дело № 2-245/2019
11RS0019-01-2019-000381-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
село Кослан 18 декабря 2019 года
Судья Удорского районного суда Республики Коми Жданов А.Н., при секретаре судебного заседания Кирушеве Д.А., с участием помощника прокурора Удорского района Пашкиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к ФИО1, ФИО4 о признании не приобретшими право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета
установил:
Ананьева Л.И. обратилась в суд с указанным иском к ответчикам, в обоснование иска указала, что решением исполкома Усогорского поселкового Совета депутатов от 27.12.1990 г. ей выделена квартира по адресу: Республика Коми, Удорский район, пос.Усогорск, ул. Ленина, д. 1, кв. 42. Постановлением главы администрации МО «Удорский район» №386 от 14.09.2001 г. вышеуказанная квартира передана ей в собственность, и получено свидетельство о государственной регистрации права на данное жилье. Проживала и в настоящее время проживает в указанной квартире. 23 марта 2018 года между истицей и Ананьевой О.А. был заключен договор дарения принадлежащей ей квартиры. 29 марта 2018 года произведена государственная регистрация договора дарения от 23.03.2018. После получения документов на квартиру Ананьева О.А. зарегистрировалась в указанной квартире вместе со своей дочерью Кузнецовой М.В. Решением Удорского районного суда Республики Коми от 07.05.2019 по делу №2-6/2019 по иску истицы договор дарения от 23.03.2018 г. квартиры 42 дома 1 по улице Ленина поселка Усогорск Удорского района Республики Коми заключенный между Ананьевой Л.И. и Ананьевой О.А. признан недействительным, применены последствия недействительности сделки. Признано за Ананьевой Л.И. право собственности на указанную квартиру. С момента регистрации в квартире Ананьева О.А. с дочерью ни разу не приезжала, в ней не проживала, их личных вещей и предметов обстановки в квартире не имеется. Счета за услуги ЖКУ ответчик не оплачивает. Регистрация в ее квартире ответчика с ребенком существенно ограничивает истицу в правах владения, пользования и распоряжения жильем, поскольку она не может пользоваться льготами по оплате услуг ЖКУ и выплатам как одиноко проживающий пенсионер, вынуждена оплачивать коммунальные услуги за себя и ответчиков. Просила суд признать утратившими право пользования жилым помещением Ананьеву О.И., и ее несовершеннолетнюю дочь Кузнецову М.В.
08.11.2019 года определением Удорского районного суда принят отказ Ананьевой Л.И. от ранее заявленных требования, и прекращении по ним производства, истцом заявлены новые требования, согласно которым просила суд: признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с несовершеннолетней дочерью ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. не приобретшими право пользования жилым помещение по адресу: Республика Коми, Удорский район, пос.Усогорск, ул. Ленина, д. 1, кв. 42 и снять их с регистрационного учета.
В судебном заседании истец Ананьева Л.И. и ее представитель - адвокат Пономарева Н.Н., требования и доводы в обоснование иска поддержали, просили суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Ананьева О.А., извещенная надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, представила заявление, согласно которому с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать, оставить место проживания ее и ребенка прежним.
Прокурор полагал необходимым исковые требования удовлетворить, поскольку действиями ответчика нарушаются права и законные интересы истца.
Третье лицо – отдел опеки и попечительства администрации МР «Удорский», в лице представителя Ивановой Е.Г., с исковыми требованиями согласилась, считала, что права несовершеннолетнего не нарушаются, поскольку у Ананьевой О.А. имеется в собственности 1/2 доли квартиры, в которой проживает ее отец, при этом по имеющейся у них информации в настоящее время она с дочерью проживает совместно с отцом ребенка у которого есть свое жилье.
Выслушав прокурора, орган опеки и попечительства, истца и его представителя, исследовав письменные материалы дела, суд установил.
Решением исполкома Усогорского поселкового Совета депутатов трудящихся Удорского района Коми АССР от 27.12.1990 года №100 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., выделена квартира по адресу: поселок Усогорск, улица Ленина, дом 1, квартира 42, состав семьи 2 человека: ФИО2 - глава, ФИО3 - мать, и выдан ордер №57 от 03.01.1991 г. на данное жилое помещение.
По договору №1350 на передачу жилого помещения в собственность граждан от 14.09.2001 г. заключенного между администрацией МО «Удорский район» и ФИО2, и в соответствии с постановлением Главы администрации МО «Удорский район» от 14.09.2001 г. №386, квартира по адресу: Республика Коми, Удорский район, поселок Усогорск, улица Ленина, дом 1, квартира 42, состоящая из 2 комнат полезной площадью 45,4 кв.м., в том числе жилой 28,6 кв.м., количество членов семьи 1 человек, из муниципального жилфонда передана в собственность истицы.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 16.11.2001 года жилое помещение по адресу: Республика Коми, Удорский район, поселок Усогорск, улица Ленина, дом 1, квартира 42, оформлено в собственность Ананьевой Л.И., о чем в Едином государственном реестре на недвижимое имущество и сделок с ним 15.11.2001 года сделана запись №11-01/09-03/20001-440.
23 марта 2018 года между ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., «Даритель» и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., «Одаряемая» заключен договор дарения квартиры, согласно которому «Даритель» безвозмездно передает (дарит) «Одаряемой» квартиру, находящуюся по адресу: Республика Коми, Удорский район, поселок Усогорск, улица Ленина, дом 1, квартира 42, а «Одаряемая» принимает в дар от «Дарителя» указанную квартиру. Право на приобретаемую квартиру возникает у «Одаряемой» с момента государственной регистрации перехода права.
По выписке из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости - 29.03.2018 г. произведена регистрации права собственности ФИО1 на квартиру по адресу: Республика Коми, Удорский район, поселок Усогорск, улица Ленина, дом 1, квартира 42, номер государственной регистрации - 11:09:5501002:2530-11/009/2018-2, основание государственной регистрации права - договор дарения от 23.03.2018.
Согласно сведениям миграционного пункта ОМВД России по Удорскому району с 07.12.1990 года по настоящее время ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: Республика Коми, Удорский район, поселок Усогорск, улица Ленина, дом 1, квартира 42, также в указанной квартире зарегистрирована с 04.09.2018 года по настоящее время ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (дочь Ананьевой О.А.).
Решением Удорского районного суда Республики Коми от 07.05.2019 по гражданскому делу №2-6/2019 исковые требования ФИО2 к ФИО1 о признании договора дарения квартиры недействительным, применении последствий недействительности сделки удовлетворены. Договор дарения от 23 марта 2018 года квартиры 42 дома 1 по улице Ленина поселка Усогорск Удорского района Республики Коми заключенный между ФИО2 и ФИО1 признан недействительным, применены последствия недействительности сделки. Аннулирована государственная регистрацию права на квартиру 42 дома 1 по улице Ленина поселка Усогорск Удорского района Республики Коми: №11:09:5501002:2530-11/009/2018-2 от 29 марта 2018 года за ФИО1. Признано за ФИО2 право собственности на квартиру 42 дома 1 по улице Ленина поселка Усогорск Удорского района Республики Коми.
В настоящее время собственником квартиры по адресу: Республика Коми, Удорский район, поселок Усогорск, улица Ленина, дом 1, квартира 42 является истец ФИО2, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.
Материалами дела установлено, что истец ФИО2 и ответчики ФИО1, ФИО4 находятся в ближайшей степени родства (бабушка, внучка и правнучка).
В соответствии с положениями статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно статьи 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением права.
В соответствии со статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности; в соответствии с этим жилищные права и обязанности, в частности, возникают вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (п.6 ст. 10 ЖК РФ).
В силу статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
Внуки и внучки по отношению к бабушкам членами одной семьи в силу прямого указания ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не относятся.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего: членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Из содержания приведенных положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению следует, что о принадлежности названных в ней лиц к семье собственника жилого помещения свидетельствует факт их совместного проживания.
Между тем по настоящему делу сведений о совместном проживании истца и ответчиков материалы дела не содержат.
В силу части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
По смыслу частей 1 и 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, бывшими членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны лица независимо от степени их родства с собственником при условии прекращения между ними семейных отношений.
Каких-либо данных, свидетельствующих о вынужденном характере выезда ответчиков из квартиры, чинении истцом им препятствий в проживании в жилом помещении в материалах дела не имеется.
При этом суд учитывает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица (часть 2 статьи 61 ГПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд установил, что Ананьева Л.И. является единоличным собственником спорной квартиры, при этом Ананьева О.А. с несовершеннолетней Кузнецовой М.В., не являются членами семьи истца, совместно с бабушкой не проживают, личных вещей в квартире не имеют, соглашение о пользовании квартирой отсутствует, при это достоверно установлено, что собственник согласия на их вселение не выражал, поскольку они зарегистрировались в данном жилом помещении на основании договора дарения от 23.03.2018, который решением суда от 07.05.2019 г. признан недействительным, при этом после оформления договора дарения в спорное жилое помещение ответчики не вселялись, и не имели намерения вселяться в него, постоянно проживали и проживают в другом месте жительства, права и обязанности как члены семьи собственника жилого помещения не несут, при этом семейные отношения с истцом не поддерживают, не проявляют взаимное уважение и заботу как члены семьи, общее хозяйство с Ананьевой Л.И. не ведут.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного Кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (иных) предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Материалами дела подтверждено, что ответчик Ананьева О.А. с несовершеннолетней дочерью членами семьи истца не являются, семейные отношения с бабушкой не поддерживают, в спорной квартире не проживают.
При этом суд учитывает, что факт регистрации в жилом помещении сам по себе не порождает для граждан каких-либо прав, в частности, не может служить основанием приобретения права на жилое помещение, не свидетельствует о фактическом проживании в таком жилом помещении.
Поскольку судом достоверно установлено, что ответчик с дочерью не вселялись в спорное жилое помещение в качестве членов семьи, а решением суда договор дарения, который являлся основанием для регистрации ответчиков в спорном жилом помещении, на основании решения суда от 07.05.0219 признан недействительным, следует признать Ананьеву О.А., Кузнецову М.В. неприобретшими право пользования спорным жилым помещением.
В соответствии со ст. ст. 2, 3 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» установлен регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Статьей 7 указанного Закона предусмотрено, что снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в случаях выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением – на основании вступившего в законную силу решения суда.
Поскольку судом ответчики признаны неприобретшими права пользования спорным жилым помещением, то решение суда является основанием для снятия их с регистрационного учета по указанному адресу.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░1, ░░░4 ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░1, ░░░4 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ 1, ░░░░░░░░ 42.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░1, ░░░4 ░░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░ 1, ░░░░░░░░ 42.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ 18 ░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.