Решение по делу № 3а-277/2021 от 09.03.2021

Дело а-277/2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 10 июня 2021 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Астапенко С.А.

    при секретаре Кузнецове А.Ю.

с участием прокурора Ерофеева В.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова Андрея Витальевича о признании недействующими Генеральный план и Правила землепользования и застройки МО Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области,

УСТАНОВИЛ:

16.05.2014 г. советом депутатов муниципального образования Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области принято решение № 31 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области» (далее также – Генеральный план).

22.04.2016 комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области издан приказ № 20 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования муниципального образования Ропшинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области» (далее также – Правила землепользования и застройки, ПЗЗ).

На карте с отображением зон с особыми условиями использования территории Генерального плана и на карте градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки МО Ропшинское сельское поселение земельный участок административного истца расположен в границах санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и других объектов (территория сельхозпроизводства, V категории).

Семенов А.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующими Генерального плана и Правила землепользования и застройки в части отнесения земельного участка площадью 1500 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, к санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и других объектов.

Требования иска мотивированы тем, что Семенов А.В. является собственником данного земельного участка. Категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования земельного участка – для индивидуального жилищного строительства. Из ответа администрации МО «Ломоносовский муниципальный район» Ленинградской области от 17.09.2020 г. ему стало известно, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки земельный участок с кадастровым номером 47:14:1210011:30 полностью расположен в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и других объектов, в границах которой запрещается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

В Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки Ропшинское сельское поселение обоснование установления санитарно-защитной зоны в д. Глядино Ропшинского сельского поселения отсутствует. При установлении санитарно-защитной зоны в отношении крестьянско-фермерских хозяйств, расположенных вблизи д. Глядино, не содержится данных об установлении факта уровня создаваемого загрязнения за пределами площадки крестьянского (фермерского) хозяйства. Отсутствуют сведения к какому типу относятся объекты, в отношении которых установлена санитарно-защитная зона.

Оспариваемые нормативные правовые акты в части отображения в них СЗЗ нарушают права и законные интересы административного истца, так как административный истец в отсутствие надлежащих оснований лишен в настоящее время возможности использовать принадлежащий ему земельный участок с целью строительства (реконструкции) жилого дома.

В письменном отзыве административный ответчик Совет депутатов МО Ропшинского сельского поселения считает административный иск подлежащим удовлетворению, поскольку Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека решение об установлении санитарно-защитной зоны в отношении объектов V класса опасности, расположенных по границе населенного пункта <адрес>, в том числе земельного участка Семенова А.В., не принималось.

Административный ответчик комитет градостроительной политики Ленинградской области в письменном отзыве полагает возможным удовлетворить требования административного иска при условии, если решением уполномоченного органа санитарно-защитная зона, распространяющаяся на территорию принадлежащего Семенову А.В. земельного участка, не устанавливалась.

В письменном отзыве заинтересованного лица Правительства Ленинградской области обращается внимание на полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по принятию решений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.

В судебное заседание административный истец Семенов А.В. и его представитель Говоруха А.А. не явился, от административного истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Присутствовавший ранее в судебном заседании представитель административного истца - Говоруха А.А. настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель заинтересованного лица Правительства Ленинградской области Захарчук А.Г. не возражала против требований административного иска.

Представители административных ответчиков Совета депутатов МО Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области и комитета градостроительной политике Ленинградской области, будучи надлежащим образом извещенными о месте и времени судебного заседания, не явились, поэтому суд определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица, заслушав заключение заместителя прокурора Ленинградской области Ерофеева В.П., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 10.02.2020 г. за Семеновым А.В. зарегистрировано право собственности на земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.

17.09.2019 г. администрация МО «Ломоносовский муниципальный район» Ленинградской области уведомила Семенова А.В. о недопустимости размещения объектов ИЖС или садового дома на земельном участке с кадастровым номером , поскольку в соответствии с Правилами землепользования и застройки <данные изъяты> сельское поселение земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории (санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов), где запрещается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома.

Следовательно, ФИО2 является субъектом отношений, регулируемых оспариваемыми нормативными правовыми актами, и вправе полагать, что этими актами нарушаются его права, свободы и законные интересы.

Проверяя полномочия Совета депутатов МО Ропшинское сельское поселение на принятие оспариваемого нормативного правового акта, суд исходит из того, что согласно пунктам 1 и 3 ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 24, ч. 1 ст. 32 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 7, п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта, утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки поселения относилось к вопросам местного самоуправления поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждались муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.

Постановлением главы муниципального образования Ропшинское сельское поселение от 20.04.2015 № 2, опубликованным 20.04.2015, назначено проведение публичных слушаний по проекту Генерального плана на 19.12.2013 г. Протоколы и заключения публичных слушаний по проекту Генерального план опубликованы 20.01.2014 г. и 21.01.2014 г.

Статьями 10, 26 Устава МО Ропшинское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области предусмотрено, что совет депутатов состоит из 10 депутатов. Заседание совета депутатов правомочно, если на нем присутствуют не менее половины от числа избранных депутатов. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного Уставом числа депутатов.

Как следует из протокола заседания совета депутатов МО Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района от 16.05.2014 г. № 3, на заседании совета депутатов присутствовали 8 депутатов из 10. Вопрос утверждения Генерального плана МО Ропшинское сельское поселение включен в повестку дня. За утверждение Генерального плана проголосовали единогласно.

Решение Совета депутатов МО Ропшинское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района от 16.05.2014 года № 31 опубликовано в газете «Ломоносовский районный вестник» № 24 (771) от 30.06.2014 г.

Генеральный план МО Ропшинское сельское поселение МО Ломоносовский муниципальный район принят в пределах полномочий представительного органа местного самоуправления, в установленной форме, с соблюдением порядка опубликования, что административным истцом не оспаривается.

Проверяя полномочия административного ответчика комитета градостроительной политики Ленинградской области на утверждение оспариваемых Правил землепользования и застройки, суд исходит из того, что в соответствии с ч. 20 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов и правил землепользования и застройки поселений относится к вопросам местного значения городских и сельских поселений.

Согласно положениям областного закона Ленинградской области от 07.07.2014 № 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области», разработка правил землепользования и застройки поселений относится к полномочиям органов местного самоуправления, а их утверждение отнесено к полномочиям органов исполнительной власти Ленинградской области, уполномоченных Правительством Ленинградской области на осуществление полномочий органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности.

Согласно п. 2.1 Положения о комитете по архитектуре и градостроительству Ленинградской области, утвержденного постановлением Правительства Ленинградской области от 10.02.2014 № 16, действовавшим на момент принятия оспариваемого приказа, к полномочиям комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области отнесены утверждение правил землепользования и застройки поселений, внесение в них изменений.

Постановлением главы местной администрации МО Ропшинское сельское поселение от 18.09.2015 № 496 организована подготовка проекта правил землепользования и застройки МО Ропшинское сельское поселение в новой редакции. Данное постановление опубликовано в газете «Балтийский луч» 2.10.2015 г. и размещено на официальном сайте МО Ропшинское сельское поселение.

Материалы проекта внесения изменений в ПЗЗ в новой редакции обнародованы в здании администрации по адресу: <адрес> и опубликованы на официальном сайте МО Ропшинское сельское поселение в сети Интернет.

Постановлением главы муниципального образования Ропшинское сельское поселение от 19.10.2015 № 4 проведение публичных слушаний по проекту ПЗЗ в каждом населенном пункте МО Ропшинское сельское поселение назначено на 20.11.2015 г. В постановлении разъяснен порядок ознакомления с проектной документацией, подачи замечаний и предложений. Данное постановление опубликовано в газете «Балтийский луч» № 46 от 13.11.2015 г. и на официальном сайте МО Ропшинское сельское поселение.

20.11.2015 г. администрацией МО Ропшинское сельское поселение составлены протокол проведения публичных слушаний по проекту ПЗЗ, заключение о результатах публичных слушаний по проекту ПЗЗ, которые опубликованы в газете «Балтийский луч» № 1 от 01.01.2016 г.

Приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 22.04.2016 № 20 опубликован 04.05.2016 г.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый в части приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 22.04.2016 № 20 принят в пределах полномочий административного ответчика с соблюдением требований законодательства к процедуре принятия, форме нормативного правового акта, порядку опубликования и введения в действие, что административным истцом не оспаривается.

Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.

Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации или благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее – СанПиН).

Согласно разделу VII СанПиН для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества, выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон. Конкретные размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны.

Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя (пункты 4.2 и 4.3. СанПиН).

Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования в составе материалов по его обоснованию (пункт 7 части 8 ст. 23 ГрК РФ).

Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).

Границы зон с особыми условиями использования территорий в обязательном порядке отображаются на карте градостроительного зонирования, входящей в состав правил землепользования и застройки, а также могут отображаться на отдельных картах (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).

Следовательно, вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые установлены с соблюдением требований соответствующего законодательства.

Вместе с тем, на карте зон с особыми условиями использования территории ПЗЗ и Генерального плана отображена санитарно-защитная зона в границах принадлежащего административному истцу земельного участка.

Согласно информации Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 28.05.2021 г., полученной на запрос Ленинградского областного суда, на территории дер. Глядино Ропшинского сельского поселения Ломоносовского района Ленинградской области решений об установлении санитарно-защитных зон не принимались.

Исследовав картографический материал ПЗЗ и Генеральный план, суд приходит к выводу, что отображение санитарно-защитной зоны произведено с нарушением порядка её установления в отсутствие заключения Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации.

При этом, как в текстовой части Генерального плана, так и в текстовой части ПЗЗ отсутствует указание на объекты, расположенные в д.Глядино, наличием которых обусловлена необходимость установления санитарно-защитной зоны в границах земельного участка административного истца.

Следовательно, текстовая часть Генерального плана и ПЗЗ входит в противоречие с утвержденными картографическими материалами, что свидетельствует о неопределенности правового регулирования в части наличия санитарно-защитной зоны в д. Глядино.

Между тем, закрепленный в статье 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства всех перед законом и судом, может быть обеспечен лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями, а значит – к нарушению названного принципа.

Таким образом, отображение в ПЗЗ и Генеральном плане санитарно-защитной зоны, не утвержденной в установленном порядке, что противоречит актам большей юридической силы, и наличие правовой неопределенности в части определения санитарно-защитной зоны в д. Глядино, свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд, руководствуясь ст.215 КАС РФ и разъяснениями, содержащимися в п.38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50, приходит к выводу о признании недействующими в части Генерального плана и ПЗЗ со дня вступления решения в законную силу.

Руководствуясь статьями ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

    Административный иск Семенова Андрея Витальевича удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов МО Ропшинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района Ленинградской области от 16.05.2014 г. № 31 «Об утверждении Генерального плана МО Ропшинское сельское поселение МО Ломоносовского муниципального района Ленинградской области», приказ комитета по архитектуре и градостроительству Ленинградской области от 22.04.2016 № 20 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования муниципального образования Ропшинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовского муниципального района Ленинградской области» в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 47:14:1210011:30 к санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и других объектов.

Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором подлежал опубликованию оспоренный нормативный правовой акт.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья С.А. Астапенко

Решение принято в окончательной форме 18.06.2021 г.

3а-277/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Семенов Андрей Витальевич
Ответчики
Совет депутатов МО Ропшинское сельское поселение
Комитет градостроительной политики
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Астапенко Сергей Александрович
Дело на странице суда
oblsud.lo.sudrf.ru
09.03.2021Регистрация административного искового заявления
10.03.2021Передача материалов судье
11.03.2021Решение вопроса о принятии к производству
14.04.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.05.2021Предварительное судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
10.06.2021Судебное заседание
18.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее