Дело № 2а-2245/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе:
председательствующего Курилова М.К.,
при секретаре Ривной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
14 мая 2018 года
Дело по административному исковому заявлению администрации Мариинского муниципального района к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по КО Ташлыковой Е.А. об уменьшении размера исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Мариинского муниципального района обратилась в Центральный районный суд г. Кемерово с иском к судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по КО Ташлыковой Е.А. об уменьшении размера исполнительского сбора.
Свои требования мотивирует тем, что **.**.**** судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам УФССП России по КО в отношении администрации Мариинского муниципального района возбуждено исполнительное производство ###.
**.**.**** судебный пристав-исполнитель Ташлыкова Е.А. вынесла постановление о взыскании исполнительного сбора с администрации Мариинского муниципального района в размере 50000,00 рублей и установила должнику новый срок для исполнения требований исполнительного производства: **.**.**** Основанием для вынесения постановления, послужило то, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебному приставу-исполнителю должником не предоставлено.
Согласно ч. 6 ст.112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном ФЗ № 229-ФЗ, обратиться в суд с иском об уменьшении размера исполнительского сбора.
В соответствии с частью 7 статьи 112 ФЗ № 229-ФЗ, суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественной положения должника, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ № 229-ФЗ.
Согласно решению Мариинского городского суда Кемеровской области от **.**.**** администрация Мариинского муниципального района обязана предоставить ЛИЦО_2, ЛИЦО_1 по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее ... кв.м., отвечающее установленным требованиям и расположенное в границах ...
Административный истец указывает, что исполнение вышеназванного решения суда на данный момент невозможно, поскольку в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений по договорам социального найма не имеется, что подтверждается информацией комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района от **.**.****.
В МОСП по ОИВП УФССП России по Кемеровской области **.**.**** администрацией Мариинского муниципального района своевременно была направлена информация по исполнению требований исполнительных производств, в том числе по исполнительному производству ###, согласно которой исполнение судебного решения по предоставлению ЛИЦО_1 по договору социального найма жилого помещения, площадью не менее ... кв.м., отвечающего установленным требованиям и расположенного в границах ... невозможно, поскольку в казне Мариинского муниципального района свободные жилые помещения отсутствую.
Следовательно, неисполнение администрацией Мариинского муниципального района требования исполнительного документа по представлению ЛИЦО_1 жилого помещения является уважительной причиной.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Тем самым, представленные доказательства подтверждают факт невозможности исполнения должником в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, требования исполнительного документа.
Учитывая указанные обстоятельства, администрация Мариинского муниципального района полагает, что имеются основания для уменьшения размера исполнительного сбора.
Кроме того, администрация Мариинского муниципального района как юридическое лицо действует на основании общих для организаций данного вида положений Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Согласно статье 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности, которой осуществляется за счёт средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно ст. 6 БК РФ бюджетная смета - документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств казенного учреждения.
В соответствии с Уставом Мариинского муниципального района администрация Мариинского муниципального района является муниципальным казённым учреждением, действует от имени муниципального образования «Мариинский муниципальный район» и исполняет публично-правовые обязательства.
Согласно прилагаемой информации финансового управления по Мариинскому району от **.**.****, бюджет Мариинского муниципального района на 2018 год утвержден в общем объеме доходов бюджета в сумме ... тыс. рублей по расходам ... тыс. рублей. Объем собственных доходов составляет ... тыс. рублей или ... процентов от общего объема. Ежемесячно в бюджет Мариинского муниципального района поступает собственных доходов в среднем ... млн. рублей.
Поступившие денежные средства направляются на выплату заработной платы более 80 процентов от собственных доходов. Утвержденный лимит фонда оплаты труда на год ... млн. рублей.
Помимо этого средства собственных доходов идут на: содержание сети муниципальных учреждений Мариинского муниципального района (...); исполнение социальных обязательств (ежемесячная выплата отдельным категориям граждан в год – ... тыс. рублей; адресная социальная помощь нуждающимся и социально-незащищенным категориям граждан, семьям с детьми – ... тыс. рублей; создание доступной среды для инвалидов - ... тыс. рублей).
Муниципальный долг бюджета Мариинского муниципального района на **.**.**** составил ... тыс. рублей, в том числе по бюджетным кредитам и соглашениям ... тыс. рублей.
Тем самым, администрация Мариинского муниципального района считает, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано исключительно объективно непредвидимыми обстоятельствами, в связи с чем, существуют правовые основания для уменьшения размера исполнительного производства № ### от **.**.****.
Просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Кемеровской области от **.**.******.**.**** г. по исполнительному производству ### с администрации Мариинского муниципального района, до 37500,00 рублей.
Представитель административного истца, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, письменным заявлением просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Административный ответчик Ташлыкова Е.А., в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, считая, что основания для уменьшения размера исполнительского сбора отсутствуют.
Заинтересованное лицо ЛИЦО_1, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Как следует из материалов дела и установлено судом согласно решению Мариинского городского суда Кемеровской области, вступившего в законную силу **.**.**** администрация Мариинского муниципального района обязана предоставить ЛИЦО_2, ЛИЦО_1 по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее ... кв.м., отвечающее установленным требованиям и расположенное в границах ...
**.**.**** на основании вступившего в законную силу решения суда взыскателю выдан исполнительный лист.
Из ч. 2 ст. 13 ГПК РФ следует, что вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
**.**.**** судебным приставом-исполнителем МОСП по особо важным исполнительным производствам УФССП России по КО Ташлыковой Е.А. в отношении администрации Мариинского муниципального района возбуждено исполнительное производство ###. Предмет исполнения: обязать администрацию Мариинского муниципального района предоставить ЛИЦО_2, ЛИЦО_1 по договору социального найма жилое помещение, площадью не менее ... кв.м., отвечающее установленным требованиям и расположенное в черте г. Мариинска Кемеровской области. Взыскатель ЛИЦО_1 (###).
Указанное постановление получено администрацией Мариинского муниципального района **.**.****.
При этом, судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИП УФССП России по КО Ташлыкова Е.И. в соответствии со ст. ст. 6, 12, 13, 14, 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установила должнику 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
**.**.**** судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП России по КО Ташлыковой Е.А. вынесено постановление ### о взыскании с администрации Мариинского муниципального района исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (###).
Положением ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с ч. 2 ст. 112 Закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 ст. 112 Закона, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно установленной норме вышеуказанного закона, исполнительский сбор носит обязательный характер, соответственно взыскивается в установленном законом размере.
Освобождение от уплаты должник может быть только при наличии чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств (непреодолимой силы), либо такая уплата может быть рассрочена должнику.
Согласно ч. 6 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим ФЗ, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с п. 75 Постановления Пленума ВС РФ № 50 от 17.11.2015 г. «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Как следует из сообщения Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Мариинского муниципального района, в казне Мариинского муниципального района свободных жилых помещений не имеется (###).
Суд также учитывает то обстоятельство, что должник является муниципальным казенным учреждением и финансируется из бюджета на основании бюджетной сметы.
По информации финансового управления по Мариинскому району, бюджет Мариинского муниципального района на 2018 год утвержден в общем объёме доходов бюджета в сумме ... тыс. рублей по расходам ... тыс. рублей. Объем собственных доходов составляет ... тыс. рублей или ... процентов от общего объема. Ежемесячно в бюджет Мариинского муниципального района поступает собственных доходов в среднем ... млн. рублей. Поступившие денежные средства направляются на выплату заработной платы более 80 процентов от собственных доходов. Утвержденный лимит фонда оплаты труда на год ... млн. рублей. Помимо этого средства собственных доходов идут на: содержание сети муниципальных учреждений Мариинского муниципального района (...); исполнение социальных обязательств (ежемесячная выплата отдельным категориям граждан в год – ... тыс. рублей; адресная социальная помощь нуждающимся и социально-незащищенным категориям граждан, семьям с детьми – ... тыс. рублей; создание доступной среды для инвалидов - ... тыс. рублей). Муниципальный долг бюджета Мариинского муниципального района на **.**.**** составил ... тыс. рублей, в том числе по бюджетным кредитам и соглашениям ... тыс. рублей (###).
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что администрация Мариинского муниципального района не имела объективной возможности предоставить ЛИЦО_1 благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, неисполнение администрацией Мариинского муниципального района требования, содержащегося в исполнительном документе в отношении ЛИЦО_1, вызвано уважительной причиной.
Суд считает, что представленные доказательства подтверждают тот факт, что должник принял все возможные меры по предоставлению ЛИЦО_1 жилого помещения.
Таким образом, суд считает, что имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по КО Ташлыковой Е.А. от **.**.**** ###, до 37500,00 рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования администрации Мариинского муниципального района об уменьшении размера исполнительского сбора - удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взыскиваемого с администрации Мариинского муниципального района на основании постановления судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по КО Ташлыковой Е.А. от **.**.****, по исполнительному производству ### от **.**.****, до 37500,00 руб.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в мотивированной форме.
Судья М.К. Курилов
В мотивированной форме решение изготовлено 18.05.2018 г.