Дело № 2-1742/2024 01 февраля 2024 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Карповой О.В.,
С участием прокурора Дунчевой Ю.А.
при секретаре Парасичь А.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курец Николая Константиновича к Санкт-Петербургскому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Стоматологической поликлинике № 10» об обязании предоставить план работ по установке зубных протезов и об обязании оказать услугу по установке зубных протезов
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском и просит суд обязать ответчика предоставить для согласования план работ по установке зубных протезов с учетом непереносимости съемного протезирования и обязать оказать услугу по установке зубных протезов с учетом непереносимости съемного протезирования.
А обоснование своих требований истец указал, что 29.05.2023 года ему было выдано направление в С-Пб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10» на бесплатное зубопротезирование.
Как указал истец, ранее им устанавливались съемные протезы, носить данный протез он не мог, у истца повышенный рвотный рефлекс, в связи с чем, установка съемного зубного протеза невозможна (осмотр отоларинголога С-Пб ГБУЗ «Городская поликлиника № 43» от 30.06.2023 года. При выраженном рвотном рефлексе устанавливать любые съемные конструкции не рекомендуется.
При обсуждении плана лечения с заместителем главного врача Захаровым Р.В. истцом предлагалась альтернатива – установка на платной основе имплантатов с дальнейшим протезированием. Иных альтернативных и других рациональных планов истцу не предлагалось.
С планами в соответствии со ст. 30 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», утвержденных ВС 22.07.1993 года № 5487-1, основными правами потребителя при оказании стоматологических услуг, истец не ознакомлен. Отказов со стороны истца нет. Обследование на аллергическую реакцию не проводилось. Иных вариантов восстановления жевательной эффективности, кроме установки двух частично съемных протезов не предлагалось.
Истец в обоснование своих требований указал, что при выраженном рвотном рефлексе устанавливать любые съемные конструкции не рекомендуется, так как это может затруднять процесс приема пищи. У полного покрывного протеза из акрила при установке на верхнюю челюсть, верхнее небо закрыто, как и других классических конструкций.
Наличие у истца повышенного выраженного рвотного рефлекса заместитель главного врача Захаров Р.В. не оспаривал.
12 июля, 20 июля, 28 июля 2023 года были поданы заявления о предоставлении плана работ по зубопротезированию. Однако, в ответах от 21.07.2023 года исх. № 171; 26.07.2023 года исх. № 186; 04.08.2023 года исх. № 191 плана работ истец не получил.
Как указал истец, с 29.05.2023 года не может получить рациональных планов восстановления жевательной эффективности по социальному зубопротезированию.
Истец в обоснование своих требований сослался на часть 1 и часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ, в соответствии с которыми каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских и иных услуг, в том числе, в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Платные медицинские услуги могут оказываться в полном объеме стандарта медицинской помощи либо по просьбе пациента в виде осуществления отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в том числе, в объеме, превышающем объем выполняемого стандарта медицинской помощи (части 1, 2, 4 статьи 84 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан»).
При этом, как указал истец, законом гарантировано, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно, но наряду с этим закреплено право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию, при оказании медицинской помощи. Одним из главных принципов отечественной сферы здравоохранения является недопустимость отказа в оказании медицинской помощи. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются (статья 11 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации от 21.11.2011 года № 323).
На основании изложенного, истец просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Истец в суд явился, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в суд явился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что истец обратился в С-Пб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10» с направлением на бесплатное зубопротезирование. Истцу был установлен следующий диагноз: частичная и вторичная адентия верхней и нижней челюсти с изменением межальвеолярного соотношения челюстей ввиду патологического прикуса и патологической стираемости зубов.
Истцу было неоднократно предложено с целью рационального зубопротезирования и полного восстановления жевательной эффективности, а также эстетической составляющей, изготовление культевых вкладок в количестве 7 единиц, изготовление на зубы временных пластмассовых коронок в количестве 12 единиц, а также равномерного разобщения зубных рядов (поднятие высоты прикуса до физиологической нормы) и покрытие зубов постоянными коронками на основе кобальтохромового сплава с пластмассовой фесеткой в количестве 4 единиц, литыми коронками на основе кобальтохромового сплава в количестве 3 единиц, литыми зубами на основе кобальтохромового сплава в количестве 5 единиц.
С целью восстановления жевательной эффективности вследствие множественной потери жевательных зубов необходимо изготовление 2 единиц частичных съемных протезов на нижней и верхней челюсти с зубной формулой 10/6.
Однако, как указал ответчик, истец от рационального плана по социальному зубопротезированию категорически отказался, настаивал на протезировании на имплантатах, которые у него не были установлены. При этом, истец дважды знакомился с планом протезирования, забирал его копию с собой, отказавшись при этом расписаться в том, что с планом протезирования согласен или не согласен, или в том, что с планом протезирования ознакомлен. Отказы зафиксированы актами от 07.06.2023 года и от 20.07.2023 года.
Невозможность протезирования на имплантатах истцу была разъяснена в ответах на его жалобы от 21.07.2023 года, 26.07.2023 года, 04.08.2023 года, 18.08.2023 года. Также истцу в данных ответах объяснялось, что из протокола осмотра отоларинголога не следует, что у него есть противопоказания к рациональному зубопротезированию на частичных съемных акриловых протезах верхней и нижней челюстей.
Нормативными актами, регулирующими бесплатное зубопротезирование, не предусмотрено зубопротезирование на имплантатах. Непереносимость протезов выявляется только после изготовления протезов опытным путем. Предварительная диагностика проводится только на аллергию к материалам протеза.
Таким образом, как указал ответчик, требования истца основаны не на нормах права, а только на желании получить то, что он хочет, в связи с чем, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица администрации Кировского района в суд явился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что против удовлетворения исковых требований возражает.
Представитель третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга в суд явился, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что против удовлетворения исковых требований возражает в полном объеме.
Суд, выслушав истца, представителей ответчика, представителя третьего лица администрации Кировского района Санкт-Петербурга, представителя третьего лица Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
06.04.2023 года истец обратился в администрацию Кировского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке на учет по бесплатному зубопротезированию на изготовление зубных протезов.
29.05.2023 года Отделом социальной защиты населения администрации Кировского района Санкт-Петербурга выдано направление № 148 для оформления в С-Пб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10» стоящему на учете на бесплатное протезирование Курец Н.К. заказа на изготовление протеза. В данном направлении указано, что срок действия направления один календарный месяц с даты выдачи направления. Срок реализации права на бесплатное зубопротезирование шесть месяцев со дня обращения в медицинскую организацию.
29.05.2023 года истец явился в поликлинику ответчика на льготное зубопротезирование. С целью постановки диагноза истец направлен на рентгенологическое исследование и ему назначен прием на 07.06.2023 года с целью постановки диагноза, составления и согласования рационального плана зубопротезирования.
07.06.2023 года истцу поставлен диагноз и рекомендовано удаление 23,26,37,34,47 зуба.
Пациент интересовался возможностью изготовления цельнолитых коронок на имплантаты по системе социального протезирования. На что получил ответ, что в перечне изготавливаемых конструкций такой позиции нет (цельные коронки на имплантаты)
Рекомендован предварительный рациональный план протезирования:
1. рекомендовано изготовление вкладок на 13,12,11,21,33,43,45 зубы
2. временные пластмассовые мостовидные протезы 13-12-11-21
45 и 43-и-и-и-и33 на период изготовления постоянных конструкций
3. изготовление соединенных литых коронок с облицовкой пластмассой на верхние зубы в количестве 4шт. (13-12-11-21) и цельного мостовидного протеза на нижнюю челюсть на 8ми единиц (45-и-43и-и-и-и-33)
4. акриловые частичные съемные протезы верхней и нижней челюсти по формуле 10/6.
Пациент от подписи рационального плана протезирования отказался, что подтверждается актом от 07.06.2023 года, подписанным врачом Дуковым Р.В., медсестрой Анисочкиной Н.В., начмедом Захаровым Р.В.
Истцом представлена выписка из медицинской карты С-Пб ГБУЗ «Городская поликлиника № 43» от 30.06.2023 года, в соответствии с которой истец обратился к врачу отоларингологу с жалобами на стекание слизи по задней стенки глотки, першение в ротоглотке. При осмотре фарингоскопию, парингоскопию не удалось произвести из-за повышенного выраженного рвотного рефлекса. Установлен диагноз: хронический синусит. ИНП.
С-Пб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10» оформлены наряды № 22342 от 20.07.2023 года, № 22343 от 20.07.2023 года, № 22344 от 20.07.2023 года, № 22345 от 20.07.2023 года на бесплатное протезирование Курец Н.К.
Согласно протоколу № 1 от 19.07.2023 года заседания врачебной комиссии на базе С-Пб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10 по разбору заказ-нарядов по бесплатному зубопротезированию пациента Курец НК., в составе: и.о. зав. ортопедическим отделением Дукова Р.В., зав. Терапевтическим отделением Хомутовой Т.Н., зав. Хирургическим отделением Финкельштейн М.А., зам. Главного врача по медицинской части Захарова Р.В., комиссия установила, что основании проведенного осмотра полости рта пациенту Курец Н.К. проведенного рентгенологического исследования, а также изготовленных диагностических моделей прикуса следующее:
1.Диагноз: частичная и вторичная адентия верхней и нижней челюсти с изменением межальвеолярного соотношения челюстей ввиду патологического прикуса и патологической стираемости зубов.
2.С целью рационального зубопротезирования и полного восстановления жевательной эффективности, а также эстетической составляющей, пациенту рекомендовано изготовление культевых вкладок в количестве 7 единиц, изготовление на зубы временных пластмассовых коронок в количестве 12 единиц, а также равномерного разобщения зубных рядов (поднятия высоты прикуса до физиологической нормы) и покрытие зубов постоянными коронками на основе кобальтохромового сплава с пластмассовой фасеткой в количестве 4 единиц, литыми коронками на основе кобальтохромового сплава в количестве 3 единиц, литыми зубами на основе кобальтохромового сплава в количестве 5 единиц.
3. С целью восстановления жевательных эффективности вследствие множественного удаления зубов необходимо изготовление 2 единиц частичных съемных протезов на нижней и верхней челюсти с зубной формулой 10/6.
Комиссией врачей принято решение осуществить бесплатное зубопротезирование пациента Курец Н.К., согласно намеченному плану протезирования по показаниям (патологическая стираемость зубов, потери жевательной эффективности, снижение межальвеолярной высоты прикуса, ведущей к патологиям и необратимым изменениям в височно-нижнечелюстном суставе).
В соответствии с актом от 20.07.2023 года С-Пб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10», составленным врачом Дуковым Р.В., медсестрой Анисочкиной Н.В., начмедом Захаровым Р.В., истец, ознакомившись с рациональным планом протезирования, от подписи плана отказался, копию плана на руки получил.
В письмах от 21.07.2023 года и от 26.07.2023 на обращение истца в С-Пб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10» от 12.07.2023 года и от 20.07.2023 года указано, что истец от рационального плана по социальному зубопротезированию категорически отказался, настаивал на протезировании на имплантатах, которые не установлены. Истцу разъяснено, что из дополнительно представленного истцом протокола осмотра отоларинголога не следует, что имеются противопоказания в рациональному зубопротезированию на частичных съемных акриловых протезах верхней и нижней челюстей. На основании изложенного, план зубопротезирования на имплантатах не составлялся.
В письмах ответчика от 04.08.2023 года от 18.08.2023 года на обращения истца от 28.07.2023 года и 08.08.2023 года истцу также разъяснено, что с целью восстановления жевательной эффективности вследствие множественной потери жевательных зубов необходимо изготовление 2 единиц частичных съемных протезов на нижней и верхней челюсти с зубной формулой 10/6. От рационального плана по социальному протезированию истец категорически отказался, настаивал на протезировании на имплантатах, которые не установлены.
Из протокола осмотра отоларинголога не следует, что у истца имеются противопоказания к рациональному зубопротезированию на частичных съемных акриловых протезах верхней и нижней челюсти.
Истцу разъяснено, что в рамках льготного зубопротезирования в случае истца, план рационального зубопротезирования должен включать мостовидные конструкции и съемные акриловые протезы верхней и нижней челюстей.
На основании части 2 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В соответствии с пунктами 3, 5, 8 части 5 статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ пациент имеет право на получение консультаций врачей-специалистов; получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; отказ от медицинского вмешательства.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона тот 21.11.2011 года № 323-ФЗ необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи.
Гражданин имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных частью 9 настоящей статьи (часть 3 статьи 20 Федерального закона от 21.11.2011 года № 323-ФЗ).
Материалами дела установлено, что администрацией Кировского района Санкт-Петербурга истцу выдано направление в С-Пб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10» на бесплатное зубопротезирование. После осмотра пациента и рентгенологических исследований ответчиком составлен предварительный рациональный план протезирования (социального зубопротезирования) с установкой акриловых частично съемных протезов верхней и нижней челюсти по формуле 10/6. Как указал истец, при обсуждении плана лечения с зам. главного врача Захаровым Р.В. истцом предлагалась альтернатива - установка на платной основе имплантатов с дальнейшим протезированием. Иных альтернативных и других рациональных планов истцу не предлагалось.
Как следует из актов С-Пб ГБУЗ «Стоматологическая поликлиника № 10» от 07.06.2023 года и от 20.07.2023 года истец от подписи рационального плана протезирования отказался, копию плана на руки получил.
Таким образом, истцу, вопреки его доводам, не было отказано в оказании медицинской помощи, напротив, сам истец реализовал свое право на отказ от медицинского вмешательства путем отказа в согласовании рационального плана протезирования (социального зубопротезирования).
В обоснование отказа в согласовании плана медицинского вмешательства истец указал, что имеет противопоказания для съемного протезирования, настаивал на проведении несъемного протезирования на имплантатах.
Дополнительная мера социальной поддержки отдельным категориям граждан по софинансированию за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходов, связанных с предоставлением услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов, предоставляется в соответствии: с главой 17 Закона Санкт-Петербурга от 09.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»; Порядком предоставления отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки по софиинансированию расходов, связанных с предоставлением услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2015 № 563 «О мерах по реализации главы 17 «Социальная поддержка отдельных категорий лиц в части обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»; Порядком снятия граждан с учета на бесплатное зубопротезирование, утвержденным Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга от 09.06.2017 №352-р.
В качестве дополнительной меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с п.7 статьи 77-1 главы 17 Социального кодекса за счет средств бюджета Санкт-Петербурга установлено право на бесплатное зубопротезирование отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Санкт-Петербурге и являющимися в соответствии с федеральным законодательством Санкт-Петербурга получателями ежемесячной или ежегодной денежной выплаты, а также ежемесячных пожизненных компенсационных выплат, при условии, что доход на одного человека в семье ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Санкт-Петербурге в расчете на душу населения.
В соответствии с п. 4 статьи 79 Социального кодекса Санкт-Петербурга предусмотрено финансирование за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходов, связанных с предоставлением услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением изготовления и ремонта зубных протезов из драгоценных металлов, металлокерамических и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам), в пределах нормативов финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга на предоставление услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов для указанных категорий граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 80 Социального кодекса, постановлением Правительством Санкт-Петербурга от 09.07.2015 № 563 (в Приложении № 3 к данному постановлению) утвержден «Порядок предоставления отдельным категориям граждан дополнительной меры социальной поддержки по финансированию за счет средств бюджета Санкт-Петербурга расходов, связанных с предоставлением услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов».
Согласно п.1.2 Порядка под бесплатным зубопротезированием понимается предоставление услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением изготовления и ремонта зубных протезов из драгоценных металлов, металлокерамических и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам), за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Оплата за счет средств бюджета Санкт-Петербурга производится исходя из стоимости работ по зубопротезированию из обычных материалов.
На основании пункта 2 Порядка, администрации районов Санкт-Петербурга осуществляют постановку граждан на учет на бесплатное зубопротезирование и выдачу направлений на бесплатное зубопротезирование в медицинские организации, прошедшие квалификационный отбор.
Операция по имплантации зубных протезов в качестве медицинской услуги по ортопедическому лечению населения с врожденными и приобретенными дефектами зубов, зубных рядов, альвеолярных отростков, челюстей с опорой на зубные имплантаты входит в Перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских организациях Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства РФ от 08.04.2020 № 458.
При изготовлении зубных протезов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга применяются обычные материалы, предусмотренные нормативами финансирования, ежегодно утверждаемыми Комитетом по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга. Нормативы финансирования расходов бюджета Санкт-Петербурга на предоставление услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов на 2023 год утверждены Распоряжением Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга от 13.12.2022 N 296-р.
Дорогостоящие работы и материалы при изготовлении несъемных зубных протезов в перечень нормативов финансирования не входят и не могут применяться при изготовлении зубных протезов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 09.07.2015 года № 563 (Приложение № 3) бесплатное зубопротезирование - предоставление услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением изготовления и ремонта зубных протезов из драгоценных металлов, металлокерамических и других дорогостоящих материалов, приравненных по стоимости к драгоценным металлам (далее - драгоценные металлы) за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
В случае выявления у гражданина медицинской организацией, в которую гражданин направлен для осуществления бесплатного зубопротезирования, медицинских показаний для проведения зубопротезирования из драгоценных металлов администрация района Санкт-Петербурга в течение пяти рабочих дней дня представления гражданином заключения о наличии указанных медицинских показаний выдает направление на зубопротезирование из драгоценных металлов медицинскую организацию, осуществляющую зубопротезирование из драгоценных металлов. При получении направления на зубопротезирование из драгоценных металлов гражданин дает письменное согласие на оплату за счет собственных средств стоимости драгоценного металла и разницы в стоимости работы между зубопротезированием из драгоценного металла и зубопротезированием из обычных материалов (пункт 2.6 Порядка).
Пунктом 3.5.2 Порядка установлено, что медицинская организация, осуществляющая зубопротезирование из драгоценных металлов:
-при наличии направления на зубопротезирование из драгоценных металлов составляет план зубопротезирования, осуществляет расчет стоимости работы по зубопротезированию драгоценным металлом, а также стоимости драгоценного металла и работы по зубопротезированию из обычных материалов и оформляет заказ- наряд на работу из обычных материалов с указанием суммы, подлежащей возмещению за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в пределах нормативов финансирования;
-направляет копию заказа-наряда на работу из обычных материалов и счет в государственное учреждение для предварительной оплаты;
-осуществляет зубопротезирование из драгоценных металлов после осуществления государственным учреждением перечисления денежных средств, а также получения расчетной суммы от гражданина.
Истцом в материалы дела не представлено достоверных доказательств, подтверждающих факт непереносимости истцом или противопоказаний установление истцу указанных в рациональном плане рационального протезирования акриловых частичных съемных протезов верхней и нижней челюсти по формуле 10/6.
Из представленного истцом протокола осмотра отоларинголога С-Пб ГБУЗ «Городская поликлиника № 43» от 30.06.2023 года не следует, что у истца имеются противопоказания к рациональному зубопротезированию на частичных съемных акриловых протезах верхней и нижней челюстей.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено финансирование за счет средств бюджета Санкт-Петербурга производство дорогостоящих работ и дорогостоящих материалов при изготовлении несъемных протезов.
Материалами дела установлено, что администрацией Кировского района Санкт-Петербурга истцу выдано направление на бесплатно зубопротезирование, не согласившись с рациональным планом протезирования, истец самостоятельно отказался от рационального плана по социальному зубопротезированию, что подтверждается актами от 07.06.2023 года и от 20.07.2023 года, таким образом, истец реализовал свое право на отказ от оказания медицинских услуг.
На основании изложенного, суд не усматривает правовых оснований к удовлетворению исковых требований в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ № 10» ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.