Дело №3а-48/2017г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2017 года город Майкоп
Верховный суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – судьи Е.Н. Козырь,
при секретаре судебного заседания М.А. Схаляхо,
с участием:
представителя административного истца ООО «Энерго» Шаззо С.А., действующей на основании доверенности от 17 апреля 2017 года;
представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея Шеуджен А.Р., действующей на основании доверенности от 09 января 2017 года № 3;
Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея Демидюк А.Н., действующего на основании доверенности от 12 декабря 2016 года № 40-д/2016;
Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Матыжева Х.А., действующего по доверенности от 13 января 2017 года № 01-78;
Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Ожева Р.А., действующего по доверенности от 09 января 2017 года № 01-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Энерго» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л:
ООО «Энерго» обратилось в суд административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью <данные изъяты> кв. м., находящегося по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере равном его рыночной стоимости – 2 119 393 (два миллиона сто девятнадцать тысяч триста девяносто три) рубля по состоянию на 01 января 2016 года, на основании представленного им отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка № 26/17-О от 10 февраля 2017 года, составленного ООО «ГЕО Инвест-Информ».
В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии № ООО «Энерго» принадлежит на праве собственности объект недвижимости – земельный участок, имеющий кадастровый номер: №, площадью 6 289 кв.м., находящийся по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.Категория земли: земли населенных пунктов – земельных участок не для сельскохозяйственных целей.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка его кадастровая стоимость составляет 5 238 799 рублей 89 копеек.
Из отчета ООО «ГЕО Инвест-Информ» № 26/17-О об оценке рыночной стоимости земельного участка следует, что рыночная стоимость земельного участка, с учетом ограничительных условий и сделанных допущений по состоянию на 01 января 2016 года составляет 2 119 393 (два миллиона сто девятнадцать тысяч триста девяносто три) рубля.
Указывает, что в результате завышенной кадастровой стоимости земельного участка завышается соответственно и цена налоговых платежей, что существенно нарушает права собственника объекта недвижимости.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Энерго» по доверенности Шаззо С.А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея Шеуджен А.Р. просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что отчет содержит противоречивые и необоснованные сведения, которые вводят в заблуждение как заказчика, так и заинтересованных лиц и допускают неоднозначное толкование полученных результатов.
Представитель Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея Демидюк А.Н. в разрешении заявленных административных исковых требований полагался на усмотрение суда.
Представитель Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Матыжев Х.А. в разрешении заявленных административных исковых требований полагался на усмотрение суда.
Глава Администрации муниципального образования «Тлюстенхабльское городское поселение» Едиджи А.А. надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения административного дела, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, в удовлетворении административного иска не возражает.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных административных ответчиков и заинтересованного лица не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, с учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Администрации муниципального образования «Тлюстенхабльское городское поселение».
Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как разъяснено в абзаце 8 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
Указанные разъяснения согласуются и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, подтвердившего возможность арендаторов земельных участков доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в тех случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы (Определение от 1 марта 2011 года N 281-О-О).
В судебном заседании установлено, что ООО «Энерго» является собственником земельного участка с кадастровым номером 01:06:0102005:482 площадью 6289 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.
При обращении в суд административным истцом соблюден досудебный порядок разрешения спора.
По результатам государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея, утвержденных Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 25 ноября 2016 года № 276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея», кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 5238799,89 рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Согласно представленному административным истцом отчету № 26/17-О от 10 февраля 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выполненного ООО «ГЕО Инвест-Информ», рыночная стоимость указанного земельного участка с учетом ограничительных условий и сделанных допущений по состоянию на 01 января 2016 года составляет 2 119 393 рубля.
В соответствии со статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.
При таких данных, суд признает отчет № 26/17-О от 10 февраля 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выполненный ООО «ГЕО Инвест-Информ» допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 декабря 2016 года.
Доказательства, свидетельствующие о том, что отчет № 26/17-О от 10 февраля 2017 года содержит недостоверные выводы, а также доказательств того, что выбранные экспертами способы и методы оценки привели к неправильным выводам административным ответчиком суду не представлено.
Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в своем отзыве на административное исковое заявление ссылается на то, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, в связи с чем допускается неоднозначное толкование полученных результатов.
Однако в судебном заседании ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы стороны не заявляли. Вместе с тем, положения статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на лиц, участвующих в деле, обязанность предоставлять доказательства в обоснование своих требований или возражений.
Оценив представленные административным истцом доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в нем информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости земельного участка, отвечает предъявляемым к нему законодательным требованиям.
Исходя из фактических обстоятельств, установленных на основании исследования представленных в дело доказательств в их совокупности, суд находит требования административного истца об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере их рыночной стоимости законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилого здания на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
административное исковое заявление ООО «Энерго» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:06:0102005:482 площадью 6289 кв.м., расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 2 119 393 рубля и определенной по состоянию на 01 января 2016 года.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Считать датой подачи административного искового заявления в суд 16 августа 2017 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 октября 2017 года.
Председательствующий –
судья Верховного суда
Республики Адыгея – Козырь Е.Н.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Е.Н. Козырь