Дело № 2а-5209/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Волжский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Осколковой А.Н.,
при помощнике Гайдар Е.В.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Балахоновой Я.Ю., представителя административного ответчика Киселева А.В., заинтересованного лица Полукарова Н.И.
08 октября 2021 года в г. Волжский Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Волжского Волгоградской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о понуждении привести в соответствие с требованиями действующего законодательства вид разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Волжского Волгоградской области в порядке ст. 39 КАС РФ обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области (далее – Управление Росреестра по Волгоградской области) о понуждении привести в соответствие с требованиями действующего законодательства вид разрешенного использования земельного участка. В обоснование административных исковых требований указывая на то, что Прокуратурой г. Волжского Волгоградской области была проведена проверка по обращению Полукарова Н.И. о нарушении требований действующего законодательства, в ходе которой в деятельности Управления Росреестра по Волгоградской области были выявлены нарушения требований законодательства. 20 мая 2021 года в межмуниципальный отдел по г. Волжскому и Ленинскому району Управления Росреестра по Волгоградской области поступило заявление собственника земельного участка об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес> площадью 609 кв.м., с «земли под садоводство» на «земли под садоводство, связь». На основании письма Комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от <...> государственным регистратором Управления Росреестра по Волгоградской области данное заявление удовлетворено, соответствующие изменения внесены в ЕГРН, поскольку указанный земельный участок входит в зону коллективных садов (Р-4), одним из основных видов разрешенного использования земельного участка, расположенного в указанной зоне, является связь (код 6.8). Указанные действия Управления Росреестра по Волгоградской области способствуют последующему использованию земельного участка, предоставленного под садоводство, в качестве извлечения прибыли в связи с установлением на нем вышки сотовой связи, что существенно нарушит права членов садоводческого некоммерческого объединения граждан и иных граждан, отдыхающих и ведущих садоводство на территории ТСН СНТ «Мичуринец», которые не смогут реализовать свое право на получение гарантированного им государством отдыха, тишины, покоя и благоприятной экологической обстановки.
Просит возложить обязанность на Управление Росреестра по Волгоградской области исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес>, о виде разрешенного использования «земли под садоводство, связь», внесенную по заявлению от "."..г. года; восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись в отношении земельного участка с кадастровым номером №... расположенного по адресу: <адрес>, о виде разрешенного использования «земли под садоводство».
Помощник прокурора Балахонова Я.Ю. в судебном заседании административное исковое заявление поддержала по доводам, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Волгоградской области Киселев А.В в судебном заседании административный иск не признал, просил отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы, изложенные в возражении.
Заинтересованное лицо Полукаров Н.И. в судебном заседании считал административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, поскольку действиями Управления Росреестра по Волгоградской области нарушаются права членов ТСН СНТ «Мичуринец».
Представитель заинтересованного лица администрации городского округа – город Волжский Пирогова А.В., не явившаяся в судебное заседание после перерыва, также считала заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Заинтересованное лицо Чикинова Н.Ю., представители заинтересованных лиц ТСН СНТ «Мичуринец» и ООО «Аверс» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц могут быть признаны неправомерными, только если таковые не соответствуют закону и нарушают охраняемые права и интересы граждан либо иных лиц.
Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от "."..г., заключенного между ФИО6 (продавец) и ООО «Аверс» (покупатель), последним приобретен дом и земельный участок с кадастровым номером №... по адресу: <адрес>, категория земли – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – земли под садоводство. Указанные объекты недвижимости ранее принадлежали ФИО6 на основании договора купли-продажи от "."..г.. (л.д. 44).
"."..г. ООО «Аверс» зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок (л.д. 61-67).
"."..г. в межмуниципальный отдел по <адрес> и <адрес> Управления Росреестра по <адрес> поступило заявление собственника земельного участка об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка с «земли под садоводство» на «земли под садоводство, связь» (л.д. 19-35).
На основании письма Комитета земельных ресурсов и градостроительства администрации городского округа – город Волжский Волгоградской области от "."..г. №... государственным регистратором Управления Росреестра по Волгоградской области данное заявление ООО «Аверс» удовлетворено, соответствующие изменения внесены в ЕГРН, поскольку указанный земельный участок входит в зону коллективных садов (Р-4), одним из основных видов разрешенного использования земельного участка, расположенного в указанной зоне, является связь (код 6.8) (л.д. 17-18).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения в суд с данным административным иском.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс, ГрК РФ), в пункте 7 статьи 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (часть 1 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).
В рамках, утвержденных в установленном порядке правилами землепользования и застройки основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства изменение одного вида использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. В случае расположения земельного участка на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, изменение одного вида разрешенного использования на другой вид такого использования осуществляется на основании решения, принимаемого в соответствии с федеральными законами (части 3, 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
В абзаце 2 пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования, однако нормы данной статьи свидетельствуют о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Вместе с тем правовое регулирование отношений, связанных с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд, осуществляется в соответствии Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 217-ФЗ).
Изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закона садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее), не допускается (часть 24 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ).
По имеющимся в материалах дела сведениям из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером №... поставлен на государственный кадастровый учет "."..г..
Как следует из выписки ЕГРЮЛ, находящейся в общем доступе в сети «Интернет», ТСН СНТ «Мичуринец», в пределах которого находится спорный земельный участок, создано до "."..г. (вступление в законную силу ФЗ№217 от 29.07.2017 г.), в настоящее время данное СНТ не ликвидировано и не исключено из ЕГРЮЛ, является действующим юридическим лицом.
Документов, свидетельствующих о выделе спорного земельного участка из территории земельного участка СНТ «Мичуринец» в материалах дела не имеется.
Учитывая, что садоводческое товарищество СНТ «Мичуринец» было создано до "."..г. и является действующим, согласно части 24 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ у государственного регистратора отсутствовали основания для осуществления кадастрового учета изменений в сведениях ЕГРН о виде разрешенного использования принадлежащего ООО «Аверс» земельного участка.
Кроме того, из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером №... находится в зоне коллективных садов (Р-4).
Регистрирующим органом не было учтено, что в соответствии с Городским положением "Правила землепользования и застройки городского округа - город Волжский Волгоградской области" от 15.10.2009 N 480-ВГД, принятого постановлением Волжской городской Думы Волгоградской обл. от 09.10.2009 N 68/4, зона коллективных садов (Р-4) включает в себя такой основной вид разрешенного использования как связь (размещение объектов связи, радиовещания, телевидения, включая воздушные радиорелейные, надземные и подземные кабельные линии связи, линии радиофикации, антенные поля, усилительные пункты на кабельных линиях связи, инфраструктуру спутниковой связи и телерадиовещания, за исключением объектов связи, размещение которых предусмотрено содержанием видов разрешенного использования с кодами 3.1.1, 3.2.3) (код 6.8). Следовательно, необходимости вносить изменения в разрешенный вид использования не имелось.
Таким образом, поскольку в соответствии с пунктом 24 статьи 54 Федерального закона N 217-ФЗ изменение вида разрешенного использования отдельных садовых или огородных земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного созданному до дня вступления в силу настоящего Федерального закола садоводческому или огородническому некоммерческому объединению граждан (за исключением случаев, если такое некоммерческое объединение ликвидировано или исключено из единого государственного реестра юридических лиц как недействующее) не допускается, а из материалов дела, в том числе сведений ЕГРН, следует, что земельный участок с кадастровым номером №... входит в состав СНТ "Мичуринец", созданного до вступления указанного закона и на момент совершения оспариваемых действий, являющегося действующим юридическим лицом, что стороной административного ответчика не опровергнуто, оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора г. Волжского Волгоградской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области о понуждении привести в соответствие с требованиями действующего законодательства вид разрешенного использования земельного участка – удовлетворить.
Возложить обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области:
- исключить из Единого государственного реестра недвижимости запись в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес> о виде разрешенного использования «земли под садоводство, связь», внесенную по заявлению от "."..г.;
- восстановить в Едином государственном реестре недвижимости запись в отношении земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <адрес> о виде разрешенного использования «земли под садоводство».
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в мотивированной форме через Волжский городской суд Волгоградской области.
Судья подпись
Справка: мотивированное решение изготовлено 15 октября 2021 года.
Судья подпись