РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кабанск 18 июля 2024 года
Кабанский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Баторовой Т.В., при секретаре Кадыровой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Казанцевой Наталии Борисовны к администрации МО «Кабанский район» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец Казанцева Н.Б. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением в администрации МО «Кабанский район».
Иск мотивирован тем, что 15 мая 2023 года она была принята консультантом правового управления Администрации МО «Кабанский район». 6 июня 2024 года уволена на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ в связи с утратой доверия. Считает увольнение незаконным, поскольку справку о доходах и расходах за 2023 год она направила почтой 27 мая 2024 года, а также заявление и копии листков нетрудоспособности в подтверждении невозможности предоставления справки в установленные сроки. В связи с чем, просит восстановить ее на работе, выплатить ей заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда 2000000 руб.
В судебном заседании истец Казанцева Н.Б. иск поддержала полностью. Показала, что направила справку 27 мая, поскольку находилась на лечении в результате полученного в дорожно – транспортном происшествии во время командировки вреда здоровью. В январе, феврале, марте 2024 года находилась на амбулаторном лечении. 3 апреля она вышла на работу, думала, что успеет сдать справку о доходах. Но 15 апреля 2024 года ее срочно госпитализировали и 17 апреля 2024 года прооперировали, 22 апреля 2024 года ее выписали из больницы, открыли листок нетрудоспособности до 24 апреля. 25 апреля 2024 года ее госпитализировали в Селенгинскую больницу с высокой температурой, где она пролежала до 3 мая. Потом она находилась на амбулаторном лечении. Почувствовав улучшение состояния здоровья, находясь еще на больничном, направила по почте 27 мая 2024 года справку. Умысла скрывать свои дохода не было. При ее увольнении не было учтено качество работы, что она работала одна в правовом управлении, нареканий, дисциплинарных взысканий не имела. Ответчиком была нарушена процедура увольнения, не проведена служебная проверка. Просила принять во внимание, что она является матерью офицера, который находится в зоне СВО.
Представитель ответчика по доверенности Оганесян М.С. иск не признала по доводам, изложенных в письменных пояснениях. Показала, что истец нарушила антикоррупционное законодательство не предоставив справку о доходах в установленный срок. Кроме того, истец, находясь на амбулаторном лечении, 1 апреля 2024 года подала в суд исковое заявление в печатном виде. В этом же исковом заявлении истец указывает, что 12 января она обращалась в ФСС, 18 февраля в Кабанскую ЦРБ. То есть истец, находясь на амбулаторном лечении, имела массу возможностей своевременно подать справку. Кроме того, велась переписка с истцом в социальных сетях о необходимости представления справки. Причем истец должна была представить справку только на себя, что не представляло особой сложности. Увольнение произведено не в рамках трудового законодательства, а в рамках антикоррупционного, поэтому служебная проверка не проводилась. При увольнении были учтены характер правонарушения, его тяжесть, обстоятельства его совершения, предшествующие результаты работы, но за данное нарушение иного вида дисциплинарного взыскания не предусмотрено. Если бы возможно было применить иной вид дисциплинарного наказания, то обошлись бы им.
Помощник прокурора Терентьева К.А. дала заключение о законности увольнения истца, поскольку она не предоставила справку о доходах в установленный законом срок.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, пришел к следующим выводам.
Приказом №л от ДД.ММ.ГГГГ и.о. руководителя администрации МО «Кабанский район» Казанцева Н.Б. принята на ведущую должность муниципальной службы консультанта правового управления с 15 мая 2023 года (л.д. 34).
В этот же день с ней заключен трудовой договор (л.д. 35-37). Подпунктом 10 п. 2.3 трудового договора предусмотрено, что муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством РФ сведения о себе и членах своей семьи, а также сведения о полученных им доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.
Согласно должностной инструкции консультанта правового управления Администрации МО «Кабанский район», утв. И.о. руководителя администрации МО «Кабанский район» Осетровым Г.В. 15 мая 2023 года, замещаемая истцом должность относится к ведущей группе должностей муниципальной службы (л.д. 38-39). П. 3.2 предусмотрено, что работник обязан исполнять основные обязанности муниципального служащего, а также соблюдать запреты и ограничения, предусмотренные законодательством о муниципальной службе и противодействии коррупции.
Распоряжением главы – руководителя администрации МО «Кабанский район» Сокольникова А.А. №л от ДД.ММ.ГГГГ Казанцева Н.Б. уволена ДД.ММ.ГГГГ в связи утратой доверия по пункту 7 статьи 81 ТК РФ на основании служебной записки от 16 мая 2024 года №, объяснения работника от 5 июня 2024 года, доклада о результатах проверки по профилактике коррупционных и иных правонарушений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих определяется указанным Федеральным законом.
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленныхстатьями 13, 14, 14.1 и 15 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 2 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
Справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2023 год могли быть представлены муниципальными служащими с 1 января 2024 года в любое время, но не позднее 30 апреля 2024 года.
Из служебной записки от 16 мая 2024 года № начальника организационно – контрольного отдела администрации МО «Кабанский район» Смолиной М.В. следует, что консультантом правового управления Казанцевой Н.Б. в нарушение ч. 1, ч. 1.1. ст. 15 Федерального закона №25-ФЗ, ст.ст. 8., 8.1 ФЗ-272-ФЗ не представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Заявление о невозможности предоставления сведений в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов не поступало. 24 апреля 2024 года Казанцевой Н.Б. в мессенджере «Ватсап» было направлено напоминание о необходимости предоставления сведений в срок. Сообщение просмотрено, ответа не поступило.
Постановлением главы – руководителя администрации МО «Кабанский район» № от 16 сентября 2019 года утвержден порядок применения к муниципальным служащим взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее по тексту Порядок) (л.д. 89-93).
Вышеуказанный Порядок устанавливает порядок и сроки применения взысканий к муниципальным служащим, замещающим должности муниципальной службы в Администрации МО «Кабанский район» за несоблюдение ими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Пунктом 2 Порядка установлено, что за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 2 марта 2007 года №25 – ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (далее ФЗ №25-ФЗ), Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №272-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее ФЗ №272-ФЗ) и другим федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные ст. 27 Федерального закона №25-ФЗ.
Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения правонарушений, установленных статьями 14.1 и 15 Федерального закона №25-ФЗ.
Из п. 3 Порядка следует, что взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15, 27 ФЗ №25-ФЗ применяются на основании, в том числе: доклада о результатах проверки, проведенной ответственным должностным лицом по профилактике коррупционных и иных правонарушений; объяснений муниципального служащего и иных материалов.
ДД.ММ.ГГГГ Казанцевой Н.Б. даны объяснения, что 27 мая 2024 года ею по почте в администрацию МО «Кабанский район» направлены справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствам имущественного характера за 2023 год, заявление о приобщении к материалам личного дела копий больничных листов за период с 30 декабря 2023 года по 23 мая 2024 года (на дату27 мая 2024 года она находилась на больничном с 24 мая 2024 года по 3 июня 2024 года) как подтверждение невозможности предоставления вышеуказанной справки в установленные сроки.
Согласно докладу первого заместителя Руководителя Администрации МО «Кабанский район» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ в результате проверки по факту неисполнения муниципальным служащим Казанцевой Н.Б. обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный 2023 год установлено, что в организационно-контрольный отдел Администрации МО «Кабанский район» 3 июня 2024 года поступило заявление Казанцевой Н.Б. о приобщении к материалам личного дела справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, которая составлена 27 мая 2024 года. Также поступило заявление о приобщении к материалам дела копий больничных листов с октября 2023 года как подтверждение невозможности предоставления сведений в срок. Однако 27 мая 2024 года Казанцева Н.Б. также находясь на больничном, заполнила и направила по почте вышеуказанные сведения. Вышеперечисленные заявления не являются основанием, подтверждающим невозможность предоставления сведений в срок. Кроме того, Казанцева Н.Б. работала с 3 по 12 апреля 2024 года и в этот период у нее была возможность заполнить и представить сведения. В силу ч. 5 ст. 15 ФЗ №25-ФЗ непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, … в случае если представление таких сведений обязательно, … является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. Аналогичная норма содержится в ч. 9 ст. 8 ФЗ №273-ФЗ. Иной меры ответственности, кроме как увольнение за непредставление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по п. 7.1 ст. 81 ТК РФ – утрата доверия, в ТК РФ, ФЗ №273-ФЗ и ФЗ №25-ФЗ не предусмотрено (л.д. 57-59).
Из копий листков нетрудоспособности (л.д. 14-18), табелей учета рабочего времени с мая 2023 года по июнь 2024 года (л.д. 60-87) следует, Казанцева Н.Б. была нетрудоспособна с 20 октября 2023 года по 2 апреля 2024 года, с 15 апреля 2024 года по 3 июня 2024 года.
Из показаний истца следует, что в январе, феврале, марте 2024 года она находилась на амбулаторном лечении. 3 апреля 2024 года она вышла на работу и проработала по 15 апреля 2024 года. С 15 до 22 апреля 2024 года, с 25 апреля до 3 мая 2024 года находилась на стационарном лечении. Не сдала справку в период с 3 по 15 апреля 2024 года, так как было еще время.
Вместе с тем, в п. 15 Методических рекомендаций по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2024 году (за отчетный 2023 год)" (утв. Минтрудом России) не рекомендовано откладывать представление сведений до апреля, особенно в случае планируемого длительного отсутствия служащего (работника), например, убытия в служебную командировку или отпуск.
В п. 7 вышеуказанных Методических рекомендаций разъяснено, что нахождение служащего (работника) в отпуске (ежегодном оплачиваемом отпуске, отпуске без сохранения денежного содержания, отпуске по уходу за ребенком или другом предусмотренном законодательством Российской Федерации отпуске), временная нетрудоспособность или иной период неисполнения должностных обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции не освобождает от обязанности представить Сведения.
В силу ч. 5 ст. 15 ФЗ №25-ФЗ непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 1.1 ст. 27.1 ФЗ №273-ФЗ предусмотрено, что муниципальный служащий освобождается от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Согласно ч. 3 ст. 13 ФЗ №273-ФЗ физическое лицо, в отношении которого настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Частью 4 ст. 13 ФЗ №273-ФЗ приведено понятие не зависящих от физического лица обстоятельств, которыми признаются находящиеся вне контроля затронутого ими физического лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции. К таким обстоятельствам, в частности, относятся стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления. Не зависящими от физического лица обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий физического лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ №273 – ФЗ лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе иобязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, представления заведомо неполных сведений, за исключением случаев, установленных федеральными законами, либо представления заведомо недостоверных сведений, если иное не установлено федеральными законами.
Таким образом, законодательно определено, что наличие самого факта непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является достаточным основанием для увольнения.
В судебном заседании факт непредставления истцом сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный срок до 30 апреля 2024 года нашел свое подтверждение и не оспаривался истцом. Вопреки доводам истца длительная временная нетрудоспособность не освобождает от представления таких сведений в установленный срок. Исходя из установленных судом обстоятельств, пояснений истца, представителя ответчика, истец имела возможность представить такие сведения, находясь на амбулаторном лечении в январе, феврале, марте 2024 года, а также после выздоровления с 3 по 15 апреля 2024 года, находясь на рабочем месте. Доказательств наличия обстоятельств, не зависящих от воли истца, а также чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельства, которые бы исключали возможность соблюдения исполнения обязанностей, установленных ФЗ №273-ФЗ и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции истцом не представлено.
Доводы истца о не проведении служебной проверки не могут быть приняты судом во внимание, поскольку как правильно указано представителем ответчика, увольнение произведено в рамках антикоррупционного законодательства. Ссылка истца на то, что она является матерью офицера, находящегося в зоне СВО не является основанием для ее восстановления на работе.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком предоставлено достаточно доказательств совершения истцом нарушения, являющегося основанием к увольнению, предусмотренного п. 7.1 ст. 81 ТК РФ. Процедура и порядок увольнения соблюдены, дисциплинарное взыскание в виде увольнения произведено в установленный срок, объяснения от истца были истребованы. При этом, были учтены сведения о добросовестности работы истца. Поскольку истцом совершено коррупционное правонарушение в форме непредставления сведений о доходах, ответчик в силу прямого указания закона вправе был привлечь истца к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия. В связи с чем, исковые требования истца о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Казанцевой Наталии Борисовны к администрации МО «Кабанский район» о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия через Кабанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.В. Баторова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 25 июля 2024 года.