№ 12-69/2017
РЕШЕНИЕ
Судья Сыктывдинского районного суда Республики Коми Щенникова Е. В.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
05 апреля 2017 года жалобу администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» на постановление начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми – старшего судебного пристава от 22 февраля 2017 года о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - старшего судебного пристава Поляковой Т. А. № 11022/17/3250 от 22.02.2017 администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обратилась в Сыктывдинский районный суд с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица. В обоснование доводов жалобы указывает, что вины администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в неисполнении требований исполнительного документа не имеется, поскольку в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 органы местного самоуправления не имеют собственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и закупки жилых помещений для предоставления их детям-сиротам. Денежные средства для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот поступают в бюджет муниципального района в виде субвенций из средств республиканского и федерального бюджета. На указанные цели из средств республиканского бюджета выделены субвенции в размере <данные изъяты> и из средств федерального бюджета – в размере <данные изъяты>. При этом, администрация не отказывается от предоставления жилых помещений специализированного жилого фонда. Считает, что нарушение сроков исполнения требований исполнительного документа вызвано объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля администрации.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Сёмина О. В. доводы жалобы поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении Полякова Т. А. и должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, Стрекалова А. В. в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили оставить постановление без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу ст. 5, 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава- исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом- исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из материалов дела следует, что 02.11.2016 судебным приставом-исполнителем ОСП по Сыктывдинскому району на основании исполнительного листа ФС № 011622494 от 10.10.2016, выданного Сыктывдинским районным судом Республики Коми по делу № 2-1450/2016 возбуждено исполнительное производство № 13547/16/11022-ИП. Предметом исполнения является возложение на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанности предоставить О. на условиях договора найма жилого помещения специализированного жилищного фонда, благоустроенное жилое помещение в пределах территории муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», не ниже установленных норм предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, отвечающее установленным санитарным и техническим нормам.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 16.11.2016 с администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб., за неисполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения требований.
18.11.2016 судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вручено требование об исполнении решения Сыктывдинского районного суда Республики Коми по делу № 2-1450/2016 в срок до 01.01.2017.
В указанном требовании должнику разъяснены последствия неисполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
В срок, установленный для добровольного исполнения, должник требования, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнил.
Обстоятельства совершения администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» вмененного ей административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении № 200/17/11022-АП, материалами исполнительного производства № 13547/16/11022-ИП.
На основании ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Однако сведений о том, что администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа, в материалах дела не имеется.
Кроме того, в своих объяснениях от 10.02.2017 и в судебном заседании представители администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» не отрицали, что с момента возбуждения исполнительного производства взыскателю О.. не предлагались жилые помещения во исполнение решения суда.
Указанные заявителем причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа, нельзя признать уважительными, поскольку под уважительными причинами необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. № 13-П).
Обстоятельства, на которые ссылается должник к числу обстоятельств непреодолимой силы, непреодолимых препятствий, предусмотренных ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», не относятся.
Также следует отметить, что совершенное администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» административное правонарушение посягает на институт судебной власти и в соответствии с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека исполнение решения суда должно рассматриваться в качестве составной части «судебного разбирательства», в связи с чем органы власти не могут ссылаться на отсутствие денежных средств и иных ресурсов в качестве оправдания для неисполнения судебного решения.
Таким образом, действия администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» образуют состав вмененного ей административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и начальник Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - старший судебный пристав Полякова Т. А. пришла к обоснованному выводу о законном привлечении администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к административной ответственности на основании указанной нормы.
Порядок и срок привлечения администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» к административной ответственности соблюдены.
Поскольку административное наказание администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» назначено надлежащим должностным лицом, в пределах, установленных законом за совершение данного административного правонарушения, с учетом как смягчающих, так и отягчающих обстоятельств, в минимально возможном размере, суд не находит оснований для отмены, либо изменения постановления об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Постановление начальника Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми - старшего судебного пристава Поляковой Т. А. № 11022/17/3250 от 22 февраля 2017 года о признании администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей – оставить без изменения, жалобу администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Щенникова