Решение по делу № 33-4863/2023 от 29.05.2023

Советский районный суд г. Махачкалы

УИД 05RS0038-01-2023-001377-52

Дело № 2-2507/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 июля 2023 года по делу №33-4863/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Сатыбалова С.К.,

судей Гасановой Д.Г. и Акимовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД «г. Махачкала» Алиева А.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 12 апреля 2023 года по иску заместителя прокурора г.Махачкалы Караханова Н.М. в интересах Гамзатова Абдулкадыра Магомедовича к Администрации ГОсВД «г. Махачкала, Министерству финансов РД, третьему лицу Министерству образования и науки РД об обязании администрации ГОсВД «г.Махачкала» предоставить Гамзатову Абдулкадыру Магомедовичу вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, обязании Министерства финансов РД в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета РД до бюджета МО ГОсВД «г.Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., заключение прокурора отдела прокуратуры РД Железного А.М., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах Гамзатова Абдулкадыра Магомедовича, <дата> г.р. к администрации МО «ГОсВД город Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан, третьему лицу Министерству образованию и науки РД об обязании администрации МО «ГОсВД город Махачкала» предоставить истцу, состоящим на учете в администрации МО «ГОсВД город Махачкала» вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, обязании министерство финансов Республики Дагестан произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда для предоставления истцу по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма

В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Гамзатова А.М. <дата> года рождения, о защите его права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которого установлено следующее. Постановлением администрации МО ГОсВД «город Махачкала» от <дата> , о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, предоставляемой по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Махачкале, он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории ГОсВД г. Махачкала, поскольку принят на учет <дата>.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из этих требований, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена из-за не доведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета администрации МО «ГОсВД город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение, предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 12 апреля 2023 года постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора города Махачкалы Н.М. Караханова в интересах Гамзатова Абдулкадыра Магомедовича, Администрации ГОсВД «г. Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан, третьим лицам – Министерству образования и науки Республики Дагестан и Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы об обязании администрации МО «ГОсВД город Махачкала» предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме необходимым для обеспечения жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, удовлетворить.

Обязать Администрацию МО ГОсВД «город Махачкала» (ОГРН 1020502625219) предоставить Гамзатову Абдулкадыру Магомедовичу, <дата> года рождения (паспорт серии 8215 ) вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство финансов Республики Дагестан (ОГРН 1020502523535) в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Гамзатова Абдулкадыра Магомедовича, <дата> года рождения (паспорт серии 8215 ) жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений».

В апелляционной жалобе представитель ГОсВД «г. Махачкала» Алиев А.С. просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать

Он указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ и ч. 3 ст. 18 Конституции РД осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В данном случае обязание ответчика предоставить Гамзатову А.М. вне очереди по договору найма специализированное жилое помещение, нарушает законные права остальных первочередников данной категории граждан, что противоречит вышеуказанным положениям Конституции РФ и Конституции РД и ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, которая закрепляет, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Вопрос возможности проживания Гамзатова А.М. в ранее занимаемом жилом помещении судом не исследовался.

Так, согласно п. 3 указанных Правил местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Формальным основанием признания гражданина проживающим в определенном месте жительства является его регистрация по месту жительства (от места жительства следует отличать место пребывания. Местом пребывания признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, туристическая база, больница, а также другое жилое помещение, где гражданин проживает временно). Однако государственная регистрация по месту жительства не происходит автоматически.

Место жительства может не совпадать с местом регистрации по месту жительства.

Закон связывает категории "место жительства" и "место пребывания" с наличием жилого помещения, которое в соответствии с ЖК РФ и ГК РФ должно отвечать определенным требованиям.

Таким образом, для определения места жительства необходимо наличие жилого помещения и право проживания в нем. Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно соответствовать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с указанным Кодексом. Также жилое помещение может быть признано непригодным для проживания.

Однако проблема определения судом места жительства Гамзатова А.М. в судебном заседании не исследовалась.

При этом, при принятии решения судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем лиц.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 2 статьи 4 закона РД органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий.

Согласно определениям Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. № 322 О-П, от 13.05.2010 г. № 689-0, закон о бюджете должен определять объем финансирования услуг с учетом фактического числа граждан, нуждающихся в социальной услуге. Данный объем должен быть таковым, чтобы иметь возможность удовлетворить всех лиц указанной категории, которые достигли совершеннолетия.

Таким образом, довод суда о том, что действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений является необоснованным, поскольку полностью противоречит установленным законодательством условиям и порядку обеспечения жильем лиц указанной категории.

Исходя из вышеизложенного следует, что обеспечение администрацией г.Махачкалы возложенных полномочий в части предоставления жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах доведенных республиканским бюджетом лимитов бюджетных обязательств и полностью зависит от объемов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республики Дагестан.

Таким образом, оспариваемое решение не может обеспечивать самостоятельное исполнение администрацией г. Махачкалы исковых требований истца по приобретению и предоставлению ему жилья без решения об утверждении необходимого для этого объема бюджетных ассигнований в бюджете Республики Дагестан.

В этой связи доводы суда первой инстанции о том, что администрацией г.Махачкалы не были приняты необходимые меры по обеспечению истца жильем и нарушены его права являются необоснованными.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, надлежащим образом судом извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что истец Гамзатов Абдулкадыр Магомедович, <дата> года рождения постановлением главы Администрации г. Махачкалы от <дата> признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет для предоставления помещения по договору социального найма, закреплённого или находящегося в собственности жилого помещения не имеет.

Гамзатов А.М. обратился с заявлением к прокурору г. Махачкалы в связи с тем, что он стоит в очереди с 2017 г., однако Администрация ГОсВД «г. Махачкала» не предоставляет ему во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилого фонда.

Удовлетворяя исковые требования заместителя прокурора г. Махачкалы в интересах Гамзатова А.М., суд исходил из того, что в соответствии ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ), истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда, и финансовое положение ответчика в данном случае не имеет юридического значения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования заместителя прокурора в интересах Гамзатова А.М.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения из фонда специализированного жилого фонда истцу нарушает права остальных создающихся в списке очередников – детей, противоречит требованиям закона, бюджетом Республика Дагестан за 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 года предусмотрено приобретение всего лишь 40 жилых помещений, исходя из этого на ответчика возложена полномочия в части предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в пределах доведённых республиканских объёмов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республика Дагестан, несостоятельны.

Приведённый выше закон Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ не ставит право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилищных помещений из специализированного жилого фонда в зависимость от бюджета Республики Дагестан и от объёма финансирования расходов по обеспечению жильём указанной выше категории граждан.

Кроме того, статьёй 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 г. N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о местожительстве Гамзатова А.М. возможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, несостоятельными, т.к. постановлением главы Администрации г. Махачкалы от 27.12.2017 г. № 2174 Гамзатов А.М. принят на учет, как сирота, нуждающийся в предоставлении жилищных помещений из специализированного жилого фонда, ответчиком не оспаривается и какие – либо доказательства о возможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении или о наличии обстоятельств, препятствующих в предоставлении ему жилого помещения из специализированного жилого фонда, ответчиком в суд не представлены.

При изложенных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 12 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную, жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 июля 2023 года.

Советский районный суд г. Махачкалы

УИД 05RS0038-01-2023-001377-52

Дело № 2-2507/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 3 июля 2023 года по делу №33-4863/2023

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего Сатыбалова С.К.,

судей Гасановой Д.Г. и Акимовой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД «г. Махачкала» Алиева А.С. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 12 апреля 2023 года по иску заместителя прокурора г.Махачкалы Караханова Н.М. в интересах Гамзатова Абдулкадыра Магомедовича к Администрации ГОсВД «г. Махачкала, Министерству финансов РД, третьему лицу Министерству образования и науки РД об обязании администрации ГОсВД «г.Махачкала» предоставить Гамзатову Абдулкадыру Магомедовичу вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, обязании Министерства финансов РД в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета РД до бюджета МО ГОсВД «г.Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений.

Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., заключение прокурора отдела прокуратуры РД Железного А.М., полагавшего необходимым оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

Заместитель прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском в интересах Гамзатова Абдулкадыра Магомедовича, <дата> г.р. к администрации МО «ГОсВД город Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан, третьему лицу Министерству образованию и науки РД об обязании администрации МО «ГОсВД город Махачкала» предоставить истцу, состоящим на учете в администрации МО «ГОсВД город Махачкала» вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, обязании министерство финансов Республики Дагестан произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда для предоставления истцу по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма

В обоснование иска указал, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Гамзатова А.М. <дата> года рождения, о защите его права на получение жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ходе которого установлено следующее. Постановлением администрации МО ГОсВД «город Махачкала» от <дата> , о включении в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилой площадью, предоставляемой по договорам найма специализированных жилых помещений в городе Махачкале, он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории ГОсВД г. Махачкала, поскольку принят на учет <дата>.

В силу требований статьи 8 Федерального закона от <дата> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Исходя из этих требований, представление жилых помещений указанной категории граждан не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других граждан, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Обеспечение жильем указанной категории граждан относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. В настоящее время истец собственного жилья не имеет, специализированным жилым помещением не обеспечена из-за не доведения из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета администрации МО «ГОсВД город Махачкала» субвенций на осуществление государственных полномочий в необходимых объемах. Указанные обстоятельства привели к нарушению прав истца на получение, предусмотренных законом мер социальной поддержки в виде жилья

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 12 апреля 2023 года постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора города Махачкалы Н.М. Караханова в интересах Гамзатова Абдулкадыра Магомедовича, Администрации ГОсВД «г. Махачкала», Министерству финансов Республики Дагестан, третьим лицам – Министерству образования и науки Республики Дагестан и Муниципальному казенному учреждению «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы об обязании администрации МО «ГОсВД город Махачкала» предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) по договору найма специализированного жилого помещения, обязании Министерство финансов Республики Дагестан в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме необходимым для обеспечения жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, удовлетворить.

Обязать Администрацию МО ГОсВД «город Махачкала» (ОГРН 1020502625219) предоставить Гамзатову Абдулкадыру Магомедовичу, <дата> года рождения (паспорт серии 8215 ) вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство финансов Республики Дагестан (ОГРН 1020502523535) в установленном законодательством порядке обеспечить доведение из республиканского бюджета Республики Дагестан до бюджета МО ГОсВД «город Махачкала» субвенции в объеме, необходимом для обеспечения Гамзатова Абдулкадыра Магомедовича, <дата> года рождения (паспорт серии 8215 ) жилым помещением в виде жилого дома (квартиры) в соответствии с нормами предоставлении площади жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений».

В апелляционной жалобе представитель ГОсВД «г. Махачкала» Алиев А.С. просит решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать

Он указывает, что в соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ и ч. 3 ст. 18 Конституции РД осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В данном случае обязание ответчика предоставить Гамзатову А.М. вне очереди по договору найма специализированное жилое помещение, нарушает законные права остальных первочередников данной категории граждан, что противоречит вышеуказанным положениям Конституции РФ и Конституции РД и ст. 57 Жилищного Кодекса РФ, которая закрепляет, что жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Вопрос возможности проживания Гамзатова А.М. в ранее занимаемом жилом помещении судом не исследовался.

Так, согласно п. 3 указанных Правил местом жительства является место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких и престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение.

Формальным основанием признания гражданина проживающим в определенном месте жительства является его регистрация по месту жительства (от места жительства следует отличать место пребывания. Местом пребывания признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, туристическая база, больница, а также другое жилое помещение, где гражданин проживает временно). Однако государственная регистрация по месту жительства не происходит автоматически.

Место жительства может не совпадать с местом регистрации по месту жительства.

Закон связывает категории "место жительства" и "место пребывания" с наличием жилого помещения, которое в соответствии с ЖК РФ и ГК РФ должно отвечать определенным требованиям.

Таким образом, для определения места жительства необходимо наличие жилого помещения и право проживания в нем. Согласно ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно соответствовать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с указанным Кодексом. Также жилое помещение может быть признано непригодным для проживания.

Однако проблема определения судом места жительства Гамзатова А.М. в судебном заседании не исследовалась.

При этом, при принятии решения судом первой инстанции не были учтены обстоятельства, касающиеся вопросов финансирования расходов по обеспечению жильем лиц указанной категории, объемы которых ограничивают возможность для администрации г. Махачкалы в пределах возложенных полномочий удовлетворить потребность всех нуждающихся в обеспечении жильем лиц.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно пункту 2 статьи 4 закона РД органы государственной власти Республики Дагестан обязаны своевременно и в полном объеме доводить до бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан субвенции на осуществление государственных полномочий.

Согласно определениям Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 г. № 322 О-П, от 13.05.2010 г. № 689-0, закон о бюджете должен определять объем финансирования услуг с учетом фактического числа граждан, нуждающихся в социальной услуге. Данный объем должен быть таковым, чтобы иметь возможность удовлетворить всех лиц указанной категории, которые достигли совершеннолетия.

Таким образом, довод суда о том, что действующее законодательство возлагает на орган местного самоуправления обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, независимо от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений является необоснованным, поскольку полностью противоречит установленным законодательством условиям и порядку обеспечения жильем лиц указанной категории.

Исходя из вышеизложенного следует, что обеспечение администрацией г.Махачкалы возложенных полномочий в части предоставления жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется в пределах доведенных республиканским бюджетом лимитов бюджетных обязательств и полностью зависит от объемов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республики Дагестан.

Таким образом, оспариваемое решение не может обеспечивать самостоятельное исполнение администрацией г. Махачкалы исковых требований истца по приобретению и предоставлению ему жилья без решения об утверждении необходимого для этого объема бюджетных ассигнований в бюджете Республики Дагестан.

В этой связи доводы суда первой инстанции о том, что администрацией г.Махачкалы не были приняты необходимые меры по обеспечению истца жильем и нарушены его права являются необоснованными.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, надлежащим образом судом извещены.

В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что истец Гамзатов Абдулкадыр Магомедович, <дата> года рождения постановлением главы Администрации г. Махачкалы от <дата> признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на учет для предоставления помещения по договору социального найма, закреплённого или находящегося в собственности жилого помещения не имеет.

Гамзатов А.М. обратился с заявлением к прокурору г. Махачкалы в связи с тем, что он стоит в очереди с 2017 г., однако Администрация ГОсВД «г. Махачкала» не предоставляет ему во внеочередном порядке жилое помещение специализированного жилого фонда.

Удовлетворяя исковые требования заместителя прокурора г. Махачкалы в интересах Гамзатова А.М., суд исходил из того, что в соответствии ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РФ), истец имеет право на получение во внеочередном порядке жилого помещения специализированного жилого фонда, и финансовое положение ответчика в данном случае не имеет юридического значения.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем, по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Как следует из содержания приведённых правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ.

К их числу относятся, в частности, дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.

При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очерёдностью.

В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При изложенных обстоятельствах с учётом приведённых положений закона, обстоятельств дела, суд правильно удовлетворил исковые требования заместителя прокурора в интересах Гамзатова А.М.

Доводы апелляционной жалобы о том, что предоставление жилого помещения из фонда специализированного жилого фонда истцу нарушает права остальных создающихся в списке очередников – детей, противоречит требованиям закона, бюджетом Республика Дагестан за 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 года предусмотрено приобретение всего лишь 40 жилых помещений, исходя из этого на ответчика возложена полномочия в части предоставления жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в пределах доведённых республиканских объёмов субвенций, которые устанавливаются в бюджете Республика Дагестан, несостоятельны.

Приведённый выше закон Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ не ставит право детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилищных помещений из специализированного жилого фонда в зависимость от бюджета Республики Дагестан и от объёма финансирования расходов по обеспечению жильём указанной выше категории граждан.

Кроме того, статьёй 3 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 г. N 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, имеют право использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления указанных государственных полномочий.

Доводы апелляционной жалобы о том, что суд не исследовал вопрос о местожительстве Гамзатова А.М. возможность его проживания в ранее занимаемом жилом помещении, несостоятельными, т.к. постановлением главы Администрации г. Махачкалы от 27.12.2017 г. № 2174 Гамзатов А.М. принят на учет, как сирота, нуждающийся в предоставлении жилищных помещений из специализированного жилого фонда, ответчиком не оспаривается и какие – либо доказательства о возможности проживания его в ранее занимаемом жилом помещении или о наличии обстоятельств, препятствующих в предоставлении ему жилого помещения из специализированного жилого фонда, ответчиком в суд не представлены.

При изложенных обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 12 апреля 2023 года оставить без изменения, а апелляционную, жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10 июля 2023 года.

33-4863/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г.Махачкалы в интересах Гамзатова Абдулкадыра Магомедовича
Гамзатов Абдулкадыр Магомедович
Прокуратура РД
Ответчики
Администрация ГОсВД г.Махачкалы
Министерство финансов РД
Другие
Министерство образования и науки РД
МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье и улучшению жилищных условий»
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
30.05.2023Передача дела судье
03.07.2023Судебное заседание
07.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2023Передано в экспедицию
03.07.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее