Решение по делу № 2-798/2024 от 14.02.2024

Дело № 2-798/2024

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 апреля 2024 года               г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Савельевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Огуловой Д.В.,

с участием старшего помощника прокурора г.Элисты Савина Н.Е., представителей ответчика Бадмаева Н.С., Гюнзикова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению первого заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агронива» об обязании установить санитарно-защитную зону,

у с т а н о в и л:

первый заместитель прокурора г. Элисты Республики Калмыкия, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что прокуратурой города при осуществлении надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды, санитарно- эпидемиологического законодательства выявлены нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, обеспечивающую комфортное пребывание на территории города Элисты. В результате проведенной проверки прокуратурой города совместно с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, межрегионального Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия и Ростовской области в период с 15 ноября 2023 г. по 10 декабря 2023г. установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Агронива» (далее - ООО «Агронива») осуществляет эксплуатацию асфальтобетонного завода, расположенного в северной промзоне г. Элиста Республики Калмыкия (г. Элиста, территория Северная промышленная зона 1, д. 32), при этом, при эксплуатации асфальтобетонного завода осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Ранее по указанным выше фактам прокуратурой города в ООО «Агронива» внесено представление об устранении нарушении законодательства, однако меры к устранению выявленных нарушений в полном объеме не приняты. Данные обстоятельства оказывают негативное воздействие на окружающую среду и жизнедеятельность человека, что являются нарушением прав неопределенного круга лиц на комфортные условия проживания, санитарного и эстетического состояния благоустройства территории города Элисты, экологическую безопасность.

Просит суд обязать ООО «Агронива» в течение 2 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда:

- установить санитарно-защитную зону асфальтосмесительной установки ООО «Агронива», расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, а также на указанные объекты разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны, провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

- направить заявку федеральному оператору (ФГУП «Федеральный экологический оператор») для заключения договора по обращению с отходами I и II классов опасности;

- разработать программу производственного экологического контроля ООО «Агронива» в соответствии с требованиями п. 3, п. 4 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;

- предоставить в межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия утвержденные в установленном законодательством порядке Российской Федерации об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) - сероводород (дигидросульфит) и мазутная зола теплоэлектростанций (в перерасчете на ванадий) от источника №0001 (дымовая труба АСУ), сероводород (дигидросульфит) от источника №0002, 6004, 6005 (труба БПУ, битумохранилище, мазутохранилище);

- провести мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия);

- провести на асфальтобетонном заводе инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников в соответствии с требованиями ч.1 и ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» п. 29 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871, п. 2, п. 3, п. 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 422;

- разработать документацию, содержащую сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля;

- оборудовать на асфальтосмесительной установке асфальтобетонного завода установки очистки газа;

- провести медосмотры (обследования) всех работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

-разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по улучшению условий труда, направленные на снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда по результатам проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда;

- провести лабораторные исследования (испытаний) и измерений факторов производственной среды.

Старший помощник прокурора г. Элисты Савин Н.Е. в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить, уточнив исковые требования в части увеличения срока для исполнения обязанности ООО «Агронива» установить санитарно-защитную зону асфальтосмесительной установки с 2 месяцев до 1 года с учетом значительных финансовых затрат для исполнения указанной обязанности.

Представители ответчика ООО «Агронива» Гюнзиков Д.В. и Бадмаев Н.С. исковые требования признали частично, пояснили, что вокруг земельного участка, принадлежащего ООО «Агронива», расположены асфальтобетонные заводы третьих лиц, в связи с чем для установления размера санитарно-защитной зоны необходимо учитывать права и законные интересы собственников асфальтобетонных заводов, находящихся вокруг ООО «Агронива». В целях устранения негативного воздействия на окружающую среду, необходимо проведение единой расчетной и окончательно установленной санитарно-защитной зоны с учетом суммарных выбросов всех асфальтобетонных заводов, а также иных объектов производства, находящихся на Северной промзоне-2. В процессе хозяйственной деятельности асфальтобетонного завода отходы I и II классов опасности не образуются, в связи с чем ООО «Агронива» не направляло заявку федеральному оператору для заключения договора по обращению с отходами I и II классов опасности. В настоящее время асфальтосмесительная установка ООО «Агронива» находится в нерабочем состоянии, деятельность по производству асфальта и иных продуктов производства ООО «Агронива» не осуществляет. После проведения ремонтно-восстановительных работ и возобновления деятельности ООО «Агронива» планируется разработка и утверждение программы производственного экологического контроля. На заводе имеется газоочистительная установка в соответствии с Правилами эксплуатации установок очистки, утвержденными Приказом Министра природных ресурсов и экологии РФ от 15 сентября 2017. №498.

Представители третьих лиц Администрации г.Элисты, Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица Нижнее-Волжского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в письменном отзыве на исковое заявление требования прокурора г.Элисты поддержал, указал, что по результатам рассмотрения Управлением материалов дела об административном правонарушении генеральный директор ООО «Агронива» был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст.8.1 КоАП РФ, в его адрес было внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статьям 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а также каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.

Как следует из пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42 Конституции Российской Федерации, преамбула, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

В пункте 1 статьи 34 Закона об охране окружающей закреплено, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируется Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-Ф3).

В соответствии со ст. 11, ч. 2 ст. 12, ч. 3 и ч. 4 ст. 20, ст. 29 Федерального Закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. При осуществлении хозяйственной деятельности устанавливаются санитарно-защитные зоны.

Пунктом 2 статьи 52 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. Аналогичные требования по обеспечению санитарно - защитных зон установлены в части 1 статьи 30 Федеральный закон от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».

В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Положение о санитарно-защитных зонах утверждается Правительством Российской Федерации.

В силу пунктов 2, 3 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. №222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.

Требования об установлении таких зон закреплены п.2.1., п.4.3. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.2 Постановления Правительства РФ от 03 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», где определено, что вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Установление размеров санитарно-защитных зон проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Лица, эксплуатирующие объекты производства, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов (проекта санитарно-защитной зоны; экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны).

Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Агронива», ИНН 0814068174, ОГРН 1030800753774, юридический адрес: <адрес>, осуществляет эксплуатацию асфальтобетонного завода, расположенного по адресу: <адрес>. Эксплуатируемый ООО «Агронива» асфальтобетонный завод предназначен для приготовления асфальтобетонной смеси различного состава, используемой для покрытия автомобильных дорог, улиц, тротуаров.

Основным видом деятельности ООО «Агронива» является деятельность по строительству автомобильных дорог и автомагистралей, а также производство изделий из асфальта или аналогичных материалов, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам, строительство мостов и тоннелей.

В результате проведенной проверки прокуратурой города совместно с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия, межрегионального Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия и Ростовской области в период с 15 ноября 2023 г. по 10 декабря 2023 г. установлено, что ООО «Агронива», ИНН 0814068174, ОГРН 1030800753774, осуществляет эксплуатацию асфальтобетонного завода, расположенного в Северной промзоне г. Элиста Республики Калмыкия, при этом, при эксплуатации асфальтобетонного завода осуществляется выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Как следует из письменных материалов дела, проверкой выявлены следующие нарушения федерального законодательства:

- не направлена заявка федеральному оператору (ФГУП «Федеральный экологический оператор») на заключение договора по обращению с отходами I и II классов опасности в порядке п. 3 ст. 14.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

- в нарушение требований п. 3, п. 4 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 18.02.2022 № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля», а именно программа производственного экологического контроля ООО «Агронива», не соответствует установленным требованиям к содержанию программы производственного экологического контроля;

- в нарушение требований части 1 статьи 22 части 4 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ООО «Агронива» утвержденные в установленном законодательством порядке Российской Федерации об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) - сероводород (дигидросульфит) и мазутная зола теплоэлектростанций (в перерасчете на ванадий) от источника №0001 (дымовая труба АСУ), сероводород (дигидросульфит) от источника №0002, 6004, 6005 (труба БПУ, битумохранилище, мазутохранилище) не представлены и (или) отсутствуют (согласно представленной ООО «Агронива» в уполномоченный орган декларации по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2022 год, загрязняющими веществами (выбросы высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами) II класса опасности в период эксплуатации асфальтобетонного завода являются сероводород (дигидросульфит) и мазутная зола теплоэлектростанций ( в перерасчете на ванадий) от источника №0001 (дымовая труба АСУ), сероводород (дигидросульфит) от источников №0002, 6004, 6005 (труба БПУ, битумохранилище, мазутохранилище);

- в нарушение с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 5 Порядка организации работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий на территории Республики Калмыкия, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия от 11 июля 2019 г. № 178, п. 5 требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных Приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 г. № 811 ООО «Агронива» мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия) не проводятся, соответствующие документы об их проведении не представлены и (или) отсутствуют;

- в нарушение ч.1, ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» п. 29 порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденных Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871, п. 2, п. 3, п. 15 правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 422 ООО «Агронива» на асфальтобетонном заводе инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников проведена с нарушением порядка, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

- в нарушение п. 2, п. 6 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ООО «Агронива», документация, содержащая сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля не представлена и (или) отсутствует;

- в нарушение требований п. 3 статьи 23 Федерального закона от 4 мая 1999г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» результаты мониторинга атмосферного воздуха в отчете об организации и о результатах осуществления ПЭК за 2022 год не представлены и (или) отсутствуют;

- в нарушение требований статьи 16.1 Федерального закона от 4 мая 1999 г. №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15 сентября 2017 г. № 498, ООО «Агронива» осуществляет эксплуатацию асфальтосмесительной установки асфальтобетонного завода в отсутствие установок очистки газа;

- в нарушение ст. 11, ст. 34 Федерального закона от 30 марта1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2 (раздел I), п. 20 (раздел III) Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н и разделы I, III, IV, п. 18 раздела VI Приложения к Порядку - предварительные медосмотры (обследования) при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу и поручаемой ему работе и периодические медицинские осмотры работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда не проводятся, что подтверждается отсутствием списков лиц, работающих во вредных и/или опасных условиях труда, где указываются наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию и наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда и отсутствием оформленного медицинской организацией Заключения по результатам прохождения работниками периодического медицинского осмотра;

- в нарушение ст. 11, ст. 25, ст. 27, ст. 32 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 2 декабря 2020 г. № 40) – предприятием ООО «Агронива»: не разработаны и не проводятся санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, предусмотренные Санитарными правилами, а именно мероприятия по улучшению условий труда, направленные на снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда по результатам проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда (п. 1.4, п. 1.7. раздела I СП 2.2.3670-20); не осуществляется проведение производственного контроля за условиями труда в соответствии с представленной утвержденной генеральным директором Ивановым Н.К. 09 января 2023 г. программой производственного контроля за условиями труда и за уровнями загрязнения атмосферного воздуха на границе санитарно-защитной зоны асфальтобетонного завода ООО «Агронива», в т.ч. посредством проведения (организации) лабораторных исследований (испытаний) и измерений факторов производственной среды силами производственной лаборатории, а при отсутствии такой возможности – с привлечением иной лаборатории (центра), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, что подтверждается отсутствием соответствующих протоколов лабораторных исследований (испытаний) и договора с аккредитованной организацией (п. 2.4. раздела II СП 2.2.3670-20); в имеющейся программе производственного контроля отсутствует перечень химических веществ, биологических, физических и иных факторов, а также объектов производственного контроля, представляющих потенциальную опасность для работника, в отношении которых необходима организация лабораторных исследований, с указанием точек (мест), в которых осуществляется отбор проб, и периодичность проведения лабораторных исследований (п. 2.5.2. раздела II СП 2.2.3670-20); не приняты меры по установлению номенклатуры, объема и периодичности контроля за соблюдением гигиенических нормативов по уровням шума, вибрации (общей и локальной), инфразвука, тяжести и напряжённости трудового процесса на рабочем месте машиниста погрузочной машины с учетом степени их влияния на здоровье работника и среду его обитания, идентифицированные по данным заключения по результатам идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах от 17 ноября 2023 г. № 061-СОУТ.3-2023 (п. 2.7. раздела II СП 2.2.3670-20); в программе производственного контроля отсутствуют мероприятия по организации работы в части касающейся актуализации информации о наличии факторов производственной среды и трудовых процессов, обладающих канцерогенными свойствами, в установленные сроки, но не реже 1 раза в 5 лет, которая должна содержаться в программе производственного контроля (п.п. 4.33.-4.35. раздела IV СП 2.2.3670-20);

- в нарушение ст. 11, ч. 3 и ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии», п. 2.1, п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (в действующей редакции), п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 марта 2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» (с изменениями и дополнениями) и пп. 1, 3, 14, 25 вышеуказанных Правил, до настоящего времени ориентировочный размер санитарно-защитной зоны асфальтосмесительной установки ООО «Агронива», расположенной на земельном участке с кадастровым номером 08:14:020101:346 по адресу Республика Калмыкия, г. Элиста, Северная промзона-2, в 100 м восточнее № 146, являющейся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, не обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и не подтвержден результатами натурных исследований и измерений; решением территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и санитарно-эпидемиологическим заключением Главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия или его заместителя не установлены размеры санитарно-защитной зоны на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.; не приняты меры по исполнению обязанности правообладателя объекта капитального строительства, в отношении которого подлежат установление санитарно-защитной зоны, провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 вышеуказанных Правил.

Данные обстоятельства оказывают негативное воздействие на окружающую среду и жизнедеятельность человека, что является нарушением прав неопределенного круга лиц на комфортные условия проживания, санитарного и эстетического состояния благоустройства территории Элисты, экологическую безопасность.

Постановлением врио заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Калмыкия – врио заместителя Главного государственного санитарного врача по Республике Калмыкия №11 от 29 ноября 2023 г. ООО «Агронива» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.6.3 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.57-61).

10 декабря 2023 г. и.о. прокурора г.Элисты в адрес ООО «Агронива» внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в котором указано на обязанность в течение месяца со дня регистрации представления принять конкретные меры по устранению изложенных нарушений закона, причин и условий им способствующих (л.д.35-41).

30 января 2024 г. ООО «Агронива» направлен в прокуратуру г.Элисты ответ на представление, в котором указано, что необходимые мероприятия и документы для устранения выявленных нарушений находятся в стадии подготовки и принятия до конца 2024 г. (л.д.42-47).

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия №0003/06/6795/7-18-2023внн2320-23/20850002/ПП/2024 от 30 января 2024 г. генеральный директор ООО «Агронива» Иванов Н.К. признан виновным в совершении административного нарушения, предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ, выразившемся в несоблюдении экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. (л.д.50-56).

Как следует из справки по участию в проверке прокуратуры на предмет исполнения требований законодательства в области охраны атмосферного воздуха в деятельности ООО «Агронива» от 29 марта 2024 г., выявленные нарушения ООО «Агронива» в полном объеме не устранены.

Таким образом, учитывая, что допущенные ООО «Агронива» нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства нарушают права неопределенного круга лиц на экологическую безопасность и благоприятную окружающую среду, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора г.Элисты являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

исковые требования первого заместителя прокурора города Элисты Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Агронива» об обязании установить санитарно-защитную зону – удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Агронива», в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда:

- установить санитарно-защитную зону асфальтосмесительной установки ООО «Агронива», расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, а также на указанные объекты разработать и утвердить проект санитарно-защитной зоны, провести санитарно-эпидемиологическую экспертизу;

- направить заявку федеральному оператору (ФГУП «Федеральный экологический оператор») для заключения договора по обращению с отходами I и II классов опасности;

- разработать программу производственного экологического контроля ООО «Агронива» в соответствии с требованиями п. 3, п. 4 ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», приказа Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля»;

- предоставить в Нижне-Волжское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования утвержденные в установленном законодательством порядке Российской Федерации об охране окружающей среды нормативы допустимых выбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности) - сероводород (дигидросульфит) и мазутная зола теплоэлектростанций (в перерасчете на ванадий) от источника №0001 (дымовая труба АСУ), сероводород (дигидросульфит) от источника №0002, 6004, 6005 (труба БПУ, битумохранилище, мазутохранилище);

- провести мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий, согласованные с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Калмыкия);

- провести на асфальтобетонном заводе инвентаризацию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников в соответствии с требованиями ч.1 и ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 04 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» п. 29 Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденного Приказом Минприроды России от 19 ноября 2021 г. № 871, п. 2, п. 3, п. 15 Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 г. № 422;

- разработать документацию, содержащую сведения о результатах осуществления производственного экологического контроля;

- оборудовать на асфальтосмесительной установке асфальтобетонного завода установки очистки газа;

- провести медосмотры (обследования) всех работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

-разработать и провести санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по улучшению условий труда, направленные на снижение рисков для здоровья человека в части профессиональных заболеваний, заболеваний (отравлений) и инфекционных заболеваний, связанных с условиями труда по результатам проведения производственного контроля и специальной оценки условий труда;

- провести лабораторные исследования (испытаний) и измерений факторов производственной среды.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий:                     Е.В. Савельева

Решение в окончательной форме изготовлено 08 мая 2024 года.

2-798/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Первый заместитель прокурора г.Элисты в защиту интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
ООО "АгроНива"
Другие
Межрегиональное Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области
Управление Роспотребнадзора по РК
Администрация г. Элисты
Суд
Элистинский городской суд Республики Калмыкия
Судья
Савельева Елена Викторовна
Дело на странице суда
elistinsky.kalm.sudrf.ru
14.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2024Передача материалов судье
16.02.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2024Судебное заседание
09.04.2024Судебное заседание
09.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее