В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-9296
Строка № 093г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 декабря 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кожевниковой А.Б.,
судей Квасовой О.А., Трофимовой М.В.,
при секретаре Курякиной Г.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кожевниковой А.Б. гражданское дело по заявлению Шарониной Тамары Константиновны об установлении факта нахождения на иждивении,
по апелляционной жалобе представителя ГУ МВД России по Воронежской области,
на решение Советского районного суда г. Воронежа от 02 октября 2017 года
(судья Трунов И.А.)
У С Т А Н О В И Л А:
Шаронина Т.К. обратилась в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении, в обоснование требований указала, что 07.09.2011 года умер ее супруг – Шаронин С.Ю. С момента регистрации брака 07.04.1998 года и до его смерти они проживали совместно, вели общее хозяйство.
С 01.04.2001 года ФИО7 являлся получателем пенсии по линии МВД РФ. Этими средствами он обеспечивал себя и ее материально.
24 апреля 2017 года она письменно обратилась в отдел пенсионного обслуживания Центра финансового обеспечения Главного Управления МВД России в Воронежской области по вопросу получения пенсии по случаю потери кормильца.
Решением начальника отдела пенсионного обслуживания ЦФО Главного управления МВД России по Воронежской области №20/19166 от 3 мая 2017 года ей было отказано в назначении пенсии и предложено представить пакет документов по списку, в том числе и судебное решение об установлении факта нахождения её на иждивении супруга.
Согласно указанному письму начальника отдела пенсионного обслуживания Главного Управления МВД России по Воронежской области её пенсия по случаю потери кормильца будет составлять 9 751,05 руб.
Считает, что факт совместного проживания с супругом ФИО7 и нахождения на его полном содержании, подтверждается представленными ею доказательствами.
В настоящее время она желает воспользоваться правом на получение пенсии по линии МВД РФ по случаю потери кормильца, поскольку при жизни супруга она находилась у него на иждивении.
Просила, установить факт нахождения её, Шарониной Т.К., 18 июля 1956 года рождения, на иждивении ФИО7, 3 декабря 1963 года рождения, в период с 7 апреля 1998 года по день смерти Шаронина С.Ю. - по 7 сентября 2011 года (л.д. 4-6).
Решением Советского районного суда г. Воронежа от 02 октября 2017 года исковые требования Шарониной Т.К. были удовлетворены (л.д. 41, 42-43).
На данное решение суда представителем по доверенности ГУ МВД России по Воронежской области Сорокиной Д.А. была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного, ввиду отсутствия законных оснований по установлению факта нахождения на иждивении Шарониной Т.К. у супруга ФИО7 (л.д.47-49).
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда явилась: Шаронина Т.К. Другие лица, участвующие в деле, не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 п.4 ст.330 ГПК РФ- основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с частью 1 и пунктом 2 части 2 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
При вынесении оспариваемого решения такие нарушения норм материального права были допущены судом первой инстанции.
Разрешая спор и признавая установленным факт нахождения Шарониной Т.К. на иждивении ФИО7, суд первой инстанции исходил из того, что супруга являлась нетрудоспособной, с 1989 года по день смерти мужа не работала, полностью находилась на его иждивении.
Между тем, судебная коллегия находит, что решение принято с нарушением норм материального права и согласиться с ним нельзя, по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Шаронина Т.К. (до брака Калинюк) и ФИО7 состояли в браке с 07.04.1998 года, что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным Анадырским районным ОЗАГС Чукотского автономного округа, 07 апреля 1998 года. После заключения брака Калинюк Т.К. присвоена фамилия Шаронина.
Шаронина Т.К. и её супруг ФИО7 с момента заключения брака 07.04.1998 года проживали совместно, в 2001 году переехали на постоянное место жительства в г. Воронеж.
Заявительница имеет на праве собственности квартиру по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.10.2015 года.
По указанному адресу заявительница зарегистрирована 14.07.2016 года, имеет вид на жительство РФ с 06.05.2016 года по 06.05.2021 год и согласно справке ООО УК «Городской Сервис Центр» по указанному адресу, на дату 20.04.2017 года, проживает одна.
В соответствии со справкой ГУ-УПФР по Советскому району г. Воронежа от 25.07.2017 года №489652/17 Шаронина Т.К. не является получателем пенсии и иных социальных выплат.
Шаронина Т.К. является получателем социальной пенсии по возрасту в республике Беларусь.
07.09.2011 года ФИО7 умер, что подтверждается свидетельством о смерти.
Как видно из пенсионного дела №83/598 ФИО7 являлся пенсионером по линии МВД РФ и получателем пенсии на день смерти в размере 5 762,96 руб.
В соответствии с данными трудовой книжки, Шаронина Т.К. с 01.08.1989 года нигде не работала.
Статьей 5 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей», определено, что в случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
В силу статьи 29 Закона право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умерших (погибших) лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, состоявшие на их иждивении. Независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается нетрудоспособным родителем и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию.
При определении круга лиц, относящихся к нетрудоспособным, следует руководствоваться пунктом «б» части 3 ст. 29 Закона, согласно которому, нетрудоспособными членами семьи считаются отец, мать и супруг, если они достигли возраста мужчины-60 лет, женщины-55 лет, либо являются инвалидами.
Согласно части 1 и пункту 2 части 2 статьи 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций. Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении.
Учитывая, что пенсия по случаю потери кормильца назначается нетрудоспособному супругу умершего независимо от нахождения его на иждивении, то обстоятельство нахождения заявителя на иждивении ФИО7 для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца и ее получения в дальнейшем правового значения не имеет и такой факт не подлежит установлению судом.
Шаронина Т.К. на момент смерти супруга являлась нетрудоспособной, т.к. достигла возраста 55 лет.
Судебная коллегия находит, что допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем судебное постановление подлежит отмене, а заявление Шарониной Т.К. оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Советского районного суда г. Воронежа от 02 октября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Шарониной Т.К. об установлении факта нахождения на иждивении – отказать.
Председательствующий:
Судьи коллегии: