Дело № 2-1645/2024
37RS0012-01-2024-003346-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 октября 2024 года г. Иваново
Октябрьский районный суд города Иваново
в составе председательствующего судьи Борисовой Н.А.
при секретаре Даниловской С.С.,
с участием представителя ответчика по доверенности Коровина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области к обществу с ограниченной ответственностью «Хозмир» о признании действий противоправными и обязании не допускать противоправный действий,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области обратилось в суд в защиту неопределенного круга потребителей с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Хозмир» (далее по тексту ООО «Хозмир»), в котором с учетом заявления в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) просит суд признать действия ООО «Хозмир» противоправными и обязать в дальнейшем не допускать противоправные действия при продаже продовольственных товаров с нарушениями требований п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ч. 5 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 в части повторных продаж у одного продавца упакованной воды, в 10 дневной срок со дня вступления в законную силу довести решение суда до потребителей через средства массовой информации или иным способом.
Заявленные требования обоснованы тем, что Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области в соответствии с заданием на проведение наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг) от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ООО «Хозмир» проведено контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований - сбора и анализа данных по товарной группе «упакованная вода», размещенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга товаров в сети «Интернет», в ходе которого установлено, что по виду отклонения - «повторные продажи у одного продавца» участник оборота ООО «Хозмир» по адресам: <адрес> «Нормандия Неман», <адрес> допустил повторную продажу упакованной воды. Всего зарегистрировано 54 отклонения, что свидетельствует о наличии в действиях продавца признаков нарушения обязательных требований п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», ч. 5, ч. 16 ст. 20.1 Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Росссийской Федерации от 26.04.2019 № 515. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 12.04.2024 и явились основанием для объявления ответчику предостережения. В ходе контрольного мероприятия без взаимодействия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований - сбора и анализа данных по товарной группе «Упакованная вода», проведенного 13.05.2024 за период с 09.04.2024 по 08.05.2024, вновь было зарегистрировано 14 отклонений ввиду «повторных продаж у одного продавца» маркированной упакованной воды. Таким образом, в ходе проведения мониторинга повторно выявлены нарушения обязательных требований закона. ООО «Хозмир» повторно объявлено предостережение. Несмотря на это ответчик продолжает игнорировать установленные требования законодательства, в связи с чем Управление Роспотребнадзора вынуждено обратиться в суд.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области в судебном заседании не присутствовал, извещен надлежащим образом, уточнённые требования поддерживает, ходатайствует о рассмотрении дела без своего участия.
Представитель ответчика ООО « Хозмир» по доверенности Коровин Д.В. в судебном заседании на иск возражал, представил письменные возражения, суть которых сводится к следующему. ООО «Хозмир» не является производителем воды и соответственно не наносило средства идентификации на единицы товара. По данным ООО «Хозмир» последнее отклонение «Повторная реализация товара одним или разными участниками оборота товаров» в магазинах, в которых осуществляет свою деятельность ответчик, произошло 21.06.2024. Прекращение двойных продаж произошло в результате изменений настроек кассовых аппаратов, которые позволяют блокировать продажу товара в случае наличия идентичного КИ. Таким образом, ООО «Хозмир» предприняло все необходимые меры для предотвращения повторных продаж. Предостережения Управления Роспотребнадзора по Ивановской области исполнены в полном объеме <данные изъяты>
Суд, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя ответчика, приходит к следующим выводам.
Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО « Хозмир» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности общества является розничная торговля напитками в специализированных магазинах ( л.д. 42-45).
В ходе проведения ДД.ММ.ГГГГ контрольного мероприятия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности) на сайте https://gov.crpt.ru в государственной информационной системе мониторинга "Честный знак" в категории "Обращения через ЕСИА" на товарную группу "Упакованная вода" ведущим специалистом – экспертом отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Ивановской области за период с 12.03.2024по ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга товаров в сети «Интернет» установлено, что по виду отклонения - «повторные продажи у одного продавца» - ООО «Хозмир» по адресам: <адрес> «Нормандия Неман», <адрес> допустил повторную продажу упакованной воды - вода минеральная природная столовая питьевая «Зеленый городок» негазированная 1,5л, вода питьевая «Святой источник» газированная (0,5л ПЭТ), вода питьевая негазированная «Аква Спейс» 1,5л. Всего зарегистрировано 54 отклонения.
По результатам проверки был составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражены нарушения, допущенные ООО « Хозмир».
ДД.ММ.ГГГГ в рамках установленных полномочий Управлением Роспотребнадзора по Ивановской области ООО «Хозмир» объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.
ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом - экспертом отдела защиты прав потребителей
Управления Роспотребнадзора по Ивановской области проведено повторное контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия в виде наблюдения за соблюдением обязательных требований - сбора и анализа данных по товарной группе «Упакованная вода», размещенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в разделе «Повторные продажи» Государственной информационной системы мониторинга товаров в сети «Интернет». В ходе которого установлено, что по виду отклонения - «повторные продажи у одного продавца» -участник оборота ООО «Хозмир» по адресам: <адрес>, допустил повторную продажу упакованной воды - вода питьевая негазированная «Аква Спейс» 1,5л, вода минеральная природная столовая питьевая «Зеленый городок» негазированная 0,5л, вода минеральная природная столовая гидрокарбонатная магниево-кальциевая «Капелия» дегазированная 1,5л. Всего зарегистрировано 14 отклонений. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО « Хозмир» Управлением Роспотребнадзора по Иванвоской области объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований <данные изъяты>
Согласно п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Согласно ч. 5 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ( далее по тексту Закона N 381-ФЗ ) участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга.
Согласно части 16 статьи 20.1 Закона N 381-ФЗ участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему маркировки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее ГИС М Г) - государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их прослеживаемости, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами (п.1 ст. 20.1 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров" настоящие Правила определяют порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее - участник оборота товаров), оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее соответственно - оператор, информационная система мониторинга), информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.
Участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии (п.9 Постановления Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров").
Исходя из п.2 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.04.2019 № 515:«код идентификации» - последовательность символов, представляющая собой уникальный номер экземпляра товара.
В соответствии с п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515, товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.
Согласно п. 37 Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 N841, Средство идентификации наносится в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix в соответствии с требованиями национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008 "Автоматическая идентификация. Кодирование штриховое. Спецификация символики Data Matrix", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г. N 509-ст и введенного в действие с 1 января 2010 г. (далее - национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008), с применением символики ECC 200 и использованием FNC1 как признака символики (имеющего код 232 в таблице символов ASCII) и соответствия данных типовому формату идентификаторов применения (AI) GS1 в соответствии с пунктом 5.2.4.6 указанного национального стандарта Российской Федерации.
Поскольку код идентификации является уникальным для каждой единицы товара, то повторное нанесение одного и того же кода идентификации на два и более экземпляра продукта недопустимо, как и повторное его сканирование и вывод из оборота. Такой товар считается немаркированным и не может находиться в обороте.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 46 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей.
В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 ГК РФ, статья 46 Закона).
Установив факты неоднократного нарушения ООО « Хозмир» обязательных требований при реализации упакованной воды суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований о признании таких действий ответчика противоправными - в отношении неопределенного круга потребителей, возложении на ответчика обязанности прекратить указанные противоправные действия, довести до сведения неопределенного круга потребителей решение суда в полном объеме в течение 10 дней через средства массовой информации.
Доводы ответчика, что им прекращена противоправная деятельность, в настоящее время права аренды переданы ООО « Хозмир» иным лицам, последняя повторная продажа упакованной воды имела место 21.06.2024, до подачи иска в суд, основанием для отказа в удовлетворении иска не являются. Факт нарушения прав потребителей со стороны ООО «Хозмир» ответчиком не оспорен.
Суд учитывает, что истцу принадлежит право выбора способа защиты нарушенного права, при этом, выбранный по настоящему делу способ защиты является допустимым. Предъявление настоящего иска в суд обусловлено намерением достичь социально-значимой цели по недопущению повторения неправомерных действий ООО «Хозмир» в отношении неопределенного круга лиц в будущем.
Согласно ст. 103 ГПК Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Следовательно, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета сумма государственной пошлины, в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 196 – 199 ГК РФ, суд
решил:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области удовлетворить.
Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Хозмир», ИНН 3702050375, ОГРН 1043700051537 противоправными и обязать не допускать противоправные действия при продаже продовольственных товаров с нарушениями требований п. 1 ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», ч. 5 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», п. 10 Правил маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировки средствами идентификации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 в части повторных продаж у одного продавца упакованной воды.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Хозмир», ИНН 3702050375, ОГРН 1043700051537 довести через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей настоящее решение суда в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Хозмир», ИНН 3702050375, ОГРН 1043700051537 в доход бюджета муниципального образования г.о. Иваново государственную пошлину в размере 6000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд города Иваново в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья подпись Борисова Н.А.
Копия верна. Судья:
Секретарь: