Дело № 3а-694/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Брянск 15 июля 2019 года
Брянский областной суд в составе:
судьи Брянского областного суда Бобылевой Л.Н.
при секретаре Денисовой К.А.
с участием прокурора Дзех К.А.
представителя административного истца Адодина Д.Я., представителя административного ответчика Савенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Никишиной Ирины Евгеньевны о признании недействующим пункта № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 июня 2019 года № 770)
УСТАНОВИЛ:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (далее – Приказ) определен Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее – Перечень).
Текст приказа размещен на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ 3 декабря 2018 года.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 июня 2019 года № 770 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащим применению к правоотношениям, возникшим с 1 января 2019 года.
В Перечень включены объекты недвижимого имущества, в том числе нежилое помещение с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> принадлежащее на праве собственности Никишиной И.Е.
Никишина И.Е. обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением и с учетом уточненных исковых требований просит признать недействующим пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, мотивируя тем, что спорный объект недвижимости включен в Перечень с нарушением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. Здание представляет собой механическую мастерскую и расположено на земельном участке с разрешенным видом использования «для размещения промышленных объектов». Однако во внесудебном порядке управлением имущественных отношений Брянской области отказано в исключении указанного объекта недвижимости из Перечня.
В судебном заседании представитель административного истца Адодин Д.Я. поддержал заявленное требование по основаниям изложенным в иске.
Представитель административного ответчика Савенко О.В. иск не признала, пояснив, что оспариваемый Приказ управления имущественных отношений Брянской области принят уполномоченным органом, процедура опубликования оспариваемого нормативного правового акта соблюдена. Спорный объект включен в Перечень в соответствии с пунктами 4, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая фактическое стопроцентное использование нежилого помещения в целях торговли.
Выслушав объяснения представителей сторон, показания свидетелей, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Налоговым кодексом Российской Федерации разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Абзацем первым пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи. На законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Статьей 1 Закона Брянской области от 28 сентября 2015 года № 80-З "Об установлении единой даты начала применения на территории Брянской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» предусмотрено, что с 1 января 2016 года на территории Брянской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 ноября 2015 года № 298 установлен и введен в действие с 1 января 2016 года на территории города Брянска налог на имущество физических лиц и установлены ставки налога исходя из кадастровой стоимости, в том числе на объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с Положением об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденным указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года № 66 (в действующей редакции) и пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п, управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Закона Брянской области от 03 ноября 1997 года № 28-З «О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области» нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти Брянской области принимаются в форме приказов их руководителей.
Первое размещение (опубликование) на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области считается их официальным опубликованием (часть 1 статьи 29 указанного Закона Брянской области).
Таким образом, Приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка опубликования.
В Перечень включен спорный объект недвижимого имущества – нежилое помещение с кадастровым номером №, принадлежащее на праве собственности Никишиной И.Е., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Проверяя содержание Перечня в части оспариваемого объекта недвижимости на предмет его соответствия федеральному и региональному законодательству, суд исходит из следующего.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости имущества в отношении: административно-деловых центров, торговых центров (комплексов), помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как установлено в судебном заседании, спорный объект недвижимости включен в Перечень по фактическому использованию в целях размещения торговых объектов и объектов бытового обслуживания в соответствии с пунктами 4,5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 года № 747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.
Согласно пункту 4 указанного Порядка при формировании Перечня Управление имущественных отношений Брянской области определяет вид фактического использования Объектов на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований:
– информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области;
– сведений об Объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН;
– сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации);
– информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов);
– информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов;
– результатов, указанных в актах обследований.
Пунктами 2, 9 Порядка предусмотрено, что мероприятия, направленные на выявление вида фактического использования и (или) назначения (предназначения) Объектов в целях включения в Перечень либо исключения соответствующих Объектов из Перечня, осуществляются Территориальными комиссиями в форме обследований, направленных: на определение вида фактического использования Объектов путем обследований Объектов в натуре (далее – Обследования в натуре); на определение назначения (предназначения) Объектов, осуществляемых в форме камерального исследования соответствующих сведений, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации) и в Едином государственном реестре недвижимости (далее – Камеральные обследования).
Результатом обследования является акт обследования. Форма акта обследования, его содержание, порядок составления и предоставления его копий заинтересованным лицам определяется в Методике.
Таким образом, исходя из приведенных федеральных и региональных норм для признания включения спорного нежилого помещения в Перечень законным административный ответчик в силу прямого указания статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должен доказать, что назначение, разрешенное использование или наименование помещения предусматривает или фактически используется для размещения торговых объектов, объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади этого помещения.
Административным ответчиком таковых доказательств не представлено.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости спорным объектом недвижимости является нежилое помещение, наименование «нежилое помещение» площадью 578,1 кв.м., принадлежащее Никишиной И.Е. на основании договора купли-продажи от 16 января 2017 года.
Согласно техническому паспорту строения, составленному по состоянию на 19 июня 2012 года, нежилое помещение является механическими мастерскими, состоящее из комнат со следующими наименованиями: «складское», «производственное», «конторское», «коммунально-бытовое», «подсобное».
Как установлено судом, основанием для включения принадлежащего административному истцу объекта недвижимости в Перечень послужил акт проведения мероприятия для определения вида фактического использования нежилого здания (строения, сооружения) и (или) нежилого помещения, составленного по состоянию на 7 ноября 2018 года, согласно которому помещение фактически используется для размещения объектов бытового обслуживания и торговли на 100 процентов.
Представитель административного истца, оспаривая указанные обстоятельства, ссылается на то, что спорное помещение частично используется под склады и частично пустует. Никишина И.Е. при проведении обследования помещения не участвовала, поскольку ее не поставили в известность о дате его проведения, хотя перед тем, как было проведено обследование сотрудники БТИ обращались по данному вопросу, на что им было предложено сопровождение для того, чтобы все показать и объяснить где и что расположено.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Артемова Т.С. и Макеева И.В., составившие указанный акт, пояснили, что сведения о стопроцентном использовании спорного помещения под размещение объектов торговли и бытового обслуживания указали по внешним признакам, то есть по вывескам, которые размещались на фасаде здания. В двух помещениях, куда смогли пройти, были расположены выставочные залы товаров для вентиляции, для фасадов и кровли. В помещение «мебельной фурнитуры» не заходили, а в доступе в помещение с вывеской «кузовной центр» им было отказано. Замеры указанных помещений не производили.
Оценивая собранные по делу доказательства, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика о наличии предусмотренных законом оснований для включения спорного объекта недвижимости в Перечень, поскольку выводы, содержащиеся в акте, основаны лишь на внешнем визуальном осмотре, приложенные к акту фотографии внешних фасадов здания не позволяют достоверно определить фактическое использование нежилого помещения для размещения объектов торговли и бытового обслуживания как 100 процентов его площади, о чем указано в акте проверки. Кроме того, объективные доказательства, препятствующие доступу членам комиссии в помещение и выявлению его фактического использования, в акте не указаны.
Допрошенные в судебном заседании свидетели указанные недостатки не восполнили.
Вместе с тем согласно Методике определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, утвержденной приказом управления имущественных отношений Брянской области от 14 мая 2018 года № 638, мероприятия в формах выездного и комплексного обследований для расчета процента фактического использования их общей площади для видов деятельности, подпадающих под статью 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются для объектов недвижимости, использование которых не определено документально (пункт 4.1).
В Акте производится описание и запись рассчитанных площадей помещений по видам их фактического использования в физическом и процентном соотношении в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства. Уполномоченное учреждение вправе определить порядок расчетов соответствующим приказом учреждения (пункт 5.2.).
В случае если при проведении Мероприятия в форме выездного обследования на месте возникли обстоятельства, препятствующие доступу на объект недвижимости, Акт составляется с указанием выявленных признаков размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, и (или) торговых объектов, и (или) объектов общественного питания, и (или) объектов бытового обслуживания, и (или) иных объектов с приложением фотоматериалов и (или) видеоматериалов (в том числе выполняется фиксация вывесок (конструкций) с реквизитами организаций, осуществляющих деятельность в обследуемом здании (строении, сооружении) или помещении) и указанием на обстоятельства, препятствовавшие доступу на объект недвижимости (пункт 5.4).
Учитывая указанные требования к определению вида фактического использования зданий и помещений, расположенных на территории Брянской области, для целей налогообложения, фиксации результатов обследования, суд приходит к выводу о недопустимости принятия акта в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу ввиду отсутствия расчета площади помещения по видам его фактического использования при не подтверждении обстоятельств, препятствовавших доступу на объект недвижимости.
С учетом изложенного суд находит недоказанными приведенные административным ответчиком основания для признания спорного нежилого помещения предназначенным для размещения объектов, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и включения его в Перечень.
Таким образом, исходя из основных начал законодательства о налогах и сборах, согласно которым каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (пункты 1 и 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд руководствуется пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и учитывает, что оспариваемый нормативный правовой акт имеет ограниченный срок действия, в связи с чем достижение цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца возможно путем признания отдельного его положения недействующим с 01 января 2019 года.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
С учетом изложенного сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
В силу положений статьи 103, 111, пункта 4 части 6 статьи 180, пункта 3 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с управления имущественных отношений Брянской области в пользу Никишиной И.Е. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ :
Административное исковое заявление Никишиной Ирины Евгеньевны удовлетворить.
Пункт № Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, определенного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 (в редакции приказа управления имущественных отношений Брянской области от 24 июня 2019 года № 770) признать недействующим с 1 января 2019 года.
Сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу подлежит опубликованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Официальном интернет–портале правовой информации (www.pravo.gov.ru), размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Брянской области.
Взыскать с Управления имущественных отношений Брянской области в пользу Никишиной Ирины Евгеньевны расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Брянского областного суда Л.Н. Бобылева