Решение по делу № 2а-1081/2020 от 25.08.2020

Дело № 2а-1081/2020

44RS0028-01-2020-001301-78

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2020 года г. Кострома

Костромской районный суд Костромской области в составе судьи Соболевой М.Ю., при секретаре Бойцовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Румянцева А.И., Румянцевой Е.М. к администрации Никольского сельского поселения об оспаривании решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения,

установил:

    Румянцев А.И., Румянцева Е.М. обратились в суд с административным иском к администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 28 мая 2020 года № 312. В обоснование заявленных требований указали, что Румянцеву А.И., Румянцевой Е.М. принадлежит на праве собственности квартира, расположенная по адресу (адрес), расположенная на 2 этаже.

26 мая 2020 года истцы представили в администрацию Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области на согласование заявление о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2005 г. N 266 (Приложение N 1), и документы, перечисленные в ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса Российской Федерации (Приложение N 2 ).

Решением от 28 мая 2020 года N 312 администрация Никольского сельского поселения отказала в согласовании указанного заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, сославшись на п.2.1, раздела 2 схемы теплоснабжения Никольского сельского поселения, утвержденной Постановлением Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 29.11.2019 года № 2718 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Никольского сельского поселения» переход потребителей с центрального отопления на автономное возможно только в целом многоквартирным домом и пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190 «О теплоснабжении», регулирующего всю систему взаимоотношений в теплоснабжении и направленного на обеспечение устойчивого и надежного снабжения тепловой энергией потребителей.

Административные истцы считают отказ необоснованным, поскольку в решении не указано ни одно из оснований, предусмотренных в п.1 ст. 27 ЖК РФ. Представленный им в администрацию проект соответствует всем требованиям действующего законодательства, законных оснований для отказа в выдаче разрешения на переустройство системы отопления и горячего водоснабжения в квартире не имеется. Также согласно актуализированной схеме теплоснабжения Никольского сельского поселения Костромского района многоквартирных домах п. Никольское, подключенных к системе центрального отопления имеются квартиры с индивидуальными источниками теплоснабжения. В многоквартирном доме на ул. Мира, д. 13, подключены порядка 6 квартир: 18, 44, 37, 53, 9, 68.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены МУП «Коммунсервис» Костромского района, ООО УК «Жилсервис», администрация Костромского муниципального района.

Административный истец Румянцев А.И. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Дополнил, что в настоящее время квартира обеспечивается центральным отоплением и горячим водоснабжением. В случае перехода на индивидуальный источник тепловой энергии необходимо будет проложить дымоходный канал по фасадной стене здания.

Административный истец Румянцева Е.М. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Представитель административного ответчика администрации Никольского сельского поселения Лапина А.Д., действующая на основании доверенности, полагала, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Представила отзыв, в котором указала, что в соответствии с п.2.1, раздела 2 схемы теплоснабжения Никольского сельского поселения, утвержденной Постановлением Администрации Костромского муниципального района Костромской области от 29.11.2019 года № 2718 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения Никольского сельского поселения» переход потребителей с центрального отопления на автономное возможно только в целом многоквартирным домом.

Перевод квартир на поквартирное отопление в многоквартирных жилых домах, подключенных к системам централизованного теплоснабжения, отрицательно сказывается на системе централизованного теплоснабжения в целом и перекладывает затраты на теплоснабжение общедомовых площадей на квартиры, не перешедшие на индивидуальное теплоснабжение. Также отопление квартиры с индивидуальным теплоснабжением частично осуществляется от других (не перешедших на индивидуальное теплоснабжение) квартир за счет теплового потока через стены и перекрытия.

В связи с этим схемой теплоснабжения предлагается ограничить переход собственников жилья на индивидуальное теплоснабжение в квартирах многоквартирных домов. присоединённых к системе централизованного теплоснабжения в установленном порядке.

Отказ в удовлетворении обращений граждан о переустройстве принадлежащей им квартиры с отключением ее от централизованного теплоснабжения и переводом на теплоснабжения от поквартирного источника тепла обоснован: Положением об устройстве общедомовых встроенных, либо пристроенных блочных миникотельных и поквартирных систем теплоснабжения с индивидуальными теплогенераторами, пунктом 1.1 которого переустройство разрешается лишь при условии отсоединения полностью всего дома от центрального теплоснабжения; Федеральным законом от 27.07.2010 года N 190-ФЗ»О теплоснабжении».

Представитель заинтересованного лица МУП «Коммунсервис» в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Хамзина Е.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных требований, считая отказ администрации Никольского сельского поселения законным и обоснованным.

Представители заинтересованных лиц администрации Костромского муниципального района, ООО УК «Жилсервис» в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представали ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, показания свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании договора на передачу и продажу квартир в собственность граждан от 17 мая 1993 года Румянцев А.И. и Румянцева Е.М. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу (адрес).

Судом установлено, что квартира, принадлежащая истцам, находится на втором этаже многоквартирного панельного дома, который подключен к системе центрального отопления, горячего водоснабжения и газоснабжения. Многоквартирный жилой дом оборудован общедомовой системой центрального отопления.

26 мая 2020 года Румянцев А.И. обратился в администрацию Никольского сельского поселения с заявлением о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения, расположенного по адресу (адрес), а именно системы отопления, горячего водоснабжения на индивидуальное газовое, приложив проект устройства системы газооборудования жилого помещения и переустройства системы отопления жилого посещения, подготовленного ООО «ГазИнженерПроект»на отопление квартиры, а также на внутреннее устройство газоснабжения.

В ответе от 28 мая 2020 года № 312 администрация Никольского сельского поселения отказала в выдаче разрешения на устройство индивидуального отопления в квартире по адресу (адрес), указав, что в соответствии с п. 2.1 раздела 2 схемы теплоснабжения Никольского сельского поселения, утвержденной постановлением Администрации Костромского муниципального района от 29 ноября 2019 года № 2718, переход потребителей с центрального отопления на автономное возможно только в целом многоквартирным домом.

Не согласившись с указанным решением административные истцы обратились в Костромской районный суд.

В силу положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. ст. 25, 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, являются переустройством жилого помещения, которое должно производиться с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке.

Пунктами 1.7.2, 1.7.3 указанных Правил предусмотрены обстоятельства, при которых перепланировка недопустима: нарушение прочности или разрушение несущих конструкций здания, нарушение в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшение сохранности и внешнего вида фасадов, нарушение противопожарных устройств, ухудшение условий эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры.

В соответствии с п. 35 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, потребитель не вправе самовольно демонтировать или отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный или жилой дом, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы.

Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 51 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2018 года N 787, в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.

Вместе с тем, следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" следует, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная, в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (пп. 21 п. 2 ст. 2 указанного ФЗ); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованным с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, часть 15 статьи 14 Федерального закона "О теплоснабжении" направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определения от 17 ноября 2011 года N 1514-О-О, от 21 марта 2013 года N 457-О, от 17 июля 2014 года N 1681-О и др.).

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 7 мая 2015 года N АКПИ15-198, следует, что данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, подключенных к центральной системе теплоснабжения, перевод отдельных помещений на индивидуальное отопление допускается при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность.

Схема теплоснабжения представляет собой документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении").

Согласно п. п. 4, 27 и 41 Требований к схемам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 N 154 в схему теплоснабжения включаются условия применения отопления жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, определение условий организации централизованного и индивидуального отопления.

Постановлением администрации Костромского муниципального района от 29 ноября 2019 года № 190 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Никольского сельского поселения.

В пункте 2.1 Схемы теплоснабжения Никольского сельского поселения указано, что переход потребителей с центрального отопления на автономное возможно только в целом многоквартирным домом.

Согласно разделу 12 Схемы теплоснабжения В соответствии с действующим законодательством переход собственников квартир в многоквартирных домах на индивидуальное теплоснабжение с использованием природного газа возможен при соблюдении следующих условий:

1. Согласие всех собственников жилых помещений данного многоквартирного дома, остающихся на центральном отоплении, оформленное протоколом собрания собственников в установленном порядке.

2. Согласование с поставщиком природного газа и газораспределительной организацией условий на поставку в данный многоквартирный дом требуемого количества природного газа.

3. Наличие проекта установки газового оборудования. Согласованного с газоснабжающей организацией, а в случае прокладки дымоходов по фасадам здания, с архитектором муниципального района.

4. В случае, если в многоквартирном доме остается хотя бы 1 квартира на центральном отоплении, необходим проект реконструкции системы отопления и ГВС дома, разработанный специализированной проектной организацией и согласованный с теплоснабжающей организацией.

5. Реконструкция системы отопления дома в соответствии с разработанным и согласованным проектом и сдача работ по акту теплоснабжающей организации.

Бремя выполнения всех выше указанных условий несут собственники квартир, переходящих на индивидуальное теплоснабжение. При неисполнении хотя бы одного из условий теплоснабжающая организация вправе считать договор поставки тепловой энергии не расторгнутым, и продолжать взимать плату за отопление по показаниям общедомовых узлов учета или по существующим нормативам.

Как установлено судом, и следует из материалов дела, многоквартирный дом, в котором расположено жилое помещение административных истцов, подключен к центральной системе теплоснабжения. При этом доказательств того, что схема теплоснабжения Никольского сельского поселения предусматривает возможность перехода на отопление помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии материалы дела не содержат.

Право потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.

Представленная проектная документация не соответствует требованиям действующего законодательства.

Предложенный вариант крепления дымового канала к фасадной стене здания в отсутствие в проекте сведений о возможных последствиях ее сохранности противоречит требованиям п. 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г. N 170.

Из представленной проектной документации следует, что переустройство в помещении административного истца влечет за собой укрепление на фасаде жилого дома дымоотвода, изменение системы отопления дома в целом, т.е. данное переустройство затрагивает общее имущество собственников помещений многоквартирного дома. Доказательства согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство жилого посещения, предлежащего истцам Румянцевым, с укреплением дымоотвода на фасаде здания, с демонтажем общей системы отопления административными истцами не представлены.

Протокол от 21 сентября 2020 года общего собрания собственников помещения таким доказательством не может быть признан, поскольку согласие всех собственников отсутствует.

В соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87, подраздел "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети" раздела 5 в текстовой части должен содержать сведения о тепловых нагрузках на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение на производственные и другие нужды.

Приведенное Положение устанавливает состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства, при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

В проектной документации, выполненной ООО «ГазИнженерПроект» имеется указание на то, что изменение теплогидравлических характеристик общедомовой системы отопления, вызванных переходом квартиры № (адрес) на автономное отопление, незначительны и не оказывают существенного влияния на параметры системы.

Между тем по делу видно, что при расчете по квартире выведение результата изменения невязки потерь давления системы отопления убедительным образом необоснованно. Не усматривается такого убедительного обоснования и из показаний свидетеля Г., допрошенного в судебном заседании по ходатайству истца.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Румянцева А.И., Румянцевой Е.М. к администрации Никольского сельского поселения о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 28 мая 2020 года № 312.

Руководствуясь ст. ст. 175, 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Румянцева А.И., Румянцевой Е.М. к администрации Никольского сельского поселения о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 28 мая 2020 года № 312 отказать.

    Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение месяца с момента изготовления решения в мотивированном виде.

    Судья М.Ю. Соболева

    Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2020 года.

2а-1081/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Румянцева Екатерина Михайловна
Румянцев Анатолий Иванович
Ответчики
Администрация Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области
Другие
администрация Костромского муницпального района
МУП "Коммунсервис" Костромского района
ООО "УК ЖилСервис"
Суд
Костромской районный суд Костромской области
Судья
Соболева Марина Юрьевна
Дело на странице суда
kostromskoy.kst.sudrf.ru
25.08.2020Регистрация административного искового заявления
26.08.2020Передача материалов судье
26.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.09.2020Предварительное судебное заседание
01.10.2020Судебное заседание
20.10.2020Судебное заседание
28.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее