Судья: Ионова О.В. Дело № 33а-2072/2022 (2 инстанция)
(№2а-421/2021) (1 инстанция) УИД: 52RS0005-01-2021-004299-73
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Нижний Новгород 2 марта 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда в составе
председательствующего судьи Ворониной Т.А.,
судей Гущевой Н.В., Сильновой Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Мельниковой К.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства по докладу судьи Гущевой Н.В. дело по апелляционной жалобе Васильчикова Максима Николаевича на решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 27 октября 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению Васильчикова Максима Николаевича к Министерству финансов РФ в лице УФК по Нижегородской области, ФСИН России, ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области о взыскании компенсации за нарушение условий содержания,
УСТАНОВИЛА:
Васильчиков М.Н., обратившийся в Европейский Суд по правам человека, в пределах установленного Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ срока, обратился в Краснобаковский районный суд Нижегородской области с административным исковым заявлением о взыскании с РФ в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации компенсации за нарушение условий содержания Васильчикова М.Н. в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области с 01.07.2010 по 31.10.2017 в размере <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 01.07.2010 по 31.10.2017 отбывал наказание в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания, а именно: в отряде было от 80 до 100 осужденных и находились они в помещении около 284 кв.м.
Помещение отряда разделено на три спальных помещения: 1) 90 кв.м., 2) 90 кв.м. 3) 45 кв.м. 4) 16 кв.м., где было установлено 50 двухъярусных кроватей, 50 тумбочек, 100 табуреток, остальная площадь для проживания не предназначена и в них находятся помещения, предназначенные для иных нужд, в частности, туалет с восемью унитазами, умывальник, в котором установлено только 6 раковин для умывания, раздевалка для верхней одежды и обуви площадью только 16 кв.м., при этом сушилки для вещей не было, горячей воды не было, бытовой комнаты не было.
Питание было плохое: свежих овощей и фруктов не выдавали, мясо давали ниже нормы - грамм по 10 в сутки. Крайне неудовлетворительная организация питания в столовой - за столы рассаживались по 10 человек, и на прием пищи отводилось 5 минут, что явно было недостаточно, приходилось, обжигаясь, принимать горячую пищу.
Вещевое довольствие было неудовлетворительное: теплое нательное белье и зимнее одеяло не выдавали, также не выдавали обувь по сезону.
Административный истец указал, что само по себе нарушение условий содержания в колониях свидетельствует о том, что ему причинен моральный вред без дополнительных на то доказательств.
Решением Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 27 октября 2021 г. в удовлетворении административного искового заявления Васильчикова Максима Николаевича отказано.
В апелляционной жалобе Васильчиков М.Н. просит отменить решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 27 октября 2021г., удовлетворить требования его административного искового заявления в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных ответчиков ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области Юрьев А.С. возражал по доводам апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явились, ходатайств не заявлено.
Руководствуясь ст.ст. 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах, коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив решение суда на предмет законности и обоснованности, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положениями ч. 1 ст. 308 КАС РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно статье 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в Постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Статьями 2, 17, 21 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» (далее – Постановление Пленума Верховного Суда №47), право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания.
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права. Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, предусмотрены уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным законодательством, иными федеральными законами.
Статьей 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Согласно частям 1 и 2 статьи 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В силу положений ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч.1).
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч.3).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и Федеральных законов.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда №47, под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе: право на личную безопасность и охрану здоровья; право на получение квалифицированной юридической помощи и в необходимых случаях право пользоваться помощью переводчика; право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, в общественные наблюдательные комиссии; право на доступ к правосудию; право на получение информации, непосредственно затрагивающей права и свободы, в том числе необходимой для их реализации; право на свободу совести и вероисповедания; право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки; право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности, сохранения социально полезных связей и последующей адаптации к жизни в обществе.
Согласно ст.74 УИК РФ исправительными учреждениями являются исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения.
Режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации (ст.82 УИК РФ).
В соответствии со ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин). Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. За счет средств предприятий, привлекающих к труду осужденных, им может быть организовано дополнительное питание сверх установленных норм. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Осужденные, не работающие по не зависящим от них причинам, осужденные, не получающие пенсии, обеспечиваются питанием и предметами первой необходимости за счет государства. Сверх установленного размера средств, разрешенных к расходованию на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, осужденные могут за счет собственных средств дополнительно приобретать разрешенную к использованию в исправительных учреждениях одежду, в том числе спортивную, оплачивать дополнительные лечебно-профилактические и иные предоставляемые по их желанию услуги, определяемые Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
В соответствии со ст. 101 УИК РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации. В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части.
В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2005 №259 «Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний» отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006 №512 утверждены Нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (п. 1); предписано начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (п. 2). Согласно Нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на десять человек, зеркало настенное - 2 штуки; постирочная: машина стиральная бытовая - 2-3 штуки. Помещение бани оборудуется жестким диваном или вешалкой со скамьей, тумбочкой, табуретом, столом прямоугольным (помещение раздевалки), стационарными скамьями (помещение мыльной и парной). Помещение прачечной оборудуется ларем для грязного белья, столом, тумбочкой, табуретом (помещение приема грязного белья), тумбочкой, табуретом (помещение сушки белья).
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 (далее – Правила №295), не менее двух раз в семь дней обеспечивается помывка осужденных с еженедельной сменой нательного и постельного белья. Помывка осужденных, содержащихся в штрафном изоляторе, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа, транзитно-пересыльных пунктах, одиночных камерах производится в душевых, оборудованных в указанных помещениях, с обеспечением изоляции осужденных, содержащихся в разных камерах (п. 21).
В соответствии с п. 5.1 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной приказом Минюста РФ от 08.11.2001 №18/29-395, помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней.
Согласно Правилам №295, осужденные обеспечиваются по установленным нормам трехразовым горячим питанием. Прием пищи осужденными производится поотрядно в часы, установленные распорядком дня исправительных учреждений. В рабочее время прием пищи осужденными производится побригадно в столовой либо на объектах работы в специально оборудованных и отвечающих санитарным требованиям помещениях для приема пищи (п. 29).
Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 №205 утверждены Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, согласно которым осужденным установлена следующая норма питания на 1 человека в сутки (для мужчин): Хлеб из смеси муки ржаной обдирной и пшеничной I сорта - 300 гр., Хлеб пшеничный из муки II сорта - 250 гр., Мука пшеничная II сорта - 5 гр., Крупа разная - 100 гр., Макаронные изделия - 30 гр., Мясо - 90 гр., Мясо птицы - 30 гр., Рыба - 100 гр., Маргариновая продукция - 35 гр., Масло растительное - 20 гр., Молоко коровье (миллилитров) - 100, Яйца куриные (штук в неделю) - 2, Сахар - 30 гр., Соль поваренная пищевая - 20 гр., Чай натуральный - 1, Лавровый лист - 0,1 гр., Горчичный порошок - 0,2 гр., Томатная паста - 3 гр., Картофель - 550 гр., Овощи - 250 гр., Кисели сухие витаминизированные или фрукты сушеные - 25,10 гр. Данным постановлением утверждены также Нормы замены одних продуктов питания другими при организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Как разъяснено в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда №47, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации (например, ст. 7 Федерального закона от 26.04.2013 N 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», ст. ст. 16, 17, 19, 23 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст. 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Васильчиков Максим Николаевич, [дата] года рождения, 15.06.2012 был осужден Лысковским районным судом Нижегородской области с присоединением частично согласно ст. 70 УК РФ неотбытого наказания по приговору Лысковского районного суда Нижегородской области от 02 марта 2001 г. к 15 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. С учетом постановления Лысковского районного суда Нижегородской области от 23.08.2017 <данные изъяты>.
Для отбывания наказания Васильчиков М.Н. был направлен в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области, куда прибыл 01.04.2012 из УЗ-62/3 ГУФСИН России по Нижегородской области п. Пруды и отбывал наказание по 31.10.2017. Освобожден по истечении срока наказания (т.1 л.д.9, 61).
В ходе судебного разбирательства судом исследовались представленные в материалы дела документы, из которых следует, что минимальные нормы питания осужденных в исправительном учреждении соблюдались, качество приготовления пищи контролируется медицинскими работниками, при оценке которой медицинский работник проверяет санитарное состояние столовой, качество уборки производственных цехов и обеденного зала, качество вымытой чистой посуды.
Из представленных по запросу суда Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях копий представлений прокурора следует, что в ходе проверки жалоб на качество приготовления пищи не поступало.
Также, материалами дела подтверждается, что в период отбывания Васильчиковым М.Н. наказания в отрядах имелся минимальный необходимый набор бытовых помещений (комната для хранения продуктов питания и приема пищи, умывальная комната, помещение для сушки вещей, камера хранения вещей повседневного пользования, комната отдыха).
Установлено, что по прибытии в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области административный истец был помещен в карантинное отделение для прохождения медицинского осмотра и адаптации в местах лишения свободы, по истечении срока карантина распределен для дальнейшего отбывания наказания в бригаду [номер] третьего отряда.
Согласно сведениям Сухобезводненской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях №03-04-2021 от 14.07.2021 обращений с жалобами на ненадлежащие условия содержания в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области от Васильчикова М.Н. не поступало (т.1 л.д.126).
Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания, по результатам которых в адрес исправительного учреждения выносились представления.
В представлении прокурора от 15.10.2012 указано на нарушение ст. 99, ч. 3 ст. 101 УИК РФ, а именно: в отряде [номер] нарушения нормы жилой площади, одним умывальником одновременно должны пользоваться 33 осужденных, в секции [номер] отряда [номер] освещение явно не соответствует санитарно-гигиеническим требованиям об освещении жилых помещений (т.1 л.д.239-241).
В представлении прокурора от января 2013 г. указано на нарушение ст. 99, ч. 3 ст. 110 УИК РФ, а именно: в отряде [номер] жилой площадью 219,4 кв.м отбывает наказание 145 осужденных, не соблюдается режим дезинфекции в туалете (т.2 л.д.31-34).
В представлении прокурора от 07.06.2013 указано на нарушение ст. 99 УИК РФ, а именно: в отряде [номер] жилой площадью 219,4 кв.м отбывает наказание 145 осужденных; не соблюдается режим дезинфекции в туалете. Как следует из справки об устранении нарушений № 53/41/18-2252 от 09.07.2013, в отряде [номер] в туалете проведена текущая дезинфекция 13.06.2013, ведется постоянный контроль (т.1 л.д.206-209, 211-213).
В представлении прокурора от 26.09.2013 указано на нарушение ст. 99 УИК РФ, п. 9.11 приказа Минюста России от 02.06.2003 №130дсп, а именно: в отряде [номер] жилой площадью 219,4 кв.м отбывает наказание 135 осужденный, т.е. на одного осужденного приходится 1,6 кв.м; при норме 1 унитаз на 15 человек санитарный узел оборудован 9 чашами генуя (т.2 л.д.8-13).
В представлении прокурора от 27.06.2014 указано на нарушение ст. 99 УИК РФ, а именно: в отряде [номер] жилой площадью 219,4 кв.м отбывает наказание 136 осужденный, т.е. на одного осужденного приходится 1,61 кв.м; не соблюдается режим дезинфекции в туалете (т.2 л.д.43-46).
В представлении прокурора от 12.12.2014 указано на нарушение ст. 99, 101 УИК РФ, а именно: в отряде [номер] жилой площадью 219,4 кв.м отбывает наказание 121 осужденный, т.е. на одного осужденного приходится 1,8 кв.м; санитарное состояние туалета отряда [номер] не контролируется, уборка не производится, поверхность сантехнических приборов имеет стойкий грязевой налет, в результате чего ощущается резкий запах канализации, вентиляция туалета находится в неисправном состоянии (т.1 л.д.160-164, т.2 л.д.54-58).
В представлении прокурора от 17.06.2015 указано на нарушение ст. 99, 101 УИК РФ, а именно: в отряде [номер] жилой площадью 219,4 кв.м отбывает наказание 121 осужденный, т.е. на одного осужденного приходится 1,8 кв.м; санитарное состояние туалета отряда [номер] не контролируется, уборка не производится, поверхность сантехнических приборов имеет стойкий грязевой налет, в результате чего ощущается резкий запах канализации, вентиляция туалета находится в неисправном состоянии (т.1 л.д.133-137).
В представлении прокурора от 09.01.2017 указано на нарушение ч. 3 ст. 110 УИК РФ, а именно: в отряде численность осужденных составляет 112 человек (т.1 л.д.175-181).
Согласно справке ФКУ ИК-15 и пояснениям представителя административных ответчиков, временные промежутки, отведенные для приема пищи в будние дни составляют завтрак и обед 40 мин., на ужин 30 мин., в выходные и праздничные дни время для приема пищи на завтрак, обед и ужин составляет 1 час, в личное время осужденным разрешено принимать пищу в соответствующих комнатах, приобретенную в магазине учреждения, а также продукты питания, полученные в посылках и передачах.
Нарушения в части материально-бытового и медико-санитарного обеспечения, выраженные в использовании в рыбном цехе воды из системы отопления, отсутствии в помещении хлеборезки раковины с подводкой горячей и холодной воды, отсутствии над окном для выдачи пищи бактерицидной лампы, подключении производственной ванны рыбного цеха к системе канализации без воздушного разрыва, хранении рыбы мороженной в холодильной камере рыбного цеха без стеллажей, отсутствии товарных ярлыков на мешках с сыпучими продуктами, отсутствии в овощном цехе столовой приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением, дефектов в эмалевом покрытии производственных ванн овощного цеха, нарушении правил при использовании работниками столовой санитарной одежды, отсутствии инструкции на используемое дезинфицирующее средство в моечном отделении, отсутствии подводки холодной и горячей воды к производственным ванным в мясном и рыбном цехах, не оборудовании металлической сеткой с ручками и гибким шлангом одной из секций ванны для мытья посуды, просушивании кухонной посуды на стеллажах без возможности стекания воды, мытье посуды синтетическими мочалками (представления спецпрокуратуры от 01 августа 2016 г., 09 января 2017 г., т. 1 л.д. 175-181, 221-226, т. 2 л.д.99-104. 108-114), устранены согласно ответам исправительного учреждения от 26 августа 2016г., 14 февраля 2017 г. (т. 1 л.д. 182-185, 227-229, т. 2 л.д. 105-106, 115-118), нарушения, выраженные в отсутствии контейнера с крышкой для сбора отходов, отсутствии защитной арматуры в складском помещении осветительных приборов, неоштукатуренных стенах в складском помещении для хранения пищевых продуктов, полов из цемента, хранении продуктов в немаркированных емкостях, отсутствии раздаточного инвентаря для раздачи молока, отсутствии маркировки на кухонном инвентаре, сбора пищевых отходов в полиэтиленовые мешки, несоблюдении режима обработки бачков после удаления отходов, отсутствии у осужденных, работающих на пищеблоке медицинских книжек установленного образца (медосмотр отмечен в самодельных карточках), отсутствии гигиенической подготовки работников (представление прокуратуры Нижегородской области от 26 сентября 2013 г., т. 2 л.д. 8-13), устранены согласно справке исправительного учреждения по результатам рассмотрения представления (т. 2 л.д. 14-21).
Согласно справке ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области о жилой площади от 04.06.2021, общая площадь отряда [номер] составляет 382,2 кв.м, жилая площадь – 220 кв.м. В помещении отряда имеется помещение «туалет», в котором 6 туалетных кабинок, высота перегородки 1,8 м с дверьми с чашами генуя, в каждой туалетной кабинке по 1 чаше генуя, а также общий писсуар; в умывальной комнате находится 5 раковин (умывальников), поддон душевой для мытья ног (1 шт.), подставка для чистки обуви, настенное зеркало, полка и вешалка над каждым умывальником; центральное отопление, водопровод, канализация. Данный отряд рассчитан на 110 спальных мест, на одного осужденного приходится 2 кв.м, площадь локального участка составляет 230 кв.м (т.1 л.д.65).
Согласно справке ФКУ ИК-15 отопление жилых помещений отряда осуществляется путем центрального теплоснабжения от собственной котельной учреждения, с радиаторами в соответствии со строительным проектом, температурный режим поддерживается в пределах 18-22 о С.
Поставка горячей воды осуществляется котельной учреждения, в период 2012 г.-2017 г. перебоев горячего водоснабжения не было, со стороны осужденных в адрес администрации учреждения жалоб и заявлений не поступало.
Согласно представлениям прокуратуры, вынесенных по результатам проверок в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России за период 2012 г.-2017 г. (т. 1 л.д. 133-235,239-251, т. 2 л.д. 132) фактов нарушений температурного режима в жилых помещениях отряда [номер], отсутствия горячего водоснабжения не выявлялось.
Согласно справке ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области от 13.07.2021 жалоб и заявлений в адрес администрации от Васильчикова М.Н. в период с 01.04.2012 по 31.10.2017 не поступало (т.1 л.д.236).
Согласно справке ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области от 13.07.2021, в отряде [номер] вместе с осужденным Васильчиковым М.Н. за период с 01.04.2012 по 31.10.2017 в различное время одновременно содержалось: в 2012 г. – до 91 осужденного, в 2013 г. – до 145 осужденных, в 2014 г. – до 136 осужденных, в 2015 г. – до 125 осужденных, в 2016 г. – до 112 осужденных, в 2017 г. – до 112 осужденных (т.1 л.д.237).
Согласно справке ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области о жилой площади от 27.10.2021, общая площадь отряда [номер] составляет 382,4 кв.м, жилая площадь – 219,4 кв.м. В помещении отряда имелись следующие помещения:
- в период с 2012 г. по 2017 г. туалет (6 туалетных кабинок, высота перегородки 1,8 м с дверьми с чашами генуя, в каждой туалетной кабинке по 1 чаше генуя, а также общий писсуар), с 2017 г. туалет (9 туалетных кабинок, высота перегородки 1,8 м с дверьми с чашами генуя, в каждой туалетной кабинке по 1 чаше генуя, а также общий писсуар);
- в период с 2012 г. по 2017 г. «комната для умывания», в которой находилось 5 раковин, с 2017 г. и по настоящее время – 9 раковин, подставка для чистки обуви, настенное зеркало, полка и вешалка над каждым умывальником; центральное отопление, водопровод, канализация. Данный отряд рассчитан на 109 спальных мест, на одного осужденного приходится 2 кв.м, площадь локального участка составляет 230 кв.м (т.3 л.д.45).
Как следует из справки ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области от 27.10.2021, согласно лицевого счета В-59 по обеспечению осужденного предметами вещевого довольствия, хозобихода и постельных принадлежностей осужденному Васильчикову М.Н. в ФКУ ЛИУ-3 были выданы: полуботинки летние 2 пары, головной убор летний, сорочка верхняя, тапочки, куртка утепленная, головной убор зимний. В период отбывания наказания с 01.04.2012 по 31.10.2017 в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области согласно лицевого счета В-59 по обеспечению осужденного предметами вещевого довольствия, хозобихода и постельных принадлежностей осужденному Васильчикову М.Н. были выданы: рукавицы утепленные, куртка утепленная 2 шт., ботинки комбинированные, свитер трикотажный, сапоги мужские комбинированные зимние, белье нательное теплое 2 шт., майка, носки хлопчатобумажные 4 пары, носки полушерстяные 2 пары, костюм, пантолеты литьевые, полуботинки летние (т.1 л.д.104-107, т.3 л.д.46-47).
Согласно представлениям прокуратуры, вынесенных по результатам проверок в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России за период 2012 г.-2017 г. (т. 1 л.д. 133-235,239-251, т. 2 л.д. 132) факты нарушений вещевого снабжения осужденных не выявлялись.
Согласно справке ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области от 27.10.2021, за период отбывания наказания с 01.04.2012 по 31.10.2017 в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области Васильчиков М.Н. питался по минимальной норме питания. Как следует из медицинской справки, за период 2012 г. по 2017 г. пробы пищи медицинскими работниками в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области проводились ежедневно, пища доброкачественная, соответствовала нормам, была всегда пригодна к употреблению, жалоб на приготовление пищи от осужденных не поступало (т.3 л.д.48-49, 50).
Согласно справке ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области от 27.10.2021 жалоб и заявлений в адрес администрации от Васильчикова М.Н. в период с 01.04.2012 по 31.10.2017 не поступало (т.3 л.д.54).
По результатам рассмотрения представлений прокурора от 2012-2017г.г. в установленные сроки направлены ответы.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что незаконных действий (бездействий) административными ответчиками в период отбывания Васильчиковым М.Н. наказания в виде лишения свободы в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области допущено не было, при этом районный суд исходил из отсутствия достоверных доказательств, подтверждающих несоблюдения установленных нормативными актами условий содержания осужденных в исправительном учреждении.
Судебная коллегия Нижегородского областного суда не может согласиться с данными выводами.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Данным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания»).
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Так, судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (принятые в городе Женева 30 августа 1955 года) (далее - Правила) предусматривают, что санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12 части 1).
Все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно все спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 части 1 Правил). В помещениях, где живут и работают заключенные: a) окна должны иметь достаточные размеры для того, чтобы заключенные могли читать и работать при дневном свете, и должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивать доступ свежего воздуха, независимо от того, существует ли или нет искусственная система вентиляции; b) искусственное освещение должно быть достаточным для того, чтобы заключенные могли читать или работать без опасности для зрения (пункт 11 части 1 Правил).
Материально-бытовое обеспечение осужденных к лишению свободы регламентировано ст. 99 УИК РФ, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров.
Как следует из материалов дела, представлениями прокурора достоверно установлены факты нарушения условий содержания Васильчикова М.Н. при отбывании им наказания в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области: необеспечение минимальной площади жилого помещения, незначительное необеспечение в минимальном размере количества санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники), превышение численности осужденных 100 человек.
Вопреки требованиям части 2 и 3 статьи 62 КАС РФ и указанных выше руководящих разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, административными ответчиками не представлены доказательства полного соблюдения надлежащих условий содержания Васильчикова М.Н. в исправительном учреждении, что является основанием для присуждения административному истцу соответствующей компенсации.
На основании пункта 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым отменить решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 27 октября 2021 г. и полагает возможным принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Васильчикова М.Н. удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Васильчикова Максима Николаевича в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области; взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Васильчикова Максима Николаевича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере <данные изъяты>
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Нижегородского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснобаковского районного суда Нижегородской области от 27 октября 2021 г. по настоящему делу отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Васильчикова М.Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Васильчикова Максима Николаевича в ФКУ ИК-15 ГУФСИН России по Нижегородской области.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Васильчикова Максима Николаевича компенсацию за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере <данные изъяты>
В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской федерации.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Лица, участвующие в деле вправе обжаловать в порядке кассационного производства судебные акты, состоявшиеся по делу, в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
В окончательной форме апелляционное определение принято 11 марта 2022 г.
Председательствующий:
Судьи: