Решение по делу № 2-5083/2024 от 12.08.2024

Дело № 2-5083/2024

УИД 75RS0001-02-2024-006464-03

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    08 октября 2024 года     г. Чита

Центральный районный суд города Читы в составе

председательствующего судьи Федоровой Е.Н.,

при секретаре                               Крупенниковой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Чите гражданское дело по исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Администрации городского округа «Город Чита» о внеочередном предоставлении жилого помещения,

у с т а н о в и л:

    Ефимов А.В., Сафронова К.А., Сафронова Я.А. обратились в суд с настоящим иском мотивируя следующим. Истцы являются собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на основании распоряжения Мэра города Читы №2238-р от 01.09.2008 жилой дом признан непригодным для проживания. Распоряжением администрации городского округа «Город Чита» № 961-р от 07.07.2002 указанный жилой дом признан аварийным.

Истец просит обязать ответчика Администрацию городского округа «Город Чита», предоставить ФИО2, ФИО3, ФИО4 взамен изымаемого жилого помещения по адресу: <адрес> вне очереди равнозначное жилое помещение на территории г.Читы, отвечающее установленным требованиям.

В судебном заседании Ефимов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что предоставление жилого помещения необходимо вне очереди, поскольку проживание в доме опасно для жизни и здоровья истцов. Указанный жилой дом построен в 1875 году, располагался на <адрес> в <адрес>, а в 1913 году дом перенесен на <адрес> в квартире частично обрушился, истец своими силами пытался делать ремонт в квартире, поскольку проживание в доме представляло опасность для истцов.

Сафронова К.А., Сафронова Я.А. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, согласно заявлениям, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Ответчик администрация городского округа "Город Чита" в судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, надлежаще извещен судом о времени и месте слушания дела, причин не явки суду не сообщил.

Третье лицо Администрация Центрального административного района ГО «Город Чита» извещены надлежащим образом, не явились.

Дело рассмотрено по правилам ст. 167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся сторон.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. В силу ч. 3 названной статьи никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Из материалов дела следует и подтверждено сведениями из ЕГРН Ефимов А.В., Сафронова К.А., Сафронова Я.А. являются собственником жилого помещения по адресу: <адрес>, площадью 29,6 кв.м. с 2008 года на основании договора на передачу квартир в собственность граждан.

На основании распоряжения Мэра города Читы №2238-р от 01.09.2008 жилой дом признан непригодным для проживания.

Согласно заключению №46 от 14.08.2008, квартира непригодна для проживания, капитальному ремонту и реконструкции не подлежит.

Заключением межведомственной комиссии от 30.06.2022 №685, утвержденным администрацией городского округа «город Чита» от 07.07.2022 №961-р, указанный жилой дом признан аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.

В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 г., она утверждается на период до 1 сентября 2025 г.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 16 названного Закона в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 1 января 2017 г. аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Из письма Администрации от 22.07.2024 следует, что дом не включен в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилья на 2019-2025 годы, поскольку программа не предусматривает расселения многокварных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконтрукции после 01.01.2017.

Учитывая, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным, суд приходит к выводу о наличии у истцов права на предоставление другого жилого помещения взамен аварийного, поскольку истцы сами выбрали один из способов обеспечения их жилищных прав.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Согласно ст.57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, единственные жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Указанным в настоящем пункте собственникам жилых помещений жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди в случае, если в установленном федеральным законодательством порядке не принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд в целях последующего изъятия такого жилого помещения, гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.

В связи с этим для правильного разрешения возникшего спора необходимым является выяснение того обстоятельства, имеется ли опасность для жизни и здоровья истца, которая требует незамедлительного решения вопроса о его переселении в другое жилое помещение.

Сторона истца ссылается на то, что жилое помещение, принадлежащее истцам, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния, в связи с чем, истцы нуждаются во внеочередном предоставлении жилья до истечения срока расселения дома, стороной ответчика указанное не оспорено.

С учетом изложенного факт наличия реальной угрозы жизни и здоровью истцов, проживающих в вышеназванном жилом помещении, является установленным, в связи с чем, на администрацию городского округа «Город Чита» подлежит возложению обязанность по внеочередному предоставлению истцам жилого помещения в собственность взамен признанного аварийным.

Принимая во внимание положения статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, после предоставления жилого помещения право собственности истца на принадлежащие ему жилое помещение подлежит прекращению, с передачей указанного объекта недвижимости в муниципальную собственность городского округа «Город Чита».

Действующее жилищное законодательство, в частности пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, не ставит право на внеочередное предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.

Отсутствие в законе указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилое помещение указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, на что указано в правоприменительном толковании вышеизложенных норм права, содержащемся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации 4 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018.

Одновременно суд приходит к выводу, что жилое помещение подлежит предоставлению незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников) (Определение Верховного суда РФ от 30.01.2018г. № 18-КГ17-266).

Соответственно, на ответчика Администрацию Городского округа «город Чита» подлежит возложению обязанность по предоставлению истцам жилого помещения незамедлительно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» предоставить вне очереди в собственность ФИО2 паспорт , ФИО3 паспорт , ФИО4 паспорт взамен жилого помещения, признанного аварийным, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый , благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 29,6 кв. м., отвечающее санитарным и техническим требованиям, на территории городского округа «Город Чита».

После предоставления такого жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным, прекратить право собственности ФИО2 паспорт , ФИО3 паспорт , ФИО4 паспорт на жилое помещение по адресу: <адрес> кадастровый , и признать на это жилое помещение право муниципальной собственности городского округа «Город Чита».

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления в окончательном виде в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы, представления через Центральный районный суд г. Читы.

Судья                                        Е.Н. Федорова

Мотивированное решение изготовлено 08.10.2024 года.

12.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.08.2024Передача материалов судье
13.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.08.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
23.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.10.2024Судебное заседание
08.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее