Дело №2-4856/2020
УИД 19RS0001-02-2020-006584-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 октября 2020 года г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Канзычаковой Т.В.,
при секретаре Видяйкине Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» о возложении обязанности совершить определенные действия,
с участием представителя прокуратуры ФИО, действующей на основании удостоверения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> Республики Хакасия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Абаканский городской суд с иском к Государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог РХ» (далее - ГКУ РХ «Хакасавтодор») о возложении обязанности совершить определенные действия, устранить допущенные нарушения путем проведения работ по приведению стационарного уличного освещения на автомобильной дороге «Обход <адрес>» от 5(+900)км до 6(+069) км до 6(+520)км, от 6(+700)км до 6(+730)км в соответствии с требованиями ФИО4 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», мотивируя требования тем, что актом осмотра ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что на участках автодороги «Обход <адрес>» от 5(+900)км до 6(+069)км, от 6(+340)км до 6(+520)км, от 6(+700)км до 6(+730)км отсутствует стационарное электрическое освещение, на участках дороги «Обход <адрес>» от 5(+900)км до 6(+069)км, от 6(+340)км до 6(+520)км отсутствуют светильники, на участке от 6(+700)км до 6(+730)км светильники установлены, однако освещение не осуществляется. Данные участки дороги проходят по населенному пункту и имеют пешеходные переходы, остановки маршрутных транспортных средств. Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО, действующая на основании удостоверения, заявленные исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем проведения работ по приведению стационарного уличного освещения на автомобильной дороге «Обход <адрес>» от 5(+900)км до 6(+069) км до 6(+520)км, от 6(+700)км до 6(+730)км в соответствии с требованиями закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика ГКУ РХ «Хакасавтодор», представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по <адрес> в судебное заседание не явились, будучи уведомленными надлежащим образом о дате и времени рассмотрения заявления.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, проанализировав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательства акты Российской Федерации» автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, относятся к собственности субъектов РФ.
Согласно ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Из положений ст. 21 ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст утвержден ФИО4 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ФИО4 52766-2007).
В соответствии с п. 4.6.1.1 ФИО4 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
В соответствии с п. 8 Перечня автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ №, автомобильная дорога «Абакан-Саяногорск» (идентификационный номер №-ОП-МЗ-95Н-011) относится к государственной собственности Республики Хакасия и является автомобильной дорогой общего пользования межмуниципального значения Республики Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № создано Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» путем изменения типа существующего Государственного учреждения Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия», с сохранением его основной цели деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании Государственного казенного учреждения Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия», создано Государственное казенное учреждение Республики Хакасия "Управление автомобильных дорог Республики Хакасия" для выполнения функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, относящихся к государственной собственности Республики Хакасия.
В силу п.п. 2.1, 2.2, 2.3 Устава ГКУ РХ «Хакасавтодор» (сокращенное наименование Учреждения) предметом деятельности Учреждения является осуществление мероприятий, связанных с оперативным управлением автомобильными дорогами общего пользования Республики Хакасия, организацией дорожной деятельности на этих автомобильных дорогах, оказанием государственных услуг, связанных эксплуатацией автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия и использования придорожных полос этих автомобильных дорог. Одной из основных целей деятельности Учреждения является поддержание автомобильных дорог общего пользования Республики Хакасия в надлежащем эксплуатационном состоянии в целях обеспечения безопасной и бесперебойной по дорожным условиям перевозки по ним пассажиров и грузов. Имущество Учреждения находится в государственной собственности Республики Хакасия, отражается на самостоятельном балансе Учреждения и закреплено за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГКУ РХ «Хакасавтодор» ОМВД России по <адрес> вынесено предписание «Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности» в связи с отсутствием стационарного электрического освещения на автодороге «Обход <адрес>» с 5км 900 м по 6км 730м, с установлением срока для принятия мер к устранению в течении месяца.
Ответом на обращение от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РХ «Хакасавтодор» в адрес прокурора <адрес> сообщило, что вышеуказанный участок автомобильной дороги находится в их оперативном управлении и согласно ФИО4 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования» на данных участках должно быть стационарное электрическое освещение. Обустройство данных участков включено в план работ, направленный на повышение безопасности дорожного движения на 2021 год. Уличное освещение на участке автомобильной дороги км 6+700 – км 6 +730 Обход <адрес> находится на стадии подключения к электрическим сетям.
По результатам совместной проверки прокуратуры <адрес> с ОГИБДД ОМВД России по <адрес> установлено, что на автодороге «Обход <адрес>», участке с 5км +900м до 6км +069 м освещение отсутствует, имеется линия электропередач, опоры линии электропередач. На участке имеется пешеходный переход, остановка маршрутных транспортных средств. Участок с 6км +340м по 6км 520м – освещение отсутствует, имеется пешеходный переход, остановка маршрутных транспортных средств. Участок с 6км +700м до 6км +730м установлены опоры линии электропередач, установлены светильники. Не осуществлено техническое приспособление, осуществление не осуществляется, имеется пешеходный переход, остановка.
Указанные обстоятельства зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ, также подтверждены актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, с приложением фотоматериала.
Отсутствие стационарного электрического освещения на указанном выше участке автомобильной дороги создает опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лица, участвующего в дорожном движении, поскольку является сопутствующим условием совершения дорожно-транспортных происшествий. Этим обусловлена необходимость установления стационарного освещения на данном участке автомобильной дороги.
Из анализа вышеприведенных норм и представленных доказательств следует, что ответчик, осуществляющий содержание автомобильных дорог, обязан обеспечить условия для безопасного движения и предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
С учетом вышеприведенных правовых норм, уставных целей, а также положений ст.ст. 209, 296 Гражданского кодекса РФ, ГКУ РХ «Хакасавтодор», которому на праве оперативного управления принадлежит автомобильная дорога «Обход <адрес>», обязано обеспечивать соответствие названной автомобильной дороги установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, следовательно, суд полагает возможным заявленные исковые требования прокурора <адрес> РХ удовлетворить, обязав ответчика устранить допущенные нарушения путем проведения работ по приведению стационарного уличного освещения на автомобильной дороге «Обход <адрес>» от 5(+900)км до 6(+069) км до 6(+520)км, от 6(+700)км до 6(+730)км в соответствии с ФИО4 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования».
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Учитывая характер необходимых работ для исполнения решения суда, финансовой нагрузки, поскольку данный участок находится в жилом районе, с учетом мнения представителя истца, суд считает возможным предоставить ответчику срок по обеспечению устройства на участке с 5 км. по 6 км. автомобильной дороги межмуниципального значения «Обход <адрес>», стационарного электрического освещения в соответствии с ФИО4 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования», до ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Государственное казенное учреждение Республики Хакасия «Управление автомобильных дорог Республики Хакасия» устранить допущенные нарушения путем проведения работ по приведению стационарного уличного освещения на автомобильной дороге «Обход <адрес>» от 5(+900)км до 6(+069) км до 6(+520)км, от 6(+700)км до 6(+730)км в соответствии с требованиями закона.
Установить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Верховный Суд Республики Хакасия через Абаканский городской суд.
Председательствующий Т.В. Канзычакова
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.