Дело № 2-798/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 апреля 2024 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Савельевой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Огуловой Д.В.,
с участием старшего помощника прокурора г.Элисты Савина Н.Е., представителей ответчика Бадмаева Н.С., Гюнзикова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агронива» об обязании установить санитарно-защитную зону,
у с т а н о в и л:
первый заместитель прокурора г. Элисты Республики Калмыкия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой города при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды, санитарно- эпидемиологического законодательства выявлены нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечивающую комфортное пребывание на территории города Элисты. В результате проведенной проверки прокуратурой города совместно с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, межрегионального Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия и Ростовской области в период с 15 ноября 2023 г. по 10 декабря 2023г. установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Агронива» (далее - ООО «Агронива») осуществляет эксплуатацию асфальтобетонного завода, расположенного в северной промзоне г. Элиста Республики Калмыкия (г. Элиста, территория Северная промышленная зона 1, д. 32), при этом, при эксплуатации асфальтобетонного завода осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Ранее по указанным выше фактам прокуратурой города в ООО «Агронива» внесено представление об устранении нарушении законодательства, однако меры к устранению выявленных нарушений в полном объеме не приняты. Данные обстоятельства оказывают негативное воздействие на окружающую среду и жизнедеятельность человека, что являются нарушением прав неопределенного круга лиц на комфортные условия проживания, санитарного и эстетического состояния благоустройства территории города Элисты, экологическую безопасность.
Просит суд обязать ООО «Агронива» в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:
- установить санитарно-защитную зону асфальтосмесительной установки ООО «Агронива», расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также на указанные объекты разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны, провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу;
- направить заявку федеральному оператору (ФГУП «Федеральный экологический оператор») для заключения договора по обращению с отходами I и II классов опасности;
- разработать программу производственного экологического контроля ООО «Агронива» в соответствии с требованиями п. 3, п. 4 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
- предоставить в межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия утвержденные в установленном законодательством порядке Российской Федерации об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) - сероводород (дигидросульфит) и мазутная зола теплоэлектростанций (в перерасчете на ванадий) от источника №0001 (дымовая труба АСУ), сероводород (дигидросульфит) от источника №0002, 6004, 6005 (труба БПУ, битумохранилище, мазутохранилище);
- провести мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия);
- провести на асфальтобетонном заводе инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников в соответствии с требованиями ч.1 и ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» п. 29 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871, п. 2, п. 3, п. 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 422;
- разработать документацию, содержащую сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля;
- оборудовать на асфальтосмесительной установке асфальтобетонного завода установки очистки газа;
- провести медосмотры (обследования) всех работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
-разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по улучшению условий труда, направленные на снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда по результатам проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда;
- провести лабораторные исследования (испытаний) и измерений факторов производственной среды.
Старший помощник прокурора г. Элисты Савин Н.Е. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить, уточнив исковые требования в части увеличения срока для исполнения обязанности ООО «Агронива» установить санитарно-защитную зону асфальтосмесительной установки с 2 месяцев до 1 года с учетом значительных финансовых затрат для исполнения указанной обязанности.
Представители ответчика ООО «Агронива» Гюнзиков Д.В. и Бадмаев Н.С. исковые требования признали частично, пояснили, что вокруг земельного участка, принадлежащего ООО «Агронива», расположены асфальтобетонные заводы третьих лиц, в связи с чем для установления размера санитарно-защитной зоны необходимо учитывать права и законные интересы собственников асфальтобетонных заводов, находящихся вокруг ООО «Агронива». В целях устранения негативного воздействия на окружающую среду, необходимо проведение единой расчетной и окончательно установленной санитарно-защитной зоны с учетом суммарных выбросов всех асфальтобетонных заводов, а также иных объектов производства, находящихся на Северной промзоне-2. В процессе хозяйственной деятельности асфальтобетонного завода отходы I и II классов опасности не образуются, в связи с чем ООО «Агронива» не направляло заявку федеральному оператору для заключения договора по обращению с отходами I и II классов опасности. В настоящее время асфальтосмесительная установка ООО «Агронива» находится в нерабочем состоянии, деятельность по производству асфальта и иных продуктов производства ООО «Агронива» не осуществляет. После проведения ремонтно-восстановительных работ и возобновления деятельности ООО «Агронива» планируется разработка и утверждение программы производственного экологического контроля. На заводе имеется газоочистительная установка в соответствии с Правилами эксплуатации установок очистки, утвержденными Приказом Министра природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017. №498.
Представители третьих лиц Администрации г.Элисты, Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица Нижнее-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление требования прокурора г.Элисты поддержал, указал, что по результатам рассмотрения Управлением материалов дела об административном правонарушении генеральный директор ООО «Агронива» был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ, в его адрес было внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статьям 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.
Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В пункте 1 статьи 34 Закона об охране окружающей закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-Ф3).
В соответствии со ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и ч. 4 ст. 20, ст. 29 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. При осуществлении хозяйственной деятельности устанавливаются санитарно-защитные зоны.
Пунктом 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Аналогичные требования по обеспечению санитарно - защитных зон установлены в части 1 статьи 30 Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Требования об установлении таких зон закреплены п.2.1., п.4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», где определено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Установление размеров санитарно-защитных зон проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Лица, эксплуатирующие объекты производства, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов (проекта санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Агронива», ИНН 0814068174, ОГРН 1030800753774, юридический адрес: <адрес>, осуществляет эксплуатацию асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: <адрес>. Эксплуатируемый ООО «Агронива» асфальтобетонный завод предназначен для приготовления асфальтобетонной смеси различного состава, используемой для покрытия автомобильных дорог, улиц, тротуаров.
Основным видом деятельности ООО «Агронива» является деятельность по строительству автомобильных дорог и автомагистралей, а также производство изделий из асфальта или аналогичных материалов, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, строительство мостов и тоннелей.
В результате проведенной проверки прокуратурой города совместно с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, межрегионального Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия и Ростовской области в период с 15 ноября 2023 г. по 10 декабря 2023 г. установлено, что ООО «Агронива», ИНН 0814068174, ОГРН 1030800753774, осуществляет эксплуатацию асфальтобетонного завода, расположенного в Северной промзоне г. Элиста Республики Калмыкия, при этом, при эксплуатации асфальтобетонного завода осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Как следует из письменных материалов дела, проверкой выявлены следующие нарушения федерального законодательства:
- не направлена заявка федеральному оператору (ФГУП «Федеральный экологический оператор») на заключение договора по обращению с отходами I и II классов опасности в порядке п. 3 ст. 14.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
- в нарушение требований п. 3, п. 4 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», а именно программа производственного экологического контроля ООО «Агронива», не соответствует установленным требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля;
- в нарушение требований части 1 статьи 22 части 4 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Агронива» утвержденные в установленном законодательством порядке Российской Федерации об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) - сероводород (дигидросульфит) и мазутная зола теплоэлектростанций (в перерасчете на ванадий) от источника №0001 (дымовая труба АСУ), сероводород (дигидросульфит) от источника №0002, 6004, 6005 (труба БПУ, битумохранилище, мазутохранилище) не представлены и (или) отсутствуют (согласно представленной ООО «Агронива» в уполномоченный орган декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, загрязняющими веществами (выбросы высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами) II класса опасности в период эксплуатации асфальтобетонного завода являются сероводород (дигидросульфит) и мазутная зола теплоэлектростанций ( в перерасчете на ванадий) от источника №0001 (дымовая труба АСУ), сероводород (дигидросульфит) от источников №0002, 6004, 6005 (труба БПУ, битумохранилище, мазутохранилище);
- в нарушение с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 5 Порядка организации работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Калмыкия, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 11 июля 2019 г. № 178, п. 5 требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 г. № 811 ООО «Агронива» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия) не проводятся, соответствующие документы об их проведении не представлены и (или) отсутствуют;
- в нарушение ч.1, ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» п. 29 порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденных Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871, п. 2, п. 3, п. 15 правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 422 ООО «Агронива» на асфальтобетонном заводе инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников проведена с нарушением порядка, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
- в нарушение п. 2, п. 6 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ООО «Агронива», документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля не представлена и (или) отсутствует;
- в нарушение требований п. 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» результаты мониторинга атмосферного воздуха в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК за 2022 год не представлены и (или) отсутствуют;
- в нарушение требований статьи 16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. № 498, ООО «Агронива» осуществляет эксплуатацию асфальтосмесительной установки асфальтобетонного завода в отсутствие установок очистки газа;
- в нарушение ст. 11, ст. 34 Федерального закона от 30 марта1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 (раздел I), п. 20 (раздел III) Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н и разделы I, III, IV, п. 18 раздела VI Приложения к Порядку - предварительные медосмотры (обследования) при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу и поручаемой ему работе и периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не проводятся, что подтверждается отсутствием списков лиц, работающих во вредных и/или опасных условиях труда, где указываются наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию и наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда и отсутствием оформленного медицинской организацией Заключения по результатам прохождения работниками периодического медицинского осмотра;
- в нарушение ст. 11, ст. 25, ст. 27, ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2 декабря 2020 г. № 40) – предприятием ООО «Агронива»: не разработаны и не проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусмотренные Санитарными правилами, а именно мероприятия по улучшению условий труда, направленные на снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда по результатам проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда (п. 1.4, п. 1.7. раздела I СП 2.2.3670-20); не осуществляется проведение производственного контроля за условиями труда в соответствии с представленной утвержденной генеральным директором Ивановым Н.К. 09 января 2023 г. программой производственного контроля за условиями труда и за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода ООО «Агронива», в т.ч. посредством проведения (организации) лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды силами производственной лаборатории, а при отсутствии такой возможности – с привлечением иной лаборатории (центра), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, что подтверждается отсутствием соответствующих протоколов лабораторных исследований (испытаний) и договора с аккредитованной организацией (п. 2.4. раздела II СП 2.2.3670-20); в имеющейся программе производственного контроля отсутствует перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований (п. 2.5.2. раздела II СП 2.2.3670-20); не приняты меры по установлению номенклатуры, объема и периодичности контроля за соблюдением гигиенических нормативов по уровням шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, тяжести и напряжённости трудового процесса на рабочем месте машиниста погрузочной машины с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания, идентифицированные по данным заключения по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах от 17 ноября 2023 г. № 061-СОУТ.3-2023 (п. 2.7. раздела II СП 2.2.3670-20); в программе производственного контроля отсутствуют мероприятия по организации работы в части касающейся актуализации информации о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами, в установленные сроки, но не реже 1 раза в 5 лет, которая должна содержаться в программе производственного контроля (п.п. 4.33.-4.35. раздела IV СП 2.2.3670-20);
- в нарушение ст. 11, ч. 3 и ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», п. 2.1, п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в действующей редакции), п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (с изменениями и дополнениями) и пп. 1, 3, 14, 25 вышеуказанных Правил, до настоящего времени ориентировочный размер санитарно-защитной зоны асфальтосмесительной установки ООО «Агронива», расположенной на земельном участке с кадастровым номером 08:14:020101:346 по адресу Республика Калмыкия, г. Элиста, Северная промзона-2, в 100 м восточнее № 146, являющейся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и не подтвержден результатами натурных исследований и измерений; решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и санитарно-эпидемиологическим заключением Главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия или его заместителя не установлены размеры санитарно-защитной зоны на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.; не приняты меры по исполнению обязанности правообладателя объекта капитального строительства, в отношении которого подлежат установление санитарно-защитной зоны, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 вышеуказанных Правил.
Данные обстоятельства оказывают негативное воздействие на окружающую среду и жизнедеятельность человека, что является нарушением прав неопределенного круга лиц на комфортные условия проживания, санитарного и эстетического состояния благоустройства территории Элисты, экологическую безопасность.
Постановлением врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия – врио заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия №11 от 29 ноября 2023 г. ООО «Агронива» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.57-61).
10 декабря 2023 г. и.о. прокурора г.Элисты в адрес ООО «Агронива» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано на обязанность в течение месяца со дня регистрации представления принять конкретные меры по устранению изложенных нарушений закона, причин и условий им способствующих (л.д.35-41).
30 января 2024 г. ООО «Агронива» направлен в прокуратуру г.Элисты ответ на представление, в котором указано, что необходимые мероприятия и документы для устранения выявленных нарушений находятся в стадии подготовки и принятия до конца 2024 г. (л.д.42-47).
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия №0003/06/6795/7-18-2023внн2320-23/20850002/ПП/2024 от 30 января 2024 г. генеральный директор ООО «Агронива» Иванов Н.К. признан виновным в совершении административного нарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, выразившемся в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. (л.д.50-56).
Как следует из справки по участию в проверке прокуратуры на предмет исполнения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха в деятельности ООО «Агронива» от 29 марта 2024 г., выявленные нарушения ООО «Агронива» в полном объеме не устранены.
Таким образом, учитывая, что допущенные ООО «Агронива» нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на экологическую безопасность и благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г.Элисты являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
исковые требования первого заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агронива» об обязании установить санитарно-защитную зону – удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Агронива», в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда:
- установить санитарно-защитную зону асфальтосмесительной установки ООО «Агронива», расположенной на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, а также на указанные объекты разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны, провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу;
- направить заявку федеральному оператору (ФГУП «Федеральный экологический оператор») для заключения договора по обращению с отходами I и II классов опасности;
- разработать программу производственного экологического контроля ООО «Агронива» в соответствии с требованиями п. 3, п. 4 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;
- предоставить в Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утвержденные в установленном законодательством порядке Российской Федерации об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) - сероводород (дигидросульфит) и мазутная зола теплоэлектростанций (в перерасчете на ванадий) от источника №0001 (дымовая труба АСУ), сероводород (дигидросульфит) от источника №0002, 6004, 6005 (труба БПУ, битумохранилище, мазутохранилище);
- провести мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия);
- провести на асфальтобетонном заводе инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников в соответствии с требованиями ч.1 и ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» п. 29 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871, п. 2, п. 3, п. 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 422;
- разработать документацию, содержащую сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля;
- оборудовать на асфальтосмесительной установке асфальтобетонного завода установки очистки газа;
- провести медосмотры (обследования) всех работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;
-разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по улучшению условий труда, направленные на снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда по результатам проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда;
- провести лабораторные исследования (испытаний) и измерений факторов производственной среды.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий: Е.В. Савельева
Решение в окончательной форме изготовлено 08 мая 2024 года.