г. Хабаровск
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 03 октября 2024 г. по делу № 33-6525/2024
№ 2-1154/2024
УИД 27RS0001-01-2024-000046-40
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда
в составе:
председательствующего Мещеряковой А.П.,
судей: Литовченко А.Л., Матвеенко Е.Б.,
при секретаре Круценке А.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района города Хабаровска в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации города Хабаровска о взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ответчика на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Матвеенко Е.Б., объяснения представителя процессуального истца Лазаревой Н.А., законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 - Белякова В.Г., представителя ответчика Тимошенко Я.Е., судебная коллегия,
установила:
прокурор Железнодорожного района города Хабаровска обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации г. Хабаровска о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей, ссылаясь в обоснование требований на то, что в ходе проведения прокурорской проверки по обращению Белякова В.Г. установлено, что 30 августа 2023 года в районе дома № 2 А по ул. Саратовская в г. Хабаровске на несовершеннолетнего ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, напала стая безнадзорных собак, одна из которых укусила его за левое бедро, в связи с чем он проходил лечение, претерпел сильный стресс, физические страдания и тяжелые моральные переживания. Данное обстоятельство явилось следствием ненадлежащего выполнения ответчиком полномочий по отлову безнадзорных животных и бездействия ответчика.
В ходе рассмотрения дела судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ИП Лемихова Е.С., Беляков В.Г., Управление Жилищно-коммунального хозяйства эксплуатации жилищного фонда.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 мая 2024 года исковые требования удовлетворены частично, с администрации города Хабаровска в пользу ФИО1 взыскана денежная компенсация морального вреда, причиненного несовершеннолетнему ФИО1., в размере 85 000 рублей, а также госпошлина в доход муниципального образования Городской округ «Город Хабаровск» в размере 300 рублей. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация города Хабаровска просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение норм процессуального и материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что администрация города Хабаровска в полном объеме выполняет переданные ей отдельные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев. Определенная судом к взысканию сумма компенсации морального вреда, является чрезмерно завышенной и не соответствующей требованиям разумности и справедливости. Судом не было принято во внимание то, что по искам о возмещении вреда причиненного гражданину незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления надлежащим ответчиком является муниципальное образование городской округ «Город Хабаровск» в лице администрации г. Хабаровска за счет казны муниципального образования. Кроме того, у суда не имелось оснований для взыскания с администрации города Хабаровска государственной пошлины в размере 300 рублей.
Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, не представивших доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание суда апелляционной инстанции и не просивших об отложении судебного разбирательства.
На основании ч.ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что 30 августа 2023 года на несовершеннолетнего ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на выходе из детской площадки по направлению к автостоянке у дома, расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Саратовская, д. 2А, напала стая безнадзорных собак, одна из которых вцепилась в ногу ребенка, в результате чего у ФИО1 появилась укушенная рана левого бедра. По факту случившегося вызвана скорая помощь, после чего Беляков Г.В. был направлен в КГБУЗ «ДККБ им. А.К. Пиотровича» в детский травматологический пункт, где ему оказана медицинская помощь: сделана перевязка, назначены уколы от бешенства в период с 30 августа 2023 года по 13 сентября 2023 года.
21 сентября 2023 года врачом-неврологом КГБУЗ «Детская городская поликлиника № 24» ФИО1 поставлен диагноз G96.8 (Другие уточненные поражения центральной нервной системы. Астено-невротический синдром, постстрессовый), полученный в результате причинения вреда здоровью несовершеннолетнему вышеуказанной стаей собак. Выдан рецепт от 21 сентября 2023 года на приобретение лекарственных препаратов (Фенибут).
Разрешая спор, суд первой инстанции на основании анализа и оценки совокупности представленных сторонами доказательств, руководствуясь ст.ст. 150, 151, 1064, 1101 ГК РФ, положениями Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина», постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в Отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Закона Хабаровского края от 23.11.2011 года № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев», установив, что полномочия по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных собак входят в компетенцию муниципального образования в лице администрации г. Хабаровска и вследствие ненадлежащего исполнения администрацией г. Хабаровска обязанности по организации мероприятий по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев, несовершеннолетнему в ходе нападения на него безнадзорного животного, причинены телесные повреждения, моральные и нравственные страдания, пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований за счет администрации города Хабаровска в размере 85 000 руб., признав данную сумму разумной и справедливой.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя процессуального истца Лазаревой Н.А.., законного представителя несовершеннолетнего ФИО1 - Белякова В.Г., представителя ответчика Тимошенко Я.Е., судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1). Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2).
Установленная ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик.
Статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
На основании пункта 1 статьи 29 указанного Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Согласно пункту 1789 Санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 4, регулирование численности безнадзорных домашних и диких животных относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Регулирование численности безнадзорных домашних животных проводится путем их отлова, стерилизации и содержания в специальных питомниках. Отстрел в черте населенных пунктов не допускается. Регулирование численности диких животных осуществляют путем отстрела при активизации эпизоотии в природных очагах и повышении риска инфицирования человека, домашних и сельскохозяйственных животных.
Статьей 1 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что указанный Закон регулирует отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными.
Деятельность по обращению с животными без владельцев - деятельность, включающая в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные указанным Федеральным законом (статья 3 указанного Федерального закона)
Частью 3 ст. 7 названного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Законом Хабаровского края от 23.11.2011 № 146 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Хабаровского края по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» органы местного самоуправления, в том числе городского округа «Город Хабаровск», наделены государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
В соответствии с Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Хабаровского края, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2019 № 582-пр (далее - Порядок), органы местного самоуправления организуют следующие полномочия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев: 1) отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и передачу в приюты для животных; 2) возврат потерявшихся животных их владельцам; 3) возврат содержащихся в приютах животных без владельцев на прежние места их обитания.
Согласно п.п. 2.2 вышеназванного Порядка исполнителями мероприятий являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, привлекаемые органами местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (далее - специализированная организация).
Исполняя возложенные полномочия, в соответствии с Порядком осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 25.12.2019 № 582-пр, администрацией города заключены муниципальные контракты на оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев.
Однако заключение муниципального контракта для реализации переданного государственного полномочия, само по себе, не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении обязанности организовать мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, и не подтверждает необходимость освобождения органа местного самоуправления от ответственности за вред, возникающий вследствие организованной деятельности. Факт нападения безнадзорной собаки на несовершеннолетнего и причинения ему телесного повреждения свидетельствует о недостаточности принимаемых ответчиком мер по обращению с животными без владельцев. В связи с этим доводы апелляционной жалобы в данной части подлежат отклонению.
Доводы жалобы относительно несогласия с присужденной суммой компенсации морального вреда также подлежат отклонению, поскольку размер компенсации морального вреда определен судом с учетом положений ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определяя размер подлежащей взысканию компенсации морального вреда в размере 85 000 рублей, суд обоснованно исходил из характера и степени физических и нравственных страданий истца, его несовершеннолетнего возраста, степени вины ответчика, последствий, к которым привело данное событие, длительности и характера лечения, требований разумности и справедливости.
С определенным размером компенсации морального вреда, судебная коллегия соглашается, находя его разумным и справедливым, соответствующим степени нарушения прав пострадавшего ребенка.
Оснований для снижения присужденной суммы по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется. Каких-либо доказательств, подтверждающих чрезмерность присужденной суммы, не представлено.
Вместе с тем, заслуживают внимания доводы жалобы о невозможности взыскания компенсации морального вреда непосредственно с администрации города Хабаровска.
Статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено возмещение вреда в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и муниципальных образований могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде соответственно органы государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета (государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), бюджета субъекта Российской Федерации (территориального государственного внебюджетного фонда), бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно статье 2 Устава города Хабаровска город Хабаровск наделен статусом городского округа Законом Хабаровского края от 28.04.2004 № 177 «О наделении муниципального образования города Хабаровска статусом городского округа и об установлении его границы».
В соответствии со статьями 19, 42 Устава города Хабаровска администрация города Хабаровска входит в структуру органов местного самоуправления.
В структуре администрации города могут создаваться структурные подразделения (комитеты, управления, департаменты, службы), действующие на основании Положений о них.
В силу пункта 4 статьи HYPERLINK "https://login.consultant.ru/link/?req=doc&base=LAW&n=414951&dst=102998" \h242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый орган муниципального образования исполняет судебные акты по искам к муниципальному образованию, в том числе по судебным актам о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования.
Судом первой инстанции не принято во внимание, что в соответствии с пунктом 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации
от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
В соответствии с абзацем 4 пункта 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Таким образом, в данном случае, исполнение решения суда о взыскании денежных средств предусматривает их взыскание за счет казны муниципального образования.
В этой связи, решение суда первой инстанции в части взыскания с администрации города Хабаровска компенсации морального вреда подлежит отмене с вынесением нового решения о взыскании компенсации морального вреда в указанном размере с муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» в лице администрации г.Хабаровска за счет казны муниципального образования.
Как следует из материалов дела, суд на основании ст. 98, 100 ГПК РФ взыскал с ответчика в доход муниципального образования Городской округ «Город Хабаровск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Судебная коллегия находит доводы жалобы администрации города Хабаровска о неправомерном взыскании с нее госпошлины в муниципальный бюджет заслуживающими внимания.
Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований (часть 1 статьи 103 ГПК РФ, подпункт 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Поскольку органы местного самоуправления исходя из положений, закрепленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 333.35, подпунктах 9 и 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, правовых оснований для взыскания с администрации города Хабаровска госпошлины в муниципальный бюджет не имелось.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции были нарушены нормы процессуального и материального права, что привело к принятию неправильного решения, решение суда первой инстанции, на основании ст. 328 ГПК РФ подлежит отмене с принятием нового решения (часть 3 ст. 330 ГПК РФ).
Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда города Хабаровска от 23 мая 2024 года отменить, принять новое решение.
Взыскать с муниципального образования городского округа «Город Хабаровск» в лице администрации города Хабаровска (ИНН №) за счет казны муниципального образования в пользу ФИО1 (паспорт №) денежную компенсацию морального вреда в размере 85 000 рублей.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16.10.2024.
Председательствующий:
Судьи: