№__
Дело № 2-1416/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Каминской Н.А.,
третьего лица Миколюка Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 сентября 2019 года в городе Инте Республики Коми гражданское дело по иску Акционерного общества "Интауголь" к Государственному учреждению Республики Коми "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения Миколюку Н. А.,
УСТАНОВИЛ:
АО "Интауголь" обратилось в суд с иском к ответчику об отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения Миколюку Н.А. В обоснование своих требований указало, что 16.08.2019 в АО "Интауголь" обратился бывший работник общества Миколюк Н.А., уволенный в связи с ликвидацией организации 14.02.2019, с заявлением о выплате среднего месячного заработка за 5 месяц со дня увольнения. К заявлению, в том числе, приложил решение ГУ РК "ЦЗН г. Инты" от 15.08.2019 №__ о сохранении средней заработной платы за 5 месяц со дня увольнения, в котором указано, что работник обратился в ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в месячный срок после увольнения и не был им трудоустроен по дату, предшествующую решению органа службы занятости, также указано на наличие на иждивении двоих несовершеннолетних детей. По мнению АО "Интауголь", право уволенного работника в связи с ликвидацией организации на получение среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы на основании ч. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ ограничено и связано с исключительностью случая в каждой конкретной ситуации; решение о выплате среднего месячного заработка должно быть мотивировано на основе сведений и документов, удостоверяющих наличие таких обстоятельств, при которых возможно возложение на работодателя дополнительных расходов. При этом таким обстоятельством не может являться только отсутствие в период до шести месяцев со дня увольнения работника подходящей работы.
Истец – АО "Интауголь", ответчик - ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" (далее - ГУ РК "ЦЗН г. Инты") о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Представитель ответчика – ГУ РК "ЦЗН г. Инты" в отзыве на исковое заявление указал, что исковые требования не признает в полном объеме, в ходатайстве представитель просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Третье лицо в судебном заседании с иском не согласился.
Суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Миколюк Н.А. состоял в трудовых отношениях с АО "Интауголь" в должности <....> и был уволен 14.02.2019 по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
С 06.03.2019 Миколюк Н.А. зарегистрирован в ГУ РК "ЦЗН города Инты " в качестве гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы.
Согласно карточке персонального учета гражданина, Миколюк Н.А. имеет специальность <....>, трудовой стаж в должности <....>.
С даты постановки на учет Миколюк Н.А. регулярно обращался в орган службы занятости населения за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен в связи с отсутствием вариантов подходящей работы для гражданина, что подтверждается сведениями ГУ РК "ЦЗН города Инты" о вакансиях (выпиской из регистра).
Направлений на работу третьему лицу не выдавалось. В соответствии с записями в планах поиска работы Миколюк Н.А. самостоятельно активно посещал различные предприятия в целях поиска работы. Вместе с тем в качестве результата рассмотрения обращения по вопросу трудоустройства указано на отсутствие вакансий.
Условия и сроки перерегистрации в качестве лица, ищущего работу, Миколюком Н.А. были соблюдены, отказов от подходящей работы без уважительных причин не установлено.
15.08.2019 Миколюк Н.А. обратился в ГУ РК "ЦЗН города Инты" с заявлением о принятии решения о сохранении среднемесячного заработка за пятый месяц со дня увольнения.
Решением ГУ РК "ЦЗН города Инты" от 15.08.2019 №__ за Миколюком Н.А. признано право на сохранение средней заработной платы за пятый месяц со дня увольнения с 15.06.2019 по 14.07.2019. Исключительным случаем признано наличие на иждивении двоих несовершеннолетних детей.
Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 ТК РФ (ст. 313-327).
Согласно ч. 1 ст. 313 ТК РФ государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (ч. 2 ст. 313).
Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации определены ст. 318 ТК РФ.
Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 ТК РФ).
В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяц со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2017), утвержденному 26.04.2017 Президиумом Верховного Суда РФ, в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения. Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника. По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения. Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
Из личного дела Миколюка Н.А. усматривается, что он состоит в браке, имеет на иждивении несовершеннолетнего сына __.__.__ года рождения, и несовершеннолетнюю дочь __.__.__ года рождения, являющихся учениками <....> классов <....>
Согласно пояснениям третьего лица, его супруга не работает, осуществляет уход за старшим сыном, который регулярно проходит обследование и лечение в ____ и в ____ в связи с имеющимся заболеванием.
На основании сведений Центра ПФР в РК Миколюк Н.А. является получателем страховой пенсии по старости с 18.12.2014, размер пенсии за январь и февраль 2019 года составлял <....> руб. ежемесячно, с марта 2019 года по июнь 2019 года - <....> руб. ежемесячно, в июне 2019 года произведена доплата <....> руб. за предыдущие периоды, за июль 2019 года размер пенсии составил <....> руб., с августа 2019 года - <....> руб. С 01.05.2019 Миколюку Н.А. назначена ежемесячная доплата к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности, размер которой с 01.09.2019 составил <....> руб.
На основании сведений ГБУ РК "ЦСЗН города Инты" Миколюк Н.А. является получателем мер социальной поддержки в виде республиканской ежемесячной денежной выплаты в размере <....> руб. ежемесячно, и получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по категории "<....>", которая в среднем за период с февраля 2019 года по август 2019 года включительно составила <....> руб.
Из справки АО "Интауголь" видно, что при увольнении Миколюку Н.А. было выплачено выходное пособие в размере <....> руб., средний заработок третьего лица за второй месяц трудоустройства составил <....> руб., за третий – <....> руб., за четвертый <....> руб. Сумма по сохранению среднего заработка за четвертый месяц Миколюку Н.А. по состоянию на 19.09.2019 не перечислена.
ФИО1, __.__.__ года рождения, с 18.11.2015 является <....>. Государственная пенсия <....> по состоянию на 18.09.2019 составляет <....> руб. Ежемесячная денежная выплата по состоянию на 18.09.2019 составляет <....> руб. Супруга третьего лица получает выплаты неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход, в размере <....> руб.
Фактически получаемый доход семьи третьего лица, исходя из количества четырех человек за период со дня увольнения по день принятия оспариваемого решения, превышает установленную величину прожиточного минимума, составляющего для трудоспособного населения северной природно- климатической зоны Республики Коми во 2 квартале 2019 года 15 959 руб., для детей – 15 428 руб.
Вместе с тем судом принято во внимание, что оба супруга являются безработными, в случае отсутствия третьему лицу выплаты среднего заработка на период трудоустройства, общий доход семьи не будет составлять прожиточного минимума, в связи с чем, нахождение на иждивении супругов двоих несовершеннолетних детей, один из которых имеет тяжелое заболевание и нуждается в постоянном лечении и периодических обследованиях, можно расценивать в качестве исключительного случая в том понимании, которое изложено в ст. 318 ТК РФ.
Таким образом, суд приходит к выводу, что решение ГУ РК "ЦЗН города Инты" не носило произвольный характер, при его принятии были учтены как формальные условия возникновения у работника права на получение соответствующей выплаты, предусмотренные ч. 2 ст. 318 ТК РФ, так и наличие исключительных обстоятельств, позволяющих признать Миколюка Н.А. социально незащищенным и требующим дополнительной материальной поддержки на период трудоустройства в виде сохранения за ним среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения, в связи с чем требования АО "Интауголь" об отмене решения от 15.08.2019 №__ подлежат отклонению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать АО "Интауголь" в иске к ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" об отмене решения ГУ РК "Центр занятости населения города Инты" от 15.08.2019 №__ о сохранении среднего месячного заработка за пятый месяц со дня увольнения Миколюку Н. А..
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25.09.2019.
Судья |
И.М. Румянцева |
<....> |
<....> |