Дело N 2 – 727\2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
«26» мая 2017
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
Председательствующего судьи Добровольской Л.Л.,
С участием прокурора Марченко Е.В.,
При секретаре Зуевой О.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Прокурора города Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к мэрии г. Ярославля, Департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля об обязании обустройства проезжей части тротуарами или пешеходными дорожками, нанесения дорожной горизонтальной разметки и установления стационарного искусственного освещения проезжей части автомобильной дороги,
у с т а н о в и л:
При проведении прокуратурой города г. Ярославля исполнения действующего законодательства в области безопасности дорожного движения выявлен факт отсутствия тротуаров или пешеходных дорожек, стационарного искусственного освещения и дорожной горизонтальной разметки проезжей части автомобильной дороги по Набережному <адрес> у дома № № вблизи Организация1 г. Ярославля.
Прокурор города Ярославля обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ДГХ мэрии г. Ярославля об обязании в течение 2-х месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу обустройства тротуара или пешеходной дорожки, нанесения дорожной горизонтальной разметки и установления стационарного искусственного освещения проезжей части автомобильной дороги по <адрес> у дома № № вблизи Организация1 г. Ярославля (л.д. 3 - 5).
В процессе рассмотрения дела суд привлек к участию в деле в качестве соответчика мэрию г. Ярославля.
В судебном заседании прокурор Марченко Е.В. иск уточнила. Просила обязать ответчиков:
- в течение 2-х месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу обустроить тротуар или пешеходную дорожку, нанести дорожную горизонтальную разметку на проезжей части автомобильной дороги по <адрес> у дома № № вблизи Организация1 г. Ярославля;
- в течение 6-ти месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу установить стационарное искусственное освещение на проезжей части автомобильной дороги по <адрес> у дома № № вблизи Организация1 г. Ярославля.
Требования прокурор обосновывала нормами действующего законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. Ответчики не исполняют должным образом своих обязанностей, что в свою очередь нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и жизнь.
Представитель ответчиков мэрии г. Ярославля, ДГХ мэрии г. Ярославля – ФИО1 по иску в целом не возражала, при этом пояснила, что на работы по нанесению дорожной разметки и обустройства тротуара или пешеходной дороги объявлен электронный аукцион.
Представитель третьего лица Организация1 ФИО2 иск прокурора поддержала.
Представители третьих лиц МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля, ОГИБДД УМВД России по ЯО в судебное заседание не явились.
Суд считает возможным рассмотрение дела при имеющейся явке.
Заслушав представителя ответчиков, представителя третьего лица, заключение прокурора, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно ст.ст. 20, 41 Конституции РФ, каждый имеет право на жизнь и на охрану здоровья.
В силу ст. 1 ФЗ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года, задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Указанным Федеральным законом предусмотрены государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения, который организуется и осуществляется в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ и законодательства субъектов РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является - приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Обеспечение дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Под "обеспечением безопасности дорожного движения" понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, при проведении прокуратурой Заволжского района г. Ярославля исполнения действующего законодательства в области безопасности дорожного движения выявлен факт отсутствия тротуаров или пешеходных дорожек, стационарного искусственного освещения и дорожной горизонтальной разметки проезжей части автомобильной дороги по <адрес> у дома № № вблизи Организация1 г. Ярославля.
Сторона ответчика указанные обстоятельства не оспаривала, так же, как не оспаривала свою ответственность за соблюдение требований законодательства в области безопасности дорожного движения, обеспечивающую охрану жизни и здоровья неопределенного круга лиц, возложенную Законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 196 "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года.
Ответчики мэрия г. Ярославля, ДГХ мэрии г. Ярославля, по сути, признали исковые требования. Представитель ответчиков ФИО1 пояснила, что по части исковых требований прокурора объявлен электронный аукцион.
Третье лицо МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ, не представил в суд своих возражений и доказательств таковых.
Согласно п. 6.1.1. ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2004 года № 120-ст, разметка дорог устанавливает режимы, порядок движения, является средством визуального ориентирования водителей и может применяться как самостоятельно, так и в сочетании с другими техническими средствами организации дорожного движения.
В соответствии с положениями п. 4.5.1.1. ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут..
Согласно п. 4.5.1.2. в населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
В силу п. 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007 тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В соответствии с п.п. 4.6.1.1. ГОСТ Р 52766-2007, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м..
Возражения стороны ответчика на иск, в той части, что с 01.09.2016 не подлежат применению положения ГОСТ Р 52289-2004, ГОСТ Р 52766-2007 ввиду вступления в силу "ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", являются несостоятельными, поскольку с учетом положений ст. 4 упомянутого регламента, а также пп. 4.5.2, 4.5.3 ГОСТ 33151-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения", применяемых с 01 сентября 2016 г. в соответствии с Перечнем стандартов, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2012 г. N 159 (в редакции от 29 декабря 2015 г.), наличие у учреждения обязанности по содержанию дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов (в том числе ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52766-2007) не исключают.
Невыполнение обязанностей по содержанию дорог в надлежащем состоянии в соответствие с установленными требованиями, может привести к жертвам среди участников дорожного движения.
Требования прокурора в целом следует признать законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, в соответствии со ст.ст. 20, 41 Конституции РФ, ст. 1 ФЗ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", руководствуясь ст.ст. 98, 103, 194 - 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░. ░░░░░░░░░:
- ░ ░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░ № № ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░1 ░. ░░░░░░░░░;
- ░ ░░░░░░░ 6-░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░ № № ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░1 ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░