Дело №2а-1913/2019; 33а-101/2020
Судья Кострюков П.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 15 января 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Епифановой С.А.,
судей Корнеевой А.Е., Баранова В.В.,
при секретаре Дрожжиной В.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова Тамбовской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать контейнерную площадку,
по апелляционным жалобам администрации г. Тамбова Тамбовской области, ООО «Апельсин» на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 09 октября 2019 года,
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Октябрьского района г.Тамбова, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г.Тамбова о признании бездействия администрации г. Тамбова Тамбовской области незаконным и возложении обязанности ликвидировать контейнерную площадку, находящуюся вблизи многоквартирного ***.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Октябрьского района г. Тамбова была проведена проверка по обращению ФИО6 по вопросу размещения контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов на расстоянии менее установленном нормативом от многоквартирного ***. По результатам данной проверки было установлено, что контейнерная площадка расположена на расстоянии 13,7 м. от жилого *** и на расстоянии 24,7 м. от ТЦ «Апельсин» и служит для сбора твердых бытовых отходов домов №№40,42 по ул.Чичерина, а также твердых бытовых отходов, образующихся в деятельности ТЦ «Апельсин».
На основании п.8.2.5 «СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 10.06.2010 № 64, расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м., но не более 100 м. Также СанПиН 2.1.2.2645-10 не устанавливает требования к размещению контейнеров в районах сложившейся застройки, где уже невозможно соблюсти расстояние от 20м. до 100м., а содержит требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, которые следует соблюдать при размещении, проектировании, реконструкции, строительстве зданий, предназначенных для постоянного проживания. СанПиН 2.1.2.2645-10 введены в действие с 15.08.2010 г., их действие распространяется на правоотношения, возникшие после указанной даты. Многоквартирный *** был спроектирован и введен в эксплуатацию после 15.08.2010 г. Земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. При таких обстоятельствах оснований законности расположения названной контейнерной площадки на существующем месте не имеется.
По итогам проверки прокуратурой района в администрацию г. Тамбова направлено представление об устранении нарушений закона, однако действенных мер, направленных на перенос контейнерной площадки, не принято. Таким образом, бездействием администрации г. Тамбова нарушены права и законные интересы в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия не только ФИО6, но и всех жителей *** (в том числе, несовершеннолетних, нанимателей и временных жильцов), круг которых идентифицировать невозможно.
В ходе судебного разбирательства прокурором Октябрьского района г. Тамбова подано измененное административное исковое заявление, согласно которому просит признать бездействие администрации г. Тамбова незаконным и обязать ликвидировать контейнерную площадку, находящуюся вблизи многоквартирного ***, в силу того, что перенос контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПиН невозможен, по причине плотной застройки микрорайона
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 06 октября 2019 года бездействие администрации г.Тамбова по не устранению нарушений СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" относительно размещенной контейнерной площадки вблизи многоквартирного *** признано незаконным.
На администрацию г.Тамбова в течении 10 дней с момента вступления решения в законную силу возложена обязанность организовать работы по ликвидации контейнерной площадки, размещенной вблизи многоквартирного ***.
В апелляционной жалобе представитель администрация города Тамбова Н.К. Староверова просит отменить названное решение суда первой инстанции.
Автор жалобы отмечает тот факт, что близлежащие контейнерные площадки, согласно схеме расположения, находятся на расстоянии более 100 м. Строительство многоквартирного дома по *** «б» *** началось в период действия норм СанПиН 42-128-4690-88, в соответствии с п.2.2.3 которых допускалось сокращение расстояния до контейнерных площадок на основании комиссионного решения, указанный дом введен в эксплуатацию в 2015 году. Контейнерная площадка для данного дома предусмотрена генеральным планом внутри придомовой территории рядом с трансформаторной подстанцией. Расчетное количество контейнеров - 4 штуки в соответствии со СНиП. За время строительства дома нормы СанПиН изменились, однако дом уже был построен и сокращение расстояния между домом *** *** и контейнерной площадкой, предусмотренной для торгового центра «Апельсин», произошло ввиду высокой плотности застройки.
С 1 января 2019 года изменилась система обращения с отходами. По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор должен принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Региональный оператор по обращению с ТКО на территории Тамбовской области - АО «Тамбовская сетевая компания».
Согласно реестру расположения контейнерных площадок по ул. Чичерина г.Тамбова - спорная контейнерная площадка указана, как площадка по *** и договором на обслуживание закреплена АО «ТСК» за торговым центром «Апельсин», что соответствует утвержденному генеральному плану, а также договором на обслуживание закреплена АО «ТСК» за близлежащими домами: ***.
Полагает также необходимым учесть, что с заявлением в прокуратуру обратилась только гражданка Полунина И.Н., в то время как проведенное в апреле 2019 года собрание с жителями близлежащих домов по вопросу сноса спорной контейнерной площадки показало, что они категорически против сноса указанной площадки, считают, что это является нарушением их прав.
В случае ликвидации спорной контейнерной площадки, поскольку её перенос невозможен, нормативные положения указанных СанПиН будут нарушены и близлежащие контейнерные площадки окажутся на расстоянии более 100 м от собственников ТКО, что нарушает права других граждан и юридических лиц. В этом случае решение суда будет заведомо неисполнимо.
Генеральный директор ООО «Апельсин» С.В. Титов так же не согласился с решением Ленинского районного суда г. Тамбова и в своей апелляционной жалобе просит о его отмене.
Полагает, что решение суда постановлено без учета фактических обстоятельств дела с нарушением норм материального права в области санитарных норм и правил, регулирующих установку контейнеров для сбора твердых бытовых отходов вблизи жилых домов, и нарушающим права и законные интересы как жителей многоквартирных домов №***,*** по ***, так и ООО «Апельсин».
Выводы суда первой инстанции, что в местах, где установка контейнеров невозможна по санитарно-эпидемиологическим нормам, допускается бестарный сбор и вывоз ТБО специализированным автотранспортом сделаны без учета разъяснений, содержащихся в Решении Верховного Суда РФ от 13 декабря 2011 года №ГКПИ11-1881, которым разъяснено, что действующее законодательство допускает в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов, устанавливать эти расстояния комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), что не противоречит СанПиН 2.1.2.2645-10, и не нарушает прав заявителя, поскольку размещение контейнеров на расстоянии менее 20 метров само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека.
В возражениях на апелляционную жалобу Уполномоченный по правам человека в Тамбовской области Репин В.В., полагая, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова Тамбовской области без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исходя из смысла статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела (часть 1).
Заинтересованные лица вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела в суде первой инстанции, по собственной инициативе вступить в административное дело на стороне административного истца или административного ответчика, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда (часть 2).
Разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, в том числе о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика входит в состав действий сторон и суда, совершаемых при подготовке административного дела к судебному разбирательству (п. 3 ч. 3 ст. 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В нарушение вышеприведенных положений процессуального закона, судом при рассмотрении дела не был определен состав лиц, участвующих в деле.
Так, из материалов дела следует, что проверка по вопросу размещения контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов относительно многоквартирного *** была проведена прокуратурой Октябрьского района г.Тамбова по обращению ФИО6
По результатам данной проверки прокуратура Октябрьского района г.Тамбова, действуя в интересах неопределённого круга лиц и Российской Федерации, обратилась в Ленинский районный суд с настоящим иском.
На л.д.95 представлено заключение Уполномоченного по правам человека в Тамбовской области по результатам рассмотрения обращения ФИО6 по вопросу нарушений прав на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах, суду следовало привлечь ФИО6 к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
Однако в нарушение положений статьи 47, пункта 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом данного процессуального действия совершено не было.
В результате судом принято решение без привлечения к участию в деле лица, права и интересы которого затрагиваются принятым решением, что в силу части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является безусловным основанием для отмены обжалуемого решения.
Исходя из буквального толкования положений статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что заинтересованное лицо может быть привлечено к участию в деле только в суде первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении административного дела суду следует учесть указанные нарушения норм процессуального права, определить круг лиц, участвующих в деле.
Кроме того, необходимо правильно определить предмет иска, исходя из чего сделать вывод о надлежащем ответчике по заявленным требованиям; установить собственника контейнерной площадки, подлежащей ликвидации; дать надлежащую оценку постановлению администрации города Тамбова от 29.09.2007 № 6445 «О мерах по улучшению сбора и вывоза твердых бытовых отходов с территории города Тамбова» п. 165 приложения 4, которое на данный момент никем не оспорено и является действующим.
Кроме того, судом остался не выясненным вопрос, какие права и законные интересы неопределённого круга лиц затрагиваются существующим размещением контейнеров, и какое вредное воздействие этим оказывается на человека.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ленинского районного суда г. Тамбова 09 октября 2019 года отменить, настоящее административное дело направить в тот же суд новое рассмотрение.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий –
Судьи -