Дело № 33а-3289/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Санкт-Петербург 06 мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего ФИО8,
судей Морозовой С.Г., Рябинина К.В.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1198/2020 (УИД 47RS0012-01-2020-001686-84) по апелляционной жалобе
Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 19 ноября 2020 года по административному иску ФИО1 к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области об оспаривании бездействия и обязании совершить действия,
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда ФИО8, лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
ФИО1 обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области, в котором просила признать незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по выдаче уведомления о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке площадью 1715 кв. метров с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>; обязать Комитет по природным ресурсам <адрес> рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома с приложениями документами по существу и выдать уведомление о соответствии (несоответствии) указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке площадью 1715 кв. метров с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, Шалово (Зеленое озеро).
В обосновании заявленных требований ФИО1 указала, что является собственником жилого дома с кадастровым номером № и земельного участка площадью 1715 кв. метров с кадастровым номером 47:29:0102001:139, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>, Шалово (Зеленое озеро), дом б/н, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ). В целях реконструкции жилого дома административный истец подготовил уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, которое было направлено по почте в Комитет по природным ресурсам <адрес>. В ответ на обращение административным истцом было получено письмо № от 26.03.2020, в соответствии с которым Комитет принял решение о возврате Уведомления без рассмотрения в связи с тем, что в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в Уведомлении отсутствовали сведения о планируемых параметрах жилого дома, в целях строительства которого подано уведомление, в том числе об отступах от границ земельного участка. Истец отредактировал уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства, после чего повторно направил уведомление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении в Комитет по природным ресурсам Ленинградской области. В письмо также было вложено сопроводительное письмо, в котором истец дополнительно для сведения пояснил некоторые обстоятельства относительно планируемого строительства и расположения жилого дома и земельного участка. Сопроводительное письмо не являлось частью Уведомления или приложением к нему, а было приложено лишь в информационных целях. На Уведомление от 27.04.2020 Комитетом было направлено письмо от 01.06.2020 №, в котором сообщалось, что направление уведомления о планируемом строительстве с сопроводительным письмом является ненадлежащим способом направления уведомления. При этом, данное письмо не содержит сведений о том, возвращено ли истцу Уведомление без рассмотрения, либо принято какое-то иное решение. Поскольку Комитетом решение о соответствии или несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам принято не было и не было разъяснено, в чем заключается несоответствие в связи, истец лишен возможности устранить недостатки уведомления, а также не имеет возможности оспорить принятое решение о несоответствии в судебном порядке.
Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 19 ноября 2020 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Комитета по природным ресурсам по рассмотрению уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 27 апреля 2020 года направленного в Комитет ФИО1 Обязал Комитет по природным ресурсам Ленинградской области рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 27 апреля 2020 года направленного в Комитет ФИО1
В апелляционной жалобе административный ответчик Комитет по природным ресурсам просит отменить решение суда, как незаконное, постановленное с нарушением норм процессуального и материального права.
В суде апелляционной инстанции представитель Комитета по природным ресурсам Ленинградской области по доверенности ФИО5, доводы апелляционной жалобы поддержала, просила суд её удовлетворить.
Представитель ФИО1 по доверенности ФИО6 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.
Другие лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Ленинградского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно части 5 статьи 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" правообладатель дачного или садового земельного участка, правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства, в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу Закона N 340-ФЗ начаты строительство или реконструкция жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до ДД.ММ.ГГГГ направить в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган предусмотренное частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ (в редакции Закона N 340-ФЗ) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для содержания жилого дома общей площадью 1715 кв. метров и жилой дом с надворными постройками расположенные по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>) (л.д.10-11).
Согласно ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства. (ч. 2).
К уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома включает в себя описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, цветовое решение их внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, а также описание иных характеристик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, включая фасады и конфигурацию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. (ч. 3).
Как следует из материалов дела, административный истец направил в адрес Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 10 марта 2020 года.
По итогам рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, Комитетом принято решение о возврате уведомления без рассмотрения, в связи с тем, что в нарушение требований пункта 6 части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в уведомлении отсутствуют сведения о планируемых параметрах жилого дома, в целях строительства которого подано уведомление, в том числе об отступах от границ земельного участка (л.д.15-16).
27 апреля 2020 г. представитель истца вновь направил в адрес Комитета по природным ресурсам Ленинградской области уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома вместе сопроводительным письмом, в котором просилось рассмотреть уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (л.д.12,18).
По результатам рассмотрения обращения от 27.04.2020 о направлении Уведомления, Комитет по природным ресурсам Ленинградской области сообщил, что направление уведомления о планируемом строительстве с сопроводительным письмом является ненадлежащим способом направления Уведомления (л.д.17).
Доводы представителя административного ответчика о том, что Комитет дал ответ на сопроводительное письмо к основному документу Уведомлению от 27.04.2020 в порядке предусмотренном ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», обоснованно не были приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку порядок рассмотрения Уведомлений регламентирован ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, который административным ответчиком был не соблюден и ответ по существу на Уведомление от 27.04.2020 дан не был.
В соответствии с ч. 6 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным.
В соответствии с ч. 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно обязал Комитет по природным ресурсам Ленинградской области рассмотреть Уведомление от 27.04.2020 г.
При этом довод административного ответчика о том, что суд первой инстанции лишил уполномоченный орган на совершение действий предусмотренных ч. 6 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является необоснованным, поскольку Уведомление от 27.04.2020 г. должно быть рассмотрено в соответствии с нормами ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, сводятся к переоценке собранных по делу доказательств и не содержат правовых оснований для отмены судебного постановления.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
Решение Лужского городского суда Ленинградской области от 19 ноября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Апелляционное определение изготовлено 06 мая 2021 года.
Председательствующий
Судьи
(судья ФИО7)