Р’РўРћР РћР™ РљРђРЎРЎРђР¦РОННЫЙ РЎРЈР”
ОБЩЕЙ ЮРРРЎР”РРљР¦РР
РљРђРЎРЎРђР¦РРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
в„– 88Р°-23017/2020
Рі. РњРѕСЃРєРІР° 11 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2020 РіРѕРґР°
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Анатийчук О.М.,
судей Войты Р.Р’., Репиной Р•.Р’.,
рассмотрела РІ открытом судебном заседании кассационную жалобу Рльюшина Геннадия Сергеевича РЅР° решение Нагатинского районного СЃСѓРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 20 декабря 2019 РіРѕРґР° (дело в„– 2Р°-696/2019) Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 6 июля 2020 РіРѕРґР° (дело в„– 33Р°-2932/2020) РїРѕ административному делу РїРѕ административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Рльюшина Р“.РЎ. Рє Министерству транспорта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ признании факта нарушения права РЅР° получение ответа РЅР° обращение Р·Р° РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ уполномоченного должностного лица, признании факта нарушения права РЅР° оспаривание ответа должностного лица вышестоящему должностному лицу, возложении обязанности устранить допущенные нарушения РїСЂРё рассмотрении обращений, взыскании судебных расходов.
Заслушав доклад СЃСѓРґСЊРё Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции Войты Р.Р’., выслушав объяснения Рльюшина Р“.РЎ., поддержавшего кассационную жалобу, возражения РЅР° кассационную жалобу РѕС‚ представителя Министерства транспорта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЎРёРјРєРёРЅРѕР№ Р®.Р’., судебная коллегия РїРѕ административным делам Второго кассационного СЃСѓРґР° общей юрисдикции
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р» Р°:
Рльюшин Р“.РЎ. обратился РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением Рє Министерству транспорта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рѕ признании факта нарушения права РЅР° получение ответа РЅР° обращение Р·Р° РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ уполномоченного должностного лица, признании факта нарушения права РЅР° оспаривание ответа должностного лица вышестоящему должностному лицу, возложении обязанности устранить допущенные нарушения РїСЂРё рассмотрении обращений, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что 27 февраля 2019 года он успешно прошел аттестацию на должность ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью, однако, сведения об этом по состоянию на 7 марта 2019 года не были внесены в реестр аттестованных специалистов Министерства транспорта РФ. В тот же день он направил об этом жалобы в ФБУ «Росавтотранс» и Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
7 марта 2019 года жалоба была направлена Председателю Правительства Российской Федерации Медведеву Д.А.
11 марта 2019 года поступил ответ главного специалиста отдела транспортного образования ФБУ «Росавтотранс» Пудовниной Е.В., в котором сообщалось, что подписанный протокол от 27 февраля 2019 года в адрес указанной организации не направлен, из чего следует, что аттестационная комиссия не исполнила положения пункта 52 Порядка, так как копия протокола должна быть направлена в ФБУ «Росавтотранс» в течение 3-х дней.
12 марта 2019 года аппарат Правительства Российской Федерации сообщил, что жалоба направлена в Министерство транспорта Российской Федерации.
16 апреля 2019 года письмом заместителя начальника Центрального МУГАДН Кима В.А. сообщено, что данные об аттестации 27 февраля 2019 года внесены в реестр аттестованных специалистов. Административный истец полагал, что ответ дан ненадлежащим лицом, поскольку Ким В.А. не является председателем аттестационной комиссии и, возможно, не имеет отношения к работе названной комиссии, так как состав комиссии и её контактные данные не являются общедоступными.
16 апреля 2019 года дан ответ из Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ за подписью директора Луговенко В.В., в котором сообщалось, что решение аттестационной миссии может быть обжаловано, сроки внесения в реестр сведений об аттестации законодательно не определены, в случае выявления им ошибочных ответов, представленных как достоверные, он вправе самостоятельно уведомить об этом аттестационную комиссию. Административный истец полагал, что ответ не соответствует действующему законодательству, в связи с чем, 26 апреля 2019 года отправил жалобу на имя Министра транспорта РФ, указывая на отсутствие в указанном ответе норм действующего законодательства и присутствие только собственного мнения составителя ответа.
В ответе Министерства транспорта РФ от 30 мая 2019 года за подписью заместителя директора Луговенко В.В. приведена норма материального права, но отсутствуют исходящий номер и дата регистрации.
4 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° административный истец направил жалобу РЅР° РёРјСЏ Министра транспорта Р Р¤ Дитриха Р•.Р. РЅР° нарушение права РЅР° получение ответа, соответствующего требованиям законодательства, СЃРѕ ссылкой РЅР° РЅРѕСЂРјСѓ Федерального закона РѕС‚ 2 мая 36 РіРѕРґР° в„– 59-ФЗ «О РїРѕСЂСЏРґРєРµ рассмотрения обращений граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации», которая запрещает передавать жалобу РЅР° рассмотрение должностному лицу, ответ которого обжалуется. Р’ этой жалобе РѕРЅ привел новые РґРѕРІРѕРґС‹, поскольку лица, рассматривавшие РґРѕ этого его жалобы, имеют поверхностное представление Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ проведения аттестации специалиста, ответственного Р·Р° обеспечение безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, РїСЂРѕСЃРёР» дать ответ Р·Р° РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ должностного лица, которое является вышестоящим РїРѕ отношению Рє Луговенко Р’.Р’.
3 июля 2019 года ему дан ответ за подписью и.о. заместителя директора Департамента Полунина Д.А., в котором указывалось на то, что замечания являются актуальными и будут учтены при подготовке проекта мнения в указанный приказ. Правовую позицию Департамента, изложенную в прошлом письме, административный истец расценил как обозначившую некомпетентность должностных лиц Департамента при рассмотрении его доводов о несоответствии нормативного правового акта Министерства транспорта РФ, действующим федеральным законом, конкретизирующим конституционные права.
12 июля 2019 года направлена новая жалоба в Министерство транспорта РФ о допущенных нарушениях прав административного истца на обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц. В жалобе указано на необходимость рассмотрения его жалоб не Луговенко В.В., а вышестоящим по отношению к нему должностным лицом.
12 августа 2019 года на указанную жалобу получен ответ, подписанный Луговенко В.В., о том, что, в связи с необходимостью запроса позиции Центрального МУГАДН для ответа на поставленные им вопросы, срок ответа продлевается на 30 дней.
В соответствии с пунктами 40 и 68 Административного регламента Луговенко В.В., в силу занимаемой должности, не праве принимать решения о продлении срока ответа до 30 дней, что свидетельствует о превышении им должностных полномочий.
13 сентября 2019 года письмом директора Департамента Бакирей А.С. он уведомлен о том, что его замечания к приказу Министерства транспорта РФ от 20 марта 2017 года № 106 заслуживают внимания, однако, в связи с изданием Президентом РФ Поручений от 26.02.2019 г. № Пр-294 (п.п. «б» п. 3) и Правительством РФ Поручения от 03.06.2019 г. № ДМ-П36-4534 подготовка изменений в указанный нормативный акт приостановлена.
Рльюшин Р“.РЎ. полагал, что РІСЃРµ его обращения передавались РёС… адресатами РІ РѕРґРЅРѕ Рё тоже структурное подразделение Министерства транспорта Р Р¤ - РІ его Департамент, РІ результате чего РїРѕ всем 4-Рј обращениям, три РёР· которых содержали жалобы РЅР° ранее данные ответы, исполнителем являлся Департамент, Р° подготовкой ответов занималось РѕРґРЅРѕ Рё тоже лицо Ошорова Р’.Р’., ответы подписывали руководители того Рё того Р¶Рµ СѓСЂРѕРІРЅСЏ.
Рльюшин Р“.РЎ. полагал, что ответ РЅР° его жалобу РѕС‚ 12 марта 2019 РіРѕРґР° должен был дать заместитель Министра транспорта Р Р¤, Р° РЅР° последующие жалобы ответы - Министр транспорта Р Р¤ или его заместитель.
Р’ уточнениях Рє административному РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Рльюшин Р“.РЎ. СЃРѕ ссылкой РЅР° пункты 10.10 Рё 10.14 Административного регламента Министерства транспорта Р Р¤ в„– 63 РѕС‚ 21 апреля 2009 РіРѕРґР°, указал РЅР° то, что ответы РЅР° его обращения РѕС‚ 12 марта 2019 РіРѕРґР°, 30 апреля 2019 РіРѕРґР° Рё 7 РёСЋРЅСЏ 2019 РіРѕРґР° подписаны заместителями директора Департамента, которые РЅРµ имели РЅР° это соответствующих полномочий, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, считал данные жалобы РЅРµ рассмотренными надлежащим образом.
Решением Нагатинского районного суда г. Москвы от 20 декабря 2019 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии РїРѕ административным делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 6 июля 2020 РіРѕРґР°, решение СЃСѓРґР° первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Рльюшина Р“.РЎ. – без удовлетворения.
Р’ кассационной жалобе Рльюшин Р“.РЎ. ставит РІРѕРїСЂРѕСЃ РѕР± отмене состоявшихся РїРѕ делу судебных актов, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ нарушением РЅРѕСЂРј материального права, существенным нарушением РЅРѕСЂРј процессуального права, повлекшим принятие неправильного судебного акта. Указывает, что РІ предварительном судебном заседании РѕС‚ 14 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2019 РіРѕРґР° аудио- или видеопротоколирование судебного заседания РЅРµ производилось, что является безусловным основанием Рє отмене судебных актов. Р’ нарушение требований статьи 226 РљРђРЎ Р Р¤, СЃСѓРґС‹ РЅРµ проверили РїРѕСЂСЏРґРѕРє соблюдения административным ответчиком процедур РїСЂРё рассмотрении его обращений, который предусмотрен Регламентом, утвержденным приказом Минтранса Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 3 марта 2006 РіРѕРґР° в„– 27, Распоряжением РѕС‚ 10 октября 2019 РіРѕРґР° в„– ЕД-138-СЂ «О мерах РїРѕ совершенствованию организации исполнения поручений Рё рассмотрения обращений граждан РІ Министерстве транспорта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» (далее – Распоряжение) Рё Рнструкцией РїРѕ делопроизводству Минтранса Р РѕСЃСЃРёРё, утвержденной приказом РѕС‚ 10 марта 2011 РіРѕРґР° в„– 77 (далее – Рнструкция). Представленные СЃСѓРґСѓ документы (РїРёСЃСЊРјР°) Минтранса Р РѕСЃСЃРёРё сфальсифицированы. Р’ нарушение требований статьи 84 РљРђРЎ Р Р¤ этим обстоятельствам СЃСѓРґС‹ обеих инстанций надлежащей оценки РЅРµ дали. РЎСѓРґ апелляционной инстанции необоснованно отказал РІ предоставлении новых доказательств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела. Содержание протоколов судебных заседаний РЅРµ соответствует действительному С…РѕРґСѓ судебных заседаний. РЎСѓРґС‹ неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, признав, что его обращения, РєСЂРѕРјРµ первого, жалобами РЅРµ являлись Рё права административного истца РЅРµ нарушали. РЎСѓРґ РЅРµ установил личность представителя административного ответчика. Выводы СЃСѓРґР° первой инстанции, изложенные РІ решении, противоречивы. РЎСѓРґ апелляционной инстанции эти противоречия РЅРµ устранил. Судебные акты РЅРµ мотивированы. РЎСѓРґС‹ РЅРµ учли, что жалобы касались нарушения права РЅР° оспаривание ответа должностного лица Министерства транспорта Р Р¤ вышестоящему РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ подчинённости должностному лицу, Р° РЅРµ предложения РїРѕ совершенствованию законодательства. Решение СЃСѓРґР° РЅРµ отвечает требованиям части 3 статьи 180 РљРђРЎ Р Р¤, поскольку РІ нём нет изложения требований административного истца, возражений административного ответчика. Р’ нарушение части 4 статьи 180 РљРђРЎ Р Р¤ РІ судебных актах РЅРµ приведены доказательства, подтверждающие, что РІ пунктах 2-4 обращений содержатся предложения РїРѕ усовершенствованию законодательства. Ответы административного ответчика РѕС‚ 16 апреля 2019 РіРѕРґР°, РѕС‚ 28 мая 2019 РіРѕРґР° Рё РѕС‚ 3 июля 2019 РіРѕРґР° подписаны РЅРµ уполномоченным лицом. РЎСѓРґ РЅРµ применил РЅРѕСЂРјС‹, подлежащие применению. Ответы РЅР° его обращения должны быть подписаны Министром или его заместителем. Р’ нарушение РЅРѕСЂРј процессуального законодательства Министерство транспорта Р Р¤ РЅРµ извещено Рѕ рассмотрении дела РІ СЃСѓРґРµ апелляционной инстанции. РЎСѓРґ апелляционной инстанции РЅРµ исследовал доказательства РїРѕ делу Рё необоснованно отказал РІ исследовании новых доказательств. Р’ подтверждение РґРѕРІРѕРґРѕРІ кассационной жалобы Рльюшин Р“.РЎ. сослался РЅР° правовые позиции Конституционного РЎСѓРґР° Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Европейского СЃСѓРґР° РїРѕ правам человека.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 сентября 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения административного истца, возражения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы, в связи со следующим.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела не допущено.
Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации такого права регулируются Федеральным законом № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в силу статьи 5 которого право гражданина на рассмотрение его обращений.
Частью 1 статьи 9 названного Федерального закона предусмотрено, что поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение, подлежит обязательному рассмотрению.
Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (часть 1 статьи 10 и часть 1 статьи 12).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Отказывая РІ удовлетворении административного РёСЃРєР°, СЃСѓРґС‹ обеих инстанций обоснованно исходили РёР· того, что обращения (жалобы) Рльюшина Р“.РЎ. рассмотрены уполномоченными лицами РІ установленном законом РїРѕСЂСЏРґРєРµ Рё СЃСЂРѕРєРё, РїРѕ РЅРёРј административному истцу направлены ответы, нарушений прав Рё законных интересов административного истца оспариваемыми ответами РЅРµ установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов обеих инстанций, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебных актах, всем представленным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
В соответствии со статьёй 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено данным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Для признания оспариваемого решения незаконным необходима одновременная совокупность следующих условий: несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение оспариваемым решением прав и свобод административного истца.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемые решения, действия (бездействия) органа принято в соответствии с законом в пределах полномочий и права, либо свободы гражданина не нарушены.
По данному административному делу такая совокупность императивных оснований судами первой и апелляционной инстанций установлена.
Доводы кассационной жалобы направлены на оспаривание обоснованности выводов судов об установленных обстоятельствах дела, иное толкование норм права, и не могут служить предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела, и правом переоценки доказательств не наделен.
Несогласие Рльюшина Р“.РЎ. СЃ содержанием оспариваемых ответов, само РїРѕ себе, РЅРµ является основанием для признания РёС… незаконными.
Принимая во внимание, что суды первой и апелляционной инстанций правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, проверили доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, правильно применили закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, выводы судов мотивированы и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, основания для их отмены по доводам, содержащимся в кассационной жалобе, отсутствуют.
Процессуальных нарушений влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, предусмотренных частью 1 статьи 310 КАС РФ, не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
Рѕ Рї СЂ Рµ Рґ Рµ Р» Рё Р» Р°:
решение Нагатинского районного СЃСѓРґР° Рі. РњРѕСЃРєРІС‹ РѕС‚ 20 декабря 2020 РіРѕРґР° Рё апелляционное определение судебной коллегии РїРѕ административным делам РњРѕСЃРєРѕРІСЃРєРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° РѕС‚ 6 июля 2020 РіРѕРґР° оставить без изменения, кассационную жалобу Рльюшина Р“.РЎ. – без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё