Решение по делу № 2-416/2015 (2-10479/2014;) от 14.11.2014

Дело № 2-416/3-2015 (2-10479/3-2014)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 января 2015 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе

Председательствующего судьи Маловой Н.Б.,

при секретаре Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рожновой Т. Е. к Администрации Петрозаводского городского округа об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в аренду, отмене постановления и понуждении к предоставлению в аренду испрашиваемого земельного участка,

у с т а н о в и л:

Иск предъявлен по тем основаниям, что 21 мая 2014 года Администрация Петрозаводского городского округа вынесла Постановление № 2440 о предоставлении Рожновой Т.Е. в аренду земельного участка в <адрес>. Земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м, был предоставлен на срок три года, кадастровый номер , выделен из состава земель населенных пунктов для благоустройства территории (устройство газонов, пешеходных дорожек, площадок отдыха с установкой малых архитектурных форм, освещения). 05 июня 2014 года Администрацией был подготовлен ответ о расчете арендной платы за использование земельного участка, где истицу информировали о выполнения комплекса мероприятий. 30 сентябри 2014 года ответчик вынес Постановление № 4862 об отмене постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 21.05.2014 года за № 2440. Основанием послужила статья 38 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петрозаводского городского совета от 11.03.2010 за № 26-38-771. 03 октября 2014 года ответчик представил истице мотивированный ответ, где аргументировал свое Постановление следующим. Так, ответчик ссылается на то, что испрашиваемый участок расположен в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами, а на основании статьи 38 Правил, использование земельного участка для испрашиваемых целей в указной зоне возможно только в качестве вспомогательного вида использования земельного участка. Ответчик также указал, что в соответствии со статьей 37 Градостроительного кодекса РФ, вспомогательные виды разрешенного использования допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и осуществляются только совместно с ними. С данным Постановлением № 4862 об отмене постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 21.05.2014 года за № 2440 истица не согласна. На основании изложенного истица просила признать отказ Администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении в аренду земельного участка на испрашиваемом квартале , незаконным, обязать Администрацию Петрозаводского городского округа отменить Постановление № 4862 об отмене постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 21.05.2014 года за № 2440 и обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить истице испрашиваемый земельный участок на испрашиваемом квартале в аренду.

Определением суда от 29.12.2014 г. к производству суда приняты уточненные исковые требования, согласно которым истица просит исключить из объема заявленных требований требование об обязании Администрации отменить Постановление №4862, заменив его на требование о признании недействительным вышеуказанного постановления.

В судебное заседание истец не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения настоящего дела. Представитель истца – Вуоримаа Д.Ю., действующий по доверенности, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика - Администрации Петрозаводского городского округа - в судебное заседание не явился, извещен судом о рассмотрении дела надлежащим образом, представил письменный отзыв, возражая против удовлетворения требований, по изложенным в отзыве основаниям.

Заслушав пояснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что 11.02.2013 года истец обратился в Администрацию за предоставлением в собственность участка для благоустройства рядом с участком для индивидуального жилищного строительства, занятым принадлежащим ему жилым домом.

Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № 2120 от 16.04.2013 года был утверждена схема расположения земельного участка общей площадью – 345 кв.м. для благоустройства территории. 26.04.2013 года в отношении указанного участка была подана публикация в официальном источнике, на которую не поступило обращений иных граждан.

На основании указанного постановления за счет истца были выполнены кадастровые работы и 220.03.2014 года на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью – <данные изъяты> кв.м.

08.05.2014 года истец обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду для целей благоустройства.

Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № 2440 от 21.05.2014 года истцу был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером для благоустройства территории.

Письмом от 03.10.2014 исх. № 5.1-11-679 Администрацией было сообщено истцу об отмене постановления № 2440 в связи с изданием постановления 4862 от 30.09.2014 года. В качестве основания для принятия такого решения были указаны положения ст. 38 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, ст. 37 ГрК РФ, подп. 8 п. 2.13 Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление для целей, не связанных со строительством, земельных участков из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в собственности муниципального образования, юридическим лицам и гражданам».

При этом, как установлено судом оценка рыночной стоимости указанного участка по инициативе Администрации за счет средств муниципального бюджета 29.07.2014 года была выполнена, оценщиком подготовлен соответствующий отчет.

Истец, не согласившись с действиями Администрации по отказу ему в предоставлении земельного участка обратился в суд.

Согласно п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2011 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

В силу п.1 ст.28 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

Земельный участок испрашивается заявителем для благоустройства, то есть для целей, не связанных со строительством, что не оспаривается Администрацией. Порядок предоставления земельного участка для указанных целей определен ст. 34 ЗК РФ. Так, согласно ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ. В указанном заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 ЗК РФ, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 ст. 34 ЗК РФ, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 ст. 34 ЗК РФ решения.

Решением Петрозаводского городского Совета от 28.09.2010 N 26/45-896 утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков на территории Петрозаводского городского округа, государственная собственность на которые не разграничена, или находящихся в муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством в соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.

На основании изложенного принятие генерального плана и Правил землепользования и застройки на территории Петрозаводского городского округа является компетенцией органа местного самоуправления городского округа. Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.

Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.

Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа являются нормативно-правовым актом Петрозаводского городского округа, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Карелия и Петрозаводского городского округа и являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Истец в установленном законом порядке обратился в Администрацию за предоставлением спорного участка. Пи этом на момент его обращения уже действовали указанные Правила землепользования и застройки в соответствии с которыми и было принято решение о предоставлении участка.

Согласно выкопировки из Правил спорный участок находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами (Жи). Согласно ст. 38 Правил благоустройство и размещение малых архитектурных форм является вспомогательным видом использования участков, расположенных в указанной зоне, предельные размеры таких участков не установлены. Смежный со спорным участок находится в собственности истца и используется им для размещения индивидуального жилого дома. Таким образом, предоставление участка для целей благоустройства в указанной зоне не противоречит указанным положениям Правил, в связи с чем оснований для принятия постановления Администрации от 30.09.2014 года № 4862 и решения об отказе в предоставлении участка у Администрации не было. Решение о предоставлении такого участка по заявлению истца уже было принято ранее Администрацией, никем не оспаривалось, с иными заявлениями истец в Администрацию не обращался.

Кроме того, по мнению суда, распоряжение земельными участками должно осуществляться уполномоченным органом рационально, так как одной из целей такого распоряжения является, в том числе пополнение бюджета. Спорный участок не может быть сформирован для целей индивидуального жилищного строительства ввиду незначительности его площади, не испрашивается иными лицами для иных целей, органом местного самоуправления понесены расходы на его формирование и оценку. При таких обстоятельствах решение об отказе в его представлении по мотиву права органа местного самоуправления самостоятельно принимать и отменять свои ненормативные акты представляется не только не логичным, но и принятым вопреки исполнения возложенных на орган местного самоуправления полномочий по распоряжению земельными участками.

С учетом изложенных обстоятельств, правовых оснований для принятия решения об отказе в предоставлении спорного земельного участка в аренду заявителю в рассматриваемой ситуации у органа местного самоуправления не имелось.

При таких обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме, а нарушенные права восстановлению путем понуждения Администрации в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда заключить с Рожновой Т. Е. договор аренды земельного участка с кадастровым номером в соответствии с постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 21.05.2014 года № 2440.

Так как от заключения договора аренды земельного участка Администрация уклонилась, приняв постановление 4862 от 30.09.2014 года, то при исполнении решения суда договор аренды спорного участка должен быть заключен с истцом в соответствии с законодательством (в том числе Республики Карелия), действующим в момент заключения соответствующего договора аренды.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 600 рублей.

Определением судьи от 25.11.2014 года по инициативе истца были приняты обеспечительные меры, а именно запрет Администрации Петрозаводского городского округа и иным лицам на совершение каких-либо действий по распоряжению земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>. Указанные меры подлежат сохранению до вступления настоящего решения суда в законную силу и отменяются после его вступления в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации Петрозаводского городского округа в предоставлении Рожновой Т. Е. земельного участка с кадастровым номером , оформленный письмом от 03.10.2014 года № 5.1-11-679.

Признать незаконным постановление Администрации Петрозаводского городского округа № 4862 от 30.09.2014 года.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение месяца с момента вступления в законную силу настоящего решения суда заключить с Рожновой Т. Е. договор аренды земельного участка с кадастровым номером в соответствии с постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 21.05.2014 года № 2440.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Рожновой Т. Е. расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Обеспечительные меры отменить после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Б.Малова

Мотивированное решение изготовлено 24 января 2015 года.

2-416/2015 (2-10479/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рожнова Т.Е.
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
14.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.11.2014Передача материалов судье
14.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2014Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.11.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2014Судебное заседание
30.12.2014Судебное заседание
19.01.2015Судебное заседание
24.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2015Дело оформлено
04.03.2015Дело передано в архив
19.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее