Решение по делу № 2-676/2024 от 27.09.2024

Дело № 2-676/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2024 год с. Енотаевка.

Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Шеиной Е.А.

при секретаре Батаевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управлению строительства, дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» об обязании приведения в соответствии с требованиями законодательства места сбора и накопления отходов,

установил:

Прокурор Енотаевского района Астраханской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управлению строительства, дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» об обязании администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства места сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>, а именно очистить контейнерную площадку и прилегающую к ней территорию от твердых коммунальных отходов, сухой растительности и веток.

Определением Енотаевского районного суда Астраханской области от 16 октября 2024 года по настоящему гражданскому делу привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ООО «Экоцентр».

В обосновании заявленных требований истец указал, что прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Енотаевского района Астраханской области.

Обследованием территории <адрес>, проведенным в сентябре 2024 года установлено, что на <адрес> установлена контейнерная площадка.

Указанная площадка включена в Реестр мест (площадок) накопления отходов, расположенных на территории муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» от 25 марта 2024 года № 139 за №93.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области в сфере обращения с отходами, работы по обустройству контейнерных площадок возлагаются на Администрацию муниципального образования «Енотаевский район».

Таким образом, в ходе проверки установлено, что Администрацией муниципального образования « Енотаевский район» не приняты меры по приведению в соответствии требованиями действующего законодательства место сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>, что влечёт за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Помощник прокурора Енотаевского района Астраханской области Кулигин И.Д. в судебном заседании поддержал исковое заявление в полном объёме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит суд его удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управления строительства, дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования « Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещен, просит суд рассмотреть гражданское дело в его отсутствии. Исковые требования прокурора Енотаевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства места сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>, а именно очистить контейнерную площадку и прилегающую к ней территорию от твердых коммунальных отходов, сухой растительности и веток, признает в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «Экоцентр» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Согласно пункту 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управления строительства, дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования « Енотаевский муниципальный район Астраханской области», представителей третьих лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ООО « Экоцентр».

Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Енотаевского района Астраханской области Кулигина И.Д., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 «Санитарно­эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - Правила) данные Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий городских и сельских поселений.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов, и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил.

В соответствии с главой 2 Правил на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно пункту 6 главы 2 Правил количество мусоросборников, установленных на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативными накоплениями ТКО.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО.

В соответствии с пунктами 12.4,12.6,12.7 Постановления Минстроя Астраханской области от 24.06.2019 № 29 «О Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Астраханской области» (далее - Постановление № 29) контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды. Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой. Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.

Согласно пункту 11.2 Постановления № 29 контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, и графика вывоза отходов.

В соответствии с пунктом 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В нарушение вышеуказанных требований собственники земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, обязанность по ее содержанию не выполняют, поскольку обследованием установлено, что площадка, расположенная <адрес> и прилегающая к ней территория, не зачищена от твердых коммунальных отходов, сухой растительности, веток.

В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, во исполнение законодательства Российской Федерации и Астраханской области в сфере обращения с отходами, работы по обустройству контейнерных площадок возлагаются на администрацию муниципального образования « Енотаевский муниципальный район Астраханской области».

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Енотаевского района Астраханской области.

Обследованием территории Енотаевского района Астраханской области, проведенным в сентябре 2024 года установлено, что на <адрес> установлена контейнерная площадка.

Указанная площадка включена в Реестр мест (площадок) накопления отходов, расположенных на территории муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» от 25 марта 2024 года № 139 за №93.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области в сфере обращения с отходами, работы по обустройству контейнерных площадок возлагаются на Администрацию муниципального образования «Енотаевский район».

Таким образом, в ходе проверки установлено, что Администрацией муниципального образования « Енотаевский район» не приняты меры по приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства место сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>, что влечёт за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Указанные нарушения, выявленные прокуратурой Енотаевского района Астраханской области по результатам проверки, послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадки, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Актом проверки от 16 сентября 2024 года установлено, что обследованием, проведенным по адресу: <адрес>, по результатам которого выявлено нарушение федерального законодательства- такое как прилегающая к площадке территория не зачищена от крупногабаритного мусора, веток и сухой растительности.

Собственники контейнерной площадки отсутствуют.

Указанная контейнерная площадка включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» от 25 марта 2024 года №139 за №93.

Анализируя действующее правовое регулирование, можно прийти к выводу о том, что бремя содержания контейнерных площадок возложено, если площадка расположена на придомовой территории, на собственников помещений многоквартирного дома, а если в иных местах - на собственника земельного участка, на котором она расположена.

В данном случае, контейнерная площадка по адресу: <адрес> расположена на землях общего пользования, право собственности на земельный участок не зарегистрировано, что в силу закона указывает на то, что собственником земельного участка является муниципальное образование «Енотаевский муниципальный район Астраханской области».

Согласно пунктм 2.1.1, 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

В соответствии с пунктами 13.2,14.7 Постановления от 05.04.2017 № 10 «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Астраханской области» контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками). Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, и графика вывоза отходов.

В соответствии с пунктом 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В нарушение вышеуказанных требований собственники земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, обязанность по ее содержанию не выполняют, поскольку обследованием установлено, что площадка и прилегающая к ней территория, не зачищена от твердых коммунальных отходов, сухой растительности, веток.

В соответствии с пунктом 18 статьи 14Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В ходе проверки собственник контейнерной площадки и земельного участка по адресу: <адрес> и прилегающая к ней территория не установлен. Таким образом, во исполнение законодательства Российской Федерации и Астраханской области в сфере обращения с отходами, работы по обустройству, очистки контейнерных площадок возлагаются на Администрацию муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области».

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управлению строительства, дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» об обязании приведения в соответствии с требованиями законодательства места сбора и накопления отходов- удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства места сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>, а именно: очистить контейнерную площадку и прилегающую к ней территорию от твердых коммунальных отходов, сухой растительности и веток.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Енотаевский районный суд Астраханской области.

Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2024 года.

Судья Е.А.Шеина.


Дело № 2-676/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2024 год с. Енотаевка.

Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Шеиной Е.А.

при секретаре Батаевой Л.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управлению строительства, дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» об обязании приведения в соответствии с требованиями законодательства места сбора и накопления отходов,

установил:

Прокурор Енотаевского района Астраханской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управлению строительства, дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» об обязании администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства места сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>, а именно очистить контейнерную площадку и прилегающую к ней территорию от твердых коммунальных отходов, сухой растительности и веток.

Определением Енотаевского районного суда Астраханской области от 16 октября 2024 года по настоящему гражданскому делу привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ООО «Экоцентр».

В обосновании заявленных требований истец указал, что прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Енотаевского района Астраханской области.

Обследованием территории <адрес>, проведенным в сентябре 2024 года установлено, что на <адрес> установлена контейнерная площадка.

Указанная площадка включена в Реестр мест (площадок) накопления отходов, расположенных на территории муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» от 25 марта 2024 года № 139 за №93.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области в сфере обращения с отходами, работы по обустройству контейнерных площадок возлагаются на Администрацию муниципального образования «Енотаевский район».

Таким образом, в ходе проверки установлено, что Администрацией муниципального образования « Енотаевский район» не приняты меры по приведению в соответствии требованиями действующего законодательства место сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>, что влечёт за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Помощник прокурора Енотаевского района Астраханской области Кулигин И.Д. в судебном заседании поддержал исковое заявление в полном объёме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит суд его удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управления строительства, дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования « Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела надлежащим образом извещен, просит суд рассмотреть гражданское дело в его отсутствии. Исковые требования прокурора Енотаевского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства места сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>, а именно очистить контейнерную площадку и прилегающую к ней территорию от твердых коммунальных отходов, сухой растительности и веток, признает в полном объеме, не возражает против их удовлетворения.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика ООО «Экоцентр» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.

Согласно пункту 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя ответчика Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управления строительства, дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования « Енотаевский муниципальный район Астраханской области», представителей третьих лиц Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области, ООО « Экоцентр».

Выслушав в судебном заседании помощника прокурора Енотаевского района Астраханской области Кулигина И.Д., изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно статьи 10 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с СанПиНом 2.1.3684-21 «Санитарно­эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - Правила) данные Правила содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий городских и сельских поселений.

Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов, и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих Правил.

В соответствии с главой 2 Правил на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов.

Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

Согласно пункту 6 главы 2 Правил количество мусоросборников, установленных на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативными накоплениями ТКО.

На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО.

В соответствии с пунктами 12.4,12.6,12.7 Постановления Минстроя Астраханской области от 24.06.2019 № 29 «О Порядке накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Астраханской области» (далее - Постановление № 29) контейнерная площадка должна располагаться на уровне земли, на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения, без скопления на них воды. Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой. Контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон.

Согласно пункту 11.2 Постановления № 29 контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, и графика вывоза отходов.

В соответствии с пунктом 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В нарушение вышеуказанных требований собственники земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, обязанность по ее содержанию не выполняют, поскольку обследованием установлено, что площадка, расположенная <адрес> и прилегающая к ней территория, не зачищена от твердых коммунальных отходов, сухой растительности, веток.

В соответствии с пунктом 18 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Таким образом, во исполнение законодательства Российской Федерации и Астраханской области в сфере обращения с отходами, работы по обустройству контейнерных площадок возлагаются на администрацию муниципального образования « Енотаевский муниципальный район Астраханской области».

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления при содержании и эксплуатации контейнерных площадок на территории Енотаевского района Астраханской области.

Обследованием территории Енотаевского района Астраханской области, проведенным в сентябре 2024 года установлено, что на <адрес> установлена контейнерная площадка.

Указанная площадка включена в Реестр мест (площадок) накопления отходов, расположенных на территории муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» от 25 марта 2024 года № 139 за №93.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и Астраханской области в сфере обращения с отходами, работы по обустройству контейнерных площадок возлагаются на Администрацию муниципального образования «Енотаевский район».

Таким образом, в ходе проверки установлено, что Администрацией муниципального образования « Енотаевский район» не приняты меры по приведению в соответствии с требованиями действующего законодательства место сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>, что влечёт за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Указанные нарушения, выявленные прокуратурой Енотаевского района Астраханской области по результатам проверки, послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

Требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».

Согласно пункту 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.

Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.

Согласно пункту 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.

В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.

В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадки, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.

Актом проверки от 16 сентября 2024 года установлено, что обследованием, проведенным по адресу: <адрес>, по результатам которого выявлено нарушение федерального законодательства- такое как прилегающая к площадке территория не зачищена от крупногабаритного мусора, веток и сухой растительности.

Собственники контейнерной площадки отсутствуют.

Указанная контейнерная площадка включена в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», утвержденного постановлением Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» от 25 марта 2024 года №139 за №93.

Анализируя действующее правовое регулирование, можно прийти к выводу о том, что бремя содержания контейнерных площадок возложено, если площадка расположена на придомовой территории, на собственников помещений многоквартирного дома, а если в иных местах - на собственника земельного участка, на котором она расположена.

В данном случае, контейнерная площадка по адресу: <адрес> расположена на землях общего пользования, право собственности на земельный участок не зарегистрировано, что в силу закона указывает на то, что собственником земельного участка является муниципальное образование «Енотаевский муниципальный район Астраханской области».

Согласно пунктм 2.1.1, 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

В соответствии с пунктами 13.2,14.7 Постановления от 05.04.2017 № 10 «Об утверждении порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Астраханской области» контейнерные площадки должны быть огорожены с трех сторон. Контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками). Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО, и графика вывоза отходов.

В соответствии с пунктом 14 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, лицо, ответственное за содержание контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, обязано обеспечить на таких площадках размещение информации об обслуживаемых объектах потребителей и о собственнике площадок.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

В нарушение вышеуказанных требований собственники земельного участка, на котором расположена контейнерная площадка, обязанность по ее содержанию не выполняют, поскольку обследованием установлено, что площадка и прилегающая к ней территория, не зачищена от твердых коммунальных отходов, сухой растительности, веток.

В соответствии с пунктом 18 статьи 14Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В ходе проверки собственник контейнерной площадки и земельного участка по адресу: <адрес> и прилегающая к ней территория не установлен. Таким образом, во исполнение законодательства Российской Федерации и Астраханской области в сфере обращения с отходами, работы по обустройству, очистки контейнерных площадок возлагаются на Администрацию муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области».

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Управлению строительства, дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» об обязании приведения в соответствии с требованиями законодательства места сбора и накопления отходов- удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие с требованиями законодательства места сбора и накопления отходов по адресу: <адрес>, а именно: очистить контейнерную площадку и прилегающую к ней территорию от твердых коммунальных отходов, сухой растительности и веток.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Енотаевский районный суд Астраханской области.

Мотивированное решение изготовлено 12 ноября 2024 года.

Судья Е.А.Шеина.

2-676/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Енотаевского района
Ответчики
Управление строительства АМО Енот район
АМО Енотаевский муниципальный район АО
Другие
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
ООО "ЭКОЦЕНТР"
Суд
Енотаевский районный суд Астраханской области
Судья
Шеина Елена Анатольевна
Дело на странице суда
enotaevsky.ast.sudrf.ru
27.09.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.09.2024Передача материалов судье
30.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2024Подготовка дела (собеседование)
31.10.2024Подготовка дела (собеседование)
31.10.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.11.2024Судебное заседание
08.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее