КОПИЯ
70RS0005-01-2022-001032-31
Дело №2-1097/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Томск 08 июня 2022 года
Томский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Марущенко Р.В.,
при ведении протокола и аудиопротокола секретарем судебного заседания
Шумковой А.Г.,
с участием:
истца Куропятника К.М.,
представителя ответчика Бабинцева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Куропятника Константина Михайловича к Федеральному бюджетному учреждению Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи» о признании приказа об отстранении от работы незаконным, обязании допустить к выполнению работ, взыскании денежных средств, компенсации морального вреда,
установил:
Куропятник К.М. обратился в суд с иском к Федеральному бюджетному учреждению Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи» (сокращенное наименование – ФБУ Центр Реабилитации ФСС РФ «Ключи»), в котором просит
признать незаконным и отменить приказ № от 10.01.2022 об отстранении от работы;
обязать допустить к выполнению работ в должности слесаря-сантехника (дежурного) с даты принятия судом решения;
взыскать компенсацию за время вынужденного прогула за период с 11.01.2022 по 11.04.2022 в размере 85 242 руб., и начиная с 12.04.2022 по день фактического восстановления в трудовых правах;
взыскать компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей;
расходы за составление искового заявления в размере 5 000 рублей.
В обоснование указано, что согласно трудовому договору № от 01.06.2012 истец принят на работу в ФБУ Центр Реабилитации ФСС РФ «Ключи» в качестве слесаря-сантехника. Приказом № от 10.01.2022 отстранен от работы без сохранения заработной платы с 10.01.2022 по причине отказа от профилактической прививки против новой короновирусной инфекции. Между тем, истец не отказывался от прививки, требование об отстранении истца от работы со стороны Роспотребнадзора не поступало, ответчик по собственной инициативе отстранил истца от работы, в отсутствии на то законных оснований, в связи с чем истец полагает свои права нарушенными. Ответчик обязал работников пройти вакцинацию в сроки указанные в приказе №5 от 15.10.2021, между тем права и обязанности, предусмотренные п.п.9, ст. 4, ст.20, ст.21 Федеральным законом от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также иные права и обязанности в соответствии с вакцинацией в полном объеме не были разъяснены ответчиком. Требование ответчика о предоставлении истцом медицинских документов в подтверждении вакцинации, отсутствие которых явилось причиной для отстранения истца от работы, нормами трудового права не предусмотрено. Трудовой кодекс не содержит такого основания для отстранения от работы как отсутствие профилактических прививок. Возможность устанавливать случаи отстранения от работы на основании постановлений санврачей субъектов РФ непосредственно Трудовой кодекс не предусматривает. Обязанность проходить вакцинацию напрямую относится только к лицам, чья работа входит в Перечень утвержденный постановлением Правительства РФ от 15 июля 1999 г. № 825, и не относится напрямую к должности истца. Действующее законодательство не позволяет главным санитарным врачам возлагать обязанности по проведению вакцинации на работодателя. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. № 157-ФЗ осуществление иммунопрофилактики обеспечивают Минздрав России, Роспотребнадзор и органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере здравоохранения, работодатели в этом списке не упомянуты. Таким образом, вопросы, связанные с проведением вакцинации против COVID- 19, регулируются не трудовым законодательством, а законодательством в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В связи с чем к вопросам вакцинации работодатели отношения никакого не имеют и не имеют права требовать ее прохождения работниками. В качестве основания для отстранения истца от работы в приказе указан абз.8 ч.1 а ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом, указанная норма говорит о праве ответчика отстранять работников в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ. Должность истца не подпадает под перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 825, следовательно, под иные случаи предусмотренные ч.2, ст.5, ФЗ-157 1998 г. для отстранения от работы истец не подпадает. Кроме того, в иных случаях, отстранять работников от выполнения работ в силу положений абз.6, ст.76 ТК РФ работодатель также имеет право исключительно по требованиям должностных лиц, в том числе Роспотребнадзора. Однако, какого-либо требования со стороны должностных лиц Роспотребнадзора об отстранении истца ответчик не получал. При этом, поскольку абз.8, ч.1, ст.76 ТК РФ является бланкетной нормой и фактически отсылает для реализации возможности отстранения к положениям ч.2, ст.33, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отстранить истца от работы ответчик мог только в случае заболевания истца. Однако каких-либо заболеваний, препятствующих осуществлению трудовой функции, истец не имеет. Кроме того, истец не отказывался от вакцинации, с приказом № от 10.01.2022 был ознакомлен позднее, и не мог быть отстранен с 10.01.2022, так как работал в смену с 10.01.2022 по 11.01.2022, а утром 11.01.2022, почувствовав себя плохо, обратился в поликлинику, где был оформлен листок нетрудоспособности с 11.01.2022 по 24.01.2022. Следовательно, у ответчика не было законных оснований для отстранения истца от работы в отсутствие подтверждений о прохождении вакцинации, а также в период нахождения истца фактически на работе и исполнении трудовых обязанностей. Незаконное отстранение от работы повлекло за собой вынужденный прогул, который должен быть компенсирован ответчиком за период с 11.01.2022 по день подачи иска -11.04.2022 в размере 85242,56 руб. В связи с нарушением трудовых прав истца имеются все основания для удовлетворения требования о взыскании компенсации морального вреда.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, прививку не мог сделать, так как был простужен, в связи с чем обращался в больницу. От прививки не отказывался. Какие-либо документы, подтверждающие невозможность проведения прививки, работодателю не предоставлял.
Представитель ответчика Бабинцев А.С. в судебном заседании не согласился с требованиями истца, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме, по доводам, изложенным в отзыве, согласно которому в соответствии с постановлением Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15.10.2021 №5 «О проведении профилактических прививок отдельными группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области» Куропятник Константин Михайлович слесарь-сантехник (дежурный) был предупрежден о необходимости пройти вакцинацию против новой коронавирусной инфекции (COVID-19). По состоянию на 10.01.2022 документального подтверждения прохождения указанным работником вакцинаций к установленному сроку без уважительной причины в адрес ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Ключи» не поступало. В соответствии с Постановлением в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации к установленному сроку без уважительной причины (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации) на основании пункта 2 статьи 5 ФЗ №157-ФЗ, абзаца восьмого части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации Куропятник К.М. на основании приказа № от 10.01.2022 отстранен от работы до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы. 18.02.2022 по акту приема-передачи документов Куропятник К.М. передал в адрес ФБУ Центр реабилитации ФСС РФ «Ключи» справку о прохождении лечения с 29.01.2022 по 16.02.2022. С 18.02.2022 Куропятник К.М. на основании приказа № от 18.02.2022 допущен к исполнению трудовых обязанностей слесаря-сантехника. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» за время, в течение которого истец был отстранен от работы, зарплата ему не выплачивалась.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела ДД.ММ.ГГГГ между Федеральным бюджетным учреждением Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи» и Куропятник Константином Михайловичем заключен трудовой договор, в соответствии с которым Куропятник К.М. принят на работу в структурное подразделение: Блок Энергослужба на должность Слесаря-сантехника (дежурный).
Согласно Уставу Федерального бюджетного учреждения Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи» основным видом деятельности является предоставление медицинских услуг надлежащего объема и качества, удовлетворение потребностей населения в комплексной реабилитации, санаторно-курортном лечении и оздоровлении на основе наиболее полного и рационального использования естественных (природных) и искусственно созданных (преформированных) лечебных факторов с применением высокоэффективных медицинских технологий, разрешенных к применению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в соответствии с утвержденными стандартами и порядками (протоколами) оказания медицинской помощи, а также иными нормативными правовыми актами.
С учетом письма Фонда социального страхования РФ от 25.0б.2021 №02-09- 11/02-02-16034. В связи с ухудшением эпидемиологической ситуации в субъектах Российской Федерации. В связи с ростом заболеваемости новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Томской области, в целях снижения распространения COVID-19, для обеспечения безопасности работников и лиц, пострадавших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний для оказания услуг по медицинской реабилитации и санаторно-курортному лечению в рамках выполнения государственного задания и лиц, пребывающих в Центр на лечение и отдых на коммерческой основе; на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Федерального закона от 17.09.1998 М157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»; СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней»; Приказа Минздрава России от 21.03.2014 №125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»; Постановления Главного государственного санитарного врача по Томской области №5 от 15.10.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области»; Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ, ФБУ Центр Реабилитации ФСС РФ «Ключи» издан Приказ №54 от 19.10.2021 о проведении вакцинации против новой короновирусной инфекции (COVID-19), в соответствии с которым всем работникам, не имеющим документально подтвержденных противопоказаний к вакцинации против новой коронавирусной инфекций COVID-19, в обязательном порядке, пройти в срок до 30.11.2021г. вакцинацию первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 31.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции. Пройти вакцинацию можно в дни проведения в Центре прививочной кампании против COVID-19, или пройти вакцинацию в поликлинике по месту жительства или в других специализированных организациях и местах проведения вакцинации (п.5).
Работникам Центра предоставлять информацию главной медицинской сестре (каб. 216, спальный корпус №3) или в отдел правовой, кадровой работы и делопроизводства (каб. 617, 6 этаж, спальный корпус №1): медицинские документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний (медицинский отвод) к вакцинации против COVID-19; документы подтверждающие прохождение вакцинации (копия сертификата, QR-код) по мере получения таких документов (п.8).
Начальнику отдела правовой, кадровой работы и делопроизводства ежедневно предоставлять информацию руководителю Центра о количестве вакцинированных сотрудников (п.10).
Начальнику отдела правовой, кадровой работы и делопроизводства уведомить в письменном виде (лично или на электронную почту сотрудника) работников о необходимости вакцинации. При отказе от прохождения вакцинации без Документального подтверждения противопоказания к вакцинации против COVID-19, будет применяться мера по отстранению от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы. В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется. Основание абзац. 8 части 1, часть 2, части 3 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации (п.11).
Начальнику отдела правовой, кадровой работы и делопроизводства ознакомить работников с настоящим приказом под роспись (п.12).
Куропятник К.М. ознакомлен с данным приказом, что подтверждается личной подписью в Приказе №54 от 19.10.2021.
26.10.2021 Куропятником К.М. подписано уведомление, согласно которому он уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой короновирусной инфекции (COVID-19); в случае отказа от вакцинации без документального подтверждения противопоказания к вакцинации против COVID-19, будет применяться мера по отстранению от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы. В период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется. Основание абзац. 8 части 1, часть 2, части 3 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации; в случае медицинского отвода к вакцинации против COVID-19 предоставить главной медицинской сестре (каб. 216, спальный корпус №3) или в отдел правовой, кадровой работы и делопроизводства (каб. 617, 6 этаж, спальный корпус №1) медицинские документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний.
В установленные приказом сроки Куропятник К.М. не представил работодателю медицинские документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний (медицинский отвод) к вакцинации против COVTO-19 либо документы, подтверждающие прохождение вакцинации (копия сертификата, QR-код). Медицинские документы, подтверждающие наличие медицинских противопоказаний к вакцинации истцом также не представлены.
В ходе рассмотрения дела истец указанное обстоятельство подтвердил.
Приказом № от 10.01.2022 на основании ст. 76 Трудового кодекса РФ, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ, Постановления Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15.10.2021 N 5, Приказа Центра от 19.10.2021 №54 Куропятник К.М. отстранен от работы с 10.01.2022 до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы; главного бухгалтера обязать не начислять работнику заработную плату за период отстранения от работы.
Приказ доведен до сведения Куропятника К.М. 11.02.2022.
С 18.02.2022 Куропятник К.М. допущен к исполнению трудовых обязанностей слесаря-сантехника (дежурный) Куропятник К.М., отстраненного от работы на основании абз. 8 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" согласно Приказа №49/2 от 18.02.2022.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В части 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации закреплено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 17 Конституции Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
К основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации относит, в том числе, свободу труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
В силу части 2 статьи 3 Трудового кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права (абзацы первый и второй части 1 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).
В статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, в соответствии с которым работодатель обязан отстранить работника от работы, при этом с учетом абзаца 8 части 1 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, приведенный перечень исчерпывающим не является, отстранение работника от работы возможно в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами (часть 3 статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации).
На основании ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно пункта 2 статьи 2 которого полномочиями в названной сфере общественных отношений обладают наряду с Российской Федерацией и субъекты Российской Федерации, расходным обязательством которых является осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий и которые вправе осуществлять в названной сфере правовое регулирование (статья 6 этого же закона).
В соответствии со статьей 1 названного Федерального закона санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается состояние здоровья населения, среды обитания человека при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Согласно абзацам 2, 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством: профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены принимать в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (пункт 1).
На основании подп. «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по проведению профилактических прививок (пункт 1). Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (пункт 3).
Согласно статье 35 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, предоставляющих опасность для окружающих, предоставляет главным государственным санитарным врачам полномочия: давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (абзац 4 пункта 2 статьи 50); выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (абзац 5 подпункта 6 пункта 2 статьи 51).
Согласно пункту 18.3 СП 3.1/3.2.3146-13. «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила» утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 г. N 65 (действовали до 1 сентября 2021 г.), перечень инфекционных болезней, иммунопрофилактика которых предусмотрена календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о проведении иммунизации населения в рамках календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан с учетом действующих нормативных правовых и методических документов и складывающейся эпидемиологической ситуации.
Аналогичные положения закреплены в пункте 66 СанПиН 3.3686-21. «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. N 4 (действуют с 1 сентября 2021 г.).
Согласно пункту 1.2 СП 3.1.3597-20. «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 22 мая 2020 г. N 15, новая коронавирусная инфекция (COVID-19) (далее - COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2). Вирус SARS-CoV-2 в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации отнесен ко II группе патогенности.
Коронавирусная инфекция (2019-nCoV) признана заболеванием, представляющим опасность для окружающих (пункт 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66).
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825 утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно статье 10 Федерального закона от 17 сентября 1998 г. N 157-ФЗ профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1). Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации (пункт 2). Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 3).
Приказом Минздрава России от 06.12.2021 N 1122н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок, календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям и порядка проведения профилактических прививок» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 N 66435) d календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесена прививка против коронавирусиой инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, и указаны категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, среди которых к приоритету 1-го уровня относятся взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям, в том числе работники организаций транспорта и энергетики.
Распоряжением Администрации Томской области от 18.03.2020 N 156-ра в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 N 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», Законом Томской области от 11 ноября 2005 года N 206-ОЗ «О защите населения и территорий Томской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», распоряжением Администрации Томской области от 24.06.2021 N 345-ра «Об утверждении Перечня сил и средств постоянной готовности территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Томской области», протоколом заседания оперативного штаба по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации от 13.03.2020 N 11, в целях исключения завоза и распространения на территории Томской области новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) введен на территории Томской области с 18.03.2020 режим функционирования «повышенная готовность» для органов управления сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации Томской области.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15.10.2021 N 5 (ред. от 22.10.2021) «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям на территории Томской области» утверждены категории (группы) граждан, подлежащих обязательной вакцинации против новой коронавирусиой инфекции (COVID-19), к которым относятся, в том числе работники организаций транспорта и транспортной инфраструктуры, энергетики; торговли; услуг по перевозке пассажиров, багажа и грузов (пункт 1); определено, что руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Томской области, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, руководителям образовательных организаций: организовать в срок до 30.11.2021 проведение профилактических прививок первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 31.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от списочного состава сотрудников, обучающихся, с учетом лиц, переболевших COVID-19 и вакцинированных против COVID-19 (не более 6 месяцев назад); обеспечить не позднее 29.10.2021 предоставление в медицинскую организацию по территориальному обслуживанию объекта списки работающих, в том числе фактически вакцинированных работников.
Из письма Роструда от 13 июля 2021 г. № 1811-ТЗ, разъяснений Минтруда России, Роспотребнадзора по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных (письмо Минтруда России от 23 июля 2021 г. № 14-4/10/П-5532) следует, что проведение вакцинации от новой коронавирусиой инфекции, внесенной в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, является обязательной для граждан и отдельных категорий (групп) лиц, если в субъекте Российской Федерации вынесено соответствующее постановление главного санитарного врача о вакцинации.
Основанием отстранения Куропятника К.М. явился фактический отказ истца от прививки от новой коронавирусной инфекции в отсутствие предъявленных работодателю доказательств медицинской недопустимости этой процедуры.
Истец полагал свое право нарушенным, указал что не отказывался от прививки против новой короновирусной инфекции, между тем обязанности предоставления документов подтверждающих вакцинацию, а также ограничение в трудовых правах по этим основаниям Трудовым кодексом не предусмотрено, кроме того его должность не подпадает под Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. № 825.
Отклоняя довод истца о том, что выполняемая им работа в должности слесаря-сантехника не входит в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 825, суд исходит из того, что трудовая деятельность истца подразумевает контакты с неограниченным кругом сотрудников, соответственно, носила риск распространения новой коронавирусной инфекцией, во исполнение, в том числе Постановления Главного государственного санитарного врача по Томской области от 15.10.2021 № 5 истец был уведомлен о необходимости прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции с указанием сроков прохождения вакцинации, а также последствий в случае отказа от вакцинации.
Статья 10 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Между тем, Куропятник К.М. указанную обязанность по выполнению требований санитарного законодательства не исполнил.
Доводы истца о незаконных действиях ответчика по отстранению его от исполнения должностных обязанностей в виду не предоставления подтверждения вакцинации, также не могут быть приняты судом во внимание, поскольку действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как способ разъяснения работнику действующего законодательства. За работником сохранялось право самостоятельно принять решение о своем добровольном участии в вакцинации, либо подтвердить невозможность этого по медицинским показаниям, либо отказаться по личному волеизъявлению.
Работники сами принимают решение о своей вакцинации и имеют право от нее отказаться. Однако, Трудовой кодекс Российской Федерации обязывает работодателя отстранить от работы (не допускать к работе) работника в определенных случаях, которые могут быть предусмотрены в том числе другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, в условиях неблагополучной эпидемиологической ситуации, необходимо для защиты здоровья и жизни каждого члена трудового коллектива, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц при осуществлении истцом своих должностных обязанностей в рамках предоставления государственных услуг по обеспечению по обязательному социальному страхованию, в связи с чем, вопреки доводам стороны истца, не может рассматриваться как нарушение конституционных и трудовых прав.
Установление правовых последствий отсутствия вакцинации в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлены необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц, что соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 21 ноября 2013 г. N 1867-О).
Действия ответчика в данном случае расцениваются не как принуждение к вакцинации, а как исполнение установленных обязательных требований, предъявляемых к определенным категориям работников, в связи с чем не могут быть расценены как дискриминационные действия, предусмотренные ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Отстранение от выполнения трудовых обязанностей работников, не прошедших вакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), необходимо для защиты жизни и здоровья каждого члена трудового коллектива и не может расцениваться как нарушение конституционных и трудовых прав истца. Оно соотносится с характером и степенью общественной опасности новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и является разумным сдерживающим средством временного и защитного характера, необходимым для снижения риска инфицирования, обеспечения коллективного иммунитета.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отстранение Куропятника К.М. от работы, ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствия медицинских противопоказаний для ее проведения, носило законный характер и является верным.
Процедура и основание отстранения истца от работы ввиду фактического отказа от прохождения вакцинации и отсутствия у работника медицинских противопоказаний для ее проведения работодателем полностью соблюдены, издание приказа об отстранении не нарушало прав истца, направлено было исключительно на обеспечение безопасных условий для работника в части обеспечения охраны его здоровья и труда, а также мер по соблюдению положений действующего законодательства в части не распространения коронавирусной инфекции среди работников ФБУ Центр Реабилитации ФСС РФ «Ключи».
18.02.2022 в связи с предоставлением Куропятником К.М. медицинских документов (справка ОГАУЗ «Поликлиника №10» о прохождении амбулаторно/стационарного лечения в период с 29.01.2022 по 16.02.2022), о чем составлен акт от 18.02.2022, Приказом ФБУ Центр Реабилитации ФСС РФ «Ключи» № от 18.02.2022 Куропятник К.М. допущен к исполнению трудовых обязанностей.
Между тем, наличие справки ОГАУЗ «Поликлиника №10» о прохождении амбулаторно/стационарного лечения от 16.02.2022 не свидетельствует о незаконности приказа об отстранении истца от работы 10.01.2022.
Учитывая положения п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", согласно которым пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата, оснований для взыскания пособия по временной нетрудоспособности за период с 29.01.2022 по 16.02.2022 у работодателя не имелось.
Поскольку оспариваемый истцом приказ об отстранении его от работы незаконным судом не признан, оснований для удовлетворения требований о взыскании заработной платы за период отстранения от работы не имеется.
Доводы истца относительно того, что он не мог поставить прививку в связи с тем, что был простужен, в подтверждение чего предоставляет справку приема от 25.11.2021, 07.12.2021 суд оценивает критически, поскольку о данных обстоятельствах при их появлении работодателю не сообщил, заведомо зная о необходимости поставить прививку, более того, доказательства невозможности вакцинации в период с 26.10.2021 по 25.11.2021 суду не представлены.
Принимая во внимание, что в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение трудовых прав истца со стороны ответчика, оснований и для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, предусмотренной статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Куропятника Константина Михайловича к Федеральному бюджетному учреждению Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации «Ключи» о признании незаконным приказа от 10.01.2022 №, обязании допустить к выполнению работ в должности слесаря-сантехника (дежурного) с даты принятия решения судом, взыскании компенсации за вынужденный прогул в размере среднемесячной заработной платы в размере, определяемом исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанному времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата, начиная с 11.01.2022 по 11.04.2022 в сумме 85242 рублей 56 копеек. и начиная с 12.04.2022 по день фактического восстановления в трудовых правах, взыскании компенсации морального вреда в размере 100000 рублей, судебных расходов за составление искового заявления в размере 5000 рублей - отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Марущенко Р.В.
В окончательной форме решение изготовлено 16.06.2022
Копия верна
Судья Марущенко Р.В.
Подлинник подшит в гражданском деле № 2-1097/2022