Решение по делу № 3а-48/2017 от 16.08.2017

Дело №3а-48/2017г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2017 года город Майкоп

Верховный суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – судьи Е.Н. Козырь,

при секретаре судебного заседания М.А. Схаляхо,

с участием:

представителя административного истца ООО «Энерго» Шаззо С.А., действующей на основании доверенности от 17 апреля 2017 года;

представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея Шеуджен А.Р., действующей на основании доверенности от 09 января 2017 года № 3;

Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея Демидюк А.Н., действующего на основании доверенности от 12 декабря 2016 года № 40-д/2016;

Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Матыжева Х.А., действующего по доверенности от 13 января 2017 года № 01-78;

Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Ожева Р.А., действующего по доверенности от 09 января 2017 года № 01-1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Энерго» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере равном его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Энерго» обратилось в суд административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> кв. м., находящегося по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> в размере равном его рыночной стоимости – 2 119 393 (два миллиона сто девятнадцать тысяч триста девяносто три) рубля по состоянию на 01 января 2016 года, на основании представленного им отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка № 26/17-О от 10 февраля 2017 года, составленного ООО «ГЕО Инвест-Информ».

В обоснование исковых требований истец ссылается на то, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии ООО «Энерго» принадлежит на праве собственности объект недвижимости – земельный участок, имеющий кадастровый номер: , площадью 6 289 кв.м., находящийся по адресу, установленному относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.Категория земли: земли населенных пунктов – земельных участок не для сельскохозяйственных целей.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка его кадастровая стоимость составляет 5 238 799 рублей 89 копеек.

Из отчета ООО «ГЕО Инвест-Информ» № 26/17-О об оценке рыночной стоимости земельного участка следует, что рыночная стоимость земельного участка, с учетом ограничительных условий и сделанных допущений по состоянию на 01 января 2016 года составляет 2 119 393 (два миллиона сто девятнадцать тысяч триста девяносто три) рубля.

Указывает, что в результате завышенной кадастровой стоимости земельного участка завышается соответственно и цена налоговых платежей, что существенно нарушает права собственника объекта недвижимости.

В судебном заседании представитель административного истца ООО «Энерго» по доверенности Шаззо С.А. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея Шеуджен А.Р. просила в удовлетворении административного иска отказать, ссылаясь на то, что отчет содержит противоречивые и необоснованные сведения, которые вводят в заблуждение как заказчика, так и заинтересованных лиц и допускают неоднозначное толкование полученных результатов.

Представитель Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Адыгея Демидюк А.Н. в разрешении заявленных административных исковых требований полагался на усмотрение суда.

Представитель Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям Матыжев Х.А. в разрешении заявленных административных исковых требований полагался на усмотрение суда.

Глава Администрации муниципального образования «Тлюстенхабльское городское поселение» Едиджи А.А. надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени рассмотрения административного дела, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, в удовлетворении административного иска не возражает.

На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ неявка представителей указанных административных ответчиков и заинтересованного лица не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, с учетом мнения сторон, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя Администрации муниципального образования «Тлюстенхабльское городское поселение».

Выслушав объяснения представителя административного истца, административного ответчика, заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и представленные в них доказательства, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным; для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Как разъяснено в абзаце 8 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

Указанные разъяснения согласуются и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, подтвердившего возможность арендаторов земельных участков доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости в тех случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы (Определение от 1 марта 2011 года N 281-О-О).

В судебном заседании установлено, что ООО «Энерго» является собственником земельного участка с кадастровым номером 01:06:0102005:482 площадью 6289 кв.м., расположенного по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>.

При обращении в суд административным истцом соблюден досудебный порядок разрешения спора.

По результатам государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея, утвержденных Приказом Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 25 ноября 2016 года № 276 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Адыгея», кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 5238799,89 рублей, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Согласно представленному административным истцом отчету № 26/17-О от 10 февраля 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выполненного ООО «ГЕО Инвест-Информ», рыночная стоимость указанного земельного участка с учетом ограничительных условий и сделанных допущений по состоянию на 01 января 2016 года составляет 2 119 393 рубля.

В соответствии со статьей 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством РФ, или в судебном порядке не установлено иное.

При таких данных, суд признает отчет № 26/17-О от 10 февраля 2017 года об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, выполненный ООО «ГЕО Инвест-Информ» допустимым и достоверным доказательством действительной рыночной стоимости спорного земельного участка по состоянию на 01 декабря 2016 года.

Доказательства, свидетельствующие о том, что отчет № 26/17-О от 10 февраля 2017 года содержит недостоверные выводы, а также доказательств того, что выбранные экспертами способы и методы оценки привели к неправильным выводам административным ответчиком суду не представлено.

Административный ответчик Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея в своем отзыве на административное исковое заявление ссылается на то, что оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, в связи с чем допускается неоднозначное толкование полученных результатов.

Однако в судебном заседании ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы стороны не заявляли. Вместе с тем, положения статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают на лиц, участвующих в деле, обязанность предоставлять доказательства в обоснование своих требований или возражений.

Оценив представленные административным истцом доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка с точки зрения его соответствия требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в нем информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости земельного участка, отвечает предъявляемым к нему законодательным требованиям.

Исходя из фактических обстоятельств, установленных на основании исследования представленных в дело доказательств в их совокупности, суд находит требования административного истца об установлении кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере их рыночной стоимости законным, обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Правила статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ предусматривают, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости нежилого здания на основании решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административное исковое заявление ООО «Энерго» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 01:06:0102005:482 площадью 6289 кв.м., расположенного по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равной 2 119 393 рубля и определенной по состоянию на 01 января 2016 года.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Считать датой подачи административного искового заявления в суд 16 августа 2017 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного суда Республики Адыгея в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 10 октября 2017 года.

Председательствующий –

судья Верховного суда

Республики Адыгея – Козырь Е.Н.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея                             Е.Н. Козырь

3а-48/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО «Энерго»
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея
Комитет по имущественным отношениям Республика Адыгея Адрес
Другие
Администрация муниципального образования «Тлюстенхабльское городское поселение»
Шаззо Сусанна Аминовна,
ФГБУ «ФКП Росреестра» Адрес
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
16.08.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.08.2017[Адм.] Передача материалов судье
18.08.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.08.2017[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
05.09.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.09.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
03.10.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
03.10.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.10.2017[Адм.] Судебное заседание
09.10.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.10.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее