Решение по делу № 33-8060/2024 от 21.11.2024

г. Сыктывкар УИД 11RS0001-01-2024-001120-31

Дело № 2-2956/2024 (№33-8060/2024)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,

судей Константиновой Н.В. и Щелканова М.В.,

при секретаре Чистяковой О.А.,

рассмотрела в судебном заседании 16 декабря 2024 года дело по апелляционной жалобе ФИО9 на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 апреля 2024 года

по делу по иску администрации МО ГО «Сыктывкар» к ФИО9 о признании жилого помещения предоставленным на условиях социального найма,

заслушав доклад судьи Константиновой Н.В., объяснения ответчика ФИО9, представителя администрации МО ГО «Сыктывкар» ФИО8, третьего лица судебного пристава-исполнителя ФИО13, судебная коллегия

установила:

Администрация МО ГО «Сыктывкар» обратилась в суд с иском в котором просила вселить к ФИО9 в жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> на условиях социального найма, в обоснование требований указав, что апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 30.11.2020 по делу <Номер обезличен> (<Номер обезличен>) на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить ФИО9 вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, приспособленное с учётом потребностей (наименование категории), по договору социального найма общей площадью не менее 27 кв.м. Жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью 50,3 кв.м., расположено на 1 этаже и приспособлено для проживания (наименование категории). Во исполнение судебного акта истцом вынесено постановление от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «Об утверждении протокола заседания общественной комиссии по жилищным вопросам» и указанное жилое помещение было предложено ответчику. Однако от ответчика поступил отказ от предлагаемого жилого помещения ввиду расположения квартиры на улице <Адрес обезличен>.

В судебном заседании представитель администрации уточнила исковые требования и просила признать жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен> предоставленным ответчику на условиях социального найма во исполнение апелляционного определения Судебной коллегии Верховного суда Республики Коми от 30.11.2020 по делу <Номер обезличен> (<Номер обезличен>).

ФИО9 и её представитель возражали против удовлетворения уточненных требований, указывая, что предлагаемая истцом квартира находится в отдаленном районе города, где отсутствует развитая инфраструктура.

Привлечённый судом к участию в деле в качестве третьего лица судебный пристав-исполнитель СОСП по РК ГМУ ФССП России ФИО13 в суд не явилась.

Дело рассмотрено при установленной явке лиц.

Судом принято решение, которым требования администрации МО ГО «Сыктывкар» к ФИО9 удовлетворены.

Жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, признано предоставленным ФИО9 на условиях социального найма во исполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21.09.2020 (с учетом апелляционного определения от 30.11.2020) по делу <Номер обезличен>.

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное установление судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения исковых требований истца.

Апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от <Дата обезличена> решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от <Дата обезличена> оставлено без изменения, апелляционная жалоба ФИО9 – без удовлетворения.

Определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 09.10.2024 апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 15.07.2024 отменено по тем основаниям, что в нарушение пункта 2 статьи 292 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции не указал, на основании какой нормы закона решение общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении спорной квартиры ФИО9 считается предоставленным ей на условиях социального найма независимо от заключения договора социального найма. Установив фактические обстоятельства дела о принятом решении общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО «Сыктывкар» о предоставлении спорной квартиры, суд первой инстанции не указал каким образом нарушено или имеется угроза нарушения прав, законных интересов истца, что является обязательным условием реализации права на судебную защиту. Дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении апелляционной жалобы ответчик в суде апелляционной инстанции на своих доводах настаивала.

Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.

Третье лицо мнение относительно доводов апелляционной жалобы не выразила.

Изучив материалы настоящего гражданского дела, проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта в соответствии с требованиями частей 1 и 2 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО9 является ..., имеет заболевания ..., требующие применения ....

ФИО9 проживает в жилом помещении по адресу: (адрес 2 обезличен), принадлежащей на праве собственности ее матери ФИО9

Заключением межведомственной комиссии от 23.12.2016 указанное жилое помещение признано непригодным для проживания (наименование категории), пользующегося в связи с заболеванием ....

Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21.09.2020 с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 30.11.2020 на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить ФИО9 вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, приспособленное с учетом потребностей (наименование категории), по договору социального найма общей площадью не менее 27 кв.м.

На основании исполнительного документа возбуждено исполнительное производство <Номер обезличен>.

В целях исполнения решения суда администрация МО ГО «Сыктывкар» заключила муниципальный контракт с Фондом развития жилищного строительства Республики Коми, предметом которого являлось приобретение в собственность МО ГО «Сыктывкар» жилого помещения (квартиры), приспособленного для проживания (наименование категории) с характеристиками, указанными в техническом задании.

20.12.2023 администрация приняла от Фонда по акту приема-передачи квартиру (степень готовности к использованию – 100%), общей площадью 52,25 кв.м., жилой площадью 20,19 кв.м., расположенную по адресу: <Адрес обезличен>, приспособленного для проживания ФИО9

Право муниципальной собственности на квартиру зарегистрировано в ЕГРН <Дата обезличена>.

На заседании общественной комиссии по жилищным вопросам администрации МО ГО «Сыктывкар» 26.12.2023 принято решение о предоставлении квартиры <Адрес обезличен> ФИО9 во исполнение апелляционного определения Верховного Суда Республики Коми от 30.11.2020. Протокол заседания комиссии утвержден постановлением администрации от 26.12.2023 <Номер обезличен>.

28.12.2023 администрация направила в адрес ФИО9 уведомление о распределении ей вышеуказанного жилого помещения и необходимости заключения договора социального найма.

ФИО9 от заключения договора социального найма жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> отказалась, указав, что данное жилое помещение ей не подходит, так как находится далеко от поликлиники, которую она часто посещает. Также ФИО9 указала, что <Адрес обезличен> находится далеко от города. Ей самой на автобусе ездить с <Адрес обезличен> не получится, .... Остановка автобуса там высокая и неудобная .... Жилое помещение нужно в таком месте, чтобы можно было добраться до поликлиники, не используя автобусы. Машины у неё нет. Ей нужен доступ к социально-экономической инфраструктуре: поликлиника, магазины, аптеки, почта, библиотеки, храмы, государственные и социальные учреждения.

Из материалов дела также следует, что предлагаемая администрацией ФИО9 квартира расположена на первом этаже многоквартирного дома ..., имеет отдельный вход, оборудованный .... Общая площадь квартиры составляет 50,3 кв.м., жилая – 20,19 кв.м., площадь кухни – 9,79 кв.м. Инженерные системы квартиры включают в себя энергоснабжение, водоснабжение (горячая и холодная вода), канализацию, отопление.

Согласно акту приема-передачи квартиры от 20.12.2023 степень готовности квартиры к использованию – 100%. В качестве особых требований в акте отражены: площадь кладовой – 5 кв.м., ширина передней (прихожей) – 1,6 м., размеры санитарного узла 2,2 х 2,2 м., ширина внутриквартирных коридоров – 1,6 м., кран на кухне и в ванной – локтевого типа, снабжены термостатами, ограничивающими температуру поступающей поды до 50 градусов; раковина умывальника – консольного типа, на высоте 0,85 м., сиденье унитаза располагается на высоте 0,5 м. Дверные проемы имеют ширину в свету 0,9 м.

19.02.2024 муниципальной комиссией администрации МО ГО «Сыктывкар» по обследованию жилых помещений ... и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают (наименование категории), на основании запроса комитета жилищной политики проведено обследование квартиры <Адрес обезличен>, по результатам которого комиссия пришла к выводу об отсутствии необходимости дополнительного приспособления жилого помещения с учетом потребностей (наименование категории) и обеспечения условий доступности, в связи с чем, что жилое помещение приспособлено для (наименование категории) в рамках муниципального контракта от 29.03.2023.

Уклонение ФИО9 от получения предлагаемого жилого помещения послужило основанием для обращения администрации в суд.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями части 2 статьи 15, статьи 62 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 № 649, и исходя из того, что спорное жилое помещение соответствует санитарным и техническим нормам, приспособлено с учетом потребностей (наименование категории), признал его предоставленным ФИО9 на условиях социального найма во исполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21.09.2020 (с учетом апелляционного определения от 30.11.2020) по делу № <Номер обезличен>

Оценивая доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод нашла свое отражение в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №181-ФЗ).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.

Статьей 17 Федерального закона №181-ФЗ предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила №649), пунктом 2 которых предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Пунктами 23 – 36 Правил № 649 предусмотрены требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, а также требования по приспособлению жилого помещения.

Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по настоящему спору являлось, в том числе, установление соответствия спорного жилого помещения, предоставленного ответчику как (наименование категории), требованиям безопасности и безвредности условий его проживания, а также приспособления жилого помещения для его использования ответчиком по назначению с учетом его состояния здоровья.

Из акта от 20.12.2023 приемки квартиры по муниципальному контракту следует, что качество жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> соответствует техническому заданию и условиям контракта. Квартира пригодна для проживания, инженерно-технические сети и оборудование функционирует и готово к использованию.

При этом техническим заданием на приобретение жилого помещения, приспособленного для (наименование категории), предусмотрено, что доступность места проживания должна быть обеспечена в соответствии с требованиями СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001 и СП 137.13330.2012. Свод правил. Жилая среда с планировочными элементами, доступными (наименование категории). Правила проектирования

Согласно письму администрации МО ГО «Сыктывкар» от 07.03.2024 по результатам проведённого обследования муниципальная комиссия администрации МО ГО «Сыктывкар» пришла к выводу об отсутствии необходимости дополнительного приспособления квартиры <Адрес обезличен> для (наименование категории), в связи с тем, что жилое помещение приспособлено для (наименование категории) в рамках муниципального контракта от 29.03.2023. В подтверждение указанного, муниципальной комиссией по обследованию жилых помещений (наименование категории) и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают (наименование категории) на территории МО ГО «Сыктывкар» составлена анкета, в которой приведены нормативы доступности жилого помещения для проживания (наименование категории) и фактические сведения.

Между тем, представленная анкета не подтверждает соответствие придомовой территории, мест общего пользования и жилого помещения требованиям пунктов 23 – 36 Правил № 649, поскольку не содержит требуемые параметров к местам общего пользования и жилому помещению, установленных пунктами 23 – 36 Правил № 649 и фактические параметры по конкретным показателям приспособленности жилого помещения для проживания (наименование категории).

При таких обстоятельствах, утверждение истца о соответствии жилого помещения установленным требованиям обеспечения доступности и приспособленности жилых помещений для проживания (наименование категории), нельзя принять во внимание как не подтверждённое допустимыми и относимыми доказательствами.

Кроме того, при разрешении спора судом не учтено следующее.

В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 №5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Как следует из пункта 1 статьи 421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими; граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований; граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

На основании части 1 статьи 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Частью 4 статьи 57 ЖК РФ предусмотрено, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Согласно части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных этим кодексом.

В силу части 1 статьи 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Приведенные нормы жилищного законодательства, устанавливающие основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, являются одним из видов реализации конституционной гарантии прав на жилище (статья 40 Конституции Российской Федерации).

При этом нормы Жилищного кодекса Российской Федерации не предусматривают возможность понудить граждан при вышеуказанных обстоятельствах в судебном порядке к заключению договора социального найма, тем самым против их воли возлагая на них права и обязанности нанимателя жилого помещения.

Иной подход в отсутствие специальных норм нарушает гарантированные Конституцией Российской Федерации права граждан свободно выбирать место жительства, а также противоречит общеправовому принципу свободы договора. Соответствующая правовая позиция приведена в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19.11.2019 № 83-КГ19-15.

Жилищные права и обязанности также возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности (пункт 3 статьи 10 ЖК РФ).

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из положений части 1 статьи 60 и пункта 1 части 2 статьи 65 ЖК РФ следует, что на наймодателя возложена обязанность передать жилое помещение по договору социального найма. При этом выбор наймодателем объекта договора социального найма не может быть произвольным, а должен отвечать требованиям закона.

Из резолютивной части апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Коми от 30.11.2020 по делу <Номер обезличен> (<Номер обезличен>) следует, что на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность предоставить ФИО9 вне очереди благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, приспособленное с учётом потребностей (наименование категории).

Заявляя требования о признании жилого помещения по адресу <Адрес обезличен> предоставленным ФИО9 на условиях договора социального найма жилого помещения во исполнение судебного акта, истец фактически ставит требования о понуждении ответчика к заключению такого договора в отсутствие согласия на то ответчика и доказательств, достоверно подтверждающих доступность для (наименование категории) жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме.

При указанных обстоятельствах, вывод суда о признании спорного жилого помещения предоставленным ответчику по договору социального найма жилого помещения без ее согласия нельзя признать законным и обоснованным.

Доводы истца о нарушении его прав и законных интересов тем, что в связи с отказом ответчика от принятия жилого помещения в порядке исполнения судебного акта судебным приставом-исполнителем на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возлагается ответственность за неисполнение судебного решения в виде штрафов, судебная коллегия не может принять во внимание, так как исполнение решения суда должно быть надлежащим, то есть соответствовать установленным законом требованиям.

С учётом изложенного, решение суда подлежит отмене, а исковые требования администрации МО ГО «Сыктывкар» - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 330 ГПК РФ, судебная коллегия    

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 08 апреля 2024 года отменить.

Вынести по делу новое решение, которым исковые требования администрации МО ГО «Сыктывкар» к ФИО9 о признании жилого помещения по адресу: <Адрес обезличен> предоставленным ФИО9 на условиях социального найма во исполнение решения Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 21.09.2020 (с учетом апелляционного определения от 30.11.2020) по делу <Номер обезличен> оставить без удовлетворения.

Мотивированное определение изготовлено 16 декабря 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-8060/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
АМО ГО Сыктывкар
Ответчики
Худякова Юлия Александровна
Другие
Хозяинова Яна Владимировна
судебный пристав-исполнитель Артеева И.В.
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Дело на странице суда
vs.komi.sudrf.ru
16.12.2024Судебное заседание
17.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.12.2024Передано в экспедицию
16.12.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее