Решение по делу № 3а-1114/2020 от 20.07.2020

Дело № 3а-1114/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

гор. Брянск 09 ноября 2020 года

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Катасоновой С.В.,

при секретаре Бурлуцкой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Козлова С.В., общества с ограниченной ответственностью «Инстрой» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Козлова С.В. и ООО «Инстрой» обратились в Брянский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просят установить кадастровую стоимость принадлежащего им на праве общей долевой собственности объекта недвижимости – нежилого помещения, этаж №1, этаж №4, общей площадью 704,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый в размере равном его рыночной стоимости 7 240 056,31 руб., определенной по состоянию на 01.01.2019 г.

Заявленные требования мотивируют тем, что по сведениям, содержащимся в ЕГРН по состоянию на 01.01.2019 г. в отношении указанного выше объекта недвижимости установлена кадастровая стоимость в размере 18 243 624, 90 руб.

Административные истцы считают, что кадастровая стоимость, принадлежащего им объекта недвижимости является завышенной, а несоответствие кадастровой стоимости его рыночной стоимости нарушает их права как плательщиков налогов, размер которых начисляется в зависимости от кадастровой стоимости указанного объекта, в связи с чем, просят установить кадастровую стоимость указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 г. в размере, установленном отчетом об оценке № 01-101/2-2020 от 01.06.2020 г., выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы».

В судебное заседание административные истцы Козлова С.В., ООО «Инстрой», их представитель Козлов И.А., представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Управления имущественных отношений Брянской области, ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация», представители заинтересованных лиц ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области, Брянской городской администрации не явились, извещены о месте и времени судебного разбирательства своевременно и надлежащим образом.

В материалах дела имеются ходатайства от представителя административных истцов Козлова И.А., представителей Управления Росреестра по Брянской области, Брянской городской администрации о рассмотрении дела без участия их представителей.

С учетом положений ст. 150, ч.4 ст.247 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

В письменном отзыве на иск представитель административного ответчика Управления имущественных отношений Брянской области по доверенности – Ребеко О.Е. указывает, что Управление по существу возражает против удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Вместе с тем Управление не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.

В письменном отзыве на иск представитель ГБУ «Брянскоблтехинвентаризация» по доверенности Ребеко О.Е., ссылается на то, что указанный в представленном административным истцом Отчете результат рыночной оценки объекта недвижимости не соответствует действительности, т.к. объекты, идентичные по характеристикам и местоположению, невозможно приобрести на открытом рынке по данной стоимости.

В возражениях на иск представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Алексеев А.В. указывает, что Управление как регистрирующий орган, права и законные интересы административного истца не нарушало, не оспаривает его право на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости и представленный им отчет. Считает, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу. По существу заявленных требований не возражает.

В письменно отзыве от 06.10.2020 г. Брянская городская администрация указывает на то, что уменьшение размера кадастровой стоимости повлечет уменьшение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования.

Проверив материалы дела, изучив представленные доказательства, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу требований ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Исходя из положений п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - постановление Пленума от 30.06.2015 г. № 28) с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Как следует из материалов дела, административным истцам Козловой С.В. и ООО «Инстрой» на праве общей долевой собственности принадлежит объект недвижимости – нежилое помещение, Этаж №1, Этаж №4, общей площадью 704,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый .

Согласно Выписке из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости Приказом Управления имущественных отношений Брянской области «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на территории Брянской области» от 22.11.2019 г. № 1498 утверждена кадастровая стоимость объекта по состоянию на 01.01.2019 г., которая составила 18 243 624, 90 руб.

В силу положений ст. ст. 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) физические лица, обладающие зданиями, строениями, сооружениями, помещениями на праве собственности, признаются плательщиками налога на имущество физических лиц.

По общему правилу, предусмотренному п. 1 ст. 402 НК РФ, налоговая база налога на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, признаваемого объектом налогообложения.

В силу требований главы 30 НК РФ юридическое лицо является плательщиком налога на имущество организации, налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 378.2 настоящего Кодекса.Таким образом, права и обязанности административных истцов, как налогоплательщиков, затронуты результатами определения кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений.

Обязанность доказать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В силу ст. ст. 70, 246 КАС РФ при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет оценщика.

Административные истцы в обоснование заявленного требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости представил отчет об оценке № 01-101/2-2020 от 01.06.2020 г., выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы», согласно которому рыночная стоимость объекта по состоянию 01.01.2019 г. составляет 7 240 056, 31 руб.

В ходе рассмотрения дела по существу, по ходатайству представителя истцов, в связи с наличием сомнений в обоснованности представленного истцами отчета, судом назначена судебная оценочная экспертиза, на разрешение которой поставлены вопросы о соответствии представленного истцами отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, а в случае несоответствия, определении размера рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2019 г.

Согласно выводам заключения эксперта №01-097/Э-2020 от 05.10.2020 г. выполненного ИП Солодов М.Р. отчет № 01-101/2-2020 от 01.06.2020 г., выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности и требованиям Федеральных стандартов оценки.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Оценивая заключение судебной оценочной экспертизы, суд принимает во внимание, что экспертиза проведена лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, эксперт обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для экспертной деятельности, заключение выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения.

Участники процесса доводов о необоснованности и противоречивости экспертного заключения не представили, ходатайств о проведении повторной или дополнительной экспертизы не заявляли.

Поскольку административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено доказательств, опровергающих выводы представленного административными истцами отчета об оценке объекта недвижимости, сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта суду не представлены, суд признает отчет об оценке № 01-101/2-2020 от 01.06.2020 г., выполненный ООО «Брянский центр оценки и экспертизы» достоверным и допустимым доказательством рыночной стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости.

Учитывая, что административными истцами возложенная на них обязанность по определению рыночной стоимости объекта недвижимости выполнена, а административными ответчиками и заинтересованными лицами выводы оценщика не опровергнуты, а также принимая во внимание, что данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, которые действительно могли бы поставить под сомнение достоверность представленных административными истцами отчета об оценке и опровергнуть его выводы отсутствуют, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченным органом кадастровой оценки объектов недвижимости их рыночной стоимости, в связи с чем, требования административных истцов подлежат удовлетворению.

Довод представителя Управления Росреестра по Брянской области о том, что Управление Росреестра является ненадлежащим ответчиком по административному делу, не может быть принят во внимание ввиду следующего.

Государственная кадастровая оценка спорных объектов недвижимости проводилась в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

В силу ст. 17 ФЗ № 237 орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней со дня получения сведений о кадастровой стоимости, но не позднее 1 января года, следующего за годом определения кадастровой стоимости, определенной в результате проведения государственной кадастровой оценки или в порядке, предусмотренном ст.ст. 16, 19, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона, осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости таких сведений, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с п. 1 Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по государственной регистрации прав на недвижимое имущество, по оказанию государственных услуг в сфере осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Согласно КАС РФ круг лиц, участвующих в деле, определяет административный истец в административном исковом заявлении. Процессуальное положение Управления Росреестра по Брянской области в качестве административного ответчика определено административным истцом, и данное обстоятельство не повлекло за собой нарушение прав и охраняемых интересов Управления Росреестра по Брянской области, так как на Управление постановленным по делу решением какая-либо обязанность не возлагается.

Согласно ч. 6 ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Козлова С.В. и ООО «Инстрой» обратились в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости 20.07.2020 г. согласно штампу входящей корреспонденции суда.

По смыслу ст. ст. 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности настоящее решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Козлова С.В., общества с ограниченной ответственностью «Инстрой» к Управлению имущественных отношений Брянской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, Государственному бюджетному учреждению «Брянскоблтехинвентаризация» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – нежилого помещения, Этаж №1, Этаж №4, общей площадью 704,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый в размере его рыночной стоимости 7 240 056 рублей 31 копейки по состоянию на 01.01.2019 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 20.07.2020 года - дату подачи административного искового заявления в суд.

Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости вышеуказанного объекта недвижимости.

Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 19 ноября 2020 года.

Председательствующий

судья Брянского областного суда С.В. Катасонова

3а-1114/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Козлова Светлана Владимировна
Ответчики
ГБУ "Брянскоблтехинвентаризация"
Управление Имущественных отношений Брянской области
Другие
Брянская городская администрация
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области
Управление Росреестра по Брянской области
Суд
Брянский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.brj.sudrf.ru
20.07.2020Регистрация административного искового заявления
20.07.2020Передача материалов судье
21.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2020Подготовка дела (собеседование)
26.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
10.09.2020Предварительное судебное заседание
26.10.2020Производство по делу возобновлено
26.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.11.2020Судебное заседание
09.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее