Дело № 12-372/2020
УИД 25RS0002-01-2020-001780-09
РЕШЕНИЕ
04 августа 2020 года г. Владивосток, ул. Адм. Фокина23а
Судья Фрунзенского районного суда г.Владивостока Михайлова Т.А., рассмотрев жалобу защитника ООО НПП «Владпортбункер» Мандругина Александра Викторовича на постановление о назначении административного наказания № от дата, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО НПП «Владпортбункер»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от дата ООО НПП «Владпортбункер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
На указанное постановление защитником ООО НПП «Владпортбункер» Мандругиным А.В. подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене оспариваемое постановления со ссылкой на отсутствие состава административного правонарушения в действиях юридического лица. Полагает, что погрузочно-разгрузочная деятельность (бункеровка), осуществляемая Обществом, не является объектом государственной экологической экспертизы. Также ООО НПП «Владпортбункер» не осуществляет деятельность во внутренних морских водах.
В судебное заседание законный представитель ООО НПП «Владпортбункер» не явился, извещен, согласно данным сайта Почта России отправление с почтовым идентификатором № вручено адресату дата.
Защитник Мандругин А.В. в судебном заседании на доводах жалобы настаивал, предоставил дополнительные письменные пояснения, из которых следует, что погрузочно-разгрузочная деятельность не подразумевает обязательного наличия для ее осуществления проекта, технико-экономического обоснования и какой-либо другой документации, которая представляется на государственную экологическую экспертизу для оценки, то есть экологическую экспертизу при таких обстоятельствах провести невозможно. Также указал на наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, что является основанием для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Защитники Мулгаков В. В. и Толокевич А.В. в судебное заседание не явились, извещены, что подтверждено судебной распиской, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Представитель Дальневосточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, извещен, что подтверждено почтовым уведомлением.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения защитника, исследовав материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ наступает за невыполнение требований законодательства об обязательности проведения государственной экологической экспертизы, финансирование или реализация проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для привлечения юридического лица – ООО НПП «Владпортбункер» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ явился выявленный уполномоченным должностным лицом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора факт нарушения требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности морских портов и хозяйствующих субъектов, расположенных на их территориях и акваториях, выразившийся в невыполнении требований законодательства об обязанности проведения государственной экологической экспертизы, финансировании или реализации проектов, программ и иной документации, подлежащих государственной экологической экспертизе и не получивших положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Так, в соответствии с приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от дата № проверена промплощадка, расположенная по адресу <адрес>, (код объекта № и отнесенная к II-й категория негативного воздействия на окружающую среду, на которой ООО НПП «Владпортбункер» осуществляет хозяйственную деятельность. Основным видом деятельности ООО НПП «Владпортбункер» является хранение и перевалка нефтепродуктов. Нефтебаза имеет общую вместимость 15000 куб.м., максимальный объем одного резервуара - 5000 куб.м.
На территории нефтебазы имеется три вертикальных стальных резервуара, объемом 5000 м3 каждый, в двух хранится мазут, в третьем - топливо судовое маловязкое.
Нефтебаза расположена на причале № ПАО «ВМТП». Данное причальное сооружение, расположенное во внутренних морских водах Российской Федерации, используется ООО НПП «Владпортбункер» для швартовки судов с целью их дальнейшей бункеровки.
По функциональному назначению нефтебаза является перевалочно-распределительной, по транспортным связям железнодорожно-водная, по номенклатуре - нефтебаза для горючих жидкостей.
В ходе проведения плановой выездной проверки в отношении ООО НПП «Владпортбункер» положительное заключение Государственной экологической экспертизы, обосновывающее хозяйственную деятельность ООО НПП «Владпортбункер» по бункеровке судов во внутренних морских водах, не представлено.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены протоколом об административном правонарушении от дата №, пояснениями к акту проверки № от дата; фототаблицей от дата к акту проверки; актом проверки № от дата; приказом Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора о проведении плановой выездной проверки ООО НПП «Владпортбункер» от дата № иными материалами дела.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом административного органа установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, в случаях, предусмотренных статьями раздела 2 КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО НПП «Владпортбункер» приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности морских портов и хозяйствующих субъектов, расположенных на их территориях и акваториях, в связи с чем привлечение ООО НПП «Владпортбункер» к административной ответственности согласуется с положениями ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что ООО НПП «Владпортбункер» не является субъектом административного правонарушения и не осуществляет деятельность во внутренних морских водах, не могут быть признаны состоятельными.
Согласно статье 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 года N 7-ФЗ одним из принципов осуществления хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, оказывающей воздействие на окружающую среду, является обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды.
Согласно статье 33 этого Федерального закона в целях установления соответствия документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность, требованиям в области охраны окружающей среды проводится экологическая экспертиза.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются объекты, указанные в Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации".
В силу статьи 1 Федерального закона "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ воды портов Российской Федерации, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других постоянных сооружений портов, относятся к внутренним морским водам.
Пунктом 2 статьи 34 этого Федерального закона установлено, что государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море.
При этом, в силу абзаца 2 этого пункта все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счет пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.
Буквальное толкование приведенной выше правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что требование о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы распространяется на все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и территориальном море независимо от времени начала ее осуществления. Следовательно, получение такого заключения обязательно как на стадии реализации планируемой хозяйственной и иной деятельности, так и в процессе ее осуществления.
При этом, как следует из материалов дела, ООО НПП «Владпортбункер» осуществляет хозяйственную деятельностью во внутренних морских водах по перегрузке грузов с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одно из которых является судно) через нефтебазу с использованием причального сооружения, что является критерием для отнесения деятельности к объекту экологической экспертизы как определено статьей 34 Закона N 155-ФЗ.
При таких обстоятельствах, осуществление ООО НПП «Владпортбункер» хозяйственной деятельности во внутренних морских водах без положительного заключения государственной экологической экспертизы образует состав вменяемого Обществу административного правонарушения.
Постановление о привлечении ООО НПП «Владпортбункер» к административной ответственности по части 1 статьи 8.4 КоАП РФ вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, судья приходит к выводу о наличии оснований для изменения оспариваемого постановления.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, отсутствие в материалах дела доказательств наступления неблагоприятных последствий в результате допущенных действий со стороны юридического лица, и в целях исключения избыточного ограничения прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья полагает возможным применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ о назначении административного штрафа в размере менее минимального, который предусмотрен санкцией ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, что будет соответствовать задачам законодательства об административных правонарушениях - защите законных экономических интересов юридических и физических лиц, общества и государства, установленным в ст. 1.2 КоАП РФ, а также критериям соразмерности и справедливости совершенному административному правонарушению.
В остальной части постановление подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья,
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № от дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.4 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО НПП «Владпортбункер» - изменить, снизить размер административного штрафа до суммы 50 000 руб.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение десяти дней с момента получения его копии.
Судья Т.А. Михайлова