Решение по делу № 3а-62/2021 от 10.03.2021

Дело № 3а-62/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тверь 23 марта 2021 года

Тверской областной суд в составе:

председательствующего Кустова А.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кудрявцевой А.А.,

с участием административного истца Пашедко В.Г.,

представителя Губернатора Тверской области и Правительства Тверской области Мельничук А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Пашедко В.Г. об оспаривании распоряжения губернатора Тверской области от 26 февраля 2021 года № 52-рг «Об отрешении от должности Главы Нелидовского городского округа Тверской области»,

установил:

Распоряжением Губернатора Тверской области от 26 февраля 2021 года № 52-рг Пашедко В.Г. отстранен от должности Главы Нелидовского городского округа Тверской области. Данное распоряжение опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации 26 февраля 2021 года и в газете «Тверские Ведомости» от 03-09 марта 2021 года.

Пашедко В.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании указанного Распоряжения Губернатора Тверской области незаконным, поскольку оно не соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 74 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с требованием его отмены, обращения решения суда к немедленному исполнению.

В обоснование административного иска Пашедко В.Г. указал на отсутствие установленных законом оснований отрешения его от должности, поскольку решением Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 18 ноября 2020 года по делу № 2-115/2020 требования прокурора были удовлетворены частично, на Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области возложена обязанность принять надлежащие меры к организации обеспечения теплоснабжения населения в рамках прохождения отопительного сезона 2020-2021 г.г., на МУП «Горводоканал» возложена обязанность обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива, нормативный эксплуатационный запас топлива в общем количестве 2,6 тыс. тонн, исходя из реальных возможностей хранения.

Судом отказано в удовлетворении иска прокурора в части признания незаконным бездействия Администрации Нелидовского городского округа и МУП «Горводоканал».

Глава Нелидовского округа к участию в деле не привлекался, его действия как должностного лица не были предметом оценки в судебном решении, обязанности на него решением суда не возлагались.

Ответственность за перебой в подаче отопления на территории Нелидовского городского округа лежит на теплоснабжающей организации МУП «Горводоканал», действий Администрации округа, влекущих (повлекших) нарушение прав и свобод человека и гражданина, решением суда не установлено.

На момент издания Губернатором оспариваемого распоряжения исполнительное производство в отношении Администрации Нелидовского городского округа Тверской области не было окончено, отопительный сезон не завершен, поэтому вывод о неисполнении решения суда является преждевременным.

Следует учесть сложившуюся многолетнюю проблему с отоплением Нелидовского городского округа, связанную с тем, что единственное муниципальное предприятие, оказывающее услугу теплоснабжения в округе, имеет котельные, работающие на мазутном топливе. Предприятие является убыточным, имеет значительную кредиторскую задолженность, которая взыскивается в рамках сводного исполнительного производства, расчетные счета арестованы. Предприятие не обеспечило закупку необходимого для обеспечения запаса топлива, поскольку все электронные аукционы на заключение контрактов на поставку мазута на период отопительного сезона 2020-2021 г.г. признаны несостоявшимися.

Администрацией и главой округа принимались необходимые меры по обеспечению теплоснабжения в городском округе и по исполнению решения Нелидовского городского суда от 18 ноября 2020 года, в частности направлялось обращение главному судебному приставу Тверской области о снижении до 10% доли взыскания с имущественных прав МУП «Горводоканал» на получение средств по агентскому договору с ООО «ЕРКЦ», вносились изменения в бюджет округа, направлялись обращения к Губернатору, Главному федеральному инспектору, прокурору области, в министерства Тверской области об оказании содействия в выделении топлива, изыскивались денежные средства для закупки топлива, заключались муниципальные контракты, постановлениями главы на территории округа вводился режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.

Указанные меры были направлены на исполнение решения суда, были эффективными, поскольку обеспечили прохождение отопительного сезона 2020-2021 г.г., не были допущены остановка теплоснабжения в округе и размораживание котельных.

В судебном заседании административный истец Пашедко В.Г. поддержал заявленные требования и приведенные в иске и дополнительных пояснениях доводы, полагал распоряжение Губернатора об отрешении его от должности незаконным, поскольку оно не содержит обстоятельств, послуживших основанием принятия такого решения, и принято до рассмотрения депутатами Нелидовской городской думы обращения Губернатора об удалении главы округа в отставку в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель Губернатора Тверской области и Правительства Тверской области Мельничук А.А. в судебном заседании полагала требования Пашедко В.Г. не подлежащими удовлетворению, поддержав доводы письменных возражений. Оспариваемое распоряжение представитель полагала принятым в пределах полномочий губернатора в соответствии с Уставом Тверской области, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 74 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Правовой акт принят на основании вступившего в силу решения Нелидовского межрайонного суда, которым установлены нарушения прав граждан и которое не было исполнено Администрацией Нелидовского городского округа, не обеспечено поддержание в период отопительного сезона неснижаемого нормативного запаса топлива (мазута) в мазутохранилищах, что подтверждается материалами исполнительного производства. Глава Нелидовского городского округа согласно статьям 34-35 Устава Нелидовского городского округа является высшим должностным лицом округа, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, осуществляет на принципах единоначалия руководство деятельностью администрации округа. В соответствии с законодательством глава муниципального образования осуществляет права учредителя и контроль за муниципальным предприятием, организует надежное теплоснабжение населения, в том числе обязан принять меры по обеспечению теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающей организацией своих обязательств. Главой округа вопрос местного значения – обеспечения надежного теплоснабжения населения Нелидовского городского округа решен не был. Принимаемые административным истцом меры носили формальный характер и не были направлены на достижение конкретного результата, свидетельствовали о ненадлежащем хозяйственном подходе к разрешению ситуации, приведшей к нарушению теплоснабжения и срыву отопительного сезона в муниципальном образовании. Данная ситуация, связанная с отсутствием надежного теплоснабжения населения, продолжала сохраняться на момент издания оспариваемого распоряжения № 52-рг.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы административного дела, суд полагает требования административного истца не подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.

В соответствии с частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 36, частью 1 и абзацем первым части 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию (пункт 5 части 2 статьи 36).

Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

В соответствии с частью 1 Закона Тверской области от 27 ноября 2014 года № 93-ЗО (в редакции от 18 декабря 2019 года) «Об отдельных вопросах формирования представительных органов муниципальных районов Тверской области и избрания глав муниципальных образований Тверской области» Глава городского округа, являющегося административным центром Тверской области, главы городских округов Тверской области закрытых административно-территориальных образований и главы городских округов Тверской области с численностью населения более 20000 человек, в бюджетах которых доля субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет со дня вступления в силу настоящего Закона превышала 20 процентов доходов местного бюджета, в соответствии с настоящим Законом и уставом соответствующего городского округа избираются представительным органом соответствующего городского округа из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляют местную администрацию.

Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункт 5 части 4 этой же статьи).

Решением Нелидовской городской Думы от 19 декабря 2018 года Пашедко В.Г. избран на должность главы Нелидовского городского округа Тверской по результатам конкурса из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией.

Согласно статьям 34 и 35 Устава Нелидовского городского округа, принятого решением Нелидовской городской Думы № 94-1 от 27 февраля 2019 года, Глава Нелидовского городского округа является высшим должностным лицом Нелидовского городского округа. Глава наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава округа осуществляет на принципах единоначалия общее руководство деятельностью Администрации Нелидовского городского округа, ее отраслевыми (функциональными) и территориальными органами, структурными подразделениями по решению вопросов, отнесенных к компетенции Администрации Нелидовского городского округа, заключает от имени Администрации договоры, контракты и другие сделки, осуществляет полномочия по управлению предприятиями, находящимися в муниципальной собственности (пункты 9, 10, 17 части 2 статьи 35 Устава).

К полномочиям Администрации Нелидовского городского округа отнесены вопросы осуществления закупки товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд, организации в границах округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения (пункты 10 и 16 части 2 статьи 38 Устава).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.2 части 1 статьи 17 этого же Федерального закона закреплено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В соответствии с пунктами 1 и 4 части 1 статьи 6 Федерального закона «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 января 2018 года № 12-О, глава муниципального образования, возглавляющий местную администрацию на принципах единоначалия, призван обеспечивать законность в деятельности местной администрации в целом и каждого ее структурного подразделения, а также надлежащее исполнение всех возложенных на местную администрацию полномочий на основе субординации. Следовательно, во взаимоотношениях с государством он, будучи высшим должностным лицом муниципального образования, несет всю полноту персональной ответственности за устранение допущенных местной администрацией и установленных судом нарушений прав и свобод человека и гражданина, а также иных охраняемых законом публичных интересов. Иное не только подрывало бы принципы единоначалия в руководстве местной администрацией, но и создавало бы предпосылки для снижения гарантий надлежащего уровня правовой дисциплины в местном самоуправлении.

Исходя из приведенных выше положений федерального законодательства, Устава муниципального образования, правовой позиции Конституционного Суда, Глава Нелидовского городского округа, являясь высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляющий администрацию округа, наделен полномочиями по организации обеспечения надежного теплоснабжения населения Нелидовского городского округа, и к данным полномочиям относится принятие мер по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающей организацией своих обязательств.

Как следует из материалов дела, единой теплоснабжающей организацией в Нелидовском городском округе с 01 июля 2017 года является МУП «Горводоканал».

За данным муниципальным предприятием по договору от 01 июля 2017 года, заключенному с Комитетом по управлению имуществом Нелидовского района, закреплено на праве хозяйственого ведения муниципальное имущество: котельные, расположенные в Нелидовском городском округе в п. Южный (№ 4), на ул. Горького (№ 5), ул. Карбышева (№ 6), в п. Загородный (№ 8), на ул. Больничная (№ 9).

В соответствии с постановлением Администрации Нелидовского городского округа от 28 сентября 2020 года № 2242-па отопительный период на территории Нелидовского городского округа начат с 05 октября 2020 года.

Пунктами 1 - 3 части 1, частями 2 и 3 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» установлено, что муниципальные образования, теплоснабжающие организации, теплосетевые организации и потребители тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к системе теплоснабжения, подлежат проверке готовности к отопительному периоду, которая в отношении муниципальных образований осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, а в отношении остальных из названных лиц - органами местного самоуправления в соответствии с правилами оценки готовности к отопительному периоду, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, и которыми, в частности, устанавливаются категории потребителей тепловой энергии, подлежащие данной проверке, требования к указанным потребителям и критерии надежности их теплоснабжения с учетом климатических условий, требования к теплосетевым организациям, теплоснабжающим организациям о принятии ими мер по обеспечению надежности теплоснабжения потребителей.

Правила оценки готовности к отопительному периоду утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103.

Подпунктом 4 пункта 13 данных Правил предусмотрено наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии как одно из требований по готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций.

Согласно частям 4 и 5 статьи 20 Федерального закона «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду муниципальных образований осуществляется, в частности, в целях определения наличия плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций, системы мониторинга состояния системы теплоснабжения, механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения. Проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива.

Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года № 115, предусмотрено, что эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами (пункт 4.1.1).

Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива (пункт 11.9).

Приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года № 377 утвержден Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), пунктами 2, 3 и 4 которого предусмотрено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме «выживания» с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года.

ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.

Пунктом 20 Порядка предусмотрено определение запаса топлива исходя из обеспечения потребности в топливе при его доставке автомобильным транспортом – 5 суток, железнодорожным – 10 суток.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области от 28 ноября 2018 года № 225 нормативный запас топлива для котельных № 4, 5, 6, 8, 9 МУП «Горводоканал» установлен в совокупности в 4,05 тыс. тонн, из которых неснижаемый нормативный запас топлива – 1,05 тыс. тонн, нормативный эксплуатационный запас топлива – 3 тыс. тонн.

Согласно Акту № 8.3-132/20 от 15 ноября 2020 года комиссия ЦУ Ростехнадзора пришла к выводу о том, что Нелидовский городской округ к отопительному периоду 2020-2021 г.г. не готов, поскольку теплоснабжающей организацией МУП «Горводоканал» в нарушение требований статьи 20 Федерального закона от 27 июля 2020 года № 190-ФЗ не в полном объеме обеспечено наличие на источниках тепловой энергии нормативного запаса топлива.

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1 (подпункт «в» пункта 3 названных правил предоставления коммунальных услуг).

Тем же Приложением Правил установлены параметры температуры в отапливаемых помещениях, допустимые перерывы в их снижении (п. 14,15).

В материалы дела административным ответчиком представлены доказательства многочисленных обращений граждан в органы государственной власти федерального и регионального уровней на отсутствие надлежащего отопления в квартирах, детских садах, школах в городе Нелидово в ноябре-декабре 2020 года (т. 2 л.д. 37-64), что указывает на допущенные нарушения температурного режима в жилых помещениях и социальных учреждениях.

Административным истцом в судебном заседании признавалось снижение параметров теплоносителя в отапливаемых помещениях Нелидовского городского округа в период отопительного сезона 2020-2021 г.г.

Постановлением Администрации Нелидовского городского округа от 16 ноября 2020 года № 2381-па на территории муниципального образования введен режим повышенной готовности в связи с отсутствием необходимого нормативного запаса топлива для объектов теплоснабжения.

Постановлениями Администрации Нелидовского городского округа от 18 ноября 2020 года № 2391-па, от 20 января 2021 года № 66-па, от 05 февраля 2021 года № 141-па вводился режим повышенной готовности в связи с аварийными отключениями (происшествиями) при эксплуатации объектов ЖКХ на территории муниципального образования.

Постановлением Администрации Нелидовского городского округа от 25 февраля 2021 года № 259-па на территории муниципального образования с 14 час. 00 мин. 25 февраля 2021 года и до принятия отдельного решения введен режим чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием запасов топлива у теплоснабжающей организации и вследствие срыва отопительного сезона.

Наличие многочисленных обращений жителей Нелидовского городского округа в органы государственной власти о снижении параметров теплоснабжения в жилых помещениях и социальных учреждениях, введение на территории муниципального образования режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации в совокупности с обстоятельствами, установленными Нелидовским межрайонным судом Тверской области при рассмотрении иска прокурора в интересах неопределенного круга лиц к органу местного самоуправления и теплоснабжающей организации, указывают на допущенные нарушения прав граждан, проживающих в Нелидовском городском округе, на предоставление качественных коммунальных услуг в сфере теплоснабжения.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Таким образом, сам факт принятия решения о введении режима чрезвычайной ситуации свидетельствует об установлении органом местного самоуправления нарушений прав граждан на благоприятные условия проживания, связанные со снижением параметров теплоснабжения в муниципальном образовании на момент издания Администрацией Нелидовского городского округа постановления № 259-па о введении режима чрезвычайной ситуации.

18 ноября 2020 года Нелидовским межрайонным судом Тверской области постановлено решение, которым частично удовлетворены требования Нелидовского межрайонного прокурора к Администрации Нелидовского городского округа Тверской области и Муниципальному унитарному предприятию «Горводоканал».

Судом на Администрацию Нелидовского городского округа Тверской области возложена обязанность принять надлежащие меры к организации обеспечения теплоснабжения населения в Нелидовском городском округе Тверской области в рамках прохождения отопительного сезона 2020-2021 г.г.

На МУП «Горводоканал» возложена обязанность обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива, нормативный эксплуатационный запас топлива, необходимый для надлежащего проведения отопительного сезона 2020-2021 г.г. в Нелидовском городском округе Тверской области в общем количестве 2,6 тыс. тонн, исходя из реальных возможностей хранения.

В удовлетворении исковых требований прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Нелидовского городского округа Тверской области и МУП «Горводоканал», выразившегося в непринятии надлежащих мер к организации теплоснабжения населения в Нелидовском городском округе Тверской области в рамках прохождения отопительного сезона 2020-2021 г.г., отказано.

Вопреки доводу административного истца, то обстоятельство, что судом по результатам рассмотрения гражданского дела принято решение об отказе в удовлетворении требований прокурора о признании незаконным бездействия Администрации округа и МУП «Горводоканал», не указывает на отсутствие нарушений прав и свобод человека и гражданина, поскольку суд пришел к выводам, отразив их в мотивировочной части решения, что ответчиками не принято должных мер к поддержанию в период отопительного сезона 2020-2021 г.г. неснижаемого запаса топлива (мазута) в мазутохранилищах муниципального предприятия, то есть запасов, позволяющих предприятию обеспечить бесперебойную работу теплоисточников.

Суд установил, что запасы топочного мазута на предприятии по состоянию на 12 октября 2020 года составляли 342,8 тонны, на 20 октября 2020 года – 166 тонн, то есть в размере двухсуточной потребности, по состоянию на 18 ноября 2020 года емкости не заполнены.

Администрация Нелидовского городского округа Тверской области надлежащим образом не организовала теплоснабжение населения в границах муниципального образования, допуская возникновение в связи с этим кризисной ситуации по проведению отопительного сезона, что создает опасность нарушения прав граждан на теплоснабжение, в то время как обязанность по подготовке к отопительному периоду входит в обязанности Администрации Нелидовского городского округа как органа местного самоуправления.

Суд также пришел к выводу об обязанности органа местного самоуправления осуществить организационные мероприятия, направленные на обеспечение нормативного эксплуатационного запаса топлива в котельных Нелидовского городского округа.

Приведенные выше обстоятельства, в том числе содержащиеся в решении суда от 18 ноября 2020 года выводы, указывают на то, что органами местного самоуправления Нелидовского городского округа требования Правил оценки готовности к отопительному периоду применительно к теплоснабжающей организации не выполнены и должный контроль за готовностью единой теплоснабжающей организации при подготовке к отопительному периоду не осуществлен.

Доводы административного истца о реализации плана мероприятий (дорожная карта) по модернизации объектов системы теплоснабжения, горячего водоснабжения Нелидовского городского округа в 2020 году, предложение о передаче указанных объектов в государственную собственность Тверской области, не могут быть учтены судом в качестве обстоятельств, препятствовавших принятию Губернатором оспариваемого решения, поскольку, они не привели к эффективному результату обеспечения готовности муниципального образования к отопительному периоду.

То обстоятельство, что при рассмотрении гражданского дела № 2-115/2020 Нелидовским межрайонным судом Тверской области административный истец не привлекался к участию в деле в качестве ответчика, не снимало с него ответственности за исполнение обязанностей, возложенных решением суда на Администрацию городского округа и МУП «Горводоканал», учитывая правовое положение главы Нелидовского городского округа, определенное Уставом муниципального образования.

Решение Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 18 ноября 2020 года обращено к немедленному исполнению.

Решение суда вступило в законную силу 24 декабря 2020 года.

На основании исполнительного листа Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 18 ноября 2020 года старшим судебным приставом ОСП по Нелидовскому и Оленинскому районам УФССП России по Тверской области возбуждено исполнительное производство № 44083/20/69021-ИП в отношении Администрации Нелидовского городского округа Тверской области с предметом исполнения: принять надлежащие меры к организации обеспечения теплоснабжения населения в Нелидовском городском округе Тверской области в рамках прохождения отопительного сезона 2020-2021 г.г.

В установленный для добровольного исполнения срок требование, содержащееся в исполнительном документе, не исполнено должником, 16 декабря 2020 года заместителем старшего судебного пристава вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.

Судебным приставом должнику направлялось требование об исполнении решения суда до 20 января 2021 года, назначались новые сроки исполнения до 22 января 2021 года, до 26 января 2021 года, до 12 февраля 2021 года. Постановлением старшего судебного пристава от 21 января 2021 года Администрация Нелидовского городского округа привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в связи с неисполнением решения суда.

Указывая на принятие необходимых мер к исполнению решения суда, административный истец ссылался на осуществление деятельности по внесению изменений в бюджет округа в целях выделения средств для закупки топлива, обращение в органы государственной власти, заключение муниципальных контрактов на поставку топлива в ноябре-декабре 2020 года, копии которых приобщены к материалам исполнительного производства.

Оценив представленные истцом доказательства, суд приходит к выводу, что данные действия не привели к результату в виде надежного теплоснабжения, поскольку не обеспечили восполнение неснижаемого нормативного и эксплуатационного запаса топлива, поэтому их нельзя расценивать как принятие мер по исполнению решения суда в контексте положений пункта 2 части 1 статьи 74 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В ходе исполнительного производства № 44079/20/29021-ИП в отношении МУП «Горводоканал» об обязании обеспечить неснижаемый нормативный запас топлива, нормативный эксплуатационный запас топлива, необходимые для надлежащего проведения отопительного сезона 2020-2021 г.г. в Нелидовском городском округе Тверской области в общем количестве 2,6 тонн, исходя из реальных возможностей хранения, судебным приставом-исполнителем составлялись акты совершения исполнительных действий, из которых следует, что на 16 декабря 2020 года общий остаток топлива в двух резервуарах объемом по 500 куб.м каждый и двух резервуарах объемом по 1000 куб.м каждый составил 341,068 тонну, на 18 января 2021 года – 335,799 тонн, на 25 января 2021 года – 285,618 тонн, на 05 февраля 2021 года – 456,482 тонн (остаток на 1,5 суток), на 12 февраля 2021 года – 329,061 тонн (остаток на 2 суток), на 20 февраля 2021 года – 319,459 тонн (остаток на 1 сутки), на 26 февраля 2021 года – 333,011 тонны (остаток на 1,5 суток).

Доказательств наличия обстоятельств, указывающих на невозможность со стороны Главы городского округа, осуществляющего руководство Администрацией округа, исполнить решение суда, в том числе обеспечить исполнение решения в части возложенных на муниципальную теплоснабжающую организацию обязанностей по восполнению неснижаемого и нормативного запаса топлива, принятию надлежащих мер к обеспечению надежного теплоснабжения населения городского округа, административным истцом суду не представлено.

Таким образом, из установленных по настоящему административному делу обстоятельств следует, что главой Нелидовского городского округа Тверской области Пашедко В.Г. как высшим должностным лицом муниципального образования, осуществляющим руководство Администрацией округа на принципах единоначалия, вопрос местного значения по организации обеспечения надежного теплоснабжения населения Нелидовского городского округа решен не был.

Ситуация, связанная с отсутствием надежного теплоснабжения населения Нелидовского городского округа Тверской области сохранялась на момент издания Губернатором Тверской области распоряжения «Об отрешении от должности главы Нелидовского городского округа Тверской области» от 26 февраля 2021 года № 52-рг.

Принятие административным истцом неэффективных, недостаточных мер по подготовке к отопительному сезону и при его прохождении, отсутствие на момент начала отопительного периода и в его период собственного неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива у единой теплоснабжающей организации и непринятие эффективных мер к его восполнению по решению суда, вызвали введение режима чрезвычайной ситуации постановлением от 25 февраля 2021 года № 259-па, обусловили необходимость предоставления из областного топливного резерва Тверской области мазута топочного Нелидовскому городскому округу, принятие Министерством энергетики Тверской области функций органа местного самоуправления по обеспечению нормативных параметров теплоснабжения в городе Нелидово (п. 2 и 5 Протокола заседания Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Тверской области от 26 февраля 2021 года № 1).

Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 55-ФЗ Российской Федерацией ратифицирована Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 года.

Статья 8 Европейской Хартии местного самоуправления устанавливает возможность административного контроля за деятельностью органов местного самоуправления при следующих условиях.

Любой административный контроль за органами местного самоуправления может осуществляться только в порядке и в случаях, предусмотренных Конституцией или законом.

Любой административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления, как правило, преследует лишь цели обеспечения соблюдения законности и конституционных принципов. Тем не менее административный контроль может включать также контроль за целесообразностью, осуществляемый вышестоящими органами власти, в отношении задач, выполнение которых поручено органам местного самоуправления.

Административный контроль за деятельностью органов местного самоуправления должен осуществляться с соблюдением соразмерности между степенью вмешательства контролирующего органа и значимостью интересов, которые он намерен защищать.

В соответствии со статьей 70 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий (статья 72 этого же федерального закона).

В силу пункта 2 части 1 статьи 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации в случае совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое использование межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что на момент вынесения Губернатором Тверской области оспариваемого распоряжения об отрешении Главы муниципального образования от должности, имелись основания принятия данного правового акта, поскольку Главой совершены действия при подготовке и проведении отопительного периода, повлекшие нарушения прав жителей Нелидовского городского округа на обеспечение коммунальной услугой теплоснабжения надлежащего качества, что было установлено вступившим в законную силу решением суда. В пределах своих полномочий Глава округа не принял необходимых мер к исполнению решения суда.

Вмешательство в деятельность органа местного самоуправления путем привлечения к ответственности главы муниципального образования перед государством в данном случае обусловлено значимостью интересов населения муниципального образования, неисполнением органом местного самоуправления возложенных на него задач, в рассматриваемом случае не являлось чрезмерным, применено в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Срок издания правового акта об отрешении от должности главы муниципального образования, предусмотренный частью 2 статьи 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», соблюден.

Указанный Закон не содержит требования к форме правового акта об отрешении главы муниципального образования от должности, поэтому довод административного истца об отсутствии в распоряжении указания на решение суда и конкретные обстоятельства, послужившие причинами отрешения от должности, судом отклоняются.

Распоряжение Губернатора от 26 февраля 2021 года № 52-рг содержит ссылки на нормы статей 36 и 74 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Фактические обстоятельства, установленные по делу, указывают на применение высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации основания отрешения от должности главы органа местного самоуправления, предусмотренного пунктом 2 части 1 статьи 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

То обстоятельство, что в пояснительной записке руководителя аппарата Правительства Тверской области к проекту распоряжения об отстранении от должности главы округа содержится информация о неисполнении Администрацией Нелидовского городского округа вступившего в законную силу решения Нелидовского межрайонного суда Тверской области по делу № 2а-288/2020, которым признано не соответствующим закону постановление Администрации Нелидовского городского округа Тверской области от 31 марта 2020 года № 462-па, в то время как по запросу суда в материалы дела представлена копия постановления Администрации Нелидовского городского округа Тверской области от 30 декабря 2020 года № 2608-па об отмене признанного судом незаконным правового акта, не опровергает изложенные выше выводы суда о соответствии требованиям закона оспариваемого административным истцом распоряжения № 52-рг от 26 февраля 2021 года, поскольку основанием принятия данного решения послужили фактические обстоятельства, связанные с нарушением прав и свобод человека и гражданина при прохождении отопительного периода, установленные решением Нелидовского межрайонного суда Тверской области от 18 ноября 2020 года, непринятие мер по исполнению данного решения.

Результат рассмотрения обращения Губернатора Тверской области в Нелидовскую городскую Думу с инициативой об удалении в отставку Главы Нелидовского городского округа в соответствии со статьей 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не связан с существом рассматриваемого спора, поскольку указанная норма Закона содержит иные основания и механизм прекращения полномочий высшего должностного лица муниципального образования.

Само по себе такое обращение, как и принятие его к рассмотрению представительным органом не является препятствием в реализации полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по отрешению главы муниципального образования от должности в соответствии с положениями статьи 74 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемый Пашедко В.Г. правовой акт Губернатора Тверской области соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, не нарушает законных прав и интересов административного истца и иных лиц.

Руководствуясь статьями 175-180, 226, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Пашедко В.Г. о признании незаконным и отмене распоряжения Губернатора Тверской области от 26 февраля 2021 года № 52-рг «Об отрешении от должности Главы Нелидовского городского округа Тверской области» отказать.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тверской областной суд в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.В. Кустов

Решение в окончательной форме принято 28 марта 2021 года.

Председательствующий А.В. Кустов

3а-62/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Пашедко Владимир Геннадьевич
Ответчики
Правительство Тверской области
Губернатор Тверской области
Суд
Тверской областной суд
Судья
Кустов Алексей Владимирович
Дело на сайте суда
oblsud.twr.sudrf.ru
10.03.2021Регистрация административного искового заявления
11.03.2021Передача материалов судье
11.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
11.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2021Судебное заседание
23.03.2021Судебное заседание
28.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее