УИД: 66RS0№-21 |
дело № |
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 июня 2020 года г. Нижний Тагил
Судья Ленинского районного суда г. Нижний Тагил Свердловской области Григорьев И.О.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Белоусовой А.В.,
рассмотрев на основании ч. 1, абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Белоусовой А. В., <...> ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность,
установил:
11 мая 2020 года в 15 часов 30 минут в магазине «Со смаком» по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Носова, д. 104, принадлежащем индивидуальному предпринимателю ФИО, старшим продавцом Белоусовой А.В. допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно: требований ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.2, 3.10 постановления главного государственного санитарного врача по Свердловской области от 10 апреля 2020 года № 05/02-2 «О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области».
В судебном заседании Белоусова А.В. пояснила, что индивидуальный предприниматель ФИО осуществляет предпринимательскую деятельность в магазине «Со смаком» по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Носова, д. 104. Она является старшим продавцом магазина и лицом, ответственным за соблюдение санитарно-эпидемиологических требований. Нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, не оспаривает, при этом отсутствие бактерицидного облучателя воздуха рециркуляторного типа для обеззараживания воздуха вменено ей ошибочно, поскольку он должен быть приобретен и установлен предпринимателем. Все нарушения были устранены, о чем в Роспотребнадзор предоставлены документы.
Огласив протокол об административном правонарушении, заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 15 000 до 40 000 рублей.
Статьей 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 настоящего Федерального закона.
Согласно п. п. 1.1 и 1.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписано:
- обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV);
- с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.
В силу п. п. 3 и 3.1 названного постановления на руководителей территориальных органов Роспотребнадзора возложена обязанность обеспечить контроль за реализацией п. п. 1 и 2 настоящего постановления.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ст. 11, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. п. 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением временно исполняющим обязанности Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65).
Во исполнение вышеприведенных положений действующего законодательства главным государственным санитарным врачом по Свердловской области принято постановление от 10 апреля 2020 года № 05/02-2 «О введении ограничительных мероприятий на объектах Свердловской области» (далее - постановление от 10 апреля 2020 года № 05/02-2).
Согласно п. 2.2, 3.10, 3.12 этого постановления в рамках профилактических мер по предотвращению заноса инфекции на предприятие (в организацию) необходимо организовать при входе на предприятие мест обработки рук кожными антисептиками, предназначенными для этих целей (в том числе с помощью установленных дозаторов), или дезинфицирующими салфетками.
В рамках профилактических мер по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), сокращения контактов между сотрудниками для ограничения воздушно-капельного и контактного механизмов передачи инфекции на предприятиях (в организациях) работодателям организовать и осуществлять следующие мероприятия:
- проведение ежедневной (ежесменной) влажной уборки служебных помещений и мест общественного пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат) с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия. Дезинфекция с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей: дверных ручек, выключателей, поручней, перил, поверхностей столов, спинок стульев, оргтехники.
- применение в помещениях с постоянным нахождением работников бактерицидных облучателей воздуха рециркуляторного типа.
Как видно из материалов дела, специалистом Роспотребнадзора на основании приказа заместителя главного государственного санитарного врача по г. Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе Свердловской области от 11 мая 2020 года № 01-04/247 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО проведено эпидемиологическое расследование.
В ходе осмотра 11 мая 2020 года в 15 часов 30 минут помещения магазина «Со смаком», расположенного по адресу: по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Носова, д. 104, принадлежащего индивидуальному предпринимателю ФИО, выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно:
- не созданы условия для обработки рук покупателям кожными антисептиками или дезинфицирующими салфетками в местах общего пользования магазина (при входе в магазин или в торговых залах), что не соответствует требованиям п. 2.2 постановления от 10 апреля 2020 года № 05/02-2;
- не представилось возможным установить проведение в магазине ежедневной (ежесменной) влажной уборки с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия с кратностью обработки каждые 2 - 4 часа всех контактных поверхностей, журнал по проведению дезинфекции в магазине на момент осмотра не представлен (отсутствует), что не соответствует требованиям п. 3.10 постановления от 10 апреля 2020 года № 05/02-2;
- не применяется (отсутствует) бактерицидный облучатель воздуха рециркуляторного типа для обеззараживания воздуха, что является несоблюдением требований п. 3.12 постановления от 10 апреля 2020 года № 05/02-2.
Фактические обстоятельства правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 13 мая 2020 года, соответствующим требованиям, предусмотренным ч. 2 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, приказом заместителя главного государственного санитарного врача по г. Нижний Тагил, Пригородному, Верхнесалдинскому районам, г. Нижняя Салда, г. Кировград и Невьянском районе Свердловской области от 11 апреля 2020 года № 01-04/247 о проведении эпидемиологического расследования, протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 11 мая 2020 года, объяснениями Белоусовой А.В., данными в судебном заседании.
Не доверять сведениям, указанным в протоколе, а также в иных документах, имеющихся в материалах дела, оснований не имеется, в связи с чем, суд признает их допустимыми доказательствами, совокупность которых является достаточной для установления виновности Белоусовой А.В. в совершении инкриминируемого деяния.
При этом суд исключает из объема обвинения Белоусовой А.В. нарушение требований п. 3.12 постановления от 10 апреля 2020 года № 05/02-2, поскольку соглашается с ее утверждениями о том, что бактерицидный облучатель воздуха рециркуляторного типа для обеззараживания воздуха должен быть приобретен и установлен предпринимателем. Белоусова А.В., являясь лицом, обязанным соблюдать санитарно-эпидемиологические требования в магазине, может нести ответственность за неприменение этого прибора (при его наличии), а не за его отсутствие, поскольку обязанность по его приобретению на нее не возлагалась.
Наряду с этим, суд полагает, что старший продавец магазина не является должностным лицом, поскольку не наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями. Анализ предоставленной должностной инструкции не свидетельствует о том, что Белоусова А.В. руководит трудовым коллективом или находящимися в служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка организации работы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Также Белоусова А.В. не наделена полномочиями должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах предпринимателя, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
Между тем, именно Белоусова А.В. является лицом, которое в силу своей должностной инструкции несет ответственность за соблюдением требований санитарных правил, содержащихся в п. п. 2.2 и 3.10 постановления от 10 апреля 2020 года № 05/02-2, по этой причине должна нести административную ответственность как граждан (физическое лицо).
Из материалов дела следует, что правонарушение совершено виновно: оснований полагать, что нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля Белоусовой А.В. при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от нее в целях исполнения требований закона, не имеется.
Вопрос соблюдения законодательства в указанной сфере находится в компетенции Белоусовой А.В. и в данном случае заключается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований действующего законодательства.
Судья отмечает, что постановление главного государственного санитарного врача по Свердловской области принято 10 апреля 2020 года № 05/02-2, поэтому 11 мая 2020 года Белоусова А.В. имела объективную возможность соблюсти требования санитарного законодательства.
Учитывая изложенное, действия Белоусовой А.В. суд квалифицирует по ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих.
Данное правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку посягает на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Назначая Белоусовой А.В. наказание, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение правонарушителя, обстоятельства, установленные по делу.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность Белоусовой А.В., суд признает совершение правонарушения впервые, признание вины, устранение выявленных нарушений.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд полагает справедливым назначить Белоусовой А.В. наказание в виде административного штрафа. Назначение наказания в виде предупреждения в порядке ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии потенциальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан противоречит закону.
Учитывая все приведенные обстоятельства, суд считает, что назначение Белоусовой А.В. административного штрафа в минимальном размере (15 000 рублей) будет отвечать принципу справедливости наказания, обеспечит возможность предупреждения совершения новых правонарушений, соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях - охране прав и свобод человека и гражданина, охране здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Белоусову А. В. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.
Штраф должен быть уплачен в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу на счет: УФК по Свердловской области (Управление Роспотребнадзора по Свердловской области), ИНН 6670083677, КПП 667001001, ОКТМО 65751000, БИК 046577001, номер счета получателя платежа 40101810500000010010, наименование банка: Уральское ГУ Банка России, КБК 14111601061010003140, ЕИП 1400000000000000000000643, УИН 14102660015620003949.
Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что в соответствии со ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленный срок, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до 1 месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до 3 месяцев.
Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет в Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области по адресу: Свердловская область, г. Нижний Тагил, ул. Ломоносова, д. 2.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении 60-дневного срока со дня вступления постановления в законную силу, судья, вынесший постановление, направляет в течение 10 суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Постановление может быть обжаловано, а также опротестовано прокурором в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд.
Судья - подпись И.О. Григорьев
КОПИЯ ВЕРНА
Судья - И.О. Григорьев