Решение по делу № 2-703/2018 от 12.09.2018

Дело № 2-703 /2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    29 октября 2018 года                              г.Медвежьегорск

Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Свинкиной М.Л.,

при секретаре Теребовой А.В.,

с участием прокурора Бараевой С.Н.,

представителя Администрации Медвежьегорского городского поселения Фирстова В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Медвежьегорского района к Администрации Медвежьегорского городского поселения, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,

у с т а н о в и л :

Прокурор Медвежьегорского района обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к Администрации Медвежьегорского городского поселения, Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» по тем основаниям, что прокуратурой Медвежьегорского района в ходе осуществления надзора за соблюдением природоохранного законодательства в сфере обращения с отходами и потребления на территории Медвежьегорского района в городе Медвежьегорске на ул.Артемьева г.Медвежьегорска, напротив дома 7 между сараев, расположенных у дома, координаты широта N 62054.364, долгота E034026.978, выявлена несанкционированная свалка мусора, образовавшаяся ввиду ненадлежащего исполнения Администрацией Медвежьегорского городского поселения полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов. С учетом полномочий Республики Карелия как субъекта Российской Федерации и в соответствии с подпунктом 107 пункта 10 Положения о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 №216-П, в качестве второго ответчика прокурор указывает Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия. В соответствии Соглашением от 19.02.2018, заключенным Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия и Обществом с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс», третьим ответчиком является региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия – Общество с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс».

В целях защиты конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду прокурор Медвежьегорского района просит обязать Администрацию Медвежьегорского городского поселения, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, Общество с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» ликвидировать вышеуказанную несанкционированную свалку мусора, в течение 3х месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования по указанным в исковом заявлении основаниям.

Представитель Администрации Медвежьегорского городского поселения Фирстов В.А. заявленные требования не признал, полагал Администрацию ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку полномочия, предусмотренные Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Администрацией реализованы надлежащим образом. Земли, на которых располагается выявленная прокурором несанкционированная свалка являются не разграниченными.

Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, просило о рассмотрении дела в отсутствие представителя. В материалы дела представлен отзыв, в котором исковые требования не признаются, надлежащим ответчиком называет ООО «Автоспецтранс» как региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами и в соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами от 19.02.2018, заключенным с Министерством, с 01.05.2018 обеспечивающий обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия. Указывает, что Министерство не является органом государственной власти, уполномоченным распоряжаться земельным участком, на котором выявлена несанкционированная свалка. Также полагает, что истцом не предоставлено доказательств проделанной работы по обнаружению собственников твердых коммунальных отходов, а также факта принадлежности отходов Министерству.

ООО «Автоспецтранс» о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило, в материалы дела представлен отзыв, в котором надлежащим ответчиком указывает Администрацию Медвежьегорского городского поселения, поскольку несанкционированная свалка образовалась на территории поселения на земельном участке, право собственности на который не разграничена. Также указывает, что экспертиза состава отходов прокурором не проводилась, таким образом, доказательства того, что свалка содержит твердые коммунальные отходы отсутствуют.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу положений статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 15 статьи 5 Закона Республики Карелия от 04.04.2016 №2007-ЗРК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» к полномочиям органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством Республики Карелия в области обращения с отходами, отнесена, в том числе организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии с Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 09.07.2013 №216-П, таким уполномоченным органом является Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия, в соответствии с подпунктом 107 пункта 10 указанного Положения Министерство организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Статьей 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», пунктом 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

Участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 9 статьи 1 Закона Республики Карелия от 01.11.2004 №813-ЗРК «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия», уставом Медвежьегорского городского поселения Медвежьегорское городское поселение обладает статусом городского поселения, в его состав входит, в том числе город Медвежьегорск.

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения пунктом 19 части 1 статьи 9 Устава Медвежьегорского городского поселения. В силу статьи 32 Устава Медвежьегорского городского поселения решать вопросы организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Медвежьегорского городского поселения уполномочена Администрация Медвежьегорского городского поселения.

Юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом, в силу требований Жилищного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» несут обязанности в отношении общего имущества многоквартирного дома, в состав которого, в том числе включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, при этом в состав услуг и работ, выполняемых собственниками помещений с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом, не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества; указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Несанкционированная свалка на территории Медвежьегорского городского поселения в городе Медвежьегорск на ул.Артемьева г.Медвежьегорска, напротив дома 7 между сараев, расположенных у дома, координаты широта № 62054.364, долгота E034026.978, выявлена прокуратурой Медвежьегорского района в марте 2018 года.

Данная несанкционированная свалка образовалась между сараями, расположенными между многоквартирными домами №7 по ул.Артемьева и №10 по ул.К.Маркса, часть сараев территориально относится к домовладению №10 по ул.К.Маркса.

Указанный земельный участок не сформирован, в отношении него государственный кадастровый учет не проведен, документы кадастрового учета отсутствуют.

Таким образом, земля на которой выявлена несанкционированная свалка, находится в собственности Медвежьегорского городского поселения.

В данных технического паспорта на жилой дом №10 по ул.К.Маркса г.Медвежьегорска в числе служебных строений и сооружений на участке сведения о выгребной и (или) помойной яме в месте расположения выявленной несанкционированной свалки отсутствуют.

Доказательств, опровергающих факт ненадлежащего исполнения Администрацией Медвежьегорского городского поселения полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов на территории, широта и долгота которой указаны выше, суду не представлено.

Суд полагает, что наличие свалки на территории городского поселения, установленное надзорным органом, само по себе свидетельствует о ненадлежащем исполнении публичных полномочий в рассматриваемой сфере.

Довод Министерства о переходе на новую систему обращения с твердыми бытовыми отходами и определении в качестве регионального оператора ООО «Автоспецтранс» суд не расценивает основанием для освобождения Министерства от установленной законом обязанности по организации деятельности в области обращения с отходами.

В силу Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора. Указанным Федеральным законом также регламентирован порядок деятельности регионального оператора в области обращении с твердыми бытовыми отходами.

Предметом соглашения, заключенного 19.02.2018 Министерством и ООО «Автоспецтранс», является обеспечение обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия, соглашение вступило в силу с даты его подписания и действует в течение 20 лет, определяет, что с 01.05.2018 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия обеспечивается «ООО «Автоспецтранс» как региональным оператором на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Заключение указанного соглашения не умаляет полномочий Министерства, установленных действующим законодательством, является лишь способом обеспечения обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Карелия.

Вместе с тем, несанкционированная свалка образовалась до вступления в силу вышеназванного соглашения, договорные отношения между ООО «Автоспецтранс» и Администрацией Медвежьегорского городского поселения отсутствуют. В данной связи ООО «Автоспецтранс» является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

Действующее законодательство не предусматривает оснований освобождения органов государственной власти и органов местного самоуправления от выполнения возложенных на них полномочий.

Устанавливая срок совершения ответчиками действий по ликвидации свалки, суд учитывает правовое положение ответчиков, принимает во внимание значимость заявленных прокурором требований, руководствуется общеправовыми принципами разумности и справедливости. С учетом изложенного, обстоятельств дела, суд полагает испрашиваемый прокурором срок исполнения решения разумным.

При таких обстоятельствах суд полагает требования прокурора, заявленные к Администрации Медвежьегорского городского поселения и Министерству строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

    Исковое заявление прокурора Медвежьегорского района удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Медвежьегорского городского поселения, Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия ликвидировать несанкционированную свалку мусора, образовавшуюся на территории Медвежьегорского городского поселения на ул.Артемьева г.Медвежьегорска, напротив дома 7 между сараев, расположенных у дома, координаты широта N 62054.364, долгота E034026.978, в течение 3х месяцев с момента вступления в силу решения суда.

В удовлетворении исковых требований к Обществу с ограниченной ответственностью «Автоспецтранс» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Медвежьегорский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                    М.Л. Свинкина

Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2018 года

2-703/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Медвежьегорского района
Ответчики
Министерство строительства, ЖКХ и энергетики РК
Администрация Медвежьегорского городского поселения
ООО "Автоспецтранс"
Суд
Медвежьегорский районный суд Республики Карелия
Дело на странице суда
medvezhegorsky.kar.sudrf.ru
12.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2018Передача материалов судье
14.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2018Судебное заседание
29.10.2018Судебное заседание
01.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее