Судья Хазова В.Н. Дело № 33-3972/2024
№ 2-743/2023
УИД 77RS0002-02-2022-024512-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
6 марта 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Тахирова Э.Ю.
судей Славгородской Е.Н., Фетинга Н.Н.
при секретаре Черникове С.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сальского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» об обязании устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности, по апелляционной жалобе Филиала ОАО «РЖД» Северо-Кавказская железная дорога на решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 8 декабря 2023 года, заслушав доклад судьи Славгородской Е.Н., судебная коллегия
установила:
Сальский транспортный прокурор Южной транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, в котором просил обязать ОАО «РЖД» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований законодательства о транспортной безопасности на железнодорожной станции Зимовники Северо-Кавказской железной дороги, в том числе: - образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры подразделение транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасное объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов; - ограничить доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры; - оснастить объект транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней; - выделить и оборудовать в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; - оснастить пункт управления обеспечением транспортной безопасности средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие; - обеспечить в процессе эксплуатации объекта транспортной инфраструктуры непрерывное функционирование пункта управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработку и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности; - обеспечить в пункте управления обеспечением транспортной безопасности видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности; - обеспечить защиту технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры от несанкционированного доступа к элементам управления, обработки и хранения данных, а также поддерживать средства связи в постоянной готовности к использованию; - организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры.
В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что Сальской транспортной прокуратурой во исполнение задания Южной транспортной прокуратуры от 07.10.2022 № 23/1-25-2022/5257 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
Установлено, что железнодорожная станция Зимовники Северо-Кавказской железной дороги решением Росжелдора от 20.05.2021 внесена в Реестр ОТИ, не подлежащих категорированию (реестровый № ЖСТ 403286). 12.07.2021 утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Зимовники СКЖД.
В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении железнодорожной станции Зимовники Северо-Кавказской железной дороги, что свидетельствует о его обязанности обеспечивать транспортную безопасность на указанном объекте.
Во исполнение требований указанного выше закона, Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 № 1635 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта, не подлежащих категорированию (далее - Требования № 1635).
В силу абзаца 4 Требований № 1635 документ является обязательным для исполнения СТИ.
Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что на железнодорожной станции Зимовники в нарушение пп. «г» п. 5 Требований № 1635 СТИ не выполнены обязательные требования по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В нарушение пп. «б» п. 6 Требований № 1635 на объекте не ограничен доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;
В нарушение пп. «в» п. 6 Требований № 1635 ОТИ не оснащен в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней;
В нарушение пп. «г, д, е, ж» п. 6 Требований № 1635 на ОТИ отсутствуют отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности), оснащенный средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие; не обеспечено непрерывное функционирование пункта управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности; отсутствует видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности в пункте управления обеспечением транспортной безопасности;
В нарушение пп. «к» п. 6 Требований № 1635 на ОТИ не организован пропускной и внутриобъектовый режимы в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры.
Кроме того, отсутствует возможность реализации требований пп. «л» п. 6 Требований № 1635 по обеспечению силами обеспечения транспортной безопасности реагирования на выявленные нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, на угрозу совершения акта незаконного вмешательства.
Указанные обстоятельства подтверждают невыполнение СТИ в лице Сальского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» пп. «е» п. 5 Требований № 1635 о реализации мероприятий, предусмотренных паспортами ОТИ, для эксплуатируемых ОТИ в течение 1 года со дня вступления в силу Требований № 1635, т.е. не позднее 16.04.2022.
Вышеизложенное свидетельствует о необеспечении защиты от актов незаконного вмешательства, в том числе террористических актов в отношении железнодорожной станции Зимовники СКЖД, что создает угрозу безопасности деятельности транспортного комплекса и может повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, материальный ущерб.
Указанные нарушения противоречат целям законодательства о транспортной безопасности, препятствуют возможности реализации принципа непрерывности, направленного на постоянное и безопасное функционирование транспортного комплекса, без каких-либо перерывов и изъятий.
С учетом сложной оперативной обстановки в Южном транспортном регионе, реальности угроз совершения актов незаконного вмешательства, вопросы обеспечения транспортной безопасности, создания условий надежного и устойчивого функционирования объектов железнодорожного транспорта требуют от субъектов транспортной деятельности безусловного исполнения положений действующего законодательства о транспортной безопасности.
Несоблюдение требований транспортной безопасности создает угрозу жизни, здоровью неопределенного круга лиц - пассажиров и грузоперевозчиков, пользующихся услугами ОАО «РЖД», а также безопасности государства.
Решением Зимовниковского районного суда Ростовской области от 8 декабря 2023 года исковые требования Сальского транспортного прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ОАО «РЖД» просит отменить решение, в удовлетворении требований истца отказать в полном объеме.
Апеллянт в апелляционной жалобе приводит доводы о том, что подразделение транспортной безопасности на железнодорожной станции Зимовники не было привлечено, информация о принятом решении по данному вопросу в Северо-Кавказскую дирекцию управления движением не поступало.
Как указал заявитель жалобы, железнодорожная станция Зимовники не оснащена инженерными и техническими средствами обеспечения транспортной безопасности по причине того, что несмотря на неоднократные обращения, станция не была включена в инвестиционную программу ОАО «РЖД». Вместе с тем, на станции организованы пропускной и внутриобъектовый режимы, однако для приведения их в соответствие с требованиями законодательства требуется проведение еще ряда мер, реализация которых возможна после включения станции в инвестиционную программу.
Апеллянт также ссылается на соответствующие требования по обеспечению транспортной безопасности, утвержденные Постановлением Правительства РФ, связанные с поэтапным оборудованием объектов транспортной инфраструктуры с учетом месторасположения, пассажиропотока, иных критериев, в связи с чем требования истца являются преждевременными, поскольку заявлены до момента реального нарушения ответчиком требований закона, при этом отмечает, что срок оснащения ТСОТБ еще не определен, привлечение ПТБ без необходимого оснащения не будет соответствовать принципу поэтапной реализации требований транспортной безопасности. Данная позиция подтверждается представленной ответчиком судебной практикой.
Апеллянт указывает, что оснащение объектов транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности осуществляется за счет включения объектов в инвестиционную программу ОАО «РЖД». Предъявление настоящих требований в отношении объектов, на которые не выделены денежные средства, а также без учета критериев ранжирования ОТИ, является необоснованным и нарушает принцип поэтапной реализации законодательства о транспортной безопасности. Установленный срока исполнения обязательств в течении 12ти месяцев нарушает баланс финансовых возможностей компании, а также процесс государственного регулирования деятельности ОАО «РЖД» с применением инвестиционной программы, которую утверждает Правительство РФ. Для исполнения требований истца требуется значительное выделение денежных средств. Предъявление иска является вмешательством в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД».
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель сослался на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2022 № 974-р, которым утверждены этапы и сроки оснащения техническими средствами объектов транспортной инфраструктуры, исходя из которого, станция Зимовники подлежит оснащению на пятом этапе, начиная с 2025 года. С учетом того, что срок реализации мероприятий еще не наступил, действиях ОАО «РЖД» отсутствует противоправное поведение.
На апелляционную жалобу поданы возражения Сальского транспортного прокурора, в которых он просит оспариваемое решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав объяснения представителя ОАО «РЖД» - Закутнюю Н.Л., представителя Сальской транспортной прокуратуры – Гончарову В.Н., судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Целями обеспечения транспортной безопасности, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ), являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Основными задачами обеспечения транспортной безопасности в числе прочего являются определение угроз совершения актов незаконного вмешательства, а также разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности.
Деятельность по обеспечению транспортной безопасности должна осуществляться постоянно, без каких-либо перерывов и изъятий, о чем свидетельствует принцип непрерывности, установленный ст. 3 Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ.
Обеспечение, транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) в силу ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.В соответствии с п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ ОАО "РЖД" является субъектом транспортной инфраструктуры в отношении железнодорожной станции Зимовники Северо-Кавказской железной дороги, что свидетельствует о его обязанности обеспечивать транспортную безопасность на указанном объекте.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры.
Во исполнение требований Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ Постановлением Правительства РФ от 08.10.2020 N 1633 утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта (далее - Требования N 1633).
В силу п. 4 Требований N 1635 документ является обязательным для исполнения СТИ.
Проведенными надзорными мероприятиями установлено, что на железнодорожной станции Зимовники в нарушение пп. «г» п. 5 Требований № 1635 СТИ не выполнены обязательные требования по образованию (формированию) и (или) привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов.
В нарушение пп. «б» п. 6 Требований № 1635 на объекте не ограничен доступ (перемещение) в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, между секторами зоны транспортной безопасности физических лиц, материальных объектов вне установленных мест прохода (перемещения), а также к находящимся в их границах технологическим системам, зданиям, сооружениям путем использования технических средств обеспечения транспортной безопасности либо иных инженерных и технических средств в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры;
В нарушение пп. «в» п. 6 Требований № 1635 ОТИ не оснащен в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, отвечающими требованиям ч. 8 ст. 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» и обеспечивающими: видеонаблюдение и видеомониторинг по периметру и в границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры; видеоидентификацию физических лиц при их перемещении в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в секторы зоны транспортной безопасности и нахождении в их границах; обнаружение и распознавание характера событий, связанных с объектами видеонаблюдения, на основании данных видеонаблюдения и их обнаружение в произвольном месте и произвольное время; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, обладающих необходимыми для этого конструктивными и техническими возможностями, в течение не менее 30 дней;
В нарушение пп. «г, д, е, ж» п. 6 Требований № 1635 на ОТИ отсутствуют отдельные помещения или участки помещений для управления техническими средствами и силами обеспечения транспортной безопасности (далее - пункт управления обеспечением транспортной безопасности), оснащенный средствами управления и связи, обеспечивающими взаимодействие как между силами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, так и силами обеспечения транспортной безопасности других объектов транспортной инфраструктуры, с которыми имеется технологическое взаимодействие; не обеспечено непрерывное функционирование пункта управления обеспечением транспортной безопасности, а также накопление, обработка и хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих соответствующие конструктивные возможности; отсутствует видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности в пункте управления обеспечением транспортной безопасности;
В нарушение пп. «к» п. 6 Требований № 1635 на ОТИ не организован пропускной и внутриобъектовый режимы в соответствии с паспортом объекта транспортной инфраструктуры.
Кроме того, отсутствует возможность реализации требований пп. «л» п. 6 Требований № 1635 по обеспечению силами обеспечения транспортной безопасности реагирования на выявленные нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, на угрозу совершения акта незаконного вмешательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сальской транспортной прокуратурой во исполнение задания Южной транспортной прокуратуры от 07.10.2022 № 23/1-25-2022/5257 проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
Установлено, что железнодорожная станция Зимовники Северо-Кавказской железной дороги решением Росжелдора от 20.05.2021 внесена в Реестр ОТИ, не подлежащих категорированию (реестровый № ЖСТ 403286). 12.07.2021 утвержден паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры железнодорожная станция Зимовники СКЖД.
До настоящего времени ОАО "РЖД" требования законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры не исполнены.
Указанные обстоятельства подтверждают невыполнение СТИ, в лице Сальского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Северо-Кавказской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД» пп. «е» п. 5 Требований № 1635 о реализации мероприятий, предусмотренных паспортами ОТИ для эксплуатируемых ОТИ в течение 1 года со дня вступления в силу Требований № 1635, т.е. не позднее 16.04.2022.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности", и исходил из того, что ответчик как владелец о объекта транспортной инфраструктуры не принял должных мер по обеспечению транспортной безопасности объекта, в связи с чем пришел к выводу о том, что ответчик, обязан устранить выявленные нарушения в целях выполнения требований действующего законодательства по обеспечению безопасности движения на транспорте.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда о допущенных ОАО «РЖД» нарушениях требований законодательства в области транспортной безопасности, которые подлежат устранению в связи с тем, что создают угрозу безопасности работников железнодорожного транспорта и неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ, Закон о транспортной безопасности) обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В силу пункта 9 статьи 1 Закона о транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Согласно пункту 10 статьи 1 Закона N 16-ФЗ под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 16-ФЗ предусмотрено, что обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 16-ФЗ, требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 данного Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1633 утверждены Требования, которые устанавливают требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Исходя из анализа положений Постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2020 г. № 1633, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения иска, поскольку несоблюдение ОАО «РЖД» требований законодательства в сфере транспортной безопасности создает непосредственную угрозу для устойчивого и безопасного функционирования железнодорожных станций, защиты интересов личности, общества и государства.
Доводы о том, что Северо-Кавказской дирекцией не было принято решение о привлечении ПТБ на железнодорожной станции Зимовники, не может повлечь за собой отмену правильного по своей сути решения суда, поскольку не опровергает сделанных судом выводов и не освобождает ответчика от необходимости обеспечения транспортной безопасности.
Доводы апеллянта о том, что требования заявлены прокуратурой преждевременно до момента реального нарушения ответчиком требований закона, подлежат отклонению, поскольку на момент выявления нарушений требования действующих нормативных актов в области транспортной безопасности ответчиком не были выполнены, а принятие новых нормативных актов не освобождает его от обязанности устранить ранее допущенные нарушения закона.
Ссылка апеллянта на поэтапное выполнение требований № 1635 подлежит отклонению, поскольку не является условием, освобождающим общество от возложенной на него обязанности соблюдать требования законодательства РФ в области обеспечения транспортной безопасности, одним из основных принципов обеспечения которой является непрерывность.
Вопреки доводам апеллянта, предъявление прокурором иска не свидетельствует о вмешательстве в хозяйственную деятельность ОАО «РЖД», учитывая цели и задачи прокурорского надзора в сфере транспортной безопасности.
Учитывая требования закона и установленные обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что срок, установленный в судебном решении, является недостаточным, в силу необходимости соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом «О транспортной безопасности», не может являться основанием для изменения решения суда, поскольку доказательств невозможности исполнения возложенных решением суда обязанностей ОАО «РЖД» не представлено, как и не представило доказательств принятия мер по его исполнению с 16.04.2022 года. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что справка о результатах проверки, проведенной прокуратурой была составлена 19 декабря 2022 года.
Ссылка апеллянта на иную судебную практику во внимание судом не принимается, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств.
Доводы ответчика о необходимости инвестиционного финансирования мероприятий по устранению выявленных нарушений подлежат отклонению, поскольку данное обстоятельство не освобождает ОАО «РЖД» от обязанности устранить указанные судом нарушения законодательства о транспортной безопасности.
С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к обоснованному выводу о том, что ОАО "РЖД", как собственник спорных объектов транспортной инфраструктуры, обязан устранить выявленные нарушения в целях выполнения требований действующего законодательства по обеспечению безопасности движения на транспорте, в связи с чем установил двенадцатимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу для устранения нарушений. Оснований для увеличения данного срока судебная коллегия не находит.
Поскольку доводы апелляционной жалобы в целом не опровергают обоснованные выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, сводятся к собственной оценке того, как должно быть разрешено дело, основанием к отмене решения судом апелляционной инстанции по указанным доводам не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Зимовниковского районного суда Ростовской области от 8 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Филиала ОАО «РЖД» Северо-Кавказская железная дорога – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14.03.2024г.