Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11.10.2022г Красногорский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Кавериной О.В.
при секретаре ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа Красногорск, ООО УК «Феникс» о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма, регистрации по месту жительства
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 предъявил к Администрации городского округа Красногорск, ООО УК «Феникс» о признании права пользования жилым помещением, заключении договора социального найма, регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>А, <адрес>. В обоснование исковых требований представитель указал, что истец в период с августа 1979 по 1998 проходил военную службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Является пенсионером Министерства обороны РФ, а также участником боевых действий. Уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Согласно ордеру № от 03.03.1997 года выданному Министерством обороны РФ, (<адрес> КЭЧ <адрес>) ФИО1 на состав семьи из 3-х человек (жена 1963 г.р., сын 1989 г.р. и сын 1992 г.р.) за участие в боевых действиях распределена трехкомнатная квартира, общей площадью 67,9 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, р.<адрес>А, <адрес>.
В 2017 году, истец обратился в Администрацию городского округа <адрес> с соответствующим заявлением на заключение договора социального найма, однако никаких документов на руки не получил. На имя истца приходят платежные квитанции по указанному адресу, на оплату коммунальных и иных услуг с пометкой «социальный найм». Данные квитанции истец исправно оплачивает.
В 2021 году ФИО1 обратился в Администрацию <адрес> с целью получения экземпляра договора социального найма на руки, однако, в устной форме ему сообщено, что такой договор с ним не заключался. Истцом было направлено множество запросов в соответствующие органы, с просьбой предоставить оригинал ордера, а также документы-основания предоставления ему жилого помещения, однако таких данных истцу предоставлено не было.
Считает, что недобросовестное осуществление гражданских прав со стороны ответчиков привело к нарушению прав истца на жилище и лишило возможности воспользоваться данным правом.
Представитель Администрации городского округа Красногорск иск не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель ООО УК «Феникс» оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Третье лицо ФИО3 и представитель третьего лица ОВМ УМВД России по <адрес> в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 15 ранее действующего Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих» (в настоящее время Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ), государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Согласно пункта 6, указанного Закона, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Пункт 10 гласит, что военнослужащие, общая продолжительность военной службу которых составляет 20 лет и более, а также граждане, уволенные с военной службы с указанной продолжительностью военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения, независимо от их размеров, в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов (кроме закрытых военных городков).
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе и членов их семей при перемене места жительства производится с последующим освобождением ими жилых помещений и снятием с регистрационного учета по прежнему месту жительства. При этом данные положения закона не содержат запрета проверки жилищным органом возможности сдачи военнослужащим жилого помещения по месту военной службы на стадии признания его нуждающимся в жилом помещении.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
В силу абзаца первого пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных данных Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (абзацы первый - четвертый).
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ N 297-ФЗ) Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 данного Федерального закона жилыми помещениями: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; предоставление жилого помещения по договору социального найма; предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Частью 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ установлено, что порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с данным Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 34/2011-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и членов их семей" (далее - <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 34/2011-ОЗ) установлен порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ, за счет средств федерального бюджета и наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов <адрес> государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом (статья 1).
Пунктом 1 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 34/2011-ОЗ предусмотрено, что в соответствии с данным Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, которые до ДД.ММ.ГГГГ в установленном Правительством Российской Федерации порядке были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменившие место жительства и принятые в связи с этим органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после ДД.ММ.ГГГГ, в том числе граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более (подпункт "в").
Из материалов дела следует, что ФИО1 в период с августа 1979 по 1998 проходил военную службу в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Является пенсионером Министерства обороны РФ, а также участником боевых действий. Уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
ДД.ММ.ГГГГ истцу Министерством обороны РФ, (<адрес> КЭЧ <адрес>) выдан ордер № на состав семьи из 3-х человек (жена 1963 г.р., сын 1989 г.р. и сын 1992 г.р.) на трехкомнатную квартиру, общей площадью 67,9 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, городской округ Красногорск, р.<адрес>А, <адрес>.
Супруга истца – ФИО4 1963 года рождений умерла ДД.ММ.ГГГГ; сын ФИО5 1992 года рождения умер ДД.ММ.ГГГГ, сын истца – ФИО3, 1989 года рождения, проживает отдельно от истца.
В 2017 году, истец обратился в Администрацию городского округа <адрес> с соответствующим заявлением на заключение договора социального найма, однако никаких документов на руки не получил.
На имя истца приходят платежные квитанции по указанному адресу, на оплату коммунальных и иных услуг с пометкой «социальный найм». Задолженности по оплате истец не имеет.
В 2021 году ФИО1 обратился в Администрацию <адрес> с целью получения экземпляра договора социального найма на руки, однако, в устной форме ему сообщено, что такой договор с ним не заключался. Истцом было направлено множество запросов в соответствующие органы, с просьбой предоставить оригинал ордера, а также документы-основания предоставления ему жилого помещения, однако таких данных истцу предоставлено не было.
В соответствии с выпиской из ЕГРН на объект недвижимости, расположенный по адресу: <адрес>, ГО Красногорск, р.<адрес>А, <адрес>, в графе «Сведения об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, к жилым помещениям наемного дома социального, использования или наемного дома коммерческого использования» - сведения отсутствуют.
В ответ на запрос, направленный истцом в Администрацию городского округа <адрес>, сообщено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, г.о. Красногорск, р.<адрес>А, <адрес> принято в муниципальную собственность ДД.ММ.ГГГГ и числится в реестре муниципального имущества администрации, так же в адрес истца был выслан приказ о приеме в муниципальную собственность Красногорского муниципального района жилищного фонда, расположенного в <адрес> от Нахабинской КЭЧ КЭУ <адрес> обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Судом установлено, что квитанции на оплату коммунальных и иных платежей приходят на имя истца с пометкой о статусе квартиры «муниципальная».
Из справки от 28.03.2022г ООО «УК «Феникс» усматтривается, что все выставленные счета оплачены, задолженности по оплате за ремонт и содержание ж/ф, домофон, антенна, отопление, ХВС, ГВС, электроэнергия и др., нет.
Таким образом, истец добросовестно пользуется жилым помещением по его прямому назначению с 1997 года по настоящее время, задолженности по оплатам за жилое помещение не имеет.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также гарантировала право на жилище.
Из сведений ЕГРН следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ имеет в собственности ? доли в праве общей долевой собственности, на квартиру по адресу: <адрес> данной квартиры составляет 38,9 кв.м. Истец зарегистрирован по указанному адресу по месту жительства.
На указанном основании, администрацией г.о. Красногорск в ответ на обращение от ДД.ММ.ГГГГ, было сообщено о невозможности заключения договора социального найма с истцом.
Вместе с тем, тот факт, что истец является собственником ? доли в квартире общей площадью 38,9 кв.м, не является основанием для отказа в иске, поскольку спорная квартира истцу была предоставлена в установленном законом порядке в соответствующий период времени.
В силу пункта 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В соответствии с п. п. 16, 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Москвы от дата №, регистрация граждан по месту жительства осуществляется при представлении: документа, удостоверяющий личность; заявления установленной формы о регистрации по месту жительства; документа, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
Учитывая, что регистрация по месту жительства носит заявительный характер, к компетенции ООО «УК «Феникс» не относится, суд приходит к выводу о признании права пользования истца спорной квартирой на условиях социального найма, с правом постоянной регистрации по месту жительства, и обязывает администрацию г.о. Красногорск заключить с истцом договор социального найма квартиры по указанному адресу.
Руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования удовлетворить.
Признать за ФИО1 право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>А, <адрес>, на условиях социального найма жилого помещения, с правом постоянной регистрации по указанному адресу..
Обязать Администрацию городского округа Красногорск заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения – квартиры по адресу: <адрес>А, <адрес>,
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца с момента принятия судом решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Каверина