Дело № 2-411/2020 (2-2367/2019)
УИД: 91RS0001-01-2019-005522-71
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Симферополь 11 июня 2020 года
Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Кветкиной Н.В.,
при секретаре – Зуеве Д.А.,
с участием представителя истца – Горной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дегтяревой Натальи Юзовны к Администрации г. Симферополя, о сохранении квартиры в перепланированном и переоборудованном состоянии,
УСТАНОВИЛ:
Дегтярева Н.Ю. в лице представителя Горной Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации г. Симферополя Республики Крым о сохранении <адрес> в перепланированном и переустроенном состоянии после проведения перепланировки, в результате которой квартира состоит из: коридора № площадью 8,5 кв.м., кухни - столовой № площадью 35, 9 кв.м., жилой комнаты № площадью 2.6, 10 кв.м., санузла 5 площадью 3,0 кв.м., всего общая площадь квартиры составляет - 76, 3 кв.м., жилая - 26.1 кв.м..
Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, договором дарения квартиры, данными ЕГРН.
Согласно сообщению ГУП РК «Крым БТИ» Филиал государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» в <адрес> в указанной квартире произведена перепланировка. В результате перепланировки объединена кухня 4-2 с жилой 4-4 общей площадью 35, 9 кв.м..
После произведенных изменений квартира состоит из: коридора № площадью 8,5 кв.м., кухни - столовой № площадью 35, 9 кв.м., жилой комнаты №, площадью 26, 10 кв.м., санузел 5, площадью 3,0 кв.м, итого общая площадь квартиры составляет 76, 3 кв.м., жилая - 26.1 кв.м.
Учитывая, что на момент обращения Дегтяревой Н.Ю. в Администрацию <адрес> перепланировка была завершена, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № № Дегтяревой Н.Ю. разъяснен судебный порядок разрешения данного спора.
Согласно заключению экспертного строительного-технического исследования № от ДД.ММ.ГГГГ, выполненные ремонтно-строительные работы по перепланировке <адрес>, в <адрес>, соответствуют действующим строительным, пожарным и санитарным нормам и правилам. Квартира № в <адрес> в <адрес>, Республики Крым после проведения работ по перепланировке находится в работоспособном техническом состоянии и не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Заключение составлено членом Некоммерческого партнерства национальная коллегия судебных экспертов ООО «Крымэкспертиза», свидетельство №.
Представитель истца в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым просит суд сохранить в перепланированном и переоборудованном состоянии жилое помещение - квартиру с кадастровым номером №, находящуюся по адресу: <адрес>, состоящую из помещений: коридора № - площадью 8,5 кв.м, жилой комнаты № площадью 26,10 кв.м, кухни-столовой № - площадью 35,9 кв.м, туалета № площадью 3,0 кв.м, коридора № площадью 2,8 кв.м, общей площадью 76,3 кв.м, в том числе жилой площадью 26,1 кв.м.
Представитель ответчика – Администрации г. Симферополя в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, согласно ходатайству от ДД.ММ.ГГГГ, просит рассматривать дело в отсутствие Администрации. Возражения на исковое заявление в адрес суда не поступали.
С учетом надлежащего извещения участников процесса, в соответствии с положениями части 5 статьи 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Изучив доводы иска, заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела и оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований, исходя из нижеследующего.
Частями 1, 5 статьи 11 ГПК РФ определено, что суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти Конституций (Уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации при разрешении дел применяет нормы иностранного права.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии с частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Так, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 1 и 2 ст. 209 Гражданского Кодекса РФ).
Судом установлено, что Дегтяревой Н.В. принадлежит на праве собственности квартира по адресу: 295047, <адрес>, на основании договора дарения <адрес> №, удостоверенного государственным нотариусом ФИО5 (реестр №).
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и кадастровым паспортом на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (кадастровый №, собственник – Дегтярева Наталья Юзовна).
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (до перепланировки), <адрес> по адресу: <адрес>, состояла из следующих помещений: помещение № - коридор, общая площадь 11,6 кв.м.; помещение № - кухня, общая площадь 15,0 кв.м.; помещение № - комната, общая площадь 26,1 кв.м.; помещение № - комната, общая площадь 19,9 кв.м.; помещение № -туалет, общая площадь 3,0 кв.м.; Итого: общая площадь квартиры - 75,6 кв.м., в том числе жилая - 46,0 кв.м..
После произведенной перепланировки квартиры, по вышеуказанному адресу, в настоящее время <адрес> состоит из: помещение № - коридор, общая площадь 8,5 кв.м.; помещение № - комната, общая площадь 26,1 кв.м.; помещение № - кухня-столовая, общая площадь 35,9 кв.м.; помещение № - туалет, общая площадь 3,0 кв.м.; помещение № - коридор, общая площадь 2,8 кв.м.; Итого: общая площадь квартиры - 76,3 кв.м., в том числе жилая - 26,1 кв.м.
В силу статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учётом требований, установленных названным Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ право на жилище, его безопасность и необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебная защита, обеспечение сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Согласно п.п. 7, 9 ст. 14 Жилищного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, осуществление муниципального жилищного контроля.
В силу части 2 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Из положений части 2 статьи 26 ЖК РФ следует, что для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения представляет в орган, осуществляющий согласование, заявление о переустройстве и (или) перепланировке с необходимыми документами.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось представителем истца, перепланировка квартиры была произведена самовольно, без получения согласования от органов местного самоуправления.
Урегулировать спорные правоотношения в досудебном порядке не представляется возможным, поскольку перепланировка квартиры уже произведена, что подтверждается письменным ответом Администрации г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ, как следствие, истец вынужден обратиться в суд за защитой нарушенного права с требованиями о сохранении жилого помещения в перепланированном состоянии.
Согласно ч. 1 ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В соответствии ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При обращении в суд истец ссылается на положения ч. 4 ст. 29 ЖК РФ как на основания своих требований, по которым на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Указанная норма применяется с учетом Постановления Госстроя России от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», носящих императивный характер, п. 1.7.2 которых предусмотрено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда").
При проведении перепланировки и переустройства жилых помещений не требуется согласия собственников помещений многоквартирного дома, за исключением случая, установленного частью 2 статьи 40 ЖК РФ: если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства подлежат выяснению следующие обстоятельства, а именно: соответствие реконструированного объекта техническим, санитарно-гигиеническим нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям; отсутствие нарушения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан, соседей иных лиц либо сособственников; безопасность перепланированного объекта для жизни и здоровья граждан.
Как усматривается из материалов дела, перепланировка принадлежащей истцу квартиры не повлекла изменения размера общего имущества жильцов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исключения, предусмотренные ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, в данном деле отсутствуют.
Суд принимает во внимание заключение судебной строительно-технической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно выводам которой перепланировка квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу, соответствует требованиям действующего законодательства в сфере строительства, техническим регламентам, строительным, экологическим, пожарным, санитарно-эпидемиологическим, градостроительным нормам и правилам.
Экспертиза проведена полно, объективно, достаточно ясно. Заключение эксперта дано в письменной форме, содержит подробное описание проведённого исследования, анализ имеющихся данных, результаты исследования, ссылку на использованные правовые акты и литературу, конкретные ответы на поставленные судом вопросы, является последовательным, не допускает неоднозначного толкования, не вводит в заблуждение.
Экспертное заключение подготовлено компетентным экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, достоверность сделанных экспертом выводов в представленном заключении сомнений не вызывает.
Оценивая заключение эксперта, сравнивая соответствие заключения поставленным вопросам, определяя полноту заключения, его научную обоснованность и достоверность полученных выводов, суд приходит к выводу о том, что данное заключение в полной мере является допустимым и достоверным доказательством.
При разрешении спора суд также учитывает позицию представителя Администрации г. Симферополя, от которого не поступило возражений против исковых требований.
В силу статьи 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Дегтяревой Н.Ю. доказанными, как следствие, - подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Суд не решает вопрос о распределении судебных расходов, поскольку истец таких требований не заявлял и в судебном заседании представитель истца на этом не настаивал.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Исковые требования Дегтяревой Натальи Юзовны – удовлетворить.
Сохранить в перепланированном и переоборудованном состоянии жилое помещение - квартиру с кадастровым номером 90:22:010107:160, находящуюся по адресу: <адрес>, состоящую из помещений:
коридора № - площадью 8,5 кв.м,
жилой комнаты № площадью 26,10 кв.м,
кухни-столовой № - площадью 35,9 кв.м,
туалета № площадью 3,0 кв.м,
коридора № площадью 2,8 кв.м,
общей площадью 76,3 кв.м, в том числе жилой площадью 26,1 кв.м.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым.
Решение вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Судья Н.В. Кветкина
Полный текст решения суда изготовлен 16 июня 2020 года.
Судья Н.В. Кветкина