дело № 2-1790/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 октября 2018 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе председательствующей судьи Старчак Т.А.,
при секретаре Швецовой Н.С.,
с участием третьего лица на стороне истца Каплунас М.В.,
представителя ответчика Канашиной Е.Б., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каплунас Н.В. к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края о праве на получение пособия,
у с т а н о в и л :
уведомлением Межрайонного территориального управления № 7 Министерства социального развития Пермского края от <дата> Каплунас Н.В. отказано в получении государственной услуги по назначению и выплате единовременного социального пособия неработающей беременной женщине из малоимущей семьи ввиду превышения среднедушевого дохода семьи величине прожиточного минимума в Пермском крае.
Данное решение оспаривается Каплунас Н.В. в судебном порядке, согласно заявленных в суд требований Каплунас Н.В. просит признать незаконным решение МТУ № 7 Министерства социального развития Пермского края об отсутствии у нее права на получение государственной услуги- пособия неработающим беременным женщинам из малоимущих семей на основании превышения среднедушевого дохода; обязать ответчика рассмотреть ее заявление о получении государственной услуги по назначению и выплате единовременного социального пособия, исключив из расчета совокупного душевого дохода семьи за период с <дата> по <дата> доходы ее мужа Каплунас М.В. по месту работы в <данные изъяты>; возложить на ответчика обязанность принять новое решение о назначении и выплате ей единовременного социального пособия с <дата>.. В обоснование заявленных требований истцом указано, что <дата>. Каплунас Н.В. обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей и выплате единовременного социального пособия в соответствии с разделом 2 Положения о порядке назначения и выплаты единовременного социального пособия и замене единовременного социального пособия натуральной помощью неработающим беременным женщинам из малоимущих семей, кормящим матерям из малоимущих семей, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 06.07.2007г. № 130-П от 10.05.2018г. «О предоставлении мер социальной поддержки малоимущим семьям, имеющим детей и беременным женщинам», к заявлению приложила все необходимые документы о размере среднедушевого дохода семьи. Позже по требованию ответчика была предоставлена распечатка книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, принимающих упрощенную систему налогообложения <данные изъяты> директором которого является ее муж Каплунас М.В., за <дата> Ответчик на признал за ней право на получение пособия, необоснованно приняв при расчете среднедушевого дохода семьи в качестве доходов ее мужа по месту работы в <данные изъяты> данные книги учета доходов и расходов <данные изъяты> в сумме 40 00 рублей за <дата>., 5 350руб. за <дата>, 57 000 рублей за <дата>., поскольку данные сведения свидетельствуют о доходе общества с ограниченной ответственностью, но не о доходе ее мужа, как сотрудника общества. Ответчиком необоснованно не были приняты во внимание данные о доходах мужа по месту работы в <данные изъяты> согласно справки о размере заработной платы в сумме 8912.50 руб. за <дата>., за <дата>. в сумме 9750руб., за <дата>. в сумме 9750 руб.
Истица была извещена о времени рассмотрения дела, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, на иске настаивала.
Каплунас М.В., привлеченный судом к участию в деле в качестве третьего лица на стороне истца, в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что истица его жена, обратилась к ответчику за получением данного пособия при беременности 30 недель, ответчику были предоставлены справки о доходе их семьи, состоящей из двух человек на момент обращения за получением пособия с Центра занятости населения г. Соликамска о размере пособия по безработице жены и по месту его работы. Он является директором Фонда развития города <данные изъяты> и единственным учредителем и директором <данные изъяты>. Ответчик необоснованно принял к расчету среднедушевого дохода их семьи доходы общества с ограниченной ответственностью <данные изъяты>. Несмотря на то, что он является единственным учредителем и директором данного общества, у него в подчинении работают сотрудники, общество несет иные расходы, связанные с его деятельностью.
Представитель ответчика возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая в обоснование возражений, что право на получение единовременного социального пособия беременной женщине из малоимущей семьи истица не имеет ввиду превышения размера среднедушевого дохода семьи по отношению к величине прожиточного минимума в Пермском крае, составляющего на момент обращения истицы с заявлением 10 098 руб. Управлением повторно произведен расчет среднедушевого дохода семьи Каплунас, при этом, данные книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения <данные изъяты> во внимание не принимались, в расчет среднедушевого дохода семьи включены: пособие по безработице Каплунас Н.В. ежемесячно по 5 635 руб. с <дата> по <дата> доходы Каплунас М.В. по месту работы <данные изъяты> с <дата>. по <дата>. ежемесячно по 10 915.80 руб. согласно справки фонда, подготовленной на основании расчетно-платежных ведомостей заработной платы; доходы по месту работы в <данные изъяты> за <дата> в сумме 8 466.88 руб., за <дата> 8 912.50 руб., за <дата>. в сумме 9 750 руб. согласно справки общества, подготовленной на основании расчетно-платежных ведомостей. При этом, размер совокупного дохода семьи составил 25 593,93 руб., среднедушевой доход семьи составил 12 796.96 руб., что превышает величину прожиточного минимума в Пермском крае- 10 098 руб.
Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно Федерального законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" государственная социальная помощь оказывается в целях поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Закон Пермской области от 09.09.1996 N 533-83 «О социальных гарантиях и мерах социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Пермском крае» систематизирует социальные гарантии, предоставляемые на краевом уровне, направленные на улучшение жизнедеятельности семьи и ее отношений с обществом, устанавливает меры социальной поддержки семей, имеющих детей, за счет средств краевого бюджета.
Согласно ст. 21 данного закона неработающим беременным женщинам из малоимущих семей с 30 недель беременности, работающим беременным женщинам из малоимущих семей с 30 неделями беременности, кормящим матерям из малоимущих семей выплачивается единовременное социальное пособие в размере 1150 рублей(с последующей индексацией указанного размера).
Порядок назначения и выплаты данного социального пособия определен Постановлением Правительства Пермского края от 6 июля 2007 г. № 130-П «О предоставлении мер социальной поддержки малоимущим семьям, имеющим детей, и беременным женщинам» в утвержденном данным постановлением Положении о порядке назначения и выплаты единовременного социального пособия и замене единовременного социального пособия натуральной помощью неработающим беременным женщинам из малоимущих семей, работающим беременным женщинам из малоимущих семей, кормящим матерям из малоимущих семей.
Согласно п. 1.2 Положения социальное пособие в размере 1150 рублей назначается малоимущим одиноко проживающим беременным женщинам и беременным женщинам, проживающим в семьях, кормящим матерям, имеющим среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае. Выплата социального пособия производится с учетом размера индексации, устанавливаемого законом Пермского края о бюджете Пермского края на очередной финансовый год и плановый период.
В соответствии с п. 2.1, 2.4 Положения решение о назначении социального пособия принимается территориальным органом Министерства социального развития Пермского края по месту жительства либо по месту пребывания беременной женщины, кормящей матери, в течение 10 дней с момента представления заявителем пакета документов. Территориальный орган вправе проверить представленные заявителем сведения. Результаты проверки оформляются актом, который подписывается членами комиссии, проводившими проверку, и заверяется печатью территориального органа.
В соответствии с п. 2.7 Положения при определении права на социальное пособие учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и одиноко проживающей беременной женщины или кормящей матери производится в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи».
Полученный размер дохода сравнивается с величиной прожиточного минимума, установленного в среднем по Пермскому краю на душу населения на момент обращения заявителя.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи» расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для решения вопроса о признании их малоимущими и об оказании им государственной социальной помощи осуществляется органом социальной защиты населения по месту их жительства либо пребывания, в который поступило письменное заявление гражданина или лица, являющегося его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4, 5 закона расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. При расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Каплунас Н.В. обратилась в Межрайонное территориальное управление № 7 Министерства социального развития Пермского края <дата> с заявлением на получение единовременного социального пособия беременной женщине из малоимущей семьи с 30 недель беременности.
Ответчиком истцу отказано в праве на получение данного пособия, суд соглашается с решением ответчика по следующим основаниям.
Из представленных сторонами документов следует, что семья истицы на момент обращения к ответчику состояла из двух человек: истицы и ее мужа Каплунас М.В., при расчете среднедушевого семьи ответчиком приняты во внимание указанные истцом доходы семьи за три последних календарных месяца, предшествующие месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи, а именно, за <дата> года. Доходы семьи составили: заработная плата Каплунас М.В. по месту работы <данные изъяты> с <дата>. по <дата>. ежемесячно по 10 915.80 руб., доходы по месту работы в <данные изъяты> за <дата>. в сумме 8 466.88 руб., за <дата>. 8 912.50 руб., за <дата>. в сумме 9 750 руб. согласно справки общества, подготовленной на основании расчетно-платежных ведомостей, пособие по безработице Каплунас Н.В. ежемесячно по 5 635 руб. с <дата> по <дата>,
Расчет размера среднедушевого дохода семьи составил:
8 466.88+10 915.80+10915.80+8 912.50+9 750+10 915.80+5635+5635+5635=76 781.78руб : 3=25 593.93 (размер совокупного дохода): 2 = 12 796.96руб. (размер среднедушевого дохода), что превышает установленный в Пермском крае за 1 квартал 2018 г. размер прожиточного минимума на душу населения 10 098 руб.
Постановлением Правительства Пермского края от 27.04.2018г. № 230П величина прожиточного минимума в Пермском крае на душу населения за 1 квартал 2018 г. составила 10 098 руб.
В соответствии с п. 2.8 Положения о порядке назначения и выплаты единовременного социального пособия и замене единовременного социального пособия натуральной помощью неработающим беременным женщинам из малоимущих семей, работающим беременным женщинам из малоимущих семей, кормящим матерям из малоимущих семей территориальный орган отказывает заявителю в назначении социального пособия в случае превышения уровня доходов семьи или одиноко проживающей беременной женщины, кормящей матери величины прожиточного минимума, установленного в Пермском крае.
С учетом изложенного, суд приходит к убеждению о том, что право на получение данного вида пособия у истца отсутствует.
То обстоятельство, что решение ответчика об отказе в назначении пособия принималось с учетом данных о доходе согласно книги учета доходов и расходов <данные изъяты> а не данных о размере заработной платы Каплунас М.В., как директора данного общества, не имеет юридически значимого обстоятельства при разрешении данного спора, поскольку, разрешая данный спор, суд проверял наличие либо отсутствие у истца права на получение пособия.
Истица обратилась в суд с административным иском, согласно требований которого оспаривала решение ответчика об отказе в назначении пособия согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. При принятии заявления к рассмотрению суд, руководствуясь Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в соответствии с положениями которого не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ служебные споры, в том числе дела, связанные с доступом и прохождением различных видов государственной службы, муниципальной службы, а также дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав, с учетом предоставленного суду права определять вид производства по делу в целях разрешения спора, определил вид спора, как спор, вытекающий из гражданско-правовых правоотношений и при рассмотрении настоящего спора не установил права истицы на получение пособия.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не находит.Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Каплунас Н.В. отказать в удовлетворении заявленных к Межрайонному территориальному управлению № 7 Министерства социального развития Пермского края исковых требований о признании незаконным решения об отсутствии права на получение государственной услуги: пособия неработающим беременным женщинам из малоимущих семей на основании превышения среднедушевого дохода, возложении обязанности исключения из расчета совокупного и душевого дохода семьи за период с <дата> по <дата>. доходов <данные изъяты> возложении обязанности назначить и выплатить единовременное социальное пособие неработающим беременным женщинам из малоимущих семей с учетом первоначально установленного срока исполнения услуги <дата>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме (<дата>.), с принесением апелляционной жалобы в Соликамский суд.
Судья Т.А.Старчак