Решение по делу № 33-697/2024 от 01.02.2024

Судья Хагундокова Р.Р.                                                       дело № 33-697/2024

    (№ дела в суде первой инстанции 2-3667/2023)

А П Е Л Л Я Ц И О Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 марта 2014 года                                                город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Тхагапсовой Е.А.,

судей: Козырь Е.Н. и Аутлева Ш.В.,

при ведении протокола судебного заседания Аутлевой Д.А.,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО7,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования «<адрес>» ФИО1 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Исковые требования Прокурора <адрес> в интересах ФИО2 к Администрации МО «<адрес>» и Комитету по управлению имуществом МО «<адрес>» о предоставлении жилого помещения - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» и Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, в рамках выделенных средств на 2023, обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.

Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., пояснения представителя ответчика Администрации МО «<адрес>» - ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение помощника прокурора <адрес>ФИО7 о законности решения суда первой инстанции, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

    Прокурор <адрес> обратился в Майкопский городской суд в интересах ФИО2 к Администрации МО «<адрес>», Комитета по управлению имуществом МО «<адрес>» о предоставлении жилого помещения.

    Прокуратурой <адрес> по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено следующее.

    ФИО2 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>».

    При этом, до настоящего времени ФИО2 не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, он обратилась с заявлением к прокурору с целью защиты его прав на жилище. Просит, с учетом уточненных исковых требований, обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» и Комитет по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>», в рамках осуществляемых государственных полномочий Республики Адыгея, за счет средств выделенных в 2023 году, обеспечить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных и санитарно-технических норм.

    Прокурор ФИО8 в судебном заседании уточненные заявленные требования поддержала и просила суд удовлетворить их в полном объеме. Просила перевести Минстрой в третьи лица, так как она отказалась от заявленных требований к данному ответчику, который осуществил финансирование в соответствии с законом.

    Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора удовлетворены.

    В апелляционной жалобе представитель администрации МО «<адрес>» ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов жалобы указывает, что предоставление жилых помещений в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ осуществляется в порядке очередности в соответствии со списком, сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея.

    Письменных возражений не поступило.

    Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, выслушав участвующих в деле лиц, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

    Как установлено судом первой инстанции, прокуратурой города по обращению ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства, направленного на социальную поддержку детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам которой установлено, что ФИО9 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда МО «<адрес>».

    До настоящего времени ФИО2 не обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда, в связи с чем, она обратился с заявлением к прокурору с целью защиты его прав на жилище.

    Разрешая спор, руководствуясь ст. 92, 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1996            № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", суд первой инстанции исходил из того, ФИО2 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет. Таким образом, она имеет право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда, вследствие чего посчитал требования прокурора законными и удовлетворил их.

    При этом, суд указал, что полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями наделены органы местного самоуправления – администрация МО «<адрес>».

    Судебная коллегия по гражданским делам полагает изложенные выводы суда первой инстанции обоснованными, основанными на правильно установленных обстоятельствах дела, верном толковании норм материального права, а также всесторонней оценке доказательств по делу.

В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ч. 1 ст. 109 1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании положений п. 1 ст. 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются Законом Республики Адыгея от 28.12.2012    № 159 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Законом Республики Адыгея от 08.04.2008 № 163 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Адыгея в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по предоставлению единовременной выплаты на ремонт жилого помещения» государственными полномочиями Республики Адыгея по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены органы местного самоуправления, в том числе, муниципальное образование «Город Майкоп».

Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 17.06.2013    № 137 утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Адыгея детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок).

Согласно п. 2, 5 Порядка, жилые помещения специализированного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются на основании решения Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея по договорам найма в соответствии со списком подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сформированным Министерством образования и науки Республики Адыгея.

Решение о предоставлении жилого помещения принимается уполномоченным органом в течение 30 календарных дней с момента предоставления Министерством образования и науки Республики Адыгея списка и является основанием для заключения договора найма специализированного жилого помещения.

Федеральное законодательство, а также нормативно- правовые акты Республики Адыгея не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан.

Исходя из вышеуказанного, доводы апелляционной жалобы о необходимости привлечения к участию в деле в качестве третьих лиц детей - сирот, находящихся в списке, которые подлежат обеспечению жильем, являются несостоятельными и подлежащими отклонению.

Доводы жалобы об увеличении расчетной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья в МО «Город Майкоп» являются несостоятельными, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для ограничения прав детей-сирот на обеспечение жилым помещением.

Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках вжившихся правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований к отмене либо изменению состоявшегося судебного решения.

Оснований для отмены верного по существу решения суда судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя муниципального образования администрации «,<адрес>» ФИО1 – без удовлетворения.

Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 марта 2024 года.

Председательствующий                              Е.А. Тхагапсова

Судьи                Е.Н. Козырь

Ш.В. Аутлев

33-697/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Информация скрыта
Другие
Информация скрыта
Суд
Верховный Суд Республики Адыгея
Дело на странице суда
vs.adg.sudrf.ru
01.02.2024Передача дела судье
15.03.2024Судебное заседание
05.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Передано в экспедицию
15.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее