№2-557/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Астраханская область г. Харабали 30 ноября 2018г.
Харабалинский районный суд Астраханской области в составе
председательствующего судьи Лесниковой М.А.,
при секретаре судебного заседания Демисеновой А.С.,
с участием помощника прокурора Харабалинского района Астраханской области Кантемировой Д.С.,
представителя истца Дмитриева В.В.,
представителя третьего лица Лозовой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» к Ершовой В.А. о признании прекратившей право пользования жилым помещением, расторжении договора найма жилого помещения,
установил:
Государственное бюджетное учреждение Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» (далее по тексту - ГБУ АО «Дирекция энергосбережения и ЖКХ») обратилось в суд с иском к Ершовой А.А. о признании прекратившей право пользования жилым помещением, расторжении договора найма жилого помещения. В обоснование иска указав, что 26 декабря 2014г. распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области № «О включении государственного имущества Астраханской области в Реестр государственного имущества Астраханской области, изъятии его из оперативного управления и закреплении его на праве оперативного управления» за ГБУ АО «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» закреплено на праве оперативного управления государственное имущество Астраханской области, а именно однокомнатная квартира<адрес>. В соответствии с данным распоряжением истец зарегистрировал право оперативного управления на переданное государственное имущество, о чём в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05 февраля 2015г. сделана запись регистрации№. Распоряжением министерства социального развития и труда Астраханской области от 29 декабря 2014г. № «О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда» квартира<адрес> предоставлена Ершовой В.А. 30 декабря 2014г. с ответчиком был заключён договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Астраханской области. В соответствии с уставом ГБУ АО «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» на учреждение возложена организация содержания, надлежащего использования жилых помещений маневренного фонда и жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Астраханской области, а также обеспечение их надлежащего санитарного и технического состояния. В рамках исполнения возложенных на ГБУ АО «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» функций и полномочий истцом проводились ежемесячные обследования жилых помещений специализированного жилищного фонда по адресу:<адрес> С момента заключения договора и по настоящее время комиссия спорное жилое помещение не обследовала, в связи с отсутствием доступа в квартиру. Право пользования жилым помещением утрачивается или прекращается в случае прекращения или расторжения договора найма, а также в силу п. 3 ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой договор найма считается расторгнутым в случае выезда нанимателя и членов семьи в другое место жительства. Просит суд признать ответчика Ершову В.А. прекратившей право пользования жилым помещением, расположенным по адресу:<адрес> Расторгнуть договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Астраханской области№ 30 декабря 2014г. Взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 6000 руб.
Определением суда от 04 сентября 2018г. (в протокольной форме) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца, привлечены - агентство по управлению государственным имуществом Астраханской области, министерство социального развития и труда Астраханской области. В порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечён ОВМ ОМВД России по Харабалинскому району Астраханской области. Определением суда от 10 октября 2018г. (в протокольной форме) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация МО «Харабалинский район».
Представители ОВМ ОМВД России по Харабалинскому району Астраханской области, агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области, администрации МО «Харабалинский район», ответчик Ершова В.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК Российской Федерации), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании представитель истца Дмитриев В.В. исковые требования поддержал, просил удовлетворить. Суду пояснил, что непроживание ответчика в жилом помещении, а также невнесение платы за коммунальные услуги, являются основаниями для расторжения договора найма жилого помещения.
Представитель министерства социального развития и труда Астраханской области Лозовая Н.П. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Помощник прокурора Кантемирова Д.С. просила суд отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истцом не представлено доказательств в обоснование своих требований.
Выслушав стороны, заключение прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Право на жилище закреплено в п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, в которой содержится ряд гарантий реализации этого права, в частности принцип невозможности произвольного лишения кого-либо принадлежащего ему жилья.
Указанное положение Конституции Российской Федерации согласуется с ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ, другими федеральными законами.
Согласно п. 8 ч. 11 ст.92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения) относятся: жилые помещения для детей -сироти детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1, 2 ст.99 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц подоговорамнайма специализированных жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются подоговорамбезвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилым помещениями в соответствующем населенном пункте.
Согласно ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, подоговорунайма специализированного жилого помещения одна сторона- собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне- гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В соответствии с положениями ст. 101 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма специализированного жилого помещения может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в иных предусмотренных статьёй 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, случаях.
В соответствии со ст. 83 Жилищного кодекса Российской Федерации, расторжение договора социального найма жилого помещения по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае:
1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более шести месяцев;
2) разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
4) использования жилого помещения не по назначению.
Частью 5 ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерациипредусмотрено, что дети-сиротыи дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населённого пункта.
В силу п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при рассмотрении иска наймодателя о расторжении договора социального найма жилого помещения и выселении нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма в связи с невнесением ими платы за жилое помещение и коммунальные услуги в течение более шести месяцев без уважительных причин (пункт 1 части 4 статьи 83, статья 90 ЖК РФ) суду необходимо установить, по каким причинам и в течение какого периода времени нанимателем и членами его семьи (дееспособными или ограниченными судом в дееспособности) не исполнялась обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Разрешая указанный спор, судам следует исходить из того, что, по смыслу пункта 1 части 4 статьи 83 и статьи 90 ЖК РФ, обстоятельством, имеющим юридическое значение, является невнесение нанимателем и членами его семьи названных платежей непрерывно более чем шесть месяцев подряд. К уважительным причинам невнесения нанимателем и членами его семьи платы за жилое помещение и коммунальные услуги судом могут быть, например, отнесены: длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии; тяжелое материальное положение нанимателя и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь нанимателя и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др. Заявленный иск не может быть удовлетворён, если суд придет к выводу об уважительности причин невнесения платы нанимателем и членами его семьи за жилое помещение и коммунальные услуги более чем шесть месяцев подряд.
Судом установлено, что 26 декабря 2014г. распоряжением агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области № «О включении государственного имущества Астраханской области в Реестр государственного имущества Астраханской области, изъятии его из оперативного управления и закреплении его на праве оперативного управления» за ГБУ АО «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» закреплено на праве оперативного управления государственное имущество Астраханской области, а именно однокомнатная квартира<адрес> (л.д. 12-16, л.д. 52).
Согласно Федеральному закону от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ, Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29 февраля 2012г. №15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена федеральная гарантия обеспечения бесплатным жильём.
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (статья 8 Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).
Решением Кировского районного суда г.Астрахани от 26 апреля 2013г. суд обязал Правительство Астраханской области предоставить Кашубе (Ершовой) В.А., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, пригодное для постоянного проживания и отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, общей площадью не ниже нормы предоставления на состав семьи 1 человек.
Согласно ч. 6 ст. 15 Закона Астраханской области от 10 октября 2006г. №75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным в соответствии со статьёй 10 Закона Астраханской области от 11 февраля 2002г. №6/2002-ОЗ «О защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Астраханской области».
В силу ч. 1, 5 ст. 20.1 Закона Астраханской области от 10 октября 2006г. №75/2006-ОЗ «О предоставлении жилых помещений в Астраханской области» лицам, указанным в части 6 статьи 15 настоящего Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия уполномоченным органом однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Астраханской области по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Астраханской области с учётом положений настоящей статьи.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящей статьёй, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 6 статьи 15 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключён на новый пятилетний срок по решению уполномоченного органа. Порядок выявления указанных обстоятельств устанавливается Правительством Астраханской области.
Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключён на новый пятилетний срок не более чем один раз.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в части 6 статьи 15 настоящего Закона, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, уполномоченный орган, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда, и заключить с лицами, указанными в части 6 статьи 15 настоящего Закона, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном Правительством Астраханской области.
Распоряжением министерства социального развития и труда Астраханской области от 29 декабря 2014г. № «О предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилищного фонда» квартира<адрес> была предоставлена Ершовой В.А., поскольку она относится к числу лиц, оставшихся в детском возрасте без попечения родителей (л.д. 11).
30 декабря 2014г. между ГБУ АО «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» и Ершовой В.А. был заключён договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Астраханской области№№, в соответствии с которым наймодатель передаёт Ершовой В.А. (нанимателю) жилое помещение, состоящее из квартиры общей площадью 33,9 кв.м, расположенное <адрес> для временного проживания в нём. Передаваемое жилое помещение является благоустроенным, не бывшим в пользовании другими лицами, пригодным для проживания в нём применительно к условиям г.Харабали Астраханской области. Предоставляемое жилое помещение отнесено к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на основании распоряжения Правительства Астраханской области от 26 декабря 2014г. № «О включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Астраханской области». Срок действия договора 5 лет - с 30 декабря 2014г. по 30 декабря 2019г.
Согласно условиям договора наниматель имеет право: на пользование жилого помещения для проживания, в том числе с членами своей семьи. Наниматель обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации; соблюдать правила пользования жилым помещением; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать в надлежащем состоянии жилое помещение; проводить текущий ремонт жилого помещения; своевременно вносить плату за коммунальные услуги (обязательные платежи); допускать в жилое помещение представителя наймодателя для осмотра технического состояния жилого помещения, санитарно-технического и иного оборудования, находящегося в нём, а также для выполнения необходимых работ; осуществлять пользование жилым помещением с учётом соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства. Наниматель несёт иные обязанности, предусмотренные законодательством. Временное отсутствие нанимателя и членов его семьи не влечёт изменения их прав и обязанностей по договору.
Наймодатель имеет право: требовать своевременного внесения платы за коммунальные услуги; требовать соблюдения правил пользования жилым помещением, обеспечения сохранности жилого помещения, поддержания жилого помещения в надлежащем состоянии, соблюдения прав и законных интересов соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Расторжение договора по требованию наймодателя допускается в судебном порядке в случае: невнесения нанимателем платы за коммунальные услуги в течение более 6 месяцев; разрушения или повреждения жилого помещения нанимателем или членами его семьи; систематического нарушения нанимателем или членами его семьи прав и законных интересов соседей; использования нанимателем или членами его семьи жилого помещения не по назначению (л.д. 53-57).
В ходе проведённых обследований состояния жилых помещений специализированного жилищного фонда по адресу<адрес> за период 2015 по 2018 годы следует, что доступ в квартиру ответчика обеспечен не был, о чём представлены соответствующие акты, составленные представителями ГБУ АО «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» и специалистами ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района», ОМВД России по Харабалинскому району Астраханской области (л.д. 58-89).
Согласно информации МУП «Жилищно-коммунальное хозяйство «Южное» МО «Город Харабали» от 25 апреля 2018г. № у ответчика Ершовой В.А. имеется задолженность по оплате коммунальных услуг на сумму 34994,76 руб. (л.д. 90).
В контрольном акте обследования жилого помещения, проведённого представителем ГКУ Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Харабалинского района» от 19 сентября 2018г. указано, что провести осмотр квартиры по адресу:<адрес> не представилось возможным, т.к. квартира закрыта.
Ответчик Ершова В.А. состоит в <данные изъяты>, на иждивении имеет четверых несовершеннолетних детей: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4
Согласно письменному ответу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Ахтубинском районе Астраханской области от 12 ноября 2018г. Ершова В.А. в декабре 2015 года обратилась с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплату процентов по займу, заключённому с кредитным потребительским кооперативом на приобретение жилья по адресу: <адрес>
Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: Астраханская <адрес> оформлены в общую долевую собственность по 1/5 доле за каждым на ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4
Вместе с тем, суд учитывает, что ответчику Ершовой В.А. по договору найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Астраханской области№ от 30 декабря 2014г. предоставлена квартира для временного проживания сроком на пять лет, что является государственной гарантией обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей в детском возрасте, жилым помещением в целях их социальной адаптации к самостоятельной жизни в обществе.
Право общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес> оформлено ответчиком Ершовой В.А. 09 декабря 2015г., т.е. после заключения договора найма жилого помещения.
Судом установлено, что в одностороннем порядке от прав и обязанностей по договору найма жилого помещения от 30 декабря 2014г. ответчик Ершова В.А. не отказывалась, состоит на регистрационном учёте в спорной квартире, временно выехала из предоставленного ей жилого помещения в другое место жительства, по семейным обстоятельствам.
Невнесение Ершовой В.А. платы за коммунальные услуги в течение более 6 месяцев, не может являться достаточным основанием для признания ответчика прекратившей право пользования жилым помещением и расторжения договора найма жилого помещения от 30 декабря 2014г., поскольку не исключает права истца на иной способ защиты.
Таким образом, оценив представленные доказательства и установленные обстоятельства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объёме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Государственного бюджетного учреждения Астраханской области «Дирекция энергосбережения и ЖКХ» к Ершовой В.А. о признании прекратившей право пользования жилым помещением, расторжении договора найма жилого помещения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Астраханского областного суда в течение месяца со дня изготовления его полного текста через районный суд, вынесший решение.
Судья М.А. Лесникова
Решение в окончательной форме изготовлено 04 декабря 2018г.
Судья М.А. Лесникова