Решение по делу № 2-3419/2024 от 22.04.2024

Дело № 2-3419/2024      <Дата>

29RS0014-01-2024-003607-64

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего по делу судьи Дейнекиной Е.Г.,

при секретаре судебного заседания Зайцевой В.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению Голышева С. В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании бездействия незаконным,

установил:

Голышев С.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Отделение Фонда) о признании бездействия незаконным.

    В обоснование иска указал, что Голышев С.В. является инвалидом 2 группы. Согласно индивидуальной программы реабилитации инвалида от <Дата> он нуждается в протезе голени модульном, в том числе при недоразвитии. В ИПРА приведены характеристики протеза, в том числе стопа из композиционных материалов (энергосберегающая) с гидравлической щиколоткой. В ноябре 2023 года он подал через сервис «Госуслуги» ответчику заявление о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническим средством реабилитации через электронный сертификат – протезом голени модульном, в том числе при недоразвитии. <Дата> он направил запрос о предоставлении информации о размере компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации. <Дата> получил уведомление о принятии решения о предоставлении государственной услуги с использованием электронного сертификата. Ответчик зарезервировал электронный сертификат на протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, определена сумма по электронному сертификату – 104 456,73 руб. <Дата> получил письмо ответчика о компенсации стоимости протеза модульного типа, в том числе при недоразвитии, определенной на основании средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации за 2022 год в сумме 187 492,11 руб. Однако выданного сертификата недостаточно для обеспечения средством реабилитации с характеристиками, указанными в ИПРА. Предложенная ответчиком стоимость компенсации также не позволяет приобрести техническое средство реабилитации с характеристиками, указанными в ИПРА. Стоимость комплектующих – стопы из композиционных материалов (энергосберегающей) с гидравлической щиколоткой составляет 300 000 руб., а стоимость всего протеза не менее 550 000 руб. По государственному контракту от <Дата> <№> произведена последняя завершенная процедура осуществления закупки протеза с характеристиками, аналогичными характеристикам протеза голени, в том числе при недоразвитии, установленными в ИПРА, стоимость которого составила 494 444,47 руб. Действия ответчика являются незаконными, поскольку при выдаче сертификата и определении размера компенсации не учтены все характеристики протеза голени, в том числе при недоразвитии, установленные ИПРА. Просит признать действия ответчика, выраженные в необеспечении истца техническим средством реабилитации, предусмотренном индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, обязать ответчика обеспечить протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии, с характеристиками, указанными в индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида путем принятия решения о предоставлении государственной услуги с использованием электронного сертификата.

    Истец Голышев С.В. в судебном заседании не участвовал, о судебном заседании извещен, направил заявление об отказе от иска в части требования обязать ответчика обеспечить его техническим средством реабилитации, так как данное требование исполнено ответчиком добровольно.

    Представитель истца Савинский С.В. в судебном заседании поддержал заявление истца об отказе от требования в части возложения на ответчика обязанности обеспечить Голышева С.В. техническим средством реабилитации, так как истец им обеспечен. В остальной части иск поддержал по изложенным в иске основаниям.

    Представитель ответчика Белинина О.Н. в судебном заседании пояснила, что не имеется оснований для признания действий Отделения Фонда незаконными. Стоимость технического средства реабилитации определена на основании последнего завершенного государственного контракта по аналогичному изделию. В связи с заключением нового государственного контракта увеличена стоимость электронного сертификата. Цена технического средства реабилитации в коммерческом предложении может не совпадать с ценой изделия по государственному контракту. Коммерческие предложения сторонних организаций не являются основанием для определения стоимости электронного сертификата.

    Определением суда от <Дата> производство по делу в части требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить истца техническим средством реабилитации прекращено.

    По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

    Заслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

    В соответствии со 10 Федерального закона от <Дата> № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон 181 ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

    Согласно ч. 14 ст. 11.1 Закона 181-ФЗ, технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> <№> утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее — Правила <№>).

    В соответствии со ст.ст. 7, 11 Закона 181-ФЗ, п. 2 Правил <№> обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется на основании индивидуальных программ реабилитации или абилитации, разрабатываемых учреждениями медико-социальной экспертизы по месту жительства инвалида.

    Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. Разработка программы реабилитации осуществляется специалистами бюро (Федерального бюро, главного бюро) с учетом рекомендуемых мероприятий по медицинской реабилитации, указанных в направлении на медико-социальную экспертизу медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь гражданину. Программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.     

    Подпунктом «а» пункта 3 Правил <№> установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

    В силу абзаца первого пункта 4 данных Правил <№> заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.

    В соответствии с абзацами первым и вторым пункта 5 Правил <№> уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил <№>, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нуждах организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

    При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом, в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней со дня подачи инвалидом (ветераном) заявления о предоставлении технического средства (изделия).

    Срок обеспечения инвалида (ветерана) техническим средством (изделие) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в организацию, в которую выдано направление, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида (ветерана) и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.

    Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании контрактов, заключенных с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

    Для заключения контрактов территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при определении поставщика обязано использовать конкурентные способы его отбора, перечень которых предусмотрен в статье 24 Федерального закона от <Дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проведение конкурса или электронного аукциона).

    Пунктом 16 Правил <№> обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации, связанных с обеспечением инвалидов и ветеранов техническими средствами и изделиями в соответствии с настоящими Правилами, осуществляется за счет средств бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на обеспечение инвалидов (ветеранов) техническими средствами, включая изготовление и ремонт изделий, предоставляемых в установленном порядке из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в виде межбюджетных трансфертов на указанные цели, а в отношении инвалидов из числа лиц, осужденных к лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на обеспечение выполнения функций исправительных учреждений и органов, исполняющих наказания.

    Из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению инвалидам технических средств реабилитации, следует, что они закрепляют механизм реализации гарантированного государством права инвалида на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, определяют источник и объемы предоставления бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств реабилитации, распределение межбюджетных трансфертов между территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также предусматривают заключение территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации контракта с организациями, отобранными на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на поставку товаров, выполнение работ.

    Индивидуальной программой реабилитации и абилитации инвалида <№>.27.29/2023 от <Дата>, разработанной ФКУ «Главное бюро МСЭ ФМБА России», предусмотрено обеспечение Голышева С.В. протезом голени модульным, в том числе при недоразвитии. В ИПРА приведены характеристики средства реабилитации, в том числе стопа из композиционных материалов (энергосберегающая) с гидравлической щиколоткой.

    В ноябре 2023 года Голышев С.В. подал через сервис «Госуслуги» ответчику заявление о предоставлении государственной услуги по обеспечению техническим средством реабилитации через электронный сертификат – протезом голени модульном, в том числе при недоразвитии.

    <Дата> истец направил запрос о предоставлении информации о размере компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации.

    <Дата> истец получил уведомление о принятии решения о предоставлении государственной услуги использованием электронного сертификата.

    Ответчик зарезервировал электронный сертификат на протез голени модульный, в том числе при недоразвитии, определена сумма по электронному сертификату – 104 456,73 руб.

    <Дата> истец получил письмо ответчика о компенсации стоимости протеза модульного типа, в том числе при недоразвитии, определенной на основании средневзвешенной цены однородного технического средства реабилитации за 2022 год в сумме 187 492,11 руб.     Однако выданного сертификата недостаточно для обеспечения истца средством реабилитации с характеристиками, указанными в ИПРА.

     Предложенная ответчиком стоимость компенсации также не позволяет приобрести техническое средство реабилитации с характеристиками, указанными в ИПРА.

    Из калькуляции ООО «Архангельское протезно-ортопедическое предприятие» следует, что стоимость протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, для пациента Голышева С.В. составляет 617 011,50 руб.

    Согласно государственного контракта от <Дата> <№>, стоимость протеза голени модульного, в том числе при недоразвитии, с характеристиками, которые аналогичны характеристикам, указанным в ИПРА истца, составляет 494 444,47 руб.

    <Дата> Отделение Фонда выдало Голышеву С.В. электронный сертификат на обеспечение техническим средством реабилитации на сумму 500 003 руб.

    Согласно ст. 11.1 Закона 181-ФЗ, по выбору инвалида технические средства реабилитации и (или) услуги, предусмотренные федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, могут быть приобретены и (или) оплачены инвалидами с использованием электронного сертификата с учетом положений Федерального закона «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от <Дата> № 491-ФЗ «О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата» (далее – Закон 491-ФЗ) оплата отдельных видов товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществляется на основании сведений, содержащихся в электронном сертификате, в размере, не превышающем предельной стоимости единицы отдельного вида таких товара, работы, услуги (предельного размера оплаты отдельных видов товаров, работ, услуг), определяемой в соответствии с частью 3 настоящей статьи.

    В случае, если стоимость единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, превышает предельную стоимость единицы отдельного вида таких товара, работы, услуги (предельный размер оплаты отдельных видов товаров, работ, услуг), определяемую в соответствии с частью 3 настоящей статьи, потребитель за счет собственных средств вправе осуществить доплату до их фактической стоимости.

    Согласно п. 3 Правил определения предельной стоимости единицы отдельного вида товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата за счет средств федерального бюджета и бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <Дата> <№>, предельная стоимость единицы товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки однородных товара, работы, услуги, приобретаемых с использованием электронного сертификата, информация о которой размещена в единой информационной системе в сфере закупок, проведенной уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

    Последней по времени осуществления закупкой товаров, работ, услуг, приобретаемых с использованием электронного сертификата, считается последняя завершенная процедура осуществления закупки таких товара, работы, услуги (заключенный уполномоченным органом государственный контракт, обязательства по которому исполнены сторонами контракта в полном объеме на дату подачи инвалидом, застрахованным лицом (лицом, представляющим его интересы) заявления об обеспечении товаром, работой, услугой с использованием электронного сертификата).

    Отделение Фонда, сообщая истцу о предельной стоимости технического средства реабилитации, приобретаемого с использованием электронного сертификата в размере 104 456,73 руб., не представило заключенного государственного контракта, обязательства по которому исполнены сторонами контракта в полном объеме на дату подачи Голышевым С.В. заявления об обеспечении техническим средством реабилитации с использованием электронного сертификата, в котором определена стоимость технического средства реабилитации, в котором нуждается истец, в сумме 104 456,73 руб.

    Поэтому определение ответчиком предельной стоимости технического средства реабилитации, приобретаемого с использованием электронного сертификата, в размере 104 456,73 руб. является неправомерным, нарушающим право истца на обеспечение техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации.

    Требование истца о признании незаконным бездействия ответчика, выраженное в необеспечении Голышева С.В. техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации или абилитации, следует удовлетворить.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

исковые требования Голышева С. В. (паспорт <№> <№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН 2901038317) о признании бездействия незаконным удовлетворить.

    Признать незаконным бездействие Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, выраженное в необеспечении Голышева С. В. техническим средством реабилитации, предусмотренным индивидуальной программой реабилитации или абилитации.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Ломоносовский районный суд города Архангельска.

Председательствующий                         Е.Г. Дейнекина

2-3419/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Голышев Сергей Валерьевич
Ответчики
ОСФР по АО и НАО
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Дейнекина Елена Геннадьевна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
22.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.04.2024Передача материалов судье
22.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее