СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
гр. дело № 2-167/2023
89RS0001-01-2022-003490-57
судья Н.А. Токмакова
апелл. дело № 33-2514/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 сентября 2023 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Гниденко С.П.
судей коллегии Акбашевой Л.Ю., Долматова М.В.
при ведении протокола судебного заседания Торсуновой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Салехардского городского суда от 15 февраля 2023 года, которым постановлено:
Иск Серковой Виктории Валериевны к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО удовлетворить.
Признать незаконным приказ Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 26.07.2022 № 385-од/ж в части отказа Серковой Виктории Валериевне, с учетом членов ее семьи, в предоставлении социальной выплаты.
Обязать департамент строительства и жилищной политики ЯНАО произвести социальную выплату, предусмотренную свидетельством о праве на предоставление социальной выплаты от 20.04.2022 при покупке недвижимости в размере 2 239 718 рублей 40 копеек, застройщику ИП Эгамову К.А. на основании договора купли-продажи жилого помещения и земельного участка с использованием социальной выплаты на приобретение жилого помещения и земельного участка с использованием социальной выплаты на приобретение жилого помещения от 07.07.2022 года.
Иск Серковой Виктории Валерьевны к Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики Администрации Пуровского района оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Акбашевой Л.Ю., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
В.В. Серкова обратилась с административным иском к Департаменту строительства и жилищной политики ЯНАО, Департаменту строительства, архитектуры и жилищной политики <адрес> о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты. В обоснование требований иска указала, что 20 сентября 2022 года Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО ей выдано свидетельство о праве на социальную выплату в сумме 2 239 718,40 руб., на состав семьи четыре человека, включая супруга Серкова С.А., детей ФИО8, ФИО9, как работнику бюджетной сферы на приобретение жилья, сроком действия по 29 июля 2022 года. 7 июля 2022 года между нею и ИП Эгамовым К.А. заключен договор купли-продажи жилого помещения - жилого дома блокированной застройки общей площадью 147,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка, на котором он расположен. Однако письмом Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО от 28 июля 2022 года в предоставлении социальной выплаты отказано, поскольку индивидуальный жилой дом является реконструированным. Просила признать отказ незаконным.
Определением судьи Салехардского городского суда от 28 октября 2022 года гражданское дело принято к производству суда для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства (л.л. 1).
Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО представлены возражения на исковое заявление (л.д. 117 - 118), доводы которых сводятся к несогласию с требованиями иска. Указано, что в соответствии с абз. 3 п. 1.7 Порядка предоставления социальных выплат работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения на первичном рынке, утвержденном постановлением Правительства ЯНАО от 11 марта 2019 года № 205-П, под приобретением жилья на первичном рынке жилья понимается приобретение жилого помещения во вновь построенном доме, доме блокированной застройки (со сроком ввода в эксплуатацию не более трех лет) на основании договора купли-продажи, заключенного с лицом, обеспечившим с соблюдением законодательства РФ строительство многоквартирного дома, дома блокированной застройки в качестве застройщика. Приобретенное истцом жилое помещение указанным условиям не отвечает, вследствие чего в предоставлении социальной выплаты отказано обоснованно.
В судебном заседании суда первой инстанции истец В.В. Серкова поддержала требования и доводы иска.
Третье лицо С.А. Серков полагал, что требования иска подлежат удовлетворению.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого указана выше, с которым не согласен ответчик Департамент строительства и жилищной политики ЯНАО.
В апелляционной жалобе представитель Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО С.В. Марьин, действующий на основании доверенности, подтвердивший наличие высшего юридического образования дипломом, просит об отмене решения суда о постановлении нового об отказе в удовлетворении требований иска. Доводы апелляционной жалобы дублируют доводы возражений на исковое заявление.
В возражениях на апелляционную жалобу истец полагает, что решение суда является законным и обоснованным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте слушания дела извещены.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 20 сентября 2022 года Департаментом строительства и жилищной политики ЯНАО Серковой В.В. выдано свидетельство о праве на социальную выплату в сумме 2 239 718,40 руб., на состав семьи четыре человека, включая супруга Серкова С.А., детей ФИО8, ФИО9, как работнику бюджетной сферы на приобретение жилья, сроком действия по 29 июля 2022 года (л.д. 22 - 23).
7 июля 2022 года между нею и ИП Эгамовым К.А. заключен договор купли-продажи жилого помещения - жилого дома блокированной застройки общей площадью 147,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и земельного участка, на котором он расположен (л.д. 30 - 33).
Письмом Департамента строительства и жилищной политики ЯНАО от 28 июля 2022 года в предоставлении социальной выплаты отказано, поскольку индивидуальный жилой дом является реконструированным (л.д. 24 - 25).
Удовлетворяя требования иска о признании отказа незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу об их обоснованности.
Указанный вывод является верным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, частью 3 статьи 3 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 мая 2005 года № 36-ЗАО «О порядке обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в Ямало- Ненецком автономном округе», в целях реализации мероприятий подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа утвержден Порядок предоставления социальных выплат работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения на первичном рынке (далее - Порядок).
Порядок определяет механизм реализации за счет средств окружного бюджета мероприятия по предоставлению социальных выплат работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения на первичном рынке в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы».
Право на получение социальных выплат имеют граждане, работающие в организациях бюджетной сферы автономного округа по основному месту работы, заключившие трехстороннее соглашение о предоставлении социальной выплаты с учетом членов семьи работников бюджетной сферы.
В соответствии с Порядком к организациям бюджетной сферы, в том числе относятся расположенные на территории автономного округа государственные казенные учреждения автономного округа, центры занятости населения.
Условием предоставления социальной выплаты является заключение между департаментом строительства и жилищной политики автономного округа, организацией бюджетной сферы, в которой работник бюджетной сферы осуществляет трудовую деятельность по основному месту работы, и работником бюджетной сферы трехстороннего соглашения о предоставлении социальной выплаты, в соответствии с которым работник бюджетной сферы принимает на себя обязательство отработать в организациях бюджетной сферы в автономном округе в течение пяти календарных лет с даты заключения трехстороннего соглашения о предоставлении социальной выплаты.
Работник бюджетной сферы и члены его семьи должны отвечать в совокупности следующим условиям участия в мероприятии: изъявлять желание стать участниками мероприятия; иметь гражданство Российской Федерации; проживать на территории автономного округа; не должны быть ранее получателями финансовой или имущественной помощи в улучшении жилищных условий; иметь основания для признания нуждающимися в жилых помещениях на территории автономного округа, установленные пунктом 1.5 настоящего Порядка. Иметь собственные средства и (или) подтверждение юридического лица о готовности предоставить гражданину и (или) членам его семьи жилищный кредит (заем), в том числе ипотечный, на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья (далее - кредитная организация, жилищный кредит) и (или) средства материнского (семейного) капитала, предусмотренные законодательством Российской Федерации и автономного округа, достаточные для оплаты расчетной стоимости жилого помещения, определенной в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Порядка, в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (далее - средства гражданина и (или) членов его семьи).
Документами, в соответствии с которыми имеется возможность установления (подтверждения) места жительства работника бюджетной сферы и членов его семьи на территории автономного округа, где они проживают на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в соответствии с абзацем четвертым пункта 1.4 настоящего Порядка, являются: а) паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства на территории автономного округа; б) свидетельство о регистрации по месту жительства на территории автономного округа; в) свидетельство о регистрации по месту пребывания на территории автономного округа; г) судебное решение, устанавливающее факт проживания на территории автономного округа.
Применительно к настоящему Порядку работник бюджетной сферы и члены его семьи признаются нуждающимися в жилых помещениях на территории автономного округа в случае, если они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений на территории автономного округа, а также если они являются такими нанимателями либо собственниками в случае, если: они обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы, установленной органом местного самоуправления в автономном округе по месту нахождения такого жилого помещения (при наличии у работника бюджетной сферы и (или) членов семьи работника бюджетной сферы на территории автономного округа (п/п. 1 п. 1.5 Порядка).
В соответствии с п. 1.6. Порядка социальные выплаты являются мерой государственной поддержки работников бюджетной сферы носят заявительный характер и могут быть использованы ими на приобретение жилого помещения на первичном рынке жилья; уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, предоставленного кредитной организацией.
Согласно п. 1.7 Порядка под первичным рынком жилья понимается приобретение в собственность жилого помещения на основании договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, заключенного с юридическим лицом, обеспечившим с соблюдением законодательства Российской Федерации строительство многоквартирного жилого дома в качестве застройщика; жилого помещения во вновь построенном многоквартирном жилом доме, жилом доме блокированной застройки (со сроком ввода в эксплуатацию не более 3 лет) на основании договора купли-продажи, заключенного с лицом, обеспечившим с соблюдением законодательства Российской Федерации строительство многоквартирного жилого дома, жилого дома блокированной застройки в качестве застройщика; вновь построенного индивидуального жилого дома (со сроком ввода в эксплуатацию не более 3 лет) на основании договора купли-продажи, заключенного с лицом, обеспечившим с соблюдением законодательства Российской Федерации строительство индивидуального жилого дома в качестве застройщика. Далее в рамках настоящего Порядка - жилое помещение, договор на приобретение жилого помещения, застройщик, продавец. Приобретаемое жилое помещение должно находиться на территории муниципального района (городского округа) в автономном округе, в котором работник бюджетной сферы осуществляет трудовую деятельности в организации бюджетной сферы по основному месту работы, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в котором приобретается жилое помещение. Общая площадь приобретаемого жилого помещения должна быть не менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления на территории муниципального образования в автономном округе, в котором приобретается жилое помещение.
Давая оценку представленными сторонами доказательствам, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что приобретение жилого помещения в виде жилого дома и земельного участка, на котором он расположен, созданного в результате реконструкции, не может служить формальным основанием для отказа истцу в получении социальной выплаты, поскольку приобретенное жилое помещение отвечает установленным Порядком требованиям.
Так, 7 июля 2022 года между ИП Эгамовым К.А. в 2022 году как застройщиком и Серковой В.В. как покупателем заключен договор купли-продажи жилого помещения - жилого дома <адрес> - и земельного участка с использованием социальной выплаты на приобретение жилого помещения (л.д. 30 - 36).
Как следует из технического паспорта жилого помещения (л.д. 37 - 51), жилой дом общей площадью 147,5 кв.м. Год постройки указан как 2021 год.
Реконструкция осуществлена ИП Эгамовым К.А. на основании разрешения на строительство от 19 мая 2022 года (л.д. 58 - 60), на его ввод в эксплуатацию получено соответствующее разрешение от 14 июня 2022 года (л.д. 61 - 64).
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что реконструкция объекта осуществлена посредством разделения жилого дома <адрес> общей площадью 608 +/- 9 кв.м., приобретенного Эгамовым К.А. у Бужко Ю.В. по договору купли-продажи от 21 декабря 2021 года (л.д. 76 - 79), на два самостоятельных объекта - жилых дома блокированной застройки площадью 149,05 кв.м и 149,05 кв.м.
Принимая во внимание, что приобретением жилого помещения достигнута цель - улучшение жилищных условий семьи Серковой В.В., требования иска о признании отказа в социальной выплате незаконным удовлетворены обоснованно.
Доводы апелляционной жалобы об обратном сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции и основаны на несогласии с постановленным решением.
При наличии таких обстоятельств оснований для отмены решения суда не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Салехардского городского суда от 15 февраля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи