Дело № 2а-4099/2020
УИД 18RS0003-01-2020-003850-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 сентября 2020 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд г. Ижевска в составе:
председательствующего судьи Шахтина М.В.,
при секретаре Исаковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по УР К А.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики обратилось в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по УР К А.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Требования мотивированы тем, что 11.06.2020 года судебным приставом-исполнителем МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике К вынесено постановление о взыскании с Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики исполнительского сбора в размере 50 000 руб. ввиду неисполнения Министерством в установленный срок требований исполнительного документа о предоставлении в пользование Ш жилого благоустроенного помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Министерство не оспаривая законность указанного выше постановления, считает, что имеются основания для освобождения Министерства от взыскания исполнительского сбора ввиду следующего.
С <дата> Министерство в соответствии с подпунктом 4 пункта 8 Положения о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 01.12.2017 № 506, является уполномоченным органом государственной власти Удмуртской Республики по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (дети-сироты), за исключением полномочий по формированию специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе.
Формирование специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относится к полномочиям Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики (подпункт 20.1 пункта 9 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2017 № 550).
Таким образом, Министерство в пределах своих полномочий вправе лишь предоставлять жилые помещения детям-сиротам из специализированного жилищного фонда, но не имеет полномочий по его формированию путем приобретения либо строительства жилых помещений.
Специализированный жилищный фонд формируется Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики на основании проведения закупок для государственных нужд, осуществляемых в соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и постановлением Правительства Удмуртской Республики от 17 января 2018 года № 3 «О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Удмуртской Республики» с соблюдением всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур.
С учетом соблюдения всех необходимых сроков проведения конкурсных процедур на формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот с момента начала процедуры до передачи жилых помещений в Министерство требуется 5 месяцев
В свою очередь Министерству для включения жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда требуется еще 30 дней (пункт 17 постановления Правительства Удмуртской Республики от 04.06.2019 № 229 «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Учитывая, что предоставление жилых помещений детям-сиротам на условиях договора найма специализированного жилого помещения возможно только после включения жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда Министерству для исполнения решения суда законно и объективно требуется около 6 месяцев.
В 2020 году Минстрою УР выделено 347,8 млн.руб на формирование специализированного жилищного фонда.
По итогам 2019 года в собственность Удмуртской Республики передано 132 жилых помещения, из них лишь 15 в г. Ижевске. До конца 2020 года Минстроем УР планируется приобретение еще 25 квартир в г. Ижевске.
На момент вынесения постановления, квартиры, приобретенные в 2019 году в г. Ижевске, были распределены между детьми-сиротами, стоящими в республиканском списке детей-сирот выше Ш
Ш занимает 536 место в очереди на получение жилого помещения, следовательно, исполнение решения суда возможно только после предоставления жилых помещений 535 лицам, стоящим в очереди выше.
Принимая все необходимые и возможные меры к исполнению решения суда, Министерство лишено возможности его исполнения, поскольку не располагает жилыми помещениями в г.Ижевске, принадлежащими Министерству на праве оперативного управления и включенными в состав специализированного жилищного фонда, в необходимом объеме.
Министерство обратилось в Министерство финансов Удмуртской Республики с убедительной просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных средств в размере 804 000 000, 00 рублей на исполнение судебных актов, в том числе судебного решения в отношении Ш До настоящего времени ответ не получен.
Иными организационно-правовыми механизмами исполнения решения суда Министерство не располагает.
Представитель административного истца Ч, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что длительность процедур по оформлению жилого помещения в государственную собственность (5 месяцев), а также срок, необходимый для включения жилого помещения в состав специализированного жилищного фонда (30 дней с даты поступления необходимых документов от Минстроя УР (пункт 17 постановления Правительства Удмуртской Республики от 04.06.2019 № 229 «Об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики для обеспечения жилыми помещениями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без, попечения родителей») лишают Министерство исполнить требования исполнительного документа в установленный пятидневный срок по объективным и уважительным причинам. Учитывая, что Министерством обязательства по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд и дальнейшему предоставлению детям-сиротам выполняются своевременно и в полном объеме, вина Министерства в неисполнении решения суда отсутствует.
Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель МРО по ОИП УФССП России по Удмуртской Республике К Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике в судебное заседание, извещенные о времени и месте его проведения, не явились, о причинах неявки не сообщили, ранее представили возражения, просили в удовлетворении исковых требований отказать, полагали, что отсутствие в специализированном жилищном фонде жилых помещений, длительность процедуры включения жилых помещений в указанный фонд, отсутствие финансирования не может служить основанием для освобождения Министерства от исполнительского сбора.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Положениями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ № «Об исполнительном производстве» установлено, что постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Действия судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу ст. 4 Ф3 «Об исполнительном производстве», исполнительное производство осуществляется на принципах, законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ст. 5 Ф3 «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов. Полномочия судебных приставов-исполнителей определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об органах принудительного исполнения российской федерации» и иными федеральными законами.
Перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом исполнителем и направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и мер принудительного исполнения, то есть действий, указанных в исполнительном документе, или действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу, определен нормами главы 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, установлены ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229- ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и следует из материалов дела, что на исполнении Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по УР находится исполнительное производство <номер>-ИП от 19.03.2020 года об обязании Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики предоставить в пользование Ш по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям г. Ижевска Удмуртской Республики жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории г. Ижевска Удмуртской Республики.
Постановлением от 19.03.2020 года установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований.
В связи с неисполнением требований исполнительного документа в 5дневный срок, установленный для добровольного исполнения, постановлением судебного пристава-исполнителя К А.А. принято решение о взыскании с Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики исполнительского сбора в сумме 50 000 руб.
Согласно положениям ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (часть 2).
В соответствии с ч. 7 ст. 112 того же Федерального закона, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 74 Постановление Пленума от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ). Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).
Административным истцом предприняты меры к исполнению решения суда, однако его исполнение было невозможным в связи с тем, что на момент вынесения постановления специализированный жилищный фонд Минстроем УР не был сформирован, ввиду длительности процедур по приобретению жилых помещений в государственную собственность.
На момент вынесения постановления судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора сделки по приобретению жилых помещений еще не были завершены, специализированный жилищный фонд еще не был сформирован.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики ограничено как бюджетным финансированием, так и установленной административной процедурой.
Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно, вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.
Порядок приобретения жилых помещений для указанной категории лиц определен положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», предполагает приобретение жилых помещений путем проведения электронного аукциона, контракт на покупку может быть заключен не ранее, чем через 10 дней с даты размещения в единой информационной системе протокола проведения торгов электронного аукциона.
Таким образом, действия, направленные на исполнение требований исполнительного документа, а именно обеспечение категорий лиц жилыми помещениями, требуют значительных временных затрат. Административный истец реализует полномочия лишь по включению и распределению жилых помещений, самостоятельно вне установленной законом процедуры не имеет возможности приобрести жилые помещения в целях исполнения решения суда по независящим от него обстоятельствам.
На момент рассмотрения дела сведений об уплате исполнительского сбора, об освобождении от уплаты которого заявлены исковые требования, у суда не имеется. При установленных в суде обстоятельствах основания для удовлетворения административного иска имеются.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Министерства социальной политики и труда Удмуртской Республики к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по УР К А.А., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Министерство социальной политики и труда Удмуртской Республики от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) руб. по постановлению от 11.06.2020г. о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству <номер>-ИП от 19.03.2020г., возбужденного на основании исполнительного листа № ФС 035199871 от 13.03.2020г., выданного Октябрьским районным судом г. Ижевска по гражданскому делу № 2-845/2020.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через районный суд.
Резолютивная часть решения изготовлена судьей в совещательной комнате.
Мотивированное решение изготовлено судьей в окончательной форме 30 сентября 2020 года.
Председательствующий судья М.В.Шахтин