А.А., суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемым решением о призыве на военную службу нарушены права административного истца на получение образования.

При этом суд принял во внимание положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. №189, и указал, что с учетом того, что оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет, в 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни, дети одной возрастной группы, начавшие обучение в общеобразовательной организации в конкретном учебном году, достигнут возраста 18 лет, с которого они могут призываться для службы в армии по призыву, как до окончания учебного заведения (средней школы), так и после таковой. Следовательно, в зависимости от данного обстоятельства будет определяться предоставление одной группе выпускников отсрочки от службы по призыву до окончания среднего общего образования, а другой подобная отсрочка предоставляться не будет.

Таким образом, лица, которым предоставлена отсрочка в средней школе, считаются реализовавшими данное право по пп. «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и в случае получения высшего образования по программам бакалавриата будут лишены возможности продолжить обучение по программе магистратуры в год получения высшего образования лишь по тому обстоятельству, что дата их совершеннолетия наступила до окончания обучения в среднем образовательном учреждении (школе).

По мнению суда первой инстанции, указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, так как ставят право лиц одного года рождения на продолжение обучения по программе магистратуры в год получения высшего образования в зависимость от даты рождения и начала обучения в средней школе, то есть наступления событий, объективно не зависящих от участников данных правоотношений.

Кроме того, судом отмечено, что в соответствии с п. 40 Приложения №1 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007 г. №400 решение призывной комиссии заносится в протокол заседания призывной комиссии, а в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, делается запись о принятом решении. В удостоверении административного истца каких-либо отметок о предоставлении отсрочек от призыва не имеется, факт предоставления отсрочек надлежащим образом не подтвержден.

Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции правильными, достаточно мотивированными.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены решения суда.

При изложенных обстоятельствах апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда г. Костромы от 08 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФКУ «Военный комиссариат Костромской области» Александрова А.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33а-311/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Смирнов А.А.
Ответчики
Призывная комиссия г.Костромы
ФКУ "Военный комиссариат Костромской области"
Суд
Костромской областной суд
Судья
Зиновьева Оксана Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.kst.sudrf.ru
07.02.2018[Адм.] Судебное заседание
09.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.02.2018[Адм.] Передано в экспедицию
07.02.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее