Решение по делу № 2-861/2015 от 14.04.2015

                             Дело № 2-861/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Злой Л.А.,

при секретаре Постойко М.В.,

с участием прокурора Тарасовой Л.И.,

представителя ответчика ООО «Тепловодоканал» Мороз С.Г.,

представителя ответчика администрации МОГО «Инта» Бараковских О.Ю.,

представителя третьего лица ГУ МЧС России по Республике Коми Харитонова В.Р.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Инта РК 14 июля 2015 года дело по иску прокурора г. Инты к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал», администрации МОГО «Инта» о создании локальной системы оповещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Инты обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» (далее – ООО «Тепловодоканал») об обязании создать локальную систему оповещения на потенциально опасном объекте – склад хлора, расположенном на территории водопроводно-насосной станции, обеспечить функционирование данной локальной системы оповещения.

В обоснование заявленных требований указал, что ответчик, на основании договора аренды, заключённого с администрацией МОГО «Инта», эксплуатирует склад хлора, который является потенциально опасным объектом, включённым в Реестр потенциально опасных объектов и гидротехнических сооружений на территории Республики Коми и относится к категории опасных производственных объектов третьей категории. В целях совершенствования мероприятий гражданской обороны, Правительством Российской Федерации установлено, что в целях защиты населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, организации Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, в том числе химически опасные предприятия и гидросооружения, должны обеспечивать начиная с __.__.__ года создание локальных систем оповещения (далее – ЛСО), проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах. При проведении проверки было установлено, что в настоящее время склад хлора, эксплуатируемый ООО «Тепловодокнал», в нарушение вышеуказанных норм законодательства - не оборудован ЛСО. Обязанность, по созданию ЛСО на указанном объекте возложена на эксплуатирующую организацию - ООО «Тепловодоканал».

Определением Интинского городского суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация муниципального образования городского округа «Инта» (л.д.70).

Представитель третьего лица ОАО «Интаводоканал», извещённый судом о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил. Суд, с учётом мнения участников судебного заседания, считает возможным рассмотрение дела без участия представителя ОАО «Интаводоканал».

В судебном заседании прокурор поддержала заявленные требования, дополнила, что ЛСО должна быть сопряжена с органами местного самоуправления и органами МЧС. Также обратила внимание, что рассматриваемое нарушение допущено не в сфере промышленной безопасности, а в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, которая предусматривает наличие данной системы оповещения на рассматриваемом объекте. Необходимость установки ЛСО обосновывается своевременным оповещением спасательных служб города и, соответственно, своевременным оказанием помощи. Полагает, что в радиусе действия ЛСО, 2,5 км, могут находиться не только люди, проживающие на данной территории, но и по иным причинам находящиеся в этом радиусе. Сложное материальное положение ответчика, не является основанием для освобождения его от исполнения обязанностей, предусмотренных законом.

Представитель ответчика ООО «Тепловодоканал Мороз С.Г. по доверенности (л.д.35) исковые требования прокурора не признал. Суду пояснил, что рассматриваемый объект – склад хлора, передан собственником администрацией МОГО «Инта» в ООО «ТВК» на основании договора аренды. Зона действия локальной системы оповещения в районах размещения химически опасных объектов - в радиусе до 2.5 км. Вокруг объекта население не проживает, каких либо предприятий или организаций также нет. Водопроводная насосная станция ( далее - ВНС) расположена вдалеке от населенных пунктов: ближайший - ____, на расстоянии более 4 км. ЛСО предназначена для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объектов в зоне её действия. На головных водозаборных сооружениях г. Инты используется система оповещения в виде местной громкой связи, имеется проводная телефонная линия с выходом на диспетчера ООО «ТВК», Единую диспетчерскую службу МОГО «Инта», начальника штаба ГО и ЧС, службу пожарной безопасности и другие необходимые службы, также имеются мобильные телефоны, которыми можно воспользоваться в случае возникновения чрезвычайной ситуации. При развитии любого сценария чрезвычайной ситуации зона заражения не распространяется на населенные пункты, в связи с их удаленностью от химически опасного объекта. Любая возможная авария практически локализуется на территории ВНС. С личным составом формирования и персоналом ВНС проводятся тренировки и учения. Государственным инспектором Ростехнадзора не было выявлено нарушений, касающихся своевременного оповещения населения о чрезвычайной ситуации. Также, согласно «Паспорта безопасности опасного объекта «Склад хлора»» любая возможная авария, практически локализуется на территории ВЗС. На случай аварийной ситуации на предприятии существует план взаимодействия ООО «ТВК» с администрацией МОГО «Инта», ОВД по г. Инта, подразделений ГПС и ИАСО, ММЛПУ «Интинская ЦГБ». На самом опасном объекте для предупреждения и локализации аварийных ситуаций имеются: газоанализаторы; скрубберная установка; система водяной завесы; пожарный водопровод; звуковая и световая сигнализация; по периметру склада хлора - глухой забор, препятствующий распространению возможной хлорной волны; футляр для локализации аварийных баллонов; на водозаборных сооружениях имеется кнопка тревожной сигнализации; имеется нормативная и справочная документация, инструкции по действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; создано аварийно-спасательное формирование; личный состав формирования обеспечен изолирующими противогазами, дыхательными аппаратами, костюмами; персонал ВЗС обеспечен средствами индивидуальной защиты от воздействия хлора; регулярно проводятся тренировки и учения по локализации ликвидации аварийных ситуаций. Представитель ответчика полагает, что, существующие меры безопасности химически опасного объекта достаточны для локализации и ликвидации возможных аварийных ситуаций. За время эксплуатации объекта, с __.__.__ года, аварий не было. Стоимость создания ЛСО составляет более <....> млн. рублей. В настоящее время у общества тяжелое финансовое положение, вызванное невозможностью своевременно и в полном объеме рассчитываться с кредиторами по своим обязательствам. Определением Арбитражного РК от __.__.__ в отношении ООО «ТВК» введена процедура банкротства - внешнее управление.

Представитель ответчика администрации МОГО «Инта» Бараковских О.Ю. по доверенности (л.д. 86) исковые требования не признал, указав, что администрация МОГО «Инта», являясь собственником имущества, передало по договору аренды здание склада хлора. ООО «Тепловодоканал» использует данное здание в своей производственной деятельности. Полагает установку ЛСО нецелесообразной, поскольку локализация возможных аварий производится в черте объекта, угроза выброса хлора отсутствует, имеются средства защиты от распространения хлора, ежегодно проводятся тренинги работников, население в радиусе действия ЛСО отсутствует.

Допрошенный в качестве специалиста Козловских В.В. – главный государственный инспектор Воркутинского территориального отдела Печорского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, суду пояснил, что любая авария на химически опасном предприятии «Склад хлора» локализуется на территории станции, о чём население не уведомляется. Согласно Методических рекомендаций по созданию локальных систем оповещения, сигнал оповещения должен доводится до руководителей, персонала и объектовых служб гражданской обороны – это может быть и телефонная связь. ООО «Тепловодоканал» имеет лицензию на эксплуатацию химически опасных производственных объектов и Паспорт безопасности опасного объекта «Склад хлора». Необходимости в установке ЛСО нет.

Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Республике Коми Харитонов В.Р. по доверенности (л.д.91) в судебном заседании поддержал заявленные прокурором исковые требования, считает их обоснованными. Пояснил, что весь озвученный комплекс мероприятий и технических характеристик, в данном случае не имеет значения и не исключает создание локальной системы оповещения на рассматриваемом потенциально опасном объекте. Имеющаяся на объекте система оповещения не сопряжена с муниципальной системой оповещения. Без участия работников организации сигнал должен выводится на муниципалитет и работников организации. Также должно быть оповещение работников и формирований внештатных аварийно-спасательных образований. Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию объекта говорит о технической готовности опасного объекта к эксплуатации, установка ЛСО – в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны.

Выслушав мнение участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приход к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании установлено, что согласно Договора аренды имущества, являющегося собственностью МОГО «Инта» №__ от __.__.__ администрация МОГГО «Инта» передала имущество ОАО «Интаводоканал» для его использования арендатором в целях осуществления производственной деятельности по обслуживанию водопроводных сетей и насосных станций на территории МОГО «Инта», в том числе, согласно Приложения № 1 к вышеназванному договору, «Здание склада хлора» (л.д.19-21).

Договором субаренды недвижимого имущества №__ от __.__.__ ОАО «Интаводоканал» сдал в субаренду ООО «Тепловодоканал» для осуществления производственной деятельности по обслуживанию водопроводных сетей и насосных станций на территории МОГО «Инта», на срок с __.__.__ по __.__.__ (п. 2.1 Договора), в том числе, согласно Приложения № 1 к вышеназванному договору субаренды, «Здание склада хлора» (л.д.22-23).

Согласно Свидетельства о регистрации от 26.02.2014, в Государственном реестре опасных производственных объектов зарегистрирован «Склад хлора» 3 класс опасности, с указанием наименования эксплуатирующей организации – ООО «Тепловодоканал» (л.д.26). __.__.__ ООО «Тепловодоканал» получена лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности (л.д.24).

В соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Подпункт «г» ч.1 ст.14 Федерального закона № 68-ФЗ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» обязывает организации создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 178 от 01.03.1993 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов» установлено, что в целях совершенствования мероприятий гражданской обороны по защите населения, проживающего в районах размещения потенциально опасных объектов, последствия аварий на которых могут выходить за пределы этих объектов и создавать угрозу жизни и здоровью людей, организации Российской Федерации, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, в том числе, химически опасные предприятия, должны обеспечивать начиная с 1993 года: включение в проекты на строительство потенциально опасных объектов разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах; создание объединенных локальных систем оповещения для групп потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов гражданской обороны, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон). Радиус зоны действия локальных систем оповещения в районах размещения химически опасных объектов составляет до 2,5 км вокруг объектов.

Министерством по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (далее МЧС РФ) 24.12.2002 утверждены «Методические рекомендации по созданию в районах размещения потенциально опасных объектов локальных систем оповещения» согласно которых ЛСО предназначены для обеспечения доведения сигналов и информации оповещения до: объектовых сил и служб гражданской обороны; руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия соответствующей локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (далее – ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения. При авариях (катастрофах), прогнозируемые последствия которых не выходят за границы потенциально опасного объекта, оповещаются: руководители и персонал объекта; объектовые силы и службы гражданской обороны; оперативные дежурные службы органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ГОЧС) субъекта Российской Федерации, города, городского района (пункт 2.1 Методических рекомендаций). Пункт 2.2.5 Методических рекомендаций устанавливает, что рабочее место дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта оборудуется техническими средствами, обеспечивающими: управление локальной системой оповещения; прямую телефонную и, при необходимости, радиосвязь с оперативными дежурными органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта Российской Федерации, города или городского района; прямую проводную и радиосвязь дежурного диспетчера с оперативным персоналом систем аварийной сигнализации и контроля, а также с дежурными сменами аварийно-спасательных служб потенциально опасного объекта; прием сообщений, передаваемых по территориальной системе централизованного оповещения; контроль прохождения сигналов и информации, передаваемых по локальной системе оповещения; телефонную связь общего пользования.

Технические средства локальных систем оповещения должны находиться в режиме постоянной готовности к передаче сигналов и информации оповещения и обеспечивать автоматизированное включение оконечных средств оповещения по сигналам территориальной автоматизированной системы централизованного оповещения и от дежурного диспетчера (начальника смены) потенциально опасного объекта (пункт 2.2.6 Методических рекомендаций).

При создании локальных систем оповещения необходимо предусматривать их организационное, техническое и программное сопряжение с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения субъекта Российской Федерации, системами аварийной сигнализации и контроля потенциально опасного объекта (пункт 2.2.7. Методических рекомендаций).

Согласно п.п. 3 и 4 Положения о системах оповещения населения, являющимся Приложением к приказу МЧС России, Мининформсвязи России и Минкультуры России от 256.07.2006 № 422/90/376 (далее – Положение), система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения. Системы оповещения создаются, в том числе, на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования) и на объектовом уровне - локальная система оповещения (в районе размещения потенциально опасного объекта). Также указано, что системы оповещения всех уровней должны технически и программно сопрягаться.

Пункт 14 Положения устанавливает, что основным режимом передачи информации или сигналов оповещения является автоматизированный режим, который обеспечивает циркулярное, групповое или выборочное доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и РСЧС, населения.

В судебном заседании установлено, что на потенциально опасном объекте «Здание склада хлора», эксплуатируемом ООО «Тепловодоканал» отсутствует локальная система оповещения. Все технические мероприятия, приведённые ООО «Тепловодоканал» в обоснование наличия средств безопасности на объекте, носят характер предотвращения чрезвычайных ситуаций и их последствий. Использование системы оповещения в виде местной громкой связи, проводной телефонной линии с выходом на диспетчера ООО «ТВК», Единую диспетчерскую службу МОГО «Инта», начальника штаба ГО и ЧС, службу пожарной безопасности и другие необходимые службы, и наличие мобильных телефонов, которыми можно воспользоваться в случае возникновения чрезвычайной ситуации, предусматривает участие в данном процессе работника организации. Соответственно, при отсутствии у работника организации возможности для передачи информации, объект останется без помощи соответствующих спасательных служб.

Согласно анализа приведённых выше норм действующего законодательства, локальная система оповещения на потенциально опасном объекте создаётся для оповещения, в том числе, работников объекта, оперативных дежурных служб органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города и должна сопрягаться, в том числе, с местной системой оповещения (на территории муниципального образования) в автоматическом режиме, без участия работников объекта, что отсутствует на складе хлора.

Довод ответчиков об отсутствии на потенциально опасном объекте чрезвычайных ситуаций за период его длительной эксплуатации (с __.__.__ года), суд находит не состоятельным, поскольку данный факт не исключает возможность возникновения аварии и необходимости оперативного оповещения о ней работников и всех соответствующих спасательных служб.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ № 178 от 01.03.1993 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов», финансирование работ по созданию локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах, осуществляющих хозяйственную деятельность, производится за счет собственных средств данных организаций.

Так же, согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона № 28-ФЗ от 12.02.1998 «О гражданской обороне», обеспечение мероприятий по гражданской обороне (системы мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций.

Таким образом, обязанность, по созданию ЛСО на рассматриваемом потенциально опасном объекте, возложена на эксплуатирующую организацию - ООО «Тепловодоканал».

В иске к администрации МОГО «Инта» следует отказать.

Трудное материальное положение ООО «Тепловодоканал», на которое оно ссылается, не может являться основанием для освобождения предприятия от обязанности, установленной при эксплуатации потенциально опасного объекта.

Руководствуясь ст. 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тепловодоканал» создать локальную систему оповещения на потенциально опасном объекте – склад хлора, расположенном на территории водопроводно-насосной станции, обеспечить функционирование данной локальной системы оповещения.

В удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования городского округа «Инта» о создании локальной системы оповещения на потенциально опасном объекте – склад хлора, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 17.07.2015 в 15 час. 00 мин.

Судья – Л.А.Злая

2-861/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
Общество с ограниченной ответственностью "Тепловодоканал"
Администрация МОГО "Инта"
Другие
Открытое акционерное общество "Интаводоканал"
Администрация Муниципального образования городского округа "Инта"
Главное управление МЧС России по РК
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
intasud.komi.sudrf.ru
14.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2015Передача материалов судье
16.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2015Судебное заседание
14.07.2015Судебное заседание
17.07.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее