Решение по делу № 33-370/2018 от 14.02.2018

Судья Ильин Е.В.                     Дело № 33-370/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Йошкар-Ола 06 марта 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Юровой О.В.,

судей Лелекова Н.Г., Скворцовой О.В.,

при секретаре Артизанове А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 09 ноября 2017 года, которым постановлено:

Признать за Фоминых Т.Г. право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл
Юровой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Фоминых Т.Г. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации о признании за ней права собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований указано, что спорное жилое помещение предоставлено истцу на состав семьи из двух человек, включая ее сына ФИО1 на основании ордера <№> от 03 декабря 1973 года, выданного КЭЧ <адрес> Приволжского военного округа. В настоящее время в спорном жилом помещении зарегистрирована и проживает истец.

Собственником и балансодержателем указанного жилого помещения является Министерство обороны Российской Федерации, правообладателем является войсковая часть 31353. Распоряжение о включении спорной квартиры в число служебных помещений отсутствует.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2010 года N 349-р, <адрес> <адрес> исключен из перечня закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.

С момента снятия статуса закрытого военного городка истец имеет право на приобретение жилого помещения в собственность в порядке приватизации, ранее истец участия в приватизации жилых помещений не принимала. Фоминых Т.Г. обращалась с заявлением о приватизации занимаемого жилого помещения, однако договор с ней не заключен.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит отменить решение суда, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывается, что спорное жилое помещение является служебным, доказательств исключения жилого помещения из числа специализированного жилого фонда Министерства обороны Российской Федерации истцом не представлено. Исключение военного городка из перечня закрытых военных городков не влечет утрату жилым помещением статуса служебного. Законом определено, что согласие на приватизацию служебного жилого помещения может дать исключительно собственник такого жилья, то есть Министерство обороны Российской Федерации. Полагают, что у истца отсутствует право на приватизацию спорной квартиры, поскольку каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком помещении, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель Фоминых Т.Г. Протасов А.В. приводит доводы в поддержку решения суда, просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Выслушав объяснения представителя Фоминых Т.Г. Протасова А.В., просившего оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований, предусмотренных
статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции не находит.

В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от
4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно статье 6 указанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлено Фоминых Т.Г. на состав семьи из двух человек, включая сына ФИО1, на основании ордера <№> от 03 февраля
1973 года.

Согласно поквартирной карточке в указанном жилом помещении с
05 марта 1974 года по настоящее время зарегистрирована Фоминых Т.Г.

Имея намерение приобрести указанное жилое помещение в собственность в порядке приватизации, Фоминых Т.Г. обратилась к ответчикам, на что получила отказ.

Ранее истец в приватизации жилых помещений участия не принимала. Сведения о том, что спорное жилое помещение находится в аварийном состоянии, в материалах дела отсутствуют.

Жилой дом, в котором находится спорная квартира, включен в перечень федерального имущества, собственником и балансодержателем является Министерство обороны Российской Федерации в лице Учреждения.Статьей 4 Закона установлен исчерпывающий перечень жилых помещений, которые независимо от вида собственности (государственная, федеральная или муниципальная) приватизации не подлежат. К числу исключений относятся жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в коммунальных квартирах, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения.

Расширительному толкованию этот перечень не подлежит.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.

Служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (часть 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

В подпункте «м» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации, в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций, принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.

Удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно исходил из того, что ответчиком не представлено доказательств отнесения спорного жилого помещения к служебным жилым помещениям в установленном законом порядке. В талоне к ордеру <№>, выданном 03 декабря 1973 года
КЭЧ <адрес> Приволжского военного округа
Фоминых Т.Г., нет сведений о том, что ордер был выдан на служебное жилое помещение. Кроме того, в талоне к ордеру нет ссылки на решение уполномоченного органа о том, что жилое помещение предоставляется именно в качестве служебного. Сведения об отнесении занимаемой истцом квартиры к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации отсутствуют.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от
17 марта 2010 года № 349-р внесены изменения в раздел «Вооруженные Силы Российской Федерации» перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. Подраздел «Республика Марий Эл» исключен из данного перечня. В связи с изданием указанного распоряжения <адрес> утратил статус закрытого военного городка Вооруженных Сил Российской Федерации.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, учитывая, что требований о прекращении с истцом договора найма жилого помещения и о выселении ответчиками никогда не предъявлялось, суд пришел к правильному выводу о том, что спорное жилое помещение не является служебным и не находится в домах закрытых военных городков, поэтому может быть приобретено истцом в собственность в порядке приватизации, поскольку к возникшим между сторонами отношениям должны применяться нормы, установленные для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Доводы апелляционной жалобы правильность сделанного судом вывода не опровергают, основаны на ином толковании норм материального права и иной оценке обстоятельств дела, для чего судебная коллегия оснований не находит.

Таким образом, решение постановлено судом на основании правильного определения юридически значимых обстоятельств, без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл
от 09 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий                    О.В.Юрова

Судьи                                Н.Г.Лелеков

                                    О.В.Скворцова

33-370/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Фоминых ТГ
Ответчики
ФГКУ "Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ
Министерство Обороны РФ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Юрова Ольга Витальевна
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
19.02.2018Передача дела судье
06.03.2018Судебное заседание
12.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее