Решение по делу № 2а-249/2020 от 07.08.2020

Дело УИД 87RS0006-01-2020-000433-57

производство № 2а-249/2020

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 сентября 2020 года                                     пгт. Провидения

Провиденский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Куликовой Н.В.,

при секретаре Беззапоновой Д.А.,

с участием прокурора Чернышева Г.П., действующего в интересах неопределённого круга лиц - жителей с. Сиреники,

представителя административного ответчика администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа Рекуна Д.В., действующего на основании доверенности от 02.09.2020 № 1804,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску, поданному прокурором Провиденского района Чукотского автономного округа в интересах неопределённого круга лиц - жителей с. Сиреники Провиденского городского округа Чукотского автономного округа, к администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа о признании незаконным бездействия администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа в части непроведения мероприятий по созданию маневренного жилищного фонда в селе Сиреники Провиденского городского округа Чукотского автономного округа и о возложении на неё обязанности по созданию маневренного жилищного фонда в селе Сиреники Провиденского городского округа Чукотского автономного округа,

установил:

Прокурор Провиденского района обратился в Провиденский районный суд в интересах неопределённого круга лиц - жителей с. Сиреники Провиденского городского округа, к администрации Провиденского городского округа (с последующими уточнениями) о признании незаконным бездействия администрации Провиденского городского округа в части непроведения мероприятий по созданию маневренного жилищного фонда в селе Сиреники Провиденского городского округа и о возложении на неё обязанности по созданию маневренного жилищного фонда в селе Сиреники Провиденского городского округа

В обоснование заявления указано, что прокуратурой Провиденского района по поручению прокуратуры Чукотского автономного округа проведена проверка по факту бездействия администрации Провиденского городского округа по переселению граждан из аварийного жилья в многоквартирной доме №13 по ул. Мандрикова с. Сиреники, в ходе которой выявлены нарушения жилищного законодательства - ст. 92, 95 ЖК РФ, п.3, 6, 8 ч.1 ст.16 Федерального закона №131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ). Так, 10.05.2020 в результате сильных порывов ветра сорвало кровлю с двухэтажного 12-квартирного жилого дома №13 по ул. Мандрикова с. Сиреники, ранее 30.05.2018 признанного аварийным и подлежащим сносу и включенного в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». На момент обрушения кровли в 11 квартирах фактически проживало 24 человека (зарегистрировано 31), из них 8 детей. Все жильцы временно расселены у родственников в с.Сиреники. Кроме того, из 46 расположенных в селе жилых домов, 15 признаны аварийными и подлежащими сносу. До настоящего времени маневренный жилой фонд в с. Сиреники, предназначенный для временного проживания, в том числе, граждан, жилые помещения которых признаны аварийными и подлежащими сносу, не создан, что свидетельствует о бездействии администрации и о необходимости возложения обязанности по созданию маневренного жилищного фонда на администрацию Провиденского городского округа в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В отзыве на административное исковое заявление администрация Провиденского городского округа выражает несогласие с административным исковым заявлением прокурора Провиденского района, поданного в интересах неопределённого круга лиц – жителей с. Сиреники, и указывает, что правовая норма, прямо предусматривающая обязанность органов местного самоуправления создавать маневренный жилой фонд на территории городского округа, отсутствует, и прокурором не указана. Администрация не считает необходимым создание маневренного жилого фонда, поскольку в распоряжении муниципального образования имеются другие виды специализированных помещений, которые в случае необходимости можно отнести к маневренному жилому фонду, а также возможно решить вопрос о предоставлении нуждающимся гражданам при возникновении чрезвычайных ситуаций жилых помещений по договору социального найма. В связи с этим отсутствие маневренного фонда нельзя расценить как незаконное бездействие администрации. Кроме того, создание маневренного фонда и его содержание повлечет дополнительное финансирование за счет бюджета муниципального образования, которое в бюджете на 2020 год не запланировано, требуемые сроки являются ничтожно малы для исполнения требований прокурора.

В судебном заседании прокурор Чернышев Г.П. уточнил требования, поддержал административное исковое заявление в полном объёме, просил его удовлетворить.

Представитель административного ответчика Рекун Д.В. в судебном заседании выразил несогласие с предъявленным административным исковым заявлением по основаниям изложенным в отзыве на административное исковое заявление.

Изучив административное исковое заявление, исследовав материалы административного дела, выслушав мнение сторон, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.

Корреспондирующее названной конституционной норме законоположение о необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, закреплённое в ст.1 ЖК РФ, говорит о соответствующем праве (полномочии) органа местного самоуправления, трансформирующемся в обязанность в случае возникновения препятствий к осуществлению отдельными категориями граждан в предусмотренных законом случаях права на жилище.

Исходя из положений п. 3, 6 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Согласно п. 1-9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля над его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Статья 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относит, в числе прочих, помещения маневренного фонда.

Статьёй 95 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения маневренного фонда предназначены в том числе, но не исключительно, для временного проживания граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.

В силу п.1 ч. 2 ст.227 КАС РФ решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, принимается судом по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и создающими препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Материалами дела установлено следующее.

Согласно поручению прокурора округа № прокуратуре Провиденского района дано поручение о понуждении администрации Провиденского городского округа предоставить вне очереди жильцам аварийного дома №13 по ул. Мандрикова с. Сиреники благоустроенное жилье, до этого момента обеспечить проживание данных лиц в маневренном жилом фонде (л.д.6).

29.06.2020 прокурором Провиденского района вынесено решение о проведении проверки в администрации Провиденского городского округа (л.д.7).

Как следует из акта проверки от д.м.г., составленного по результатам прокурорской проверки, 10.05.2020 порывом ветра сорвало кровлю двухэтажного 12-квартирного дома № 13 по ул. Мандрикова, с. Сиреники. На момент обрушения кровли в нем проживало 27 человек, из них 7 детей. Администрацией Провиденского ГО жителям с. Сиреники, пострадавшим от стихии, было предложено жилье в п. Провидения (ул. Набережная Дежнева, д.15 - общежитие), но они отказались переезжать, расселены у родственников в с. Сиреники. Из 46 расположенных в указанном селе жилых домов, 15 признаны аварийными и подлежащими сносу. Маневренный жилой фонд в с.Сиреники не создан. С актом проверки ознакомлен глава администрации Провиденского ГО, замечаний к нему не поступило (л.д. 24-26).

Согласно акту обследования помещений от 16.05.2018 №27 и заключению межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда в Провиденском ГО от 16.05.2018 № 27, жилые помещения в доме №13 по ул. Мандрикова, с. Сиреники, 1983 года постройки, признаны непригодными для проживания, не соответствующими требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. В связи с физическим износом многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 10-17).

Распоряжением главы администрации Провиденского ГО от 20.05.2018 № 153 утверждено заключение № 27 межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда в Провиденском ГО в отношении дома №13 по ул. Мандрикова, с. Сиреники (л.д. 18).

Указанным распоряжением от 20.05.2018 № 153 также признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома в с. Сиреники по следующим адресам: ул. Отке, д.7а; ул. Отке, д.9а; ул. Отке, д.10 а; ул. Отке, д.11а; ул. Нутаугье, д.10а; ул. Нутаугье, д.12.

Распоряжением главы администрации Провиденского ГО от 07.10.2016 № 256 утверждены акты № 15-26 межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда в Провиденском ГО.

Указанным распоряжением от 07.10.2016 также признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома в с. Сиреники по следующим адресам: ул. Мандрикова, д.11; ул. Отке, д.1; ул. Отке, д.15.

Распоряжением главы администрации Провиденского ГО от 17.06.2020 № 210 утверждены акты № 1-6 от 10.06.2020 межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда в Провиденском городском округе.

Указанным распоряжением от 17.06.2020 признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома в с. Сиреники по следующим адресам: ул. Мандрикова, д.9, ул. Мандрикова, д. 16а, ул. Мандрикова, д. 18а, ул. Нутаугье, д.6, ул. Нутаугье, д.12а, ул. Нутаугье, д. 14а.

Как следует из Государственной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в Чукотском автономном округе», утвержденной Постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 29.03.2019 № 170 (ред. от 09.07.2020) до 01.01.2017 признаны аварийными МКД в с. Сиреники - ул. Мандрикова, д.11, ул. Отке, д.1, ул. Отке, д.15; после 01.01.2017 - ул. Мандрикова, д.13, ул. Отке, д.7а; ул. Отке, д.9а; ул. Отке, д.10 а; ул. Отке, д.11а; ул. Нутаугье, д.10а; ул.Нутаугье, д.12.

Таким образом, в государственную программу включено 10 домов, в том числе многоквартирных, расположенных в с. Сиреники, и признанных аварийными.

В судебном заседании установлено, что дом №13 по ул. Мандрикова в 2018 году был признан аварийным и подлежащим сносу, но в котором граждане проживали до тех пор, пока в результате чрезвычайной ситуации (неблагоприятных погодных условий) дом полностью не утратил свои функциональные свойства, и жильцы дома остались без какого-либо жилья.

В соответствии с п.3, 3.1 ст.95 ЖК РФ жильцы указанного дома, как граждане, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (п.3), а также как граждане, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п.3.1), должны были быть обеспечены органами местного самоуправления жилыми помещениями маневренного фонда, предназначенными для временного проживания, на срок до обеспечения их вне очереди благоустроенными жилыми помещениями в порядке п.2 ст.57 ЖК РФ.

Как следует из акта прокурорской проверки 27 жильцов дома №13 по ул.Мандрикова расселены у родственников в с. Сиреники, в связи с отказом переезжать в п. Провидения, где им было предложено временное жилье, и отсутствием маневренного жилищного фонда в с. Сиреники.

Также жилыми помещениями маневренного фонда должны были быть обеспечены жильцы других МКД с. Сиреники, признанных в установленном порядке аварийными, на срок до предоставления им вне очереди благоустроенных жилых помещений в порядке п.2 ст.57 ЖК РФ.

Ответчиком суду не представлены доказательства того, что за счет жилых помещений специализированного жилищного фонда других видов (общежитий, служебного жилья) и иных жилых помещений муниципального жилищного фонда, как жильцы дома №13 по ул. Мандрикова, так и жильцы ул.Мандрикова, д.11; ул. Отке, д.1; ул. Отке, д.15; ул. Отке, д.7а; ул. Отке, д.9а;     ул. Отке, д.10 а; ул. Отке, д.11а; ул. Нутаугье, д.10а; ул. Нутаугье, д.12, были обеспечены жилыми помещениями до обеспечения их жилыми благоустроенными помещениями в порядке п.2 ст.57 ЖК РФ, либо им представлено благоустроенное жилье по договорам социального найма.

Отсутствие в с. Сиреники резерва специализированного жилищного фонда в виде жилых помещений маневренного фонда, не только создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории с. Сиреники и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения, но и привело к нарушению их жилищных прав, поскольку в течение длительного времени граждане нуждались во внеочередном предоставлении жилья, но продолжали проживать в аварийном жилье, в связи с наличием препятствий к осуществлению ими права на жилище.

При таких обстоятельствах бездействие администрации Провиденского городского округа в части непроведения мероприятий по созданию маневренного жилищного фонда в селе Сиреники нельзя признать законным.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора Провиденского района, поданного в интересах неопределённого круга лиц - жителей с. Сиреники Провиденского городского округа, к администрации Провиденского городского округа о признании незаконным бездействия администрации Провиденского городского округа в части непроведения мероприятий по созданию маневренного жилищного фонда в селе Сиреники Провиденского городского округа и о возложении на неё обязанности по созданию маневренного жилищного фонда в селе Сиреники Провиденского городского округа.

По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Устанавливая срок исполнения ответчиком решения суда, суд учитывает объем организационных, временных и финансовых затрат, требующихся для проведения мероприятий по созданию маневренного фонда в с. Сиреники и создания маневренного фонда в с. Сиреники Провиденского городского округа, и с учетом требований разумности и объективной возможности исполнения решения суда считает возможным установить срок для исполнения суда в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу. При этом административному ответчику надлежит сообщить об исполнении настоящего решения в суд и прокурору округа в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.

Срок – 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, предложенный прокурором в административном исковом заявлении, суд находит чрезвычайно малым, учитывая отсутствие специализированных жилых помещений в с. Сиреники, которые, в случае необходимости, могут быть отнесены к маневренному фонду, то есть не отвечающим принципу разумного срока исполнения судебного постановления, предусмотренному ст. 10 КАС РФ.

Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением настоящего административного дела, подлежат возмещению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, поскольку в силу пп.9 и пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры, по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, а также органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

                                                    р е ш и л:

Признать незаконным бездействие администрации Провиденского городского округа Чукотского автономного округа в части непроведения мероприятий по созданию маневренного жилищного фонда в селе Сиреники Провиденского городского округа Чукотского автономного округа.

Возложить на Администрацию Провиденского городского округа Чукотского автономного округа обязанность создать маневренный жилищный фонд в селе Сиреники Провиденского городского округа Чукотского автономного округа в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Обязать Администрацию Провиденского городского округа Чукотского автономного округа сообщить об исполнении решения по данному административному делу в суд, прокурору Провиденского района Чукотского автономного округа в течение одного месяца после его исполнения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Чукотского автономного округа через Провиденский районный суд Чукотского автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                      Н.В. Куликова

Мотивированное решение составлено 09.09.2020

2а-249/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Чернышев Григорий Петрович
Ответчики
администрация Провиденского городского округа Чукотского автономного округа
Суд
Провиденский районный суд Чукотского автономного округа
Судья
Куликова Н.В.
Дело на странице суда
providensky.chao.sudrf.ru
07.08.2020Регистрация административного искового заявления
07.08.2020Передача материалов судье
10.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2020Судебное заседание
04.09.2020Судебное заседание
09.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее