дело № 12-27/2019
Р Е Ш Е Н И Е
город Иваново 6 марта 2019 года
Судья Октябрьского районного суда города Иваново Шувалов В.А.,
с участием защитника лица, привлекаемого к ответственности, Р.И.П.,
представителей Управления Ростехнадзора Ф.В.Ф.
Ш.Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва У.И.А. на постановление по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л :
постановлением государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального Управления Ростехнадзора Ф.В.Ф. от 19 декабря 2018 года (далее – Постановление) директор ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва У.И.А. подвергнута по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.
В Октябрьский районный суд г.Иваново поступила жалоба директора ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва об отмене указанного постановления, мотивированная тем, что:
- установить, какие именно документы использованы Управлением при составлении протокола и акта о совершении административного правонарушения не представлялось возможным, поскольку дело было не сформировано, большая часть документов распечатана на черновиках в плохом качестве не пригодном для копирования;
- приведенные в предписании и постановлении формулировки выявленных нарушений и их правовая квалификация должны быть четкими, исключать возможность их неоднозначного или расширенного толкования чтобы лица, которым адресовано предписание и постановление могло четко установить какие нормы права были нарушены, в каких конкретных действиях выражаются нарушения, что следует сделать для их устранения. Из содержания пунктов 1,2 предписания и 1,3 постановления невозможно установить в каких конкретных действиях комбината выражаются данные нарушения, что следует сделать для их устранения согласно п.1 ч.1 ст.17 ФЗ № 294 от 26 ноября 2008 года;
- п.п. «е, ж, р» п.5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492; ст.ст.9, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не содержат требований о создании комбинатом собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, а также нештатных аварийно-спасательных формирований из числа работников, не содержат требований об аттестации нештатных аварийно-спасательных формирований на право ведения аварийно-спасательных работ;
- п.п. 6-15 Постановления указывают на нарушение порядка организации и проведения газоопасных работ, установленного Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.11.2017 №485. Анализ требований к проведению газоопасных работ, установленных правилами № 485 и Правилами 542 указывает, что порядок организации и проведения газоопасных работ на сетях газопотребления, установленных Правилами № 542, существенно отличается от порядка организации и проведения газоопасных работ, установленного правилами № 485. Техническое обслуживание газопроводов в 2018 году проводилось сторонней организацией по Государственному контракту № 48 на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и аварийно-диспетчерской службы с АО «Газпром газораспределение Иваново», техобслуживание газового оборудования и системы автоматики газовой котельной проводилось ООО «Партнер-Газсервис»;
- по нарушению, отмеченному в п.17 Постановления, работы по аварийно-диспетчерскому обеспечению опасного производственного объекта производятся по Государственному контракту №48 от 20.04.2018 на оказание услуг по техническому обслуживанию газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и аварийно-диспетчерской службы АО «Газпром газораспределение Иваново»;
- относительно нарушения, указанного в п.18, сеть газопотребления ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва, зарегистрирована 22 октября 2001 года года до принятия Административного регламента по регистрации ОПО, утвержденного Приказом Ростехнадзора 25 ноября 2016 года № 494 и его раздела II «Требования к регистрации ОПО».
В суд до рассмотрения указанной жалобы по существу от директора ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва У.И.А. поступили дополнения к жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, в которых в дополнение к ранее приведенным доводам автор просит рассмотреть возможность замены административного наказания на предупреждение в порядке ч.3.5 ст.4.1 КоАП РФ.
В судебном заседании 25 февраля 2019 года защитник поддержал жалобу по изложенным в ней доводам, дополнительно пояснив, что аттестация НАСФов не проводилась, надеясь, что будет достаточно договоров, заключенных с МЧС, также дополнительно предоставил сведения о частичном устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Ростехнадзора и автора жалобы. Ходатайств защитником не заявлено.
Представители Ростехнадзора, прибывшие в судебное заседание, назначенное на 6 марта 2019 года, в удовлетворении жалобы просили отказать приводя в обоснование доводы, содержащиеся в ранее представленных суду письменных возражениях на поданную жалобу. Уведомленный о судебном заседании, назначенном на 6 марта 2019 года, надлежащим образом защитник, в судебное заседание не явился, в связи с чем представители Ростехнадзора полагали возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Из материалов дела, представленных суду, следует, что ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва имеет лицензию на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, от 6 марта 2014 года – сеть газопотребления № А16-02694-0001 III класс опасности по адресу г.Иваново, ул.5-я Парковская, д.1. Приказом начальника центрального окружного управления Российского агентства по государственным резервам № 152 от 21 июня 2001 года У.И.А. назначена директором государственного учреждения комбината «Родник» Центрального окружного управления.
На основании распоряжения № В-908-пр от 3 октября 2018 года Центральным управлением Ростехнадзора проведена плановая выездная проверка юридического лица ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва по результатам которой составлен акт проверки. 22 ноября 2018 года ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва выдано предписание об устранении выявленных нарушений.
Суд полагает, что вопреки доводам жалобы процессуальных нарушений по делу не допущено, материалы были представлены представителю юридического лица для ознакомления 17 декабря 2018 года. Доводы о том, что материалы дела не были прошиты и не пронумерованы, не свидетельствуют об их недостаточности для рассмотрения дела должностным лицом и невозможности иных лиц с ними полноценно ознакомиться. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии директора ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва У.И.А. 22 ноября 2018 года на основании акта по результатам проверки, копию которого с приложениями У.И.А. получена. Конкретных данных о том, что материал не содержал каких-либо доказательств, положенных в основу принятого постановления, в жалобе не приведено и не оспаривалось защитником в судебном заседании. Право на подачу возражений должностному лицу было реализовано.
Также вопреки доводам жалобы обстоятельства при эксплуатации комбинатом «Родник» Росрезерва указанной выше сети газопотребления - опасного производственного объекта, выявленные в ходе проверки и зафиксированные в Акте, свидетельствуют о допущенных со стороны лицензиата нарушениях, отраженных в протоколе и постановлении положений закона и нормативных актов в области промышленной безопасности и лицензионных требований.
Фактические обстоятельства эксплуатации, выявленные в ходе проверки дали основания для квалификации действий ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва по вменяемой норме ч.1 ст.9.1 КоАП. Оснований для переоценки мотивированных выводов должностного лица в постановлении о наличии признаков состава данного правонарушения у суда не имеется, в жалобе таковые по сути не приведены и сводятся к формулированию позиции о своем несогласии с привлечением к ответственности, установленной законом.
Конкретные нарушения, установленные проверкой и изложенные в Постановлении, приведены применительно к установленным нормативным требованиям законодательства. Убедительных доводов в опровержение мотивированных выводов автора постановления, исключавших бы совершение правонарушения, в жалобе не приведено и судом не установлено.
Вмененные п.п.2 и 16 Постановления нарушения в жалобе лицом, привлеченным к ответственности не оспариваются.
Доводы жалобы по своему содержанию аналогичны представленным должностному лицу возражениям на предписание, поданные 3 декабря 2018 года и получившие свою оценку в обжалуемом постановлении. Оснований не согласиться с изложенными выводами должностного лица в Постановлении суд не находит.
Ч.1 ст.9.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
В соответствии со ст.9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства РФ, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Согласно ст.10 указанного ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте; заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договорына обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Такие случаи предусмотрены Приказом Росрезерва от 27 августа 2018 года № 197 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Федеральном агентстве по государственным резервам, его территориальных органах и подведомственных организациях» (Зарегистрировано в Минюсте России 17 сентября 2018 года за № 52165), согласно п.11 для решения задач по гражданской обороне в Росрезерве, его территориальных органах и подведомственных организациях в соответствии с Законом № 28-ФЗ создаются силы гражданской обороны в составе: нештатных аварийно-спасательных формирований в соответствии с приказом № 999 (МЧС России от 23 декабря 2005 года «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований"), которое разработано в соответствии с Конституцией РФ (Собрание законодательства РФ, 2009, № 1, ст.1, ст.2; 2014, № 6, ст.548; № 30, ст.4202; № 31, ст.4398), федеральными законами от 21 декабря 1994 года № «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», и другими перечисленными в п.1 нормативными актами в т.ч. Правительства РФ.Также согласно ч.2 ст.9 ФЗ от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 года) «О гражданской обороне»организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Таким образом, доводы жалобы о несогласии с п.п.4,5 обжалуемого постановления являются несостоятельными.
Согласно положениям ст.11 указанного выше ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.
Согласно п.5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I. II и III классов опасности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 года № 492, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются:
е) допуск к работе на объектах лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе, в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
ж) обеспечение проведения подготовки и аттестации в области промышленной безопасности руководящего состава и инженерно-технического персонала, осуществляющего деятельность на объектах, в соответствии со ст.9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
и) осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
к) наличие и функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах - в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными ст.49 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений ФЗ "О техническом регулировании", в соответствии со ст.9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
р) наличие в соответствии со ст.10 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, а в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом и другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, - наличие собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников лицензиата;
т) соблюдение требований к регистрации эксплуатируемых объектов в государственном реестре в соответствии со ст.2 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";
у) эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными ст.49 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с реализацией положений ФЗ "О техническом регулировании", а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, - в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта;
Согласно п.5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года № 263 ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.12 Правил работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обеспечивает контроль за: а) выполнением лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности в области промышленной безопасности.
П.3.1 Правил устанавливает требования к содержанию положения о производственном контроле.
Согласно п.п. 4,5 Указанных Правил производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий. Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п.6 Правил основными задачами производственного контроля являются: ж) контроль за соблюдением технологической дисциплины.
«Правилами безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденными приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 ноября 2017 года № 485 предусмотрены:
- п.1.8 требования к руководству настоящими Правилами и инструкциями эксплуатирующей организации при выполнении газоопасных, огневых и ремонтных работ подрядными организациями, и согласования сроков их проведения с руководителем эксплуатирующей организации;
- п.2.1.8 порядок разработки и согласования перечня газоопасных работ;
- п.2.1.9 утверждение руководителем эксплуатирующей организации перечня газоопасных работ, и его пересмотр (переутверждение) в сроки, определенные внутренними документами эксплуатирующей организации, и их хранение, с утверждением списка ответственных за подготовку и проведение газоопасных работ лиц
- п.2.1.12 требования к порядку выполнения газоопасных работ II группы (без оформления наряда-допуска, с включением в перечень газоопасных работ, с. изложением меры безопасности при проведении в технологических регламентах, производственных инструкциях по рабочим местам или в специально разрабатываемой эксплуатирующей организацией инструкции, с их регистрацией в журналах учета газоопасных работ,
- п.2.2.2 назначение лиц, ответственных за подготовку и проведение газоопасной работы, и осуществление обязательного периодического контроля специалистом эксплуатирующей организации их проведением;
- п.2.2.4 порядок оформления и подписания внутри структуры эксплуатирующей организации наряда-допуска на проведение газоопасных работ, с приложением к нему схемы места проведения работ
- п.2.2.6 при проведении работ в емкостях, а также работ, связанных с разгерметизацией технологического оборудования и трубопроводов, коммуникаций, к наряду-допуску на проведение газоопасных работ должны быть приложены схемы расположения запорной арматуры, освобождения от продукта, промывки, продувки, пропарки и мест установки заглушек, подписанные руководителем структурного подразделения или лицом, его замещающим.
- согласно п.1.9 газоопасные работы, выполняются в порядке, установленном "Правилами.. .» от 15 ноября 2013 года № 542, с учетом требований настоящих Правил.
Суд отмечает, что нормативный акт от 20 ноября 2017 года принят позднее и имеет приоритет по отношению к нормативному акту, принятому 15 ноября 2013 года. Правила № 485 не противоречат порядку проведения газоопасных работ, указанных в федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности, а уточняют отдельные положения порядка организации и безопасного проведения газоопасных работ на сетях газораспределения и газопотребления.
Таким образом, доводы заявителя о возможности несоблюдения Правил № 485 являются несостоятельным. Данных о фактическом соблюдении правил № 485 им не приведено. Ссылка заявителя на п.6 Правил № 542 не может быть принята во внимание, поскольку относится к иным случаям, не касающимся необходимости соблюдения дополнительных требований, предусмотренных правилами № 485. Аргумент заявителя на проведение технического обслуживания сторонней организацией по Государственному контракту не свидетельствует о возможности невыполнения требований, изложенных в нормативном акте.
Доводов о том, что действия заявителя соответствовали порядку проведения работ согласно Правилам № 485, заявителем не приведено. В материалах дела отражены конкретные нарушения указанных Правил, подтверждаемые собранными доказательствами и фактом отсутствия у лица необходимых документов, подтверждающих соблюдение им указанных в Правилах № 485 требований. Тем самым установлено наличие признаков правонарушения, указанных в п.п.6-15 Постановления, оспариваемых заявителем лишь ссылкой на необязательность руководствоваться Правилами № 485, что не может быть признано обоснованным.
В соответствии с п.4 «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 ноября 213 года № 542 эксплуатация, техническое перевооружение, ремонт, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления и настоящих Правил.
В соответствии с п.9 Правил организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, нормативными правовыми актами Правительства РФ в области промышленной безопасности, обязаны в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, заключить договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения таких работ.
Согласно приложению 1 к Госконтракту от 20 апреля 2018 года № 48 с АО «Газпром газораспределение Иваново» работы по техническому обслуживанию газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и аварийно-диспетчерской службы в контракт включены не были, что свидетельствует о наличии нарушения, сформулированного в п.17 Постановления.
Согласно ч.1 ст.2 ФЗ № 116 от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Согласно Постановлению Правительства РФ от 24 ноября 1998 года № 1371 (ред. от 28 февраля 2018 года) «О регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»: п.3 Регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; п.8 ведение государственного реестра осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору; п.10 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору в пределах своих полномочий обеспечивает: а) разработку и утверждение единых методологических и программно-технологических принципов регистрации объектов в государственном реестре и ведения этого реестра; б) регистрацию, в том числе территориальными органами, объектов в государственном реестре; в) оформление и выдачу свидетельств о регистрации объектов в государственном реестре; г) ведение государственного реестра; е) проведение научных, методических и технических разработок, связанных с регистрацией объектов в государственном реестре и ведением этого реестра; ж) координацию работы федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов; з) утверждение требований к регистрации объектов в государственном реестре и к ведению этого реестра, а также формы свидетельства о регистрации объектов в государственном реестре.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» Приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года № 494 утвержден «Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов»
В соответствии с п.21 Административного регламента для регистрации ОПО в Реестре заявитель прилагает к заявлению следующие документы, содержащие сведения, необходимые для формирования и ведения Реестра: 1) сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению № 4 к настоящему Регламенту.
Согласно п.п.1, 24 Регламента, основаниями для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре, являются: изменение состава опасного производственного объекта, в том числе при изменении: количественного и качественного состава технического устройства (замена оборудования или реконструкция, использование на опасном производственном объекте новых (дополнительных) технических устройств, эксплуатация которых дает признак опасности в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ); технологического процесса; признаков или класса опасности опасного производственного объекта. Приложением 4 Установлена форма «Сведений, характеризующие ОПО». Общие требования к идентификации опасных производственных объектов закреплены в разделе 2 Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов, утв. Приказом Ростехнадзора от 25 ноября 2016 года № 495, согласно п.6 которого эксплуатирующей организацией осуществляется отнесение объектов к опасным производственным объектам на основании проведения их идентификации в соответствии с настоящими Требованиями.
Из материалов дела следует, что в госреестре опасных производственных объектов содержатся сведения не обо всем оборудовании и технических устройствах, входящих в состав ОПО, участвующих в технологическом процессе Комбината «Родник». По существу данные фактические обстоятельства заявителем не оспариваются и доводы жалобы сводятся к отсутствию необходимости применения Административного регламента, ввиду регистрации сети газопотребления до введения его в действие, которые признаются судом не состоятельными, т.к. указанный административный регламент №494 и Требования № 495 приняты и введены в действие в установленном законом порядке в период и в процессе эксплуатации Комбинатом «Родник» ОПО, и подлежат выполнению в рамках мер по обеспечению промышленной безопасности, с учетом изменения правового регулирования.
Совокупность вышеприведенных нарушений, допущенных директором ФГКУ Росрезерва Комбинат «Родник» У.И.А., достаточно свидетельствует о том, что должностным лицом Ростехнадзора при вынесении обжалуемого постановления верно вменены нарушения, отраженные в п.п.1 и 3 Постановления о том, что в рамках производственного контроля не обеспечивается контроль за выполнением лицензионных требований и на опасном производственном объекте не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, что говорит о невыполнении основных задач производственного контроля, в т.ч. по контролю за соблюдением технологической дисциплины при проведении соответствующего вида работ, как того требует вышеприведенные «Правила организации и осуществления производственного контроля.. .» от 10 марта 1999 года № 263.
Тем самым доводы жалобы в этой части - о нарушении принципа правовой определенности (исполнимости и конкретизации нарушений), не возможности установить в каких конкретных действиях комбината выражаются нарушения, - следует признать необоснованными.
Таким образом состав правонарушения предусмотренный ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в действиях и бездействии (по невыполнению нормативных положений) директора ФГКУ Комбинат «Родник» Росрезерва, установлен правильно, каких либо оснований переценивать выводы постановления суд не усматривает. Доводы жалобы противоречат фактическим обстоятельствам выявленных в ходе проверки нарушений, и противоречат требованиям закона. Оснований для отмены Постановления судом не усматривается.
В соответствии с ч.ч.2,3 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1настоящего Кодекса.
Вместе с тем, непосредственно эксплуатация ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва опасного производственного объекта с нарушением требований законодательства в области промышленной безопасности создает реальную угрозу жизни и здоровью работников предприятия и посторонних лиц, которые могли бы находиться в зону возможной аварии.
Таким образом, оснований для замены назначенного наказания на предупреждение либо для признания деяния малозначительным у суда не имеется.
Постановление по делу об административном правонарушении отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ. Наказание, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, назначено в соответствии с требованиями ч.2 ст.4.1 КоАП РФ и в пределах санкции статьи, предусматривающей более строгое наказание, в минимальном размере.
Таким образом, оснований для отмены указанного постановления и прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
постановление от 19 декабря 2018 года государственного инспектора отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ф.В.Ф. В.Ф. по делу об административном правонарушении и назначении административного наказания директору ФГКУ комбинат «Родник» Росрезерва по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу У.И.А. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Октябрьский районный суд г.Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья В.А.Шувалов